Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура рынка




 

На ранней стадии существования рынка (в Древней Греции и Древ­нем Риме, а затем в средневековых городах) он находился в неразвитом - слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента.

При капитализме торговля на городских площадях была вытеснена совершенно иной системой рынков и множеством торговых зданий различного назначения.

Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков.

Система рынков - совокупность всех рынков, расчлененных на основе самых разных критериев.

Такая совокупность образовалась, в конечном счете, во второй половине XX столетия под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство за счет широкого преобразования натурального производства в товарное; рас­пространения отношений купли-продажи на рабочую силу основной массы трудящихся; быстрого развития сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ; превращения конечных результатов науч­ных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок) в то­варный продукт.

Во-вторых, современное производство стало создавать в огромных количествах весь спектр полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека. Реализация таких благ не могла проис­ходить на каком-то одном рынке и потребовала их дифференциации.

В-третьих, усилившееся в XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В этой сфере возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей товаров и услуг разного вида.

В-четвертых, в результате широкого развития акционерных обществ объектом массовой купли-продажи стали ценные бумаги на специали­зированном рынке ценных бумаг.

В-пятых, интенсивный рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

В современной системе рынков по критерию "объекты рыночного обмена" выделяются:

рынок потребительских продуктов (он подразделяется на мно­жество подотраслей, реализующих продовольственные и не­продовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

рынок средств производства (на нем приобретаются веществен­ные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: комму­нальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);

рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно сво­бодных денежных средств, используемых в производственных целях);

рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных доку­ментов, приносящих доход);

рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

рынок информационных продуктов;

-рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного про­странства резко возросла его активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всего комплекса необходимых субъективных материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается существование и значение товарного производства, а только отражается то новое состояние экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений. Способ осуществления такого воздействия зависит от форм и типов взаимодействия агентов рынка.

Экономическими субъектами рыночной экономики являются до­мохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, связанных брачно-семейными отношениями, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма - экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли и использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Государство - это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необ­ходимости контроля над хозяйственными объектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйственные субъекты взаи­модействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке, образуя поток доходов и расходов.

Домохозяйства, имея факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), предоставляют их через рынок ресурсов фирмам, которые, в свою очередь, предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата факторов производства выступает на стороне фирм расходами, а на стороне домохозяйств - доходами. Домохозяйства будут предъявлять спрос на необходимые продукты и услуги на рынках товаров и услуг и тратить свой доход на их приобретение. Предприниматели, предлагая и реализуя произведенную продукцию, будут соответственно получать доход (см. рис. 7.1).

Эту схему можно существенно усложнить, если учесть еще связи домохозяйств и фирм с государственным сектором, который также осу­ществляет закупки на рынке товаров и факторов производства. В то же время государство получает в виде налогов часть дохода частного сектора экономики. Нужно отметить, что этот "поток" доходов и расходов постоянно находится в движении.

 


7.1 - Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов

 

Рынок в одном важном отношении прямо противоположен нату­ральному хозяйству. Как мы знаем, в натуральном хозяйстве создаваемые продукты поступали в распределение, которое зачастую не предоставляло потребителю возможность выбирать по его желанию те или иные блага. В отличие от этого жесткого порядка рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

Для покупателя данные свободы касаются выбора товара из мно­жества взаимозаменяемых и независимых благ и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Для продавца свобода заключается в выборе наиболее подходящего покупателя и возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в выборе устраивающих их условий торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный, нелегальный и регулируемый.

Первый тип рынка - свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором ска­зано выше.

Между тем определение "свободный рынок" требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого. Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что прода­вать, кому сбывать продукцию и по какой цене. Подобным суверените­том обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на клас­сическом рынке строятся только по горизонтали. Между контрагентами (договаривающимися сторонами) складываются партнерские отноше­ния на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, уста­навливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).

Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и стро­гого правового регулирования. Ради истины следует признать, что час­то такая неограниченная свобода оборачивается своей неприглядной стороной. В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблю­дения ими правил игры этот тип рынка получил нелестные названия -"дикий", "уличный", "нецивилизованный".

Второй тип рынка - нелегальный - близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но между ними имеются существенные различия. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность - те­невую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, ли­цензий, при неуплате сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и "черный" рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).

Первому и второму типам рыночных отношений присуща опреде­ляющая черта - стихийность, непредсказуемость развития и неуправ­ляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере:

1)на рынке свободно действуют единоличные собственники не­больших фабрик;

2)производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;

3) сами производители, как правило, заботятся о розничной про­даже продуктов населению.

"Такое положение было характерно для производства и рыночного обмена XV- XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Рынок третьего типа - регулируемый, подчиненный определенно­му порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Переход в XX в. к этому типу рынка обусловлен объек­тивными причинами, которые вызвали тенденцию к усилению органи­зованности и управляемости рыночных связей.

Основными причинами перехода к регулируемому рынку являются:

• во-первых, высокий уровень концентрации и специализации про­изводства и расширение масштабов обобществления экономи­ки. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, всле­пую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихий­ным переменам. Чтобы не рисковать огромными затратами ка­питала, крупные фирмы стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им го­сударственных заказов. Примечательно, что по заказам фирм и государства реализуется, например, до 60% автомобилей и до 100% станков;

• во-вторых, усиление общественного характера рыночных связей. Если в прошлом производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, то теперь на их пути - большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгово­го сервиса покупателей - наладка и ремонт проданных изде­лий, гарантийное и сервисное обслуживание потребителей. Все это привело к существенному усложнению рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.