Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции




1. Ожидания клиента.
2.Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.
З. Характер проблем клиента.
4. Готовность клиента к сотрудничеству.
5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.
6. Профессиональный и личностный опыт психолога.
7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее:
— оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов;
— даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиентов должна формироваться как случайная выборка, что является весьма затруднительным с практической и этической точек зрения;
— оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был бы осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку собственных представлений о методе;
— следует учитывать структуру личности психолога, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия;
— необходимо сравнивать непосредственные и отдаленные результаты психокоррекционного воздействия (это особенно важно при личностно-ориентированном воздействии); необходимо учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;
— при групповой форме коррекционной работы необходимо учитывать профессиональные возможности психолога, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.

Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:
— субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
— объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека;
— устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.

При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:
1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия. М., 1990.
2. Осипова А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: ТЦ «Сфера», 2001, 512с.
3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999

Дополнительная литература:
4. Дорис Бретт. Жила-была девочка, похожая на тебя: Психотерапевтические истории для детей.–М.: «Класс», 2003. 224с.
5. Эсклайн В. Игровая терапия. М.: Апрель Пресс, 2001. 480с.
6. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2003.
7. Мустакас К. Игровая терапия. СПб.: «Речь», 2004, 282с.
8. Лендрет Г., Хоумер Л., Словер Дж. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. М.: НПО «МОДЭК», 2004, 320с.
9. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: «Речь», 2003, 160с.

 

ПРАКТИКУМ/ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (самостоятельная работа)

Найти информацию по следующим темам:

  1. Понятие личности.
  2. Исследование и оценка в психологии личности:

- метод анамнеза,
- корреляционный метод,
- экспериментальный метод,
- оценка личности,
- типы методов оценки.

3. Метод наблюдения: цель, схема, виды.

 

Список литературы для ПРАКТИКУМА:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука. - 1977.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. – Т.
  4. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – МГУ: 1975.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989.—197 с.: ил.
  6. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев: Высшая школа, 1979.
  7. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. – 176 с.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.—Т. 1-2.
  9. Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. Основы классификации профессиографических методов// Методология исследований по инженнерной психологии труда. – Л.: ЛГУ, 1974. -- Ч.1. - 148 с.
  10. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976.
  11. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смиинов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  12. Краткий психологический словарь – хрестоматия. / Под редакцией Платонова К.К. – М.; Высш. шк., 1974. – 137 с.
  13. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.
  14. Методы практической психологии общения.// Под ред. В.П. Захарова и Е.В. Сидоренко- -- Ленинград, 1990.
  15. Марищук В.Л., Сенопальников У.В., Шестаков С.С. Психодиагностическая беседа с элементами физиогномики. – Санкт-Петербург, 1996. -- Ч.1 – 3.
  16. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. – 336 с., 1 л. порт.
  17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993.
  18. Общая психодиагностика.// Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – Изд-во Моск-го ун-та, 1987.
  19. Практикум по психодиагностике // Под ред. Бодалева А.А. и Столина В.В. – М.: МГУ, 1988. – 102 с.
  20. Практическая психология// Под ред. Тутушкиной М.К. – СПб,: ГАСУ, 1993. – 252 с.
  21. Процесс социального исследования. // Пд ред. Волкова Ю.Е. – М.: Прогресс, 1975. – 576 с.
  22. Психологический словарь // Под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В. и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
  23. Психология профессиональной подготовки// Общая ред. Никифорова Г.С. – СПб.,.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1993.
  24. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдинальном исследовании студентов). – Л., 1976.
  25. Популярная психология для родителей // Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
  26. Пиз Аллан. Язык жестов. Пер. с англ. – Воронеж: НПО Модэк, 1992.
  27. Практикум по психологии.// Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – Изд-во Московского ун-та, 1972.
  28. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с., илл.
  29. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./ Сер. "Методы психол. диагн.". – М., 1990.—Вып.1. – 153 с.
  30. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики". – М., 1990. – Вып. 3.
  31. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. / Сер. "Методы психол. диагностики". – М., 1990.—вып.2.
  32. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980
  33. Стандартизированный клинический личностный опросник // адаптированный Гильяшевой И.Н., Собчик Л.Н., Федоровой Т.Д. Полный вариант ММР!. – Л.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1984. – 45 с.
  34. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы (рекомендации практического психолога). – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.
  35. Хрестоматия по патопсихологии. Составители: Б.В. Зейгарник, А.П. Корнилов, В.В. Николаева. – Изд-во Московского ун-та, 1981.
  36. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности – СПб, 1997 – Изд-во Питер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.