Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды административно – правовых режимов

Тема 14: АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ.

Понятие «правовой режим» все больше утверждается как в сфере юридической науки, так и в законодательстве. Исследование этого понятия дает возможность выяснить специфику правового регулирования определенного объекта или вида деятельности.

В наиболее общей форме понятие «правовой режим» определяется как порядок регулирования, комплекс правовых способов, которые характеризуют особое объединение взаимодействующих разрешений, запретов, а также положительных обязательств, что создает особую направленность регулирования.

Каждой отрасли права свойственен свой режим регулирования. Своеобразность административно-правового режима проявляется в особом порядке возникновения и формулирования содержания прав и обязанностей участников административно-правовых отношений и их осуществления, наличии специфических санкций, особых способах их реализации, а также в действии единых принципов, общих положений, которые распространяются на данную совокупность правовых норм.

Административно-правовой режим – это определенное объединение административно-правовых способов регулирования, которое проявляется в централизованном порядке, императивном методе правового влияния и юридическом неравенстве субъектов правоотношений.

 

К числу основных элементов административно-правового режима относятся:

1. метод правового регулирования, который в административном праве основывается на централизованном способе и императивном типе регулирования и выражается в юридическом неравенстве субъектов правоотношений;

 

2. особые административно-правовые способы установления и формы возникновения прав и обязанностей, способов юридического воздействия, защиты прав, процедурно-процессуальных формы и т.п., к которым следует отнести акты, жалобы, служебную или функциональную подчиненность, контроль или надзор, административное принуждение, протоколы, постановления, ходатайства, административную ответственность и др;

 

3. принципы, общие положения административного права, такие как участие граждан в управлении государственными делами; обеспечение и защита прав и свобод человека, интересов государства; осуществление органами власти своих полномочий в пределах, установленных Конституцией и законами Украины; подотчетность, подконтрольность, ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц перед обществом за свою деятельность и др.;

 

4. особенность административного законодательства, которое характеризуется наличием большого количества правовых норм, регулирующих значительный объем разнообразных социальных отношений, связанных с государственным управлением;

 

5. наличие наряду с общеотраслевым правовым режимом внутриотраслевых правовых режимов: режима секретности, таможенного режима, режима государственной границы, режима свободных экономических зон, режима осуществления определенных видов предпринимательской деятельности, паспортного режима и др.

 

Правовые режимы классифицируются:

· По масштабу свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав выделяют льготные и ограничивающие режимы. Первые предоставляют гражданам и организациям дополнительные права и свободы или льготы при осуществлении ими определенных прав или свобод, например, льготы для участников боевых действий. Вторые, наоборот, вводят особые правила использования гражданами и организациями своих прав и свобод или устанавливают запрет на осуществление ими определенных прав и свобод, например, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

· По глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций различают обычные и чрезвычайные режимы. Первые не изменяют конституционный статус граждан и организаций; вторые существенно ущемляют их права и свободы, вводят особый порядок осуществления отдельных видов конституционных прав и свобод.

· По времени действия выделяют постоянные (паспортный режим) или кратковременные, ситуационные (чрезвычайное положение) режимы.

· По территории действия различают режимы, которые действуют по всей территории Украины или в отдельных ее регионах или местностях (режим пограничной зоны).

· По отдельным объектам выделяют режимы заповедников, огнестрельного оружия, ядов и др.

· По видам деятельности различают режимы оперативно-розыскной деятельности, отдельных видов предпринимательской деятельности и др.

Основания правовых режимов устанавливаются законами Украины: от 27 февраля 1991 г. «О правовом режиме территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», от13 октября 1992 г. «Об общих основаниях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», от16 марта 2000 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения», от 4 ноября 1991 г. «О государственной границе Украины» от 16 мая 1995 г. «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» и подзаконными нормативно-правовыми актами, например, постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1994 г. «О пограничной полосе» и др.

· По юридической природе среди правовых актов, регулирующих правовые режимы, выделяют правоустанавливающие, которые содержат первичные «режимные» нормы, и правоприменительные акты. Например, на основании п.21 ст. 106 Конституции и Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» Президент Украины принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения, в котором устанавливаются определенные правила, а местный орган исполнительной власти (областная государственная администрация), руководствуясь этим актом, вводит комендантский час.

Все специальные административно-правовые режимы имеют две взаимосвязанные стороны: содержательную и формальную. Содержательную сторону образуют причины и цель введения режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ними действия. Формальная (юридическая) сторона содержит такие элементы: кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим; процедура его введения, осуществления, отмены; система «режимных» обязанностей и прав. Большинство специальных режимов, как правило, ущемляют права граждан. Такие ограничения должны устанавливаться только законами.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судебный контроль | Правовой режим чрезвычайного положения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.