Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рынка труда и механизм его регулирования

Тема 6. Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда. Рынок труда представляет собой систему, в которой взаимодействуют работодатели и владельцы рабочей силы. Здесь происходит стоимостная оценка труда, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложение. Условия рынка труда – существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего – продавца рабочей силы.

Рынок труда предстает как сфера, в которой происходит контакт продавцов и покупателей трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров услуг.

Рынок труда предполагает:

экономическую свободу работодателей и работников;

гибкую систему оплаты труда, которая отражает спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству;

свободное перемещение рабочей силы, предполагающее профессиональную мобильность, т.е. переквалификацию в соответствии с изменением потребностей общества в отдельных профессиях; миграционную мобильность, т.е. смену места работы, места жительства; расширение сферы трудовой деятельности за рамки основной профессии.

Элементы механизма рынка труда. Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, конкуренция между наемными работниками (за лучшие рабочие места), между работодателями (за лучших работников), между наемными работниками и работодателями (при заключении тарифных соглашений об условиях труда, его оплате и т.д.).

Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных соответствующими средствами производства, денежными ресурсами и жизненными средствами.

Предложение рабочей силы – это число работников, которые желают и могут предложить свои способности на рынке труда.

Под механизмом рынка труда следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие провести оценку стоимости разнокачественной рабочей силы, которая происходит на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений.

Субъекты социально-трудовых отношений. Это наемные работники и их объединения (профсоюзы, ассоциации), предприниматели (коллективные и индивидуальные) и их союзы (например, союз промышленников и предпринимателей и др.), государственные органы.

Государство как субъект рынка труда играет особую роль. Оно может выступать и как предприниматель в государственном секторе экономики, и как инвестор многих программ. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.

Государство в лице законодательных органов разрабатывает законы и устанавливает общие правила поведения для всех субъектов рынка труда. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решения и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты.

Признаки развитости рынка труда. Важнейший признак развитости рынка труда – оплата труда, адекватная квалификации и образованию. Четкие принципы оплаты труда, учитывающие многочисленные факторы, которые определяют его результативность (общеобразовательный и общекультурный уровень, профессиональная подготовка, степень использования трудового потенциала и т.д.), проявляются, в частности, в том, что доходы рабочей силы высокой квалификации и творческих возможностей значительно превышают прожиточный минимум.

Характерная черта развитого рынка труда – тенденция к снижению межотраслевых различий в оплате труда. На таком рынке достаточно стабильно соотношение между минимальной и средней заработной платой.

Подобный результат нельзя объяснить свободной игрой рыночных сил. Это следствие компромисса, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений, которыми являются, как уже отмечалось, представительные организации работодателей и работополучателей (союзы предпринимателей, профсоюзы и др.), отношения которых отражают объективно противоположные интересы, а также государство, регулирующее эти отношения. При необходимости указанные отношения поддерживаются с помощью законодательных актов.

Механизм регулирования рынка труда. Все это обусловливает специфику механизма регулирования рынка труда и необходимость активного вмешательства государства в его функционирование. В узком смысле механизм регулирования рынка труда – это свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.

 

Основные направления и методы

государственного регулирования рынка труда

Направления регулирования рынка труда. Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

К концу 60-х – началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования безработицы, т.е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.

Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.

В нашей стране регулирование рынка труда не является сильной стороной деятельности правительства и не получило адекватного современному уровню социально-экономического развития экономики отражения в правительственных документах. Кроме того, сложность проблемы усугубляется еще и тем, что рынок труда в России только формируется: пока еще в полной мере не функционируют ни организационно-правовой, ни социально-экономический механизмы его регулирования.

Решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий – с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступать гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда.

Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.

Службы занятости. Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму. Основные функции службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.

Государственная служба занятости населения в нашей стране образована на базе органов по трудоустройству, переобучению и профориентации населения для проведения единой государственной политики занятости населения на всей территории РФ. Государственная служба занятости призвана обеспечить проведение в жизнь государственной политики занятости.

Службы занятости – основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.

Современные службы занятости в нашей стране кроме традиционных посреднических услуг должны выполнять многие другие функции, отвечающие современным требованиям регулирования рынка труда. Это меры материальной поддержки и социальной помощи безработным; организация общественных работ; участие в создании дополнительных рабочих мест; анализ рынка труда и представление предложений по его регулированию; участие в разработке государственных и региональных программ занятости для различных групп населения; оказание содействия по созданию МП и других форм предпринимательской деятельности; стимулирование самозанятости, гибких нетрадиционных форм занятости.

Характеризуя вмешательство государства в функционирование рынка труда, можно классифицировать осуществляемые меры по разным признакам. Например, по направлениям регулирования выделяются меры социальные и экономические, по способу воздействия – меры прямого и косвенного влияния. К мерам прямого воздействия относятся программы создания рабочих мест, программы в области образования, профессиональной подготовки и переподготовки, изменения в трудовом законодательстве, мероприятия в области региональной политики. К косвенным мерам относятся денежно-кредитная и налоговая политика, субсидирование предпринимателей, трудоустраивающих безработных и организующих производственное обучение и переподготовку, а также другие меры общеэкономического характера. Если анализировать деятельность государства, избрав критерием объект регулирования, то можно разграничить существующие меры по их влиянию на отдельные элементы рынка труда: на спрос и предложение, на заработную плату.

Сегодня необходимо, чтобы система государственного регулирования занятости населения и рынка труда была адекватна современным условиям переходной экономики и достаточно эффективно функционировала как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях. Эта система должна обеспечить решение как краткосрочных задач, так и проблем средне- и долгосрочного характера. Основная цель политики занятости в условиях глубочайшего социально-экономического кризиса – предотвращение массовой безработицы и смягчения ее социальных последствий.

 

Содействие занятости социально уязвимых групп населения

в рамках общих мероприятий политики занятости

В настоящее время в рамках общих мероприятий политики занятости разрабатывается и осуществляется комплекс мер, направленных на решение проблем занятости, особенно среди социально уязвимых групп населения. Прежде всего на эти группы безработных ориентированы программы сохранения и создания рабочих мест. На места, сохраняемые и вновь создаваемых с привлечением средств из Фонда занятости, в основном трудоустраиваются женщины и молодежь. Определенную часть этих мест занимают инвалиды. Эти программы предусматривают увеличение занятости как в государственном, так и в негосударственном секторе. При этом создание и сохранение рабочих мест для отдельных групп безработных поощряются различными способами (прямыми и косвенными). Среди них: дотации, кредиты под льготные проценты, льготы по налогам на прибыль. Финансовой поддержкой пользуются также работодатели, создающие дополнительные рабочие места, предусматривающие гибкий режим работы для женщин.

Создание новых рабочих мест. Значительная часть вновь создаваемых мест, финансируемых центрами занятости, относится к сфере надомного труда. Эти места предназначены для инвалидов и женщин, имеющих детей. Причем поддержку получают разные формы надомного труда. Например, цеха при крупных швейных предприятиях, небольшие индивидуальные предприятия, которые предусматривают работу на дому.

В ряде регионов большинство мест, предназначенных для слабозащищенных групп населения, создается, как правило, либо в отраслях, производящих товары народного потребления, либо в сфере услуг. Такая структура создаваемых рабочих мест отвечает как интересам и профессиональным склонностям социально уязвимых групп, так и задачам структурной перестройки экономики.

Квотирование рабочих мест. С помощью льгот стимулируется и такая форма содействия трудоустройству слабозащищенных категорий, как квотирование рабочих мест. Квоты могут предназначаться для всех категорий слабозащищенных в целом, для выпускников общеобразовательных школ, для инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и одиноких матерей и т.д. Причем в зависимости от регионов и отраслей различаются как размеры квот, их распределение между различными категориями, так и формы стимулирования работодателей. Как показывает практика, большинство квотируемых рабочих мест рассчитано на молодежь, второе место среди адресатов занимают женщины, что свидетельствует об особой остроте уже существующей безработицы для этих категорий рабочей силы. Существуют некоторые различия по регионам и в льготах и налогах, стимулирующих выделение квот.

Трудоустройство слабозащищенных категорий на квотируемые места при отсутствии вакансий может поощряться также и с помощью дотаций. Так, в Карелии работодателям в этих случаях возмещается 30% расходов на заработную плату безработным, принятым по квоте. Оценивая эффективность квотирования в решении проблемы занятости молодежи (на нее приходится большая часть квотируемых мест), нужно отметить, что даже в тех случаях, когда молодые люди и трудоустраиваются на предлагаемые места, появляются новые проблемы. Они связаны с несовпадением предлагаемых рабочих мест (особенно в сфере производства) и профессиональных стремлений трудоустраиваемых, предпочитающих, как показывают опросы, сферу услуг.

Развитие малого бизнеса. Наибольшее число рабочих мест, в том числе для социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства, в том числе и таких его форм, как индивидуально-трудовая деятельность (ИТД), увеличение числа кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Практика показывает, что только незначительная доля лиц (3-5%) среди всего трудоспособного населения имеет склонность и способности к организации своего дела. Однако и нет необходимости в том, чтобы каждый человек обладал такими способностями и становился предпринимателем. По данным Госкомстата РФ, в среднем на одном МП занят 21 человек, в одном кооперативе – 27 человек. Таким образом, предприниматель, организовавший кооператив или МП, обеспечивает работой в среднем 20 человек.

Так, в Санкт-Петербурге открыт и действует центр по подбору и подготовке кадров под названием «Этика». Этот центр с помощью районных служб занятости отбирает из числа безработных тех, кто готов попробовать себя в малом бизнесе, проводит их тестирование, обучает по курсу предпринимательства и помогает в организации собственного дела. «Этика» выдает начинающим предпринимателям кредиты на покупку оборудования и материалов. Кредиты возвращаются в установленные договором сроки. Служба занятости может также помочь создаваемым предприятиям в подборе работников из числа ищущих работу (особенно безработных женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста). При этом предприниматели в негосударственном секторе, в том числе и начинающие, пользуются поддержкой (финансовой, организационно-методической и пр.) Фонда занятости для трудоустройства слабозащищенных категорий.

Кроме того, иногда в практике центров занятости применяется и такая широко распространенная в промышленно развитых странах форма содействия самозанятости, как выдача субсидий отдельным гражданам, получившим статус безработного, для открытия собственного дела. В основном эта форма содействия самозанятости в большей степени рассчитана на уменьшение безработных среди слабозащищенных категорий.

Система первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Анализ действительности показывает, что в целом значение системы первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки как инструмента политики на рынке труда выросло. Об этом свидетельствует увеличением числа прошедших через нее с начала регистрации безработных. Высокая доля социально уязвимых групп среди проходящих профобучение незанятых обусловливает соотношение разных форм обучения. При этом наблюдается большой удельный вес переподготовки среди других форм обучения, который обусловлен массовым высвобождением женщин, в том числе специалистов, спрос на профессии которых невелик. Также отмечается значительная доля первоначального обучения, что связано с ростом безработицы среди молодежи, в том числе выпускников школ или тех, кто ее не закончил. По некоторым данным, в России более 4,5 млн. подростков школьного возраста не работают и не учатся.

Как показывает практика, в России в течение всего периода реформ отмечался незначительный удельный вес повышения квалификации – около 3%. Дело в том, что среди незанятых, направленных на профессиональное обучение и переподготовку, многочисленную группу составляют женщины-специалисты, имеющие бесперспективную профессию. Отсутствие спроса на работников отдельных профессий не означает их объективной ненужности. Это лишь отражение деформаций формирующегося в России рынка с его структурными сдвигами, идущими вразрез с тенденциями НТП.

Ориентация профессионального обучения незанятого населения на социально уязвимые категории населения накладывает отпечаток на всю систему профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации. Это проявилось, например, в том, что для увеличения шансов на включение в трудовой процесс участвующих в мероприятиях профессионального обучения были разработаны дополнительные формы, которые позволяли полнее учитывать требования производства, а также конъюнктуру рынка труда. К их числу можно отнести, например, целевую подготовку рабочих кадров из числа безработных для частных предприятий, финансируемую совместно службами занятости и предприятиями. Так, в ленинградской области проведена подготовка работников для фирмы «Сувенир» на договорной основе, по которой предусматривалось разделение затрат: предприятие оплачивает обучение, а служба занятости выплачивает стипендию или предприятие создает рабочие места, а служба занятости оплачивает обучение.

Практика говорит о заинтересованности служб занятости в сотрудничестве при проведении профессиональной подготовки и переподготовке прежде всего с предприятиями, так как все больший удельный вес в системе непрерывного образования приобретают производственные формы получения квалификации, получение трудовых навыков без отрыва от производства. Подобные формы подготовки, конечно, рассчитаны в первую очередь на тех безработных, которые из-за невысокого образовательного уровня еще не готовы к занятиям, дающим законченное профессиональное образование.

Поиск новых форм работы с социально уязвимыми группами затронул и такую сферу деятельности служб занятости, как профессиональная ориентация и консультация. Для этого используются, в частности, клубы ищущих работу, ярмарки вакансий, телефоны доверия, консультационные пункты. Анализ конкретных данных показывает, что имеющийся в этом деле опыт заслуживает более широкого распространения. Как своеобразную работу по профессиональной ориентации можно рассматривать и собеседования, проводимые представителями предприятий, с которыми предполагается заключить договор о создании дополнительных рабочих мест, с безработными в клубе ищущих работу.

 

Вопросы для самоконтроля по теме 6:

1). Что собой представляет рынок труда?

2). По каким признакам судят о развитости рынка труда?

3). Перечислите субъектов социально-трудовых отношений.

4). Какие существуют направления государственного регулирования рынка труда?

5). Назовите косвенные методы регулирования рынка труда.

6). Как решается проблема занятости в России?

7). Как влияет развитие малого бизнеса на занятость населения?

 

Тесты по теме 6.

1. Рынок труда представляет собой:

а) сферу отношений по купле-продаже средств труда;

б) сферу отношений по купле-продаже недвижимости;

в) сферу, где происходят контакт продавцов и покупателей трудовых услуг.

2. К косвенным мерам государственного регулирования рынка труда не относятся:

а) налоговая политика;

б) стимулирование роста занятости;

в) денежно-кредитная политика.

3. Основные направления государственного вмешательства в сферу занятости:

а) увеличение числа рабочих мест, амортизационная политика;

б) подготовка и переподготовка кадров, социальное страхование безработицы, денежно-кредитная политика;

в) стимулирование роста занятости, подготовка кадров, содействие найму;

г) налоговая, амортизационная, денежно-кредитная политика.

4. Является ли развитие малого бизнеса одним из направлений содействия занятости?

а) да;

б) нет.

5. Входит ли в функции службы занятости анализ конъюнктуры рынка труда и разработка предложений по его регулированию?

а) да;

б) нет.

6. Какой важнейший признак характеризует развитость рынка труда?

а) обеспечение полной занятости населения;

б) обеспечение прожиточного минимума;

в) обеспечение оплаты труда, адекватной квалификации и образованию работников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса | Тема 7. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.