Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизация управленческого аппарата




 

11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стано­вится молодой и энергичный деятель М.С. Горбачев, который начал перемены в советском обществе. Он сразу создал новую команду управленцев, в которую вошли Е. Лигачев, Н. Рыжков, Б. Ельцин, Э. Шеварднадзе, Л. Зайков, Н. Талызин, А. Яковлев, В. Чебриков. Новое руководство сразу подписывает соглашение с президентом США Р. Рейганом о ликвидации ракет средней дальности. Позднее Горбачев принимает решение о выводе Со­ветской Армии из Афганистана, Монголии, Германии, Централь­ной Европы, провозглашает политику создания общеевропейс­кого дома и одобряет свержение коммунистических правительств в странах Восточной Европы. Горбачев ликвидировал советский блок Варшавского Договора, наивно рассчитывая, что НАТО от­ветит тем же.

В 1986 г. начались подлинные сдвиги в самом советском об­ществе. Упрощается выезд из СССР, освобождаются из ссылки академик Сахаров и еще более 100 диссидентов, продолжается процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. В год 70-ле­тия Октября реабилитируются объявленные Сталиным «злейши­ми врагами народа» Бухарин, Рыков, Томский, Зиновьев, Каме­нев, Радек, Пятаков и др. Понятия гласности и демократизации плюрализм становятся краеугольными камнями управленческой политики.

Начало перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг., воодушевило всю страну. Все помнили кратковременное правление Ю.В. Андропова, факти­чески осуществлявшего эволюционную перестройку, приведшую к улучшению экономической ситуации, и надеялись на повторе­ние эффекта при новом молодом столь красноречивом и подаю­щем большие надежды руководителе.

На Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. Горбачев высту­пил с программной речью, в которой провозгласил курс на уско­рение развития экономики и ликвидацию так называемого ме­ханизма торможения развития экономики. Это было, бесспор­но, развитие новаторской идеи Ю. Андропова, но выдержанное в значительно более решительных и категоричных суждениях. Горбачев сосредоточил все усилия партии и правительства на реализации задач ускорения научно-технического прогресса, ак­тивизации человеческого фактора. Однако лозунг ускорения не был подкреплен реальной экономической реформой и стал по­висать в воздухе.

XXVII съезд КПСС охарактеризовал предшествующий пе­риод как застойный и принял основные направления плана эко­номического и социального развития страны на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г., которые были выдержаны в традиционном русле.

Пытаясь решить задачу повышения качества промышленной продукции, правительство учредило институт госприемки, что ре­ально привело в основном к увеличению бюрократического аппа­рата и отзыву от производства большого числа специалистов. При­нятый ранее закон о государственных предприятиях, предостав­лявший известную свободу хозяйственной деятельности, на прак­тике пробуксовывал. В стране отсутствовали полноценные рыночные механизмы и посредническая инфраструктура для товарно-сырьевых операций, сбыта продукции. В первое время М. С. Гор­бачев и его окружение пытались использовать механизм давления государственного аппарата для решения экономических проблем. Административным путем был введен так называемый «сухой за­кон», который нанес удар по бюджету страны и стимулировал ин­фляцию. Репрессии в сфере внешней и внутренней торговли, а также в отношении коррумпированных партийных кадров обострили внут­риполитическую ситуацию, но не решили проблему коррупции. Политическая элита СССР пришла к пониманию необходимости формирования такого экономического механизма, который бы ис­ключил возможность обогащения управленческой бюрократии за счет производителей. Закон об индивидуальной трудовой деятель­ности разрешил заниматься гражданам в сфере кустарных про­мыслов, торговли и услуг. В январе 1987 г. вступает в действие новая система начисления заработной платы, которая была более тесно связана с результатами труда и предполагала растущую диф­ференциацию в оплате. Постановления правительства о принци­пах создания смешанных предприятий совместно с капиталисти­ческими и развивающимися странами открывали дорогу инвести­циям из-за рубежа. Целый ряд постановлений о создании коопера­тивов в сфере производства товаров народного потребления и ус­луг, о долгосрочной аренде, о банковской деятельности в сочета­нии с Законом о государственном предприятии, предполагающим выборы директора, создание системы хозрасчета и самофинанси­рования, - все создавало принципиально новую атмосферу в стра­не. Пленум ЦК в марте 1988 г. принял курс на деколлективизацию деревни. Принимается закон, признающий право трудящихся на забастовки. Создается Федерация независимых профсоюзов СССР. Председатель Совета Министров представил Верховному Совету план экономических реформ, предусматривавший поэтап­ный переход к регулируемой рыночной экономике. Правительство при этом предупреждает нацию, что это требует непопулярных мер, сопровождающихся появлением безработицы. Это, бесспор­но, было началом мощной управленческой реформы, которая оз­начала демонтаж традиционной для СССР административно-ко­мандной системы управления.

Но неожиданно выяснилось, что вновь созданные кооперати­вы и совместные предприятия, пользуясь несовершенством со­циально-рыночной системы, резко активизировали не всегда за­конную деятельность по получению прибыли не за счет новых производств или повышения производительности труда, а использования недостатков в управлении и других внеэкономических способов обогащения. Возникли четыре сетки цен: государствен­ные, кооперативная, договорная и теневая. Именно в это время резко усилился возникший в советское время теневой сектор эко­номики, превратившийся в широкомасштабный криминальный бизнес, жаждавший своей будущей легализации и контроля над властью. Ситуация еще более осложнилась в результате катаст­рофической аварии на Чернобыльской АЭС на Украине и мощ­нейшего землетрясения в Армении, унесшего 50 тыс. жизней, потребовавших колоссальных средств и ресурсов на ликвида­цию последствий. Эти республики являлись тогда частью СССР, и их беды были заботой и российского правительства, и народа. Сказалась также неудачная и несвоевременная антиалкогольная кампания, увеличившая бюджетный дефицит.

Единственно, в чем режим Горбачева-Рыжкова достиг за­метных результатов, - это кадровая политика. В принципе в каждом государстве независимо от характера социально-полити­ческого строя с приходом главы новой высшей администрации - президента, премьер-министра или в случае СССР - генсека - происходит радикальное обновление политической элиты. Од­нако Горбачев осуществил тотальную смену кадров, которая при­вела в ряде случаев к резкому снижению компетентности поли­тического руководства наряду с устранением престарелых парто­кратов в центре и на местах. Всего к началу 1987 г. было замене­но 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС юг России.

Однако все кадровые и иные перестановки и преобразова­ния не могли обеспечить экономический эффект, ибо для этого нужно было проводить широкомасштабную экономическую ре­форму под контролем сильной центральной власти. Горбачев не имел сколько-нибудь серьезного научного представления о содержании необходимых реформ и даже этим гордился. Он писал, что нельзя «навязывать обществу готовые схемы и заго­нять жизнь, реальную действительность в прокрустово ложе схем. Этим отличался сталинизм, с которым нам не по пути. А действовать по Ленину - значит исследовать, как будущее вы­растает из нынешней действительности. И в соответствии с этим строить свои планы». Исходя из данного методологического положения, Горбачев считал главным сам факт, что «процесс пошел», забывая о том, что все-таки надо иметь какие-то более конкретные ориентиры и ясные суждения о том, куда этот процесс идет, четкие представления о темпах этого движения, его пределах и опасностях и т.п.

Заявляя об идейно-политической преданности идеалам Ле­нина и социализма, Горбачев повел дело к их девальвации. Он допустил серьезнейший стратегический просчет и начал полити­ческую реформу, развертывание идеологического плюрализма, прежде чем добился сколько-нибудь заметных успехов в эконо­мических преобразованиях, которые успокоили бы общество. Кроме того, мировая практика показывает, что экономическая реформа идет успешно и относительно безболезненно только при наличии крепкого правительства или признанного вождя.

Хотя симптомы кризиса были налицо (тотальный дефицит, снижение темпов производства), тем не менее, самого кризиса пока еще не было, как не было самих признаков политических потрясений. Поэтому лозунг «обновления социализма», его пе­рестройки на основе демократизации был с радостью воспринят населением, предполагавшим, что речь действительно идет о конвергенции социальных достижений социализма и общечело­веческих ценностей. Термин «перестройка» не был принципиально новаторским, так как он применялся сталинским руководством в 1920-1930 гг. для обозначения политики совершенствования управления и самоуправления, критики и самокритики, обновле­ния политического кадрового корпуса и его очищения от «классо­во чуждых» элементов. После смерти Сталина это понятие ис­пользовалось хрущевским руководством для активизации деста­линизации общественной жизни. Поэтому широкие партийные массы, которых было около 18 млн. человек, с пониманием и одобрением восприняли очередное возрождение сугубо партий­ного лозунга перестройки. Однако на этот раз все было принци­пиально иначе. Как позднее признавались М.С. Горбачев и осо­бенно А.Н. Яковлев, они тайно вкладывали в эту концепцию идею уничтожения коммунистической партии и советского идеократического государства. Но в отличие от них о таком пони­мании перестройки прямо говорили представители бывших диссидентских кругов и творческой московской интеллигенции. Естественно, что убежденные коммунисты не могли восприни­мать столь дискуссионную трактовку концепции перестройки как истину в первой инстанции и предприняли ряд попыток ее кри­тики и разоблачения. Одной из таких попыток была публикация при одобрении Е. Лигачева статьи-письма профессора Н. Андре­евой «Не могу поступиться принципами». Эта статья содержала наряду с консервативными сталинскими тезисами и критику реальных просчетов режима. Однако Горбачев как генсек правящей партии искусно использовал все партаппаратные рычаги, в том числе «ленинскую дисциплину» и сталинскую номенклатурную «этику», и успешно настоял на дальнейшем проведении управ­ленческой перестройки на государственном уровне.

В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосо­ванием выборы ответственных юг России партийных работни­ков. В ходе объявленной демократизации в стране развернулась мощная идеологическая кампания по разоблачению тоталита­ризма, который в общественном мнении все более отождеств­лялся с социализмом.

Была введена политика гласности, предполагавшая отмену коммунистической цензуры, принятие нового закона о СМИ, обеспечение свободы творческих союзов и объединений и всеоб­щую критику существующей политической системы. СМИ стали выполнять функции катализатора оппозиционной деятельности, выступая против коммунистических ценностей и идеалов, состав­ляя основу национально-государственной идеологии. В геомет­рической прогрессии возросли тиражи литературно-художе­ственных журналов. Начались фестивали ранее полузапрещен­ной рок-музыки, публикуются произведения А. Солженицына, А. Платонова, М. Булгакова, А. Битова, В. Шаламова, Ю. Домбровского, А. Рыбакова, В. Гроссмана, многочисленных публи­цистов, жестко критикующих советскую систему власти. В стра­не происходит глубокая и не всегда оправданная переоценка ис­тории государственного строительства в СССР. Публикуются различные в концептуальном отношении учебники по всем дис­циплинам с правом выбора учителя. Библиотеки получают право закупать только ту литературу, которая отвечает запросам биб­лиотекарей. Учитывая, что значительная часть интеллигенции была настроена абсолютно оппозиционно по отношению к совет­ской власти и КПСС, следует признать, что курс на идеологиза­цию образования стал на практике переидеологизацией. Пользу­ясь широкой поддержкой интеллигенции и прессы, Горбачев про­вел целый ряд преобразований в управлении государством, кото­рые еще больше ослабили существующую политическую систе­му и сделали перестройку формально неуправляемой. Но она уп­равлялась по другим, антисистемным законам, при прямой поддержке средств массовой информации зарубежных стран типа «Голоса Америки» и радиостанции «Свобода» и даже соответству­ющих государственных структур геополитических противников СССР. В этом нет ничего удивительного, так как если СССР всеми доступными средствами поддерживал коммунистические партии во всем мире, движение борьбы за мир и т. п., то страны НАТО в свою очередь одобряли деятельность антисоциалисти­ческой и националистической оппозиции. Об этой поддержке прямо и непосредственно сообщал в конгрессе США спустя не­сколько лет президент США Дж. Буш (старший).

На XIX партконференции, состоявшейся в конце июня 1988 г., были приняты решения о преобразовании всей государственной системы, о развертывании гласности, борьбы с бю­рократизмом, о «перестройке». Впервые сформулированы по­нятия «правовое государство» и «гражданское общество» при­менительно к СССР. При этом подчеркивалось, что обновлен­ное государство должно реализовать приоритет закона в деле фор­мирования баланса человеческих, социальных, политических и иных сил в самоуправляющемся обществе. Получив санкцию кон­ференции на политические преобразования, Горбачев и его ко­манда сразу провели очищение ЦК от старой «партийной гвар­дии» - более чем от 100 человек, включая ряд членов Политбю­ро. Горбачев избирается вместо А. Громыко Председателем Пре­зидиума Верховного Совета СССР. Обновленное руководство при­ступило к формированию новой представительной двухуровне­вой советской системы. Высшим органом власти становился Съезд Советов из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депута­тов - 1500 - выбиралась от населения по округам, а 750 от общественных организаций: КПСС, профсоюзы и т.д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий пар­ламент с законодательными и распорядительными и контрольны­ми функциями - Верховный Совет в составе 544 депутатов и его Председателя. Соответственно Верховный Совет избирал Прези­диум Верховного Совета, Верховный суд СССР, Генерального прокурора СССР.

I съезд народных депутатов избрал М.С. Горбачева на выс­ший государственный пост, однако одновременно обнаружилось наличие оппозиции из числа интеллигенции. Среди делегатов съезда была создана Межрегиональная группа депутатов (388 человек), которая стала мозговым центром и штабом движения «Демократическая Россия». Лидерами оппозиции стали сначала выдающийся ученый-диссидент академик А.Н. Сахаров, а затем разошедшийся с Горбачевым бывший кандидат в члены Полит­бюро ЦК КПСС Б.Н. Ельцин. Одновременно в рамках пока еще правящей КПСС возникла Демократическая платформа КПСС.

Сушность платформы партийной и внепартийной оппозиции в области государственного управления заключалась в том, чтобы сделать Советы единственным полновластным государственным институтом. КПСС должна была отказаться от монополии на власть, стать парламентской партией и участвовать в борьбе за власть наравне с другими партиями на демократической основе. СССР как «советская империя» должен распасться на возможно большее число территорий. Наряду с этими требованиями, но­сившими сверхпринципиальный характер, в программе оппози­ции было много популистских предложений типа заморажива­ния цен, реформ без ухудшения положения народа и т.п. Бли­жайший советник президента А.Н. Яковлев предлагал искусст­венно разделить КПСС на две партии и предложить им бороться за власть. Спустя 7 лет Яковлев публично в интервью газете «Из­вестия» объявил, что он тайно делал все от него зависящее, что­бы изнутри ослабить и сокрушить КПСС как основу тотали­тарной власти. Кроме платформ в КПСС в стране появились эмбрионы многопартийности, в частности структуры «Демок­ратический союз», «Память», конституционно-демократической, либерально-демократической, демократической, республиканской и других партий, стоящих на антикоммунистических позициях. Коммунистическая элита раскололась на ряд субэлит по кри­терию оценки степени допуска в политическую и экономическую жизнь несоциалистических элементов. Консервативное крыло (И.К. Полозкоз, Н.А. Андреева) выступало за ограничение мас­штабов перестройки и сохранение политических основ социалис­тической государственности по типу китайских реформ. Демо­кратическая субэлита в КПСС (А.Н. Яковлев, Ю.Н. Афанась­ев, Г.Х. Попов), вдохновляемая созданными на базе возродив­шегося диссидентского движения либерально-демократическими антисоветскими движениями и организациями, требовала дове­дения «перестройки» до полного крушения социализма и роспус­ка «советской империи». М.С. Горбачев и его окружение пыта­лись проводить центристскую политику, допуская бесконечные колебания и зигзаги и в конечном счете не смогли сформиро­вать принципиального курса и потеряли политическую иници­ативу. Горбачев выдвигал идеи, которые явно тяготели к кон­цепциям западной социал-демократии, но не устраивали ни ра­дикальных коммунистов, ни радикальных либералов. На де­монстрации 7 ноября 1987 г. впервые в истории государства были организованы контрманифестации оппозиции. Однако Горбачев все еще рассчитывает справиться с управлением в стране, для чего берет у Запада почти 50 млрд. долларов тайных займов. И действительно, эти заемные деньги позволили снять остроту дефицита и временно укрепить позиции генсека. Однако глав­ный результат был в другом - займы объективно позволили выиграть время, необходимое демократическим силам для ов­ладения общественным мнением и создания революционной ситуации в соответствующий момент. В качестве награды и по­ощрения за ликвидацию советского оборонительного блока в Европе Горбачев получает в 1990 гг. Нобелевскую премию мира. Популярность Горбачева на Западе не знала границ, но в СССР она стала стремительно падать.

В 1990 г. в стране начался новый этап глобального соци­ально-политического кризиса, непосредственно приведший к ги­бели советской государственности. По СССР прокатилась целая волна межнациональных кровавых конфликтов - в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Сухуми, Баку, Тбилиси, Цхинвали. В ряде случаев столкновения были спровоцированы представителями национал-социалистических военизированных организаций с це­лью форсирования отделения своих республик от СССР. При­балтийские республики заявили о своем суверенитете, и их при­меру готовились следовать российские радикальные демократы. Собираясь противостоять напору деструктивных сил, Горбачев принимает решение упрочить свое положение в качестве Президента СССР. Для того, чтобы обеспечить поддержку большин­ства делегатов, Горбачев согласился на отмену 6-й статьи Кон­ституции о руководящей роли КПСС. Это решение имело принципиальное значение, так как оно фактически легитимизировало оппозиционную деятельность некоммунистических политических партий. 3-я сессия съезда народных депутатов избирает Горба­чева на пост Президента СССР с самыми широкими полномо­чиями. В этом качестве Горбачев получает права приостановки действия законов. Избрание президента на съезде, а не всенародно несколько понизило уровень легитимности власти Горбачева, что позволило его противникам в дальнейшем после разгона со­юзных органов власти без особого труда устранить его с политиче­ской арены.

Важным реформаторским шагом было создание института профессионального парламентаризма. В рамках советских структур из числа депутатского корпуса создавались более узкие верховные советы при съездах, малые советы при областных сове­тах. Создание таких органов, бесспорно, повышало уровень са­мостоятельности выборных органов и делало Советскую власть действительно советской в полном смысле этого слова. Но вре­мя ее было на исходе, запоздалые управленческие эволюцион­ные реформы в условиях обострения системного кризиса не мог­ли остановить процесс, принимавший формы настоящей рево­люции (или контрреволюции - в зависимости от мировоззрен­ческой позиции политического субъекта).

В России начались массовые забастовки. Под руководством демократической интеллигенции в феврале прошли антиправи­тельственные митинги в Москве и ряде других городов. В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, кото­рые составили Съезд народных депутатов - высший орган вла­сти в России. На съезде в ходе выборов Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин с большим трудом победил сначала И.К.Полозкова, а затем с преимуществом в 4 голоса - А.В. Вла­сова. Произошедшая на съезде стычка между Горбачевым и Ель­циным привела к открытой конфронтации по вопросам судьбы союза республик и социализма. Ельцин и его сторонники стре­мились к ликвидации контроля центра над РСФСР вплоть до выхода РСФСР из Союза по образцу прибалтийских республик для того, чтобы развязать руки при проведении радикальных ка­питалистических реформ. Их поддержали разочарованные нере­шительностью и некомпетентностью Горбачева депутаты, жаж­давшие ускорения именно социалистической перестройки. В ре­зультате парадоксального единства в обстановке эмоционально­го подъема и накала страстей на грани экзальтации депутаты приняли 12 июня Декларацию «О государственном суверените­те РСФСР», в которой провозглашалось верховенство законов РСФСР над союзными. Депутаты не смогли осмыслить тот факт, что существующий СССР - это та же великая Россия в границах бывшей Российской империи и ее «суверенитет» отно­сительно присоединенных при царях окраинных отсталых земель в течение многовековой истории государства Российского есть по сути дела добровольный отказ от этих территорий вместе с их 25-миллионным русским населением. Тем самым российс­кие депутаты, включая часть коммунистов, внесли значитель­ный вклад в форсирование процесса уничтожения СССР сверху.

С этого времени возникло своеобразное двоевластие - со­юзного и республиканского - российского центра со своими орга­нами управления и, самое главное, с разными идейно-полити­ческими ориентирами. В рамках суверенной России оформилась самостоятельная компартия, лидеры которой - Полозков и Сер­геев - заняли позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра во главе с Президен­том СССР, подрывая и без того робкие усилия Гор­бачева по сохранению Союза.

Состоявшийся в июле последний XXIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Еще накануне съезда прошел учредительный съезд компартии РСФСР, на котором первым секретарем был избран И. Полозков. Это было существенное ог­раничение властных позиций Горбачева. Хотя ему удалось до­биться на съезде КПСС принятия нужных ему решений, он не смог достичь настоящего консенсуса. На съезде Б.Н. Ельцин де­монстративно вышел из КПСС, что положило начало массовому выходу из партии разочаровавшихся и сомневающихся. Вскоре за ним последовали кумиры интеллигенции - мэр Ленинграда А. Собчак и мэр Москвы Г. Попов. Съезд принимает новый ус­тав, в котором официально допускается создание платформ при сохранении принципа демократического централизма. Политбю­ро лишилось части своих полномочий и превратилось в предста­вительский орган. Решения съезда не были восприняты ни де­мократами, жаждавшим под лозунгом деполитизации полной декоммунизации госаппарата, КГБ, армии, МВД, национализации партийной собственности, запрета парткомам работать на пред­приятиях, ни тем более партконсерваторами, требовавшими от­каза от курса на политический плюрализм, трудовую частную собственность, товарно-рыночные отношения, пусть даже в регу­лируемой форме. М.С. Горбачев не смог пожертвовать своими лич­ными амбициями и найти компромисс хотя бы с одним ведущим течением и вновь возглавить перестроечный процесс. Фактически он все более терял личный авторитет и реальные политические полномочия всесоюзного лидера. Но пока ему удавалось прово­дить свои решения в жизнь, например, он добился избрания на пост своего заместителя в ЦК КПСС не строптивого Е. Лигачева, а послушного В. Ивашко, понимая, что нужно укреплять государ­ственную власть и восстанавливать реальное управление.

В конце 80-х - начале 90-х гг. сложилось уникальное соче­тание кризисных объективных социально-экономических усло­вии и неблагоприятных субъективных личностных и партийных факторов, которые в совокупности обусловили неожиданно тра­гический финал для СССР.

Новое правительство России, возглавляемые И. С. Силаевым, выступило против концепции формирования в течение пяти лет регулируемой рыночной экономики Н.И. Рыжкова, Б.Н. Ельцин настаивал на немедленных радикальных преобразованиях на основе программы «500 дней» Шаталина — Явлинского, получив­шей негласную поддержку и Горбачева. В сентябре Верховный Совет РСФСР спешно принял эту программу, а также серию постановлений и указов, отстаивавших право республиканских вла­стей управлять народным хозяйством России без ведома союзно­го центра. Под эгидой Горбачева была разработана компромисс­ная программа «Основные направления» по стабилизации эконо­мики и ее реформированию. В своих принципиальных основах она была близка к предложениям Шаталина и Явлинского, но при этом предусматривала более реальные сроки – 6-8 лет. Однако Ельцин охарактеризовал ее как бесперспективную глав­ным образом потому, что она предполагала сохранение СССР и не допускала ликвидации старой системы управления, прежде чем возникнет новая структура экономических связей на основе рынка. Ельцин требовал решительного уничтожения админист­ративно-командной системы управления и создания принципи­ального нового госаппарата, не вмешивающегося в экономику, а создающего условия для ее либерализации, приватизации, фермеризации сельского хозяйства и т.п.

В это время в стране наблюдается управленческий коллапс, приведший к ряду бунтов с последующими катастрофическими последствиями. В 1990 г. был получен фантастический урожай - 300 млн. тонн зерна, причем собрать и обмолотить удалось тоже рекордное количество - 220 млн. тонн, и в этих благоприят­ных условиях вдруг начался хлебный кризис. В стране был избыток табачных изделий, но начался табачный кризис. При­чина была в одномоментной остановке хлебопекарен и табач­ных фабрик. То же самое было с дефицитом мясопродуктов. В Москве в ходе выборочной проверки обнаружили на складах припрятанные тысячи тонн продуктов и товаров. По официаль­ным данным, пропало более 1 млн. тонн мяса, 40 млн. шкур скота, продукции более чем на 50 млрд. рублей. Организовала ли это преступление мафия или это была сознательная дивер­сия антигосударственных сил - неизвестно, но одно ясно без сомнения - искусственно обостренный дефицит продовольствия и товаров широкого потребления сыграл роль катализатора антисоветских выступлений.

Летом 1990 г. была обнародована антигосударственная «Про­грамма действий-90», предусматривавшая создание комитета гражданского действия, изоляцию государственных структур по­средством забастовок, пикетов, митингов, демонстраций, кампа­ний гражданского неповиновения; явочную приватизацию с помощью особых групп - «отрядов скваттеров» по образцу люби­мой демократами американской истории. Состоявшийся 20-21 ок­тября съезд движения «Демократическая Россия» объявил своей задачей уничтожение КПСС как политической силы. Было при­нято решение о взятии принципиального курса на дестабилиза­цию государственного управления, открытую социальную кон­фронтацию в обществе и, в конечном счете - на захват власти, т. е. на государственный переворот. На демонстрации 7 ноября на Красной площади была совершена попытка покушения на Гор­бачева. Все это давало законный повод властям организовывать сопротивление готовящемуся государственному перевороту, про­двигать к городу войска, вводить патрулирование улиц и т.д. Но такая деятельность властей расценивалась демократической об­щественностью как диктаторская и тоталитарная.

К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. Несмотря на грандиозный урожай 1990 г., начинаются стран­ные перебои с продовольствием, причем даже с теми его вида­ми, которых в стране было предостаточно. В крупных городах вводятся карточки на распределение продуктов. Правительство пытается принять экстренные меры по спасению страны. Разре­шаются прямые иностранные инвестиции в российские предпри­ятия, вводится коммерческий курс рубля, увеличиваются про­центные ставки на рублевые вклады, создается фонд стабилиза­ции экономики, проводится реформа цен, разрешается созда­ние индивидуальных хозяйств без введения частной собствен­ности на землю. Ситуация в России в период годичного нахож­дения у власти демократов также постоянно ухудшалась. Наци­ональный доход уменьшился на 21 млрд. рублей, инфляция выросла на 17,5%. Причины неудач в экономике ельцинисты объясняли исключительно интригами союзного центра, сабота­жем партократов и функционированием административно-ко­мандной экономики. По их мнению, достаточно добиться пол­ного отказа от регулирования государством формирования цен и от планирования производства сверху, и сразу возникнет ры­ночный механизм саморегулирования экономики, который все поставит на свои места и стихийно наладит взаимодействие от­раслей, предприятий.

Горбачев предпринимает новые политические меры для пред­отвращения распада Союза, и в частности организует подготовку нового союзного договора, проект которого подвергается резкой деструктивной критике со стороны Ельцина. Президент СССР пытается укрепить свои президентские полномочия, но в ответ звучат обвинения в подготовке личной диктатуры. IV съезд на­родных депутатов СССР еще в конце 1990 г. расширил полномо­чия Президента, получившего возможность непосредственно ру­ководить правительством. Вместо Президентского совета созда­вался Совет Безопасности. На вновь учрежденную должность вице-президента был избран Г. И. Янаев, премьер-министром был назначен известный финансист B.C. Павлов. Силовые ми­нистерства возглавили убежденные коммунисты, соратники Ан­дропова: Крючков, Пуго, маршал Язов. Сейчас стало очевидно, что в 1991 г. наступил решительный момент противостояния вла­сти и оппозиции, когда должно было определиться не только направление развития, но и его субъект - либо медленно разви­вающийся СССР - централизованное федеративное государство с социалистическим строем, либо капиталистическая Россия без своих сырьевых национальных окраин и рынков сбыта, хаоти­чески движущаяся без рационального управления, терпя пораже­ния в межнациональных войнах с перспективой стабилизации раз­валившейся экономики через 10 лет.

Глубину раскола в обществе усугубили трагические собы­тия в Литве и Латвии в январе 1991 г., приведшие фактически к выходу республик из СССР. Вопрос судьбы СССР стал самой главной проблемой, которую следовало немедленно решить. Горбачев пытается всеми силами сохранить имеющийся союз. 17 марта 1990 г. Верховный Совет СССР организовал первый в истории страны референдум по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. По итогам референдума, несмотря на активную контрпропаган­ду всех демократов, выступавших против Союза, за сохранение Союза высказалось 76,4% населения и 80% явившихся на выбо­ры избирателей. Это была, бесспорно, полная победа коммуни­стических и всех здравомыслящих сил. Но параллельно был одобрен проект введения в России поста президента. В резуль­тате, с одной стороны, позиция Горбачева вроде бы получила поддержку народа, а он новый карт-бланш, а с другой - Ель­цин обрел новые решающие рычаги для управления Россией и разрушения СССР.

Начавший работу III съезд народных депутатов РСФСР про­ходил в сложных условиях, когда в стране начались массовые антиправительственные демонстрации и в город были введены спецвойска. В стране началась «бегущая волна» политизирован­ных забастовок, требовавших отставки правительства Павлова.

Ельцин потребовал дополнительных полномочий от съезда и их получил, воспользовавшись поддержкой не только демократов, но и части депутатов от оппозиции во главе с рвавшимся в поли­тику А. В. Руцким.

М.С. Горбачев, имея поддержку всенародного референдума, должен был попытаться предпринять решительные законные меры по сохранению СССР. Депутатская группа «Союз» призы­вала к введению чрезвычайного положения и радикальным кон­ституционным действиям в защиту государственности, восста­новлению эффективной системы управления. Однако Горбачев занял двойственную позицию: с одной стороны, он отмежевы­вался от «чрезвычайщины», с другой - разрабатывал проекты авторитарного управления. Ему удалось 23 апреля организовать подписание совместного заявления союзных республик «О безот­лагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и воз­никшем кризисе», получившего известность как документ «9+1». В нем заключалась фактически конфедеративная концепция Со­юза суверенных республик, полного демонтажа команд­но-административной системы на союзном уровне и выборы но­вых союзных органов власти. Участники заявления выступили против чрезвычайного положения, но обратились к трудящимся с призывом прекратить забастовки. Заявление вызвало критику правых и левых, требовавших соответственно либо со­хранения старого Союза, либо окончательного его развала. Заяв­ление способствовало временному примирению Горбачева и Ель­цина, которые стали сотрудничать в подготовке нового союзного договора.

12 июня 1991 г. прошли срочно организованные выборы пре­зидента РСФСР, в ходе которых колоссальное преимущество из­начально получил Председатель Верховного Совета РСФСР Ель­цин. Коммунисты пытались добиться переноса срока выборов для лучшей организации своей предвыборной кампании, но им не удалось этого добиться. Б.Н. Ельцин смог на волне широких демократических симпатий народа одержать убедительную побе­ду над коммунистом-технократом Н.И. Рыжковым и над други­ми кандидатами. Б.Н. Ельцин вместе с А. В. Руцким, претендо­вавшим на должность вице-президента, получил 57,3% голосов. 10 июля Б.Н. Ельцин, вступая в должность, дал клятву «соблю­дать Конституцию РСФСР» и «добросовестно выполнять прези­дентские обязанности». Президент заявил: «Великая Россия под­нимется с колен!»

Б.Н. Ельцин обрел полную политическую независимость от центра, и теперь оставалось реализовать свое политическое пре­восходство над М.С. Горбачевым, который потерял возможнос­ти реального управления всеми республиками, но прежде всего Россией - основой СССР. Понимая сложившуюся ситуацию, Гор­бачев пытается ускорить процесс реализации заявления «9+1» и оставить за собой элементы хоть какой-то власти и положение формального правителя, который пусть не управляет, но «цар­ствует». Для достижения этой цели он форсирует создание про­екта нового союзного договора. В подмосковной усадьбе Ново-Огарево подготовительный комитет сформулировал к середине июня концепцию создания ССГ - Союза Суверенных Государств. Проект предусматривал чисто формально единое государство, ко­торое фактически не являлось даже конфедерацией, так как все права и полномочия оставались за республиками, а центр полу­чал в лучшем случае эфемерные консультативные функции. Кон­сервативные лидеры увидели в проекте основу для легитимного развала СССР, а радикальные демократы, тем не менее, считали его недопустимой уступкой коммунистической идее союза рес­публик.

На 20 августа было назначено подписание нового союзного до­говора, который должен был заложить основу новой системы госу­дарственного управления. Председатель Верховного Совета А.И.Лукьянов призвал ввести в документ логичные положения о созда­нии единого экономического пространства, единой банковской сис­темы, о самостоятельных налоговых поступлениях в союзный бюд­жет. Но эти предложения вызвали негативное отношение демокра­тов, потребовавших полного суверенитета республик. Горбачев был поставлен в положение выбора: или решительно бороться за союз­ный договор с реальным наполнением полномочий центра, или окон­чательно сдаться экстремистам из демократического лагеря.

Он предпринимает весьма хитроумную комбинацию, кото­рая могла позволить ему при всех возможных исходах событий остаться в Кремле пусть даже без функций прямого управления. Одобрив в самых общих чертах решительные действия ряда ру­ководителей партии и правительства о введении чрезвычайных мер по сохранению Союза и тем самым общественно-политичес­кого конституционного строя, он отбыл «на отдых» в Крым. Здесь он стал ожидать развития событий, рассчитывая примкнуть к победившей стороне на правах Президента.

Получив общее, хотя и аморфное согласие Горбачева, выс­шее руководство СССР предприняло попытку спасти конститу­ционный строй и союзное государство не вполне законными средствами, не понимая, что потенциал социализма в данной форме был уже исчерпан.

19 августа было объявлено о создании ввиду «болезни» Горба­чева и невозможности исполнения им обязанностей Президента Государственного комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-ми­нистр Павлов и восемь министров правительства СССР. От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых было заявлено о необхо­димости защиты Конституции и союзного государства от экстре­мистских сил. В поддержку своей позиции ГКЧП ввел в Москву войска, однако не отдал приказа о штурме Белого дома, ставшего центром оппозиции. В ответ Президент РСФСР Ельцин объявил создание ГКЧП незаконным, а его указы преступными деяниями.

Сложившаяся драматическая ситуация обострилась в ночь на 21 августа, когда погибло трое юных граждан, пытавшихся го­лыми руками задержать в подземном тоннеле колонну бронетех­ники. Часть членов ГКЧП срочно прибыла в Крым для встречи с Горбачевым, санкционировавшим ранее их действия, но он от них, естественно, отмежевался. Все члены ГКЧП были арестова­ны и просидели в тюрьме полгода, вплоть до амнистии. Вернув­шийся из крымского «заточения» Горбачев был подвергнут на сессии Верховного Совета РСФСР унизительному «допросу с при­страстием» и, не выдержав давления, подписал указ о приоста­новлении деятельности Коммунистической партии, Генераль­ным секретарем которой он являлся. Были закрыты все комму­нистические газеты, произведен захват партийной собственнос­ти, кое-где началась «охота на ведьм». Но и партия оказалась деморализованной и не смогла выступить в свою защиту. Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической эли­ты, еще раз показавшей свою неспособность решить актуальную задачу сохранения Советского Союза как естественноисторической федерации и сверхдержавы. Разгром ГКЧП оказался исклю­чительно полезен демократической оппозиции, так как позволил ей перейти к радикальному захвату власти и решительному раз­грому противника - КПСС и СССР. Это позволило ряду исто­риков даже высказать предположение, что «путч» был спровоци­рован определенными силами именно для «контрпереворота» и ускорения общественной реформации: «буржуазной контррево­люции» или «демократической революции».

В результате фактической ликвидации союзного центра в на­чале сентября был распущен ставший ненужным Верховный Со­вет СССР. Начался период переформирования всех государственных структур управления. Поскольку еще существовало союзное пространство, возникла необходимость согласования внешней и внутренней политики республик, для чего был образован Госу­дарственный Совет в составе Президента СССР и первых долж­ностных лиц республик. Для координации управления народным хозяйством был создан Межреспубликанский экономический ко­митет. Госсовет одним из первых решений признал независи­мость прибалтийских республик, нарушив недавно принятый за­кон о порядке выхода республик из Союза. 18 октября восемь республиканских лидеров подписали соглашение «Договор об эко­номическом сообществе».

Президент России категорично потребовал от очередного V съезда народных депутатов РСФСР новых дополнительных пол­номочий и получил их. На этом же съезде новым Председателем Верховного Совета РСФСР стал Р. И. Хасбулатов, ставший вско­ре самостоятельной политической фигурой. Российские власти в условиях обретения полноты своей власти стали проводить более сдержанную политику в отношении сепаратизма, делая заявле­ния о государственной целостности России, о правах русских в других республиках, о проблеме Крыма и других территориаль­ных вопросах, о важности предотвращения окончательного рас­пада союзного пространства. Была даже предпринята попытка возобновления новоогаревского процесса и подписания договора о конфедерации в виде ССГ. Однако поезд сепаратизма ушел далеко вперед, и национальные элиты бывших союзных респуб­лик не собирались отдавать свою власть или вновь делиться ею с Кремлем.

Российское руководство без сопротивления согласилось с тре­бованиями руководителей республик и с настойчивыми предло­жениями демократической общественности о юридическом за­креплении распада «советской империи». 1 декабря на Украине состоялся референдум, в ходе которого граждане республики, видя сложившуюся ситуацию, поддержали идею образования собствен­ного независимого государства. Президент России Б.Н. Ельцин заявил о признании независимости суверенной Украины. В но­вых условиях российское руководство взяло на вооружение кон­цепцию Г. Бурбулиса о провозглашении квазиконфедеративного Содружества Независимых Государств для окончательного раз­деления полномочий полностью суверенных республик при со­хранении формального единства. 8 декабря тайно от Президента СССР Горбачева и вопреки решениям мартовского Всесоюзного референдума 1991 г. тремя президентами славянских республик - России, Украины и Белоруссии - были подписаны документы о прекращении функционирования СССР вместе с его Президен­том и создании нового образования - СНГ. Это был подлинный антиконституционный путч, но в отличие от «августовского ГКЧП» был проведен без ввода войск и увенчался полным успе­хом. Не случаен и более чем симптоматичен тот факт, что перво­му о состоявшемся событии сообщили не смещенному заочно президенту СССР Горбачеву, а президенту США Дж. Бушу. Впос­ледствии Государственная Дума РФ аннулировала ратификацию беловежских соглашений как юридически абсолютно несостоя­тельных и вредных в политическом отношении. Естественно, что эти решения не оставляли места для создания полноценных со­юзных органов управления и планировали только перспективную координацию действий в ряде стратегических направлений внеш­ней и внутренней политики. Оскорбленный как политик и чело­век М.С. Горбачев совершенно однозначно расценил эти реше­ния как антиконституционный переворот, однако, как истинный социал-демократ, не стал сопротивляться его осуществлению и объявил о снятии с себя полномочий Президента СССР. Несмот­ря на очевидную антиконституционность, беловежские решения только оформили завершение процесса распада СССР. Последним аккордом в драматических событиях 1991 г. стало решение сес­сии Верховного Совета РСФСР о переименовании страны, отны­не ставшей Российской Федерацией — Россией. Наступил прин­ципиально новый стратегический этап в развитии российской го­сударственности и управления.

 

Источники и литература.

 

1. История России в вопросах и ответах. Ростов н/Д, 1997.

2. Политическая история. Россия-СССР-Российская Федерация. Т. 1-2. М., 1996.

 


[1] Чингисхан.

[2] «Улус» с до­бавлением имени хана в монгольской традиции означал офици­альное название государства.

[3] Каан.

[4] Называемых в ис­точниках также ордами.

[5] Ногай, Мамай.

[6] Также называемых диванами.

[7] Советом панов.

[8] Московского.

[9] Дань.

[10] Поплужный налог.

[11] Торговая пошлина.

[12] Корм и питье для ордынских чиновников.

[13] Гостевая пошлина.

[14] Чрезвычайный налог.

[15] Шевкала.

[16] От отца к сыну.

[17] Включая попытку опереться на помощь Польши и татар.

[18] Включая ло­яльную к Москве часть новгородского боярства.

[19] Клятвенной записи.

[20] В этот период от половины до двух третей состава думы были князьями.

[21] Милославские, Одоевские, Глинские, Трубецкие.

[22] Дворцовое.

[23] Губы.

[24] Оба погибли в тюрьме.

[25] Верстание.

[26] По другим данным 6-7 млн. человек.

[27] Приказов.

[28] Регламентировавшего воинскую служ­бу бояр и дворян.

[29] Включая международ­ные.

[30] Участие купечества в управлении государством Иван Грозный счи­тал делом недопустимым, ронявшим «государственную честь». Однако необходимость в его поддержке в борьбе с ари­стократией, финансовые потребности вынуждали царя привлекать к «ве­ликим государевым делам» и верхи посада.

[31] Изб.

[32] Центральный.

[33] Проше­ния, жалобы.

[34] Казанский, Сибир­ский.

[35] В то время это борьба с разбойниками.

[36] Прежде вольные города.

[37] Столицу.

[38] В только что завоеванном крае.

[39] Судебник 1550 г.

[40] Справедливого.

[41] Название произошло от сборника принятых соборных решений, который содержит 100 глав, написанных в виде ответов на вопро­сы царя о церковном «строении».

[42] Последователи Иосифа Волоцкого, отстаивавшего церковно-монастырское земле­владение.

[43] Приказов.

[44] Земские соборы.

[45] Судебник 1550 г.

[46] Возбужденного его отъездом из столицы в декабре 1564 г. в Александровскую слободу.

[47] Личных владениях государя.

[48] Отвоевание в 1590-1593 гг. у Шве­ции городов на Прибалтийском побережье.

[49] Чернигова, Путивля, Рыльска и др.

[50] Боярскую думу, приказы, воеводства.

[51] Илейки из Мурома.

[52] Отсюда его прозвище - «тушинский вор».

[53] Протестантской Швецией.

[54] Осаде Смоленска.

[55] Салтыковы, князья Масальский, Хворостинин и др.

[56] Сына польского короля.

[57] Имеется первый опыт периодизации династии Романовых: I пери­од: 1613-1725 гг. - бояре Романовы на русском престоле; II пе­риод: 1725-1796 - обновление династии Романовых; III период: 1796-1917 - герцоги Голштинские - русские цари «Романовы»; IV период: 1917 - начало XXI в. - Голштейн-Готторп «Романо­вы» в изгнании.

[58] «Воренка».

[59] В миру Федор Никитич Романов.

[60] Позже у тюркских наро­дов России этот образ символически закрепился как образ «Бе­лого Царя», «носителя Белого Обета», возобновившего миссию «Белого Монгола» - Чингисхана.

[61] Митрополитом или собором иерархов.

[62] Короны.

[63] В том числе не имеющих думского чина.

[64] Голов, сотников стрельцов, старост слобод и др.

[65] К концу века - девяти.

[66] Осуществлял связь с другими приказа­ми.

[67] В 1682 г. переименован в Сыскной.

[68] Иногда их было два.

[69] Преобразован из посольской палаты в 1601 г.

[70] Обычно на 1-2 года.

[71] В финансовом и экономичес­ком управлении земские власти были независимы.

[72] В 20-30-е гг. встречаются названия - дьячья, судная изба.

[73] Новгород­ской, Псковской, Астраханской.

[74] Например, шерть кабардинских владельцев 1614 г.: «Я, имрек, даю шерть Великому Государю Царю, Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии Самодержцу за себя, и за бра­тию свою, и за детей своих за больших и за меньших, и за улус­ных своих людей лучших, и средних, и черных людей кабардинския земли на том: служити неди Великому Государю Царю, и Великому, и князю Михаилу Федоровичу всея Руссии до своего живота и быть под его царскою высокою рукою в прямом холоп­стве навеки неотступным, и где нам велит Государь Царь и Вели­кий князь Михаиле Федорович всея Руссии быть на своей госуда­ревой службе, а велит нам итти на своих государевых недрузей и на непослушников и мне имреку с братьею своею и с детьми, и со всеми своими услусными людьми итти на государеву цареву и Великого князя Михаила Федоровича всея Руссии службу, куды нам царское повеление будет тот час и служить нам ему госуда­рю, и прямо итти, и добра хотети безо всякия хитрости, и измены не учинить, и кочевать нам с теми мурзами вместе, которые Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии служат, и над государевыми городы никотораго дурна не учинить, и стад не отгонять, и на ловлях государевых людей не имати, и на стольников, и на гонцов, и на ратных, и на торговых государевых людей не приходити, и не побивать, и в полон не имать, и от Государя Царя и Великаго князя Михаила Федоровича всея Руссии к иным которым государям недруги с польским, и с литовским, и с свейскими короли, и с азовцы, и со всякими государевыми недруги, и изменники ни на какое лицо не ссылаться, и с ними и с их людьми в Москве, и под государе­вы московские городы, и под донские, и под украйные городы, и на Мордву, и ни на которых Государя Царя и Великаго князя Михаила Федоровича всея Руссии людей не приходити, и улус­ных своих людей мне имреку не посылать и никого не подво­дить, и измены и никакой хитрости не учинити, а от которых его государевых недрузей и от непослушников будет умышление, что хотя куда итти под его государева города и на украинские места, и в дороге на ева государевых людей приходити, и мне, имреку, про то прислати, сказати государевым царевым и вели­каго князя Михаила Федоровича всея Руссии боярам и воеводам, и приказным людям, в которые городы ближе, и быть мне, им­реку, с братьею, и с детьми, и с племянники, и со всеми своими улусными людьми впредь под государевою рукою в его царском жалованье и в повеленье навеки неотступным, и во всем нам ему Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии самодержцу служити и прямити, а добра хотети вправду без всякия хитрости и обману во всем, потому как в сей шертной записи писано, Государю Царю и Великому князю Михаилу Фе­доровичу всея Руссии Самодержцу служити, и от государева жа­лованья ни в чем быть неотступным... Даю шерть великому Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии на том на всем, как в сей запи­си писано».

[75] Во главе с выборными или назначаемыми гетманами полко­выми.

[76] Решение Вселенского собора 1666 г.

[77] В полках, посольствах - рассматривалась как почетная.

[78] Текущая работа в приказах и приказных избах - непочетная, с оттенком подневольности.

[79] Положения.

[80] Разряда.

[81] Высшая подьяческая должность, на которую назнача­лись опытные старые подьячие.

[82] В прика­зах они комплектовались из подьячих средней статьи, а на мес­тах составляли верхушку этой сословной группы и назначались из старых подьячих приказных изб.

[83] Преобразования Петра I были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии: - появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и дру­гих отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства; - произошла смена вассалитета подданством; - перестали собираться Земские со­боры, уменьшилась роль Боярской думы; - появились солдатские, рейтар­ские и драгунские полки, ставшие предшествен­никами регулярной армии; - окончательно оформилось крепостное право; - территория Россий­ского государства заметно расширилась, в его состав вошли Левобе­режная Украина, Сибирь, Дальний Восток, пределы России подошли вплот­ную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахста­ну.

[84] Абсолютная монархия - форма го­сударственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная вер­ховная власть. При абсолютизме государство достига­ет наивысшей степени централизации, создаются разветвленный государственный аппарат, постоянная армия и полиция, деятель­ность органов сословного представительства, как правило, прекра­щается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы - это XVII-начало XVIII в. В России абсолютизм существовал в XVIII - начале XX в.

[85] Армия насчитывала 200 тыс. человек, 100 тыс. составляли казачьи иррегулярные войска, было построено 48 линейных кораблей и 800 галер с экипажами общей численностью 28 тыс. человек

[86] По рекруту от 20 дворов крестьян и посадских людей.

[87] Перепись населения, сбор налогов и недоимок, регу­лярное использование военных, особенно гвардейцев, в каче­стве эмиссаров царя, наделенных для исполнения задания чрез­вычайными полномочиями.

[88] Брако­разводные дела, сомнительные духовные завещания, а из уго­ловных - дела по вероотступничеству.

[89] «Опре­делили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайло Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорий Волконский, господин Самарин, господин Василий Опухтин, господин Мельницкий, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин».

[90] Существовала в 1712-1729 гг.

[91] Вел заседание.

[92] Явля­лись их президентами.

[93] Губернатор, воевода, земский комиссар.

[94] Д.М. Голицын, В.Л. и А.Г. Долгорукие, П. Апрак­син, Г.И. Головкин.

[95] А.Д. Меншиков,П.И. Ягужинский, П.А. Толстой и другие «птенцы гнезда Пет­рова».

[96] Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Б.К. Миних.

[97] Родилась до оформления брака Петра с Екатериной.

[98] Фактически глава совета.

[99] Немец, начавший службу в России при Петре I.

[100] Муж дочери Петра I Анны.

[101] Если у Петра II не будет наследников.

[102] Со вре­мен Петра I так называлась масса дворян вне служебных долж­ностей.

[103] В России звание Генера­лиссимуса было введено официально Воинским уставом 1716 г., его имели А.С.Шеин, А.Д.Меншиков, Антон Ульрих Брауншвейгский (отец императора Ивана VI Антоновича), А.В.Суворов.

[104] В качестве исполняющего обязанности.

[105] В 20-40-е гг. был разрешен прием в канцелярские служители де­тей духовенства, а потом и купечества.

[106] Фрейлины, гофмейстерины, статс-дамы.

[107] Функции одного были ограничены судебными делами, другой функциониро­вал в качестве сенатской конторы.

[108] В каждой председатель, по два советника и асессора.

[109] Пред­седатель, 10 заседателей.

[110] В работные дома собирали нищих, людей, которые «праздно ша­тались». В смирительные дома помещики сдавали непокорных кре­постных, родители - неповиновавшихся детей.

[111] Совестный суд правил дела малолетних, безумных преступни­ков, разбирал жалобы в порядке примирения, рассматривал дела не по формальному указанию законов, а по естественной спра­ведливости.

[112] Выборный судья и два заседателя.

[113] 23 октября 1762 г. было разрешено всем сословиям создавать ма­нуфактуры. В 60-е гг. позволено создавать текстильное производ­ство без регистрации. 17 марта 1775 г. предоставлено «всем любезноподданным» право устраивать любые промышленные предпри­ятия. Активизировались банки. Дворянский банк приобрел в 1786 г. статус государственного заемного. В связи с выпуском ассигнаций был создан Государственный ассигнационный банк. За 10 лет (1775-1785 гг.) удвоилось число городов.

[114] Манифестом от 14 декабря 1766 г. о созыве Уложенной комиссии введены новое понятие «город» как тяглая и юридическая единица, выборные городские головы, баллотировка шарами, известная в России начиная с эпохи Петра I при принятии коллективных реше­ний в учреждениях.

[115] 1. Владельцы домов, земель, иной недвижимости в городе - «на­стоящие городские обыватели». 2. Купцы трех гильдий. 3. Цеховые ремесленники. 4. Иногородние и иностранные гости (торговцы). 5. Именитые граждане: а) выборные должностные лица, получившие звание степенных, похвалу за службу заседателем губернского ма­гистрата, совестного суда, бургомистром, городским головой и дру­гую городскую службу; б) профессиональные дипломированные ученые; в) архитекторы, живописцы, скульпторы, «музыку учини-тели»; г) состоятельные капиталисты, объявившие свои капиталы свыше 50 тыс. руб.; д) банкиры; е) оптовые торговцы; ж) корабле-владельцы. 6. Посадские-цеховые, имеющие капитал, занятые ре­меслом, рукоделием, - самый многочисленный разряд.

[116] В петровское время употреблялся термин «шляхетство» для обо­значения служилого сословия, замененный «дворянством» в усло­виях оформления сословия и утверждения абсолютизма. В 1736 г. срок обязательной службы дворян сокращен до 25 лет. При Елиза­вете он стал еще короче, подготовлен проект о полном освобожде­нии дворян от обязательной службы.

[117] «Бесправное при Петре Великом шляхетство облегчило несколько свои тяготы при императрице Анне, замкнулось в благородное со­словие при Елизавете, освобождено от обязательной службы при Петре III, при Екатерине II обращено в привилегированное сосло­вие с широким сословным самоуправлением и с большими адми­нистративными полномочиями».

[118] На­веянной «Духом времени» Ш.Л.Монтескье.

[119] Государство стало выдавать монастырям сначала до 30 десятин, архиерейским домам – 6-9 десятин земли, а в 1797 г. увеличило наделы для монастырей до 60 десятин и для архиерейских домов - до 30 десятин.

[120] В 1782 г. крепость св. Димитрия Ростовского, посад, возникший недавно г. Нахичевань-на-Дону причислены к Таганрогскому уез­ду, который в 1784 г. в составе Азовской губернии стал частью Екатеринославского наместничества, а в 1796 г. - Новороссийской губернии, но уже в составе Мариупольского уезда. 17 августа 1797 г. крепость св. Димитрия Ростовского с поселением преобразована в уездный центр, канцелярия которого размещалась в Таганроге.

[121] В 1797 г. восстановлена на Дону войсковая канцелярия. Павел I в 1801 г. заменил войсковое правительство Черноморского казачье­го войска войсковой канцелярией, которая имела шесть структур­ных экспедиций, а в своем штате особое должностное лицо, на­значавшееся государем.

[122] Брак Павла I с вюртембергской принцессой Софией-Доротеей-Лу­изой (в православном крещении Марией Федоровной) и рождение сыновей Александра, Константина и Николая упрочили немецкую этническую линию на российском престоле.

[123] В составе В.П.Кочубея, Н.Н.Новосильце­ва, П. А.Строганова, А.Е.Чарторыйского.

[124] Который возглавлял Собственную Е.И.В. канцелярию в 1812-1825 гг.

[125] В 1801 г. Александр I упразднил Тайную экспедицию. В 1805 г. он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением, который через два года преобразовал в Комитет общественной безопасности с правами перлюстрации ча­стной переписки, учредил органы политической слежки, жандарм­ские части в армии, особую канцелярию Министерства полиции, затем - Министерства внутренних дел.

[126] Номинальной задачей отделения было провозглашено призрение вдов и сирот, официальным гербом стал белый платок, вручен­ный Николаем I А.Х. Бенкендорфу, который должен был симво­лизировать осушение слез.

[127] Шефом отдельного корпуса жандармов был главный начальник тре­тьего отделения, ближайшим помощником его - начальник штаба ОКЖ. В 1839-1856 гг. этот пост занимал генерал Л.В. Дубельт.

[128] По делам Финляндии функционировали в Петербурге Комиссия (1809-1811 гг.), Комитет (1811-1826 гг.), статс-секретариат (1820-1857 гг.). Несколько еврейских комитетов с 1802 г. рассмат­ривали вопросы оседлости, быта, религии и школы евреев. Сибир­ский комитет действовал в 1821-1838 гг. Комитет по делам цар­ства Польского - в 1831-1841 гг. Комитет западных губерний - 1831-1838 гг. Остзейские комитеты по землям Прибалтики - 1828-1831 и 1849-1850 гг. Кавказский комитет под разными на­званиями - 1840-1882 гг.

[129] Н.П. Румянцев (1810-1812). Н.И. Салтыков (1812-1816), П.В. Ло­пухин (1816-1827), В.П. Кочубей (1827-1834), Н.Н. Новосиль­цев (1834-1838), И.В. Васильчиков (1838-1847), В.В. Левашев (1847-1848), А.И.Чернышев (1848-1855). Некоторые из них со­вмещали в 1812-1865 гг. председательство в Комитете министров. См.: Государственный совет // Отечественная история с древней­ших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1. А-Д. М., 1994. С. 618-619.

[130] После Польского восстания 1830-1831 гг. был создан 5-й депар­тамент дел царства Польского.

[131] Учрежденным для сокращения государственного долга, изыскания средств по погашению бюджетного дефицита.

[132] Учрежденным для высшего надзора и контроля за кредитными операциями и оборотами банков.

[133] Его ис­полнение контролировал Сенат.

[134] По сведениям III Отделения собственной Е.И.В. канцелярии 1804 г. не брали взяток лишь три губернатора из 50: Писарев в Киеве (очень богатый), А. Муравьев в Таврии (декабрист), Ради­щев в Ковно (потомок А. Радищева).

[135] В первой половине XIX в. территория империи увеличилась на 20%, население достигло 70 млн. человек.

[136] Назначаемый царем Сенат, избира­емая дворянами и городскими общинами посольская изба.

[137] В 1801 г. была образована Грузинская губерния, в состав которой включена в 1812 г. территория Закавказья, отошедшая к России по Бухарестскому миру. В 1840 г. появилась Грузино-Имеретинская гу­берния, куда вошли территории упраздненных Армянской и Имере­тинской областей. В 1846 г. она упразднена, образованы Тифлис­ская и Кутаисская губернии в составе Кавказского наместничества.

[138] В Петербурге, Москве, Финляндии, Польше, Прибалтике, Запад­ной и Восточной Сибири, Оренбурге, Новороссии генерал-губерна­торства имели фактически характер наместничеств.

[139] Город делился на части.

[140] В сельских обществах с 1833 г. государственные крестьяне плати­ли повинности на основе круговой поруки.

[141] Сельская расправа (1838-1858 гг.) - домашний суд первой инстан­ции в сельском обществе. Под председательством старшины рас­сматривала гражданские дела и проступки, присуждала к штрафу до 1 рубля, отдаче на общественные работы до 6 дней, телесным наказаниям до 20 розог.

[142] Члены волостного правления утверждались палатой государствен­ных имуществ, подчинялись окружным управлениям государствен­ных имуществ в уездах.

[143] Помещичьи крестьяне объединены в сельские общества (общины), для управления делами которых выбирались либо назначались помещиком сельские старосты (не путать со старшинами), выпол­нявшие разнообразные функции, включая дисциплинар­но-полицейские.

[144] Его состав вырос до 60 членов к 1890 г.

[145] В 1881 г. председателем Госсовета назначен великий князь Миха­ил Николаевич.

[146] Председателями Комитета министров назначались П.Н. Игнатьев (1872-1879), П.А. Валуев (1879-1881) и др.

[147] В середине XIX в. функционировали министерства внутренних, иностранных дел, военных сухопутных и морских сил, полиции, юстиции, финансов, народного просвещения, государственного казначейства, государственных имуществ, а также на правах ми­нистерств главные управления путей сообщения, ревизии государ­ственных счетов (государственного контроля) - всего 12 органов центрального управления. Тринадцатым было министерство им­ператорского двора и уделов на особом положении, которое обслу­живало всю многочисленную и постоянно растущую царскую се­мью, подчинялось лично императору.

[148] Работу МВД особенно упорядочили его главы М. Т. Лорис-Меликов (1880-1881), П.И. Игнатьев (1881-1882), Д.А. Толстой (1882-1889), И.Н. Дурново (1889-1895), И.Л. Горемыкин (1895-1899), Д.С. Сипягин (1900-1902).

[149] Непосредственным командиром ОКЖ был товарищ министра.

[150] Первые директора этого департамента В.К.Плеве (1881-1884) и П.Н. Дурново (1884-1893) действовали решительно, целеустрем­ленно, позднее возглавили МВД.

[151] Акцизные сборы, особенно питейный, составляли в 70-80-х гг. 35-40% всех государственных доходов. В связи с введением вин­ной монополии департамент неокладных сборов преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажей «питей» (1896). Оно ведало как акцизными сборами, так и продажей спиртных напитков. Совет по делам казенной продажи питей об­суждал законопроекты, устанавливал размеры цен на поставку в казну спирта, продажные цены на спиртные напитки, рассматри­вал ходатайства о строительстве винокуренных заводов.

[152] Открыты Новороссийский университет в Одессе на базе Ришельевского лицея.(1865 г.), Варшавский на базе существовавшей с 1862 г. Главной высшей школы (1869 г.), Томский (1888 г.). Об­щее число студентов увеличено с 5000 человек в 1860 г. до 8200 че­ловек в 1880 г., что способствовало заметному росту доли образо­ванного чиновничества.

[153] Число губерний увеличено с 51 в 60-е гг. до 78 в конце XIX в. с 10-15 уездами каждая. С расширением территории империи уве­личено до 18 и число областей, образованы Сырдарьинская (г. Таш­кент), Самаркандская, Ферганская, Закаспийская (Ашхабад), Кар­ская и др.

[154] Н.А. Милютин утверждал: «Если мы разрушим общину, Россия не продержится и 24 часа. Крестьянский мир - единственный консервативный элемент у нас: все остальные классы исполнены революционных начал, и если дать им власть в руки, никто не знает, что из э




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.373 сек.