Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.1.4. Светские концепции абсолютной власти

 

Иван Пересветов. Это совершенно светский писатель. Приехавший на Русь в конце 30-х годов XVI в., когда Иван IV был еще ребенком и за него правили бояре, Пересветов стал решительным противником самоуправства «вельмож». Обличению «ленивых богатых» и прославлению бед­ных, но храбрых «воинников» посвящены все его сочинения. Его произведение – «Большая челобитная» только по форме была челобитной. По существу — это публицистическое сочинение, в котором Пересветов предлагал Ивану IV ввести важнейшие политические реформы (создание регулярного войска «юнаков», отмена управления наместников, уничтожение кабальной зависимости, завоевание Казани). Идеи, сходные с «Большой челобитной», высказывались в двух повестях Пересветова: «Сказание о Магмете» и «Сказание о царе Кон­стантине».

Идеология Пересветова довольно сложна. «Воинник» (про­фессиональный военный), Пересветов во многих отношениях мо­жет считаться представителем дворянства (низшей части класса феодалов) — он ненавидит богатых вельмож, мечтает о «грозной» царской власти. Но в писаниях Пересветова встречаются и сме­лые идеи, которые вряд ли приходили в голову большинству дворян XVI в. Он осуждает «закабаление» и порабощение людей; утверждает, что всякое закабаление происходит от дьявола; счи­тает, что «правда» (справедливость) выше «веры», и указывает, что пока еще в Московском царстве нет «правды», «а коли правды нет, то и всего нет».

Пересветов верил в великие достоинства «грозной» власти и ее способность искоренять «зло»: «А немочно (невозможно) царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Он не считал «правую веру» обязательным условием «правды» в госу­дарстве. В царстве Константина, несмотря на «веру христиан­скую», не было «правды», которую сумел ввести «нехристь» Магмет. Когда мудрый царь Магмет узнал, что судьи его судят «по посулом» (за взятки), он не стал их особенно осуждать, «только их велел живых одирати». И сказал так: «Естьли оне обростут опять телом, ино им вина та отдасться (простится)». А из кожи их повелел сделать чучела и написал на них: «Без таковыя грозы не мочно в царство правды ввести».

профессиональный военный,отстаивал идеалы дворянства. Противник боярской аристократии, мечтал о «грозной» царской власти. В то же время он осуждает закабаление и порабощение людей, утверждает, что всякое закабаление происходит от дьявола. Считает что правда (справедливость) выше веры, и указывает, что пока еще в Московском государстве правды нет, «а коли правды нет, то и всего нет». Ему же принадлежат высказывания: «Как конь без узды, тако и царство без грозы», «Бог не веру любит – правду».

Полемика царя Ивана Грозного и кн. Андрея Курбского. Роль Ивана Васильевича Грозного в русской истории сложна и противоречива. Первый царь всея Руси, завоеватель Казани и Астрахани, создатель опричнины и организатор кровавых карательных походов на собственные зем­ли, в царствование которого было окончательно установлено крепостное право, Иван IV был одной из наиболее ярких и в то же время страшных фигур в истории России.

Наиболее важное место в творчестве Ивана Грозного занимает его переписка с Курбским. Выходец из знатного рода (связанного с ярославскими князьями), член правительственной группы 50-х гг.—«избранной рады» и участник казанского похода, А. М. Курбский бежал в Литву в 1564 г., опасаясь царской опалы, и возглавил одну из польских армий в войне против России.. Оказавшись в поль­ской Ливонии, Курбский обратился к царю с обличительным посланием, обвинив царя в несправедливых гонениях на верных воевод, завоевавших дли России «прегордые царства». Царь отве­тил Курбскому обширным посланием, почти целой книгой; завя­залась знаменитая переписка.

Первое послание Ивана IV Курбскому было названо «посланием» против «крестопреступников» (т. с. изменников, нарушителей присяги) «во все его Российское государство». В споре с Курбским царь отстаивал идею ничем не ограничен­ной царской власти, доказывая, что вмешательство бояр и духо­венства в управление губит государство.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II.1.2. У истоков политической мысли | II.1.5. Политические воззрения Юрия Крижанича
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.