Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.3.2. Декабристы

Большое влияние на русскую политическую мысль XIX в. оказало движение революционеров-декабристов, которое в идейно-политическом плане не было однородным: оно размежевалось на левое, радикальное (Южное общество) и более умеренное (Северное общество). Но всех декабристов объединяли демократические идеалы Просвещения, ликвидации абсолютизма, крепостничества и сословных привилегий, приверженность западным теориям естественного права и общественного договора. Программными произведениями декабристов были «Русская правда» П.И. Пестеля и проект конституции Н.М. Муравьева.

П.И. Пестель выступал за демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, избиравшему на пять лет исполнительную власть — Державную Думу, также избираемую народом, один из пяти членов которой переизбирался бы ежегодно. Основные («заветные») законы могли изменяться только путем всенародного голосования. Для контроля за исполнением конституции и «компетенцией» разделения властей он предлагал власть блюстительную — Верховный Собор из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно, т.е. выдвинул идею современного конституционного суда. Избирательным правом должны пользоваться все российские граждане с 20 лет, независимо от имущественного ценза, исключая осужденных по суду и прислугу.

«Русская правда» провозглашала гражданское и политическое равенство, свободу «книгопечатания, вероисповедания, право каждого участвовать в государственных делах».

В ней отрицалась федерация как «возврат к удельной системе» — причине бедствий России — и провозглашался принцип унитаризма — «единства и неразделимости» Российского государства.

Деление на области, губернии, уезды, волости. «Каждый россиянин будет гражданином государства и в особенности гражданином такой-то волости.» Самоуправление – народ. По признаниям Пестеля на следствии он сильно охладел к своему проекту в 1825 году и даже стал опасаться междоусобий и раздоров.

Пестель отрицал значение национальных отличий племен и народностей. Все население Российского государства он предлагал разделить на 3 категории: коренные, присоединенные и иностранцы.

«Право собственности священное и неприкосновенное. Личная свобода - есть первая и важнейшая обязанность каждого гражданина».

Пестель являлся сторонником аграрных преобразований, предусматривая освобождение крестьян с наделением их землей.

Он был сторонником свержения царизма и установления республики через революцию и диктатуру временного (на 10—15 лет) Верховного Правления, которое должно было постепенно ввести конституционное устройство. «Русская правда» была самым радикальным проектом буржуазного переустройства крепостной России, созданным декабристами. Но Пестель выступает противником предоставления богатым каких-либо особых политических прав: « Богатые будут существовать всегда и это очень хорошо, но не надо присоединять к богатству другие политические права преимущества». «Аристократия богатств гораздо вреднее аристократии феодальной». Соответственно. ее надо беспощадно искоренять.

Проект конституции Н.М. Муравьева был более умеренным и предусматривал не республику, а конституционную монархию: «Русский народ, свободный и независимый, не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Все русские люди равны перед законом. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившиеся в России. Кочующие племена лишены гражданских прав.

Крепостное состояние, разделение людей на 14 классов отменяются. Граждане имеют право составлять общества и товарищества и обращаться с жалобами к Народному вече, к императору». В отличие от Пестеля, Муравьеву будущая Россия представлялась федеративным государством (по примеру Североамериканских Соединенных Штатов) со столицей в Нижнем Новгороде. Империя делилась на 13 держав (штатов) и 2 области, имеющие свои столицы. Град Святого Петра был столицей Волховской державы. Двухпалатное Народное вече «облечено всею законодательной властью», а император оставался лишь «верховным чиновником российского правительства».

Крестьянам предлагалось общественное владение землей, то есть сохранение общины. Возможный раздел земли переносился на будущее и специальные законы.

Идею союзной конфедерации всех славянских народов отстаивало Общество соединенных славян, созданное в 1823 г. в Новгород-Волынске под руководством юнкеров, братьев П. и А. Борисовых и польского студента Ю. Люблинского. Общество выступало за «революционное единение» всех славянских народов в демократическую федерацию, членами которой должны были стать Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация. Каждый из объединенных славянских народов должен был иметь конституцию, отвечающую его национальным традициям, а для управления общими делами Союза создавался Конгресс. В отличие от других организаций декабристов Общество соединенных славян было против революции. Обязанностью славянина его члены считали распространение основных начал общественного блага — гражданского общества, основанного на началах промышленности и нравственности.

Движение декабристов в России было изначально обречено на поражение. Восприняв в Европе в ходе заграничного похода русской армии революционно-демократические идеи, декабристы не увидели их буржуазной сущности. В начале XIX века буржуазия в России все еще была очень слаба и не могла составить социальной базы движения за буржуазные права и свободы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II.3.1. Русский консерватизм | II.3.3. Славянофилы и западники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.