Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы и принципы общения

Общение порождает ряд социально-психологических механизмов, таких как заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.

Заражение - это бессознательный, спонтанный переход личности в опре­деленное психическое состояние. Он происходит вследствие психического воз­действия на эту личность эмоционального заряда, чувств, страстей другой лич­ности в условиях непосредственного контакта.

Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логическому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его готовность получить соответствующую установку. Этот метод общения направлен на то, чтобы слушатель принял сообщение без каких-либо обоснований и доказательств, как бы на веру.

Метод наиболее эффективен, если коммуникатор обладает целым рядом качеств: 1) пользуется авторитетом, популярностью, уважением, доверием у собеседника; 2) имеет яркие внешние данные: выразительный голос, впечатляющую внешность, хорошую дикцию; 3) умеет вызнать стремление к самоутверждению, жалость, иногда даже страх; 4) умеет «транслировать» энергию воли - передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе, высокой организованности; 5) воздействует на меланхоликов.

Метод эффективен в ситуациях, в которых отсутствует сопротивление внушающему воздействию: 1) экстремальных (стрессовых, аварийных); 2) при жестком лимите времени; 3) при возникновении паники; 4) в общении с людьми эмоциональными, не уверенными в себе, склонными к подчинению; 5) в общении с женщинами меланхолического и флегматического темпераментов, с людьми обоего пола, имеющими невысокий уровень образования и интеллектуального развития.

Метод неэффективен: 1) в общении с интеллектуальной элитой; 2) с мужчинами, имеющими выраженные способности к лидерству; 3) при обсуждении нестандартных проблем, требующих творческого решения.

Убеждение - это и процесс, и результат целенаправленного воздействия, оказываемого с целью трансформировать некоторые сообщения одного в систему воззрений другого. Этот способ делового общения заключается в том, что, формулируя какое-либо сообщение, коммуникатор логически обосновывает это сообщение, чтобы добиться согласия партнера по общению со своей точки зрения. При этом сообщение формулируется в соответствии с правилами логики и содержит тезис и аргументы, на основании чего делается вывод об истинности сообщения. Аргументация должна быть логически совершенна, apгументы - не слишком громоздки, доказательства - не усложнены. Не будьте многословны. Коммуникатор обращается к разуму и здравому смыслу людей.

Метод убеждения наиболее эффективен: 1) для работников, имеющих довольно высокий интеллектуальный и образовательный уровень; 2) для сангвиников, холериков, флегматиков (меланхолики нуждаются не столько в убеждении, сколько в эмоциональной поддержке); 3) при равенстве в фессиональных знаниях и опыте общающихся; 4) при соответствии содержания и формы убеждения уровню развития личности, ее индивидуальности; 5) при наличии заинтересованности партнера по общению в осмыслении адресованной ему информации.

Убеждение не «работает», если: 1) партнеры имеют разные жизненные цен­ности; 2) партнеры имеют разный интеллектуальный и профессиональный уровень; (в 1 и во 2 случае более эффективен приказ); 3) необходимо срочно принять какое-либо решение при лимите времени (например, при аварии); 4) коммуникатор плохо владеет аудиторией, не умеет говорить или страдает дефектом речи.

Принуждение - это метод, основанный на использовании администрато­ром своей официальной власти. Принуждение выражается в приказах, распоря­жениях. Метод эффективен: 1) при нарушениях трудовой дисциплины; 2) не­выполнении заданий; 3) как правило, по отношению к злостным нарушителям и дезорганизаторам. Следует, однако, воздерживаться от излишне частого приме­нения этого метода, так как неоправданно жесткий административный стиль управления может вызвать конфликты в коллективе, повышенную текучесть кадров, безразличное отношение работников к своему делу.

Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных об­разцов поведения, манер говорить и т.п. другого человека. При подражании почти всегда перенимают стиль работы, умение держаться, вести разговор, от­ношение к работе и даже манеру поведения, безотносительно к тому, положи­тельные или отрицательные образцы поведения демонстрирует лидер.

Мода - некритичное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров (хиппи, панки и т.п.).

Основными этико-психологическими принципами делового общения являются:

1. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности.

2.Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен четко знать свои обязанности и права. Так, руководитель обязан строго опреде­лить социальный, служебный и персональный статусы своих сотрудников. Служебный статус - это регламентация служебных прав и обязанностей работ­ника, а также оценка личностно-деловых его качеств, в соответствии с которы­ми должны использоваться его квалификация и опыт. Персональный статус - это мера удовлетворенности работника своими отношениями с коллективом.

3. Принцип поощрения и наказания. Известно, что всякий человек стре­мится к самоутверждению, к признанию его в профессиональной среде. Поэто­му руководитель должен уметь видеть не только наиболее активных и добросо­вестных работников, но и отмечать все, даже скромные, успехи. Новизна и «штучность» поощрения - мощные стимулы развития творческой активности сотрудников. Ног наказание не может быть главенствующей мерой воздейст­вия, и применять его нужно строго в соответствии с проступком. И крайне важ­но помнить, что оценке подлежит поступок, а не личность. А.Ю. Панасюк в книге «Управленческое решение» предлагает следующую схему разговора ру­ководителя с провинившимся подчиненным:

1)высокая и объективная оценка личных и деловых качеств сотрудника, что порождает у него положительные эмоции;

2)объективный анализ причин проступка подчиненного, что вызывает у него отрицательные эмоции;

3)выражение уверенности в том, что подобное не повторится, и это вновь должно вызвать положительные эмоции.

4. Принцип рационального использования рабочего времени – включает принципы:

- приоритетов: распределять дела в порядке их значимости и начинать самого существенного;

- Парето: в процессе работы за 20% расходуемого времени достигала 80% результатов, а за остальные 80% - лишь 20%.

Итак, культура делового общения - это высокий уровень умения общаться в деловом мире. Она предполагает:

1. Высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить (в том числе публично) и слушать.

2. Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера.

3. Умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.

Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспринимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные доводы, а владение ораторским искусством - их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занять нужную психологическую позицию, выйти на соответствующий уровень общения и т.п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сторонами общения в деловом мире.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стили общения | Тема: Нормативный аспект культуры речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.