Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права




Предмет и система финансового права

Для определения предмета регулирования и установления гра­ниц этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует органи­зационные общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняе­мых в процессе финансовой деятельности государства распредели­тельной, контрольной и стимулирующей функций при распределе­нии общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансо­вого права, заключаются в том, что они: I) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обще­ству денежных фондов, т.е. имеют организационный характер; 2) в этих отношениях участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они но­сят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являют­ся деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые от­ношения возникают:

между высшими, региональными и местными представительны­ми органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расхо­дов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирова­ния и исполнения;

между высшими, региональными и местными исполнительны­ми органами власти;

между финансово-кредитными органами и предприятиями, уч­реждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физи­ческими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их пе­речислением в бюджет и т.п.

внутри единой системы исполнительных органов в области фи­нансов и кредита (например между Министерством финансов РФ и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей на­званных органов.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенно­сти метода регулирования, свойственного финансовому праву, ко­торые заключаются в том, что это — метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субор­динации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исхо­дят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предпи­сания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.

По методу правового регулирования финансовое право на пер­вый взгляд полностью совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отно­шения, их специфика определяет необходимость применения фи­нансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исхо­дит от финансово-кредитных органов государства, созданных спе­циально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функцио­нальной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финан­сового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выра­жения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Мини­стерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.

Финансово-правовой аспект регулирования этих отношений определяется следующими обстоятельствами: а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основе норматив­ных актов эти средства направляются на выполнение задач и функ­ций государства; в) они определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) они определяют функции органов государства, особенно в кре-дитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансо­вого контроля за всей деятельностью государства.

Таким образом, все указанные отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финан­сового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перерас­пределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая дос­таточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие госу­дарства в нужном направлении, т.е. решал бы наряду с политиче­скими задачи экономические и социальные. Эта область деятельно­сти государства не может быть обеспечена без применения и совер­шенствования норм финансового права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.