Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура бюджета




Бюджетное устройство Российской Федерации. Структура и принципы бюджетной системы

Бюджетная система Российской федерации

Бюджетное устройство государства определяется его государст­венным устройством, закрепленным в Конституции РФ.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень—федеральный бюджет и бюджеты государст­венных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень — местные бюджеты.

В соответствии со ст. 11 БК РФ Федеральный бюджет и бюдже­ты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и ут­верждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государствен­ных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюд­жеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в поряд­ке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях если БК РФ предусматривает регулирование опреде­ленных отношений законом о бюджете, для органов местного само­управления эти отношения должны быть урегулированы соответст­вующими нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципаль­ных образований.

БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета (ст. 6), но и содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидиро­ванного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевого бюд­жетного фонда и государственного внебюджетного фонда. В соот­ветствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Статья 16 БК РФ закрепляет понятие местного бюджета. Бюд­жет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде­ния местного самоуправления.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов му­ниципальных образований, находящихся на его территории, состав­ляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

В статье 17 БК РФ целевой бюджетный фонд определяется как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законода­тельством Российской Федерации в составе бюджета за счет дохо­дов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда Не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Бюджетный кодекс РФ содержит общее определение государст­венного внебюджетного фонда — это форма образования и расхо­дования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 6). Статья 13 БК РФ гласит: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денеж­ных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализа­ции конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безрабо­тицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в Порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, преду­смотренном настоящим Кодексом».

Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда: Пенсион­ный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной сис­темы раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмот­ренные бюджетным законодательством России. В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на 10 принципах:

— единства бюджетной системы Российской Федерации;

— разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы Российской Федерации;

— самостоятельности бюджетов;

— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированности бюджета;

— эффективности и экономности использования бюджетных средств;

— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:;

— гласности;

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации озна­чает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Феде­рации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Россий­ской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета бюдже­тов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации проявляется в закреплении со­ответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномо­чий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов — это:

- право законодательных (представительных) органов государст­венной власти и органов местного самоуправления на каждом уров­не бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осу­ществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодатель­ством Российской Федерации;

- право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствую­щих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодек­сом определять источники финансирования дефицитов соответст­вующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превыше­ния доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расхо­дам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и до­полнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (ре­шений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с измене­нием законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд­жетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отра­жению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фон­дов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государствен­ные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета выражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответство­вать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источ­ников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполно­моченные органы должны исходить из необходимости минимиза­ции размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема средств или достижения наилучшего ре­зультата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уров­ней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности заключается в следующем:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержден­ных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по про­ектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногла­сия либо внутри законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти, либо между законодательным (представитель­ным) и исполнительным органами государственной власти;

— секретные статьи могут утверждаться только в составе феде­рального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показате­лей прогноза социально-экономического развития соответствующей' территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обо­значением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмот­ренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обо­значенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, яв­ляются нарушением бюджетного законодательства Российской Фе­дерации.

Структурными составляющими элементами бюджета являются его доходная и расходная части.

Первичный источник доходов бюджетов — это национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвя­зи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государст­вом и муниципальными образованиями (местным самоуправлени­ем). Доходы бюджетов в литературе классифицируют по разным признакам:

— по социально-экономическому признаку;

— по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты;

— по юридическим формам доходов.

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов под­разделяются на доходы от хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хо­зяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и от граждан. По условиям зачисления доходов в соответствующие бюд­жеты доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налого­вые и неналоговые.

Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расходы бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в Бюджетном кодексе РФ за­конодательное закрепление.

БК РФ устанавливает не только общие положения о формиро­вании доходов бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджет­ной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюдже­тов: федерального, субъектов Российской Федерации, местных.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответст­вии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Фе­дерации. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в соста­ве доходов бюджетов обособленно.

К неналоговым БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему бюджетному законодательству имели режим «вне­бюджетных средств».

В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитывают­ся следующие средства, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

- полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во вре­менное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

- получаемые от передачи имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, под залог, в довери­тельное управление;

- от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюд­жетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муници­пальных гарантий соответствующим органам исполнительной вла­сти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гаран­тиям;

- плата за пользование бюджетными средствами, предоставлен­ными другим бюджетам, иностранным государствам или юридиче­ским лицам на возвратной и платной основах;

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образова­ниям;

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей;

- другие предусмотренные законодательством Российской Феде­рации доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности.

Средства, получаемые от продажи государственного и муници­пального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нор­мативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так­же размеры затрат на организацию приватизации определяются за­конодательством Российской Федерации о приватизации.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечис­ления от физических и юридических лиц, международных органи­заций и правительств иностранных государств.

БК РФ предусматривает возможность применения между бюд­жетами взаимных расчетов при определенных условиях. В соответ­ствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимны­ми расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Феде­рации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном зако­нодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Особый порядок установлен для таких неналоговых доходов, как штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа иди должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательст­вом Российской Федерации.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в прину­дительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской федерации и решениями судов.

Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Фе­дерации.

К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюдже­тами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законо­дательством Российской Федерации;

- неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. При этом БК РФ закрепляет положение о том, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, несмотря на необходимость осуществления учета в доходах того бюджета, который является полу­чателем финансовой помощи в форме дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Регулирующие доходы бюдже­тов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюдже­ты на очередной финансовый год, а также на долговременной ос­нове (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Собственные налоговые доходы федерального бюджета, за ис­ключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Собственные налоговые доходы федерального бюджета преду­смотрены налоговым законодательством РФ.

В статье 50 БК РФ, кроме отсылочной нормы, предусматриваю­щей применение налогового законодательства и федерального зако­на об утверждении федерального бюджета на конкретный год при определении видов федеральных налогов, ставки и пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования, закрепляются два вида налоговых доходов федерального бюджета:

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собственные неналоговые доходы федерального бюджета форми­руются в соответствии с общими нормами БК РФ, закрепляющими неналоговые доходы бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, в том числе:

- доходы от использования имущества, находящегося в государст­венной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюд­жетными учреждениями, находящимися в ведении органов государ­ственной власти Российской Федерации, — в полном объеме;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке' и по нормативам, которые установле­ны федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

- часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Рос­сийской Федерации.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

- прибыль Банка России — по нормативам, установленным феде­ральными законами;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Безвозмездные перечисления, которые могут поступать в процес­се исполнения федерального бюджета, в том числе средства по вза­имным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Остаток средств федерального бюджета на конец предыдущего года.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в соответ­ствии со ст. 55 БК РФ формируются за счет собственных и регули­рующих налоговых доходов. Не учитываются доходы, передаваемые в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации полно­стью поступают также неналоговые доходы от использования иму­щества, находящегося в собственности субъектов Российской Феде­рации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учре­ждениями, находящимися в ведении органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации.

Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые уста­новлены федеральными законами и законами субъектов Россий­ской Федерации.

БК РФ устанавливает условия передачи субъектами Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования собственных до­ходов местным бюджетам.

Бюджетное законодательство закрепляет полномочия предста­вительных (законодательных) и исполнительных органов Россий­ской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления по формированию доходов соответствующих бюджетов. В соответствии со ст. 53 БК РФ к полномочиям феде­ральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов относятся:

установление новых видов налогов, их отмена или изменение. При этом установление новых видов налогов, их отмена или изме­нение возможны только путем внесения соответствующих измене­ний в налоговое законодательство Российской Федерации;

установление новых видов неналоговых доходов, отмена или из­менение действующих неналоговых доходов. Федеральные органы законодательной власти могут осуществить данное правомочие после представления федеральными органами исполнительной власти сво­его заключения и только путем внесения изменений в БК РФ.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приня­ты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство Россий­ской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допус­кается только в случае внесения соответствующих изменений и до­полнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год; предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюд­жет.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют на­логовые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с на­логовым законодательством Российской Федерации в пределах ли­митов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации вно­сят изменения и дополнения в законодательство субъектов Россий­ской Федерации о региональных налогах и сборах.

Законы субъектов Российской Федерации о внесении измене­ний и дополнений в налоговое законодательство Российской Феде­рации в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Российской Феде­рации о бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство субъек­тов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, пред­полагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускаются только в случае внесения соответствующих изме­нений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъек­тов Российской Федерации в соответствии с налоговым законода­тельством Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации предоставляются в пределах лимитов, определенных за­коном о бюджете соответствующего субъекта Российской Федера­ции.

Полномочия органов местного самоуправления по формирова­нию доходов местного бюджета закреплены в ст. 64 БК РФ, в соот­ветствии с которой представительные органы местного самоуправ­ления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Фе­дерации.

Правовые акты представительных органов местного самоуправ­ления о внесении изменений и дополнений в налоговое законода­тельство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представи­тельных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответст­вующих изменений и дополнений в правовой акт представительно­го органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обяза­тельных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов пре­доставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюд­жете.

Особый порядок установлен для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в той сумме федеральных налогов или сборов, региональных нало­гов или сборов, которая поступает в местные бюджеты. Такие от­срочки и рассрочки могут быть предоставлены только при отсутст­вии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Феде­рации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюд­жета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.

Бюджетное законодательство устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нор­мативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых за­трат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Прави­тельством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финан­совых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные уста­навливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреж­дений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расхо­ды бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов — это часть расходов бюдже­тов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятель­ность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвести­ций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в со­ответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестицион­ные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитально­го (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с рас­ширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении кото­рых создается или увеличивается имущество, находящееся в собст­венности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие рас­ходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в со­ответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформи­рован Бюджет развития. Порядок и условия формирования бюдже­та развития определяются федеральным законом.

Бюджетное законодательство устанавливает различные формы расходов бюджетов. В соответствии со ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1 — ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2 — средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3 — трансферты населению;

4 — ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5 — ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государст­венной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

6 — бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе на­логовые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и плате­жей и других обязательств);

7 — субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

8 — инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

9 — бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюдже­там других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

10 —кредиты иностранным государствам;

11 — средства на обслуживание и погашение долговых обяза­тельств, в том числе государственных или муниципальных гаран­тий.

Как отмечалось ранее, одной из форм расходов бюджетов явля­ются трансферты населению. В соответствии со ст. 75 БК РФ трансферты населению — это бюджетные средства для финансиро­вания обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, посо­бий, компенсаций, других социальных выплат, установленных за­конодательством Российской Федерации, законодательством субъ­ектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Возможность предоставления бюджет­ного кредита юридическим лицам, функционирующим не на госу­дарственной или муниципальной форме собственности. При этом Устанавливается, что бюджетный кредит таким юридическим лицам может быть предоставлен только на основании возмездного догово­ра, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК РФ и иных норма­тивных правовых актов. Существенным условием договора о бюд­жетном кредите является условие о предоставлении заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджет­ного кредита.

предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предостав­ления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пре­делах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кре­дитов,

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юри­дическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные ор­ганы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов

Субвенции и субсидии юридическим лицам и гражданам-пред­принимателям также являются формами расходов бюджетов, преду­смотренных БК РФ. Легальное понятие субвенции и субсидии со­держится в ст. 6 БК РФ, при этом субвенция — это форма не толь­ко расходов бюджета, но и финансовой помощи, применяемой в бюджетной системе России при финансировании отдельных целе­вых расходов.

Порядок предоставления субсидий и субвенций коммерческим юридическим лицам, функционирующим не на государственной или муниципальной формах собственности, а также гражда­нам-предпринимателям регламентируется ст. 78 БК РФ. В соответ­ствии с данной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными уни­тарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гра­жданам-предпринимателям допускается:

— из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных фе­деральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

— из бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, феде­ральными законами, региональными целевыми программами и за­конами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Феде­рации о бюджете на очередной финансовый год;

— из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных феде­ральными целевыми программами, федеральными законами, регио­нальными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного само­управления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

В случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливае­мые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, предостав­ленные субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствую­щий бюджет.

Одной из важнейших форм расходов бюджетов, предусмотрен­ных БК РФ, являются расходы на финансирование инвестиций. При этом следует иметь в виду, что финансирование инвестиций из бюджета осуществляется при включении соответствующих объектов в федеральную целевую программу, региональную целевую про­грамму либо в соответствии с решением федерального органа ис­полнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Рос­сийской Федерации или органа местного самоуправления.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты тру­да, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмот­ренном для финансирования федеральных целевых программ.

возможность предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и условия их предоставления. В соответствии со ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государ­ственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соот­ветствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Рос­сийской Федерации, муниципальному образованию, осуществляет­ся в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетные инвестиции, указанные в ст. 80 БК РФ, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной доку­ментации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федера­ции, органом исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции или органом местного самоуправления и указанным юридиче­ским лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собст­венности субъекта инвестиций.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год преду­сматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации. Размер резервного фонда Президента Российской Фе­дерации должен быть в размере не более 1% утвержденных расхо­дов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Президента Российской Федерации расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента Российской Федерации.

Расходование средств резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании письменного распоряже­ния Президента Российской Федерации. Не допускается расходова­ние средств резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации

Бюджетное законодательство устанавливает порядок финанси­рования новых видов расходов, не предусмотренных ни одним бюджетом.

Согласно БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и рас­ходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствую­щем финансовом году.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на два вида: внутренние и внешние. Внутренние источники могут выступать в следующих формах: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осу­ществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджет­ные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи имущества, находящегося в госу­дарственной собственности; сумма превышения доходов над расхо­дами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Внешние источники выступают в следующих формах: государст­венные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем вы­пуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительства ино­странных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлечен­ные РФ.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть только внутренние источники в следующих формах: го­сударственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бу­маг от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные креди­ты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы; кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственно­сти субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета также могут быть только внутренние источники в следующих фор­мах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муни­ципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от продажи имущества, нахо­дящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Если при исполнении бюджета доходы превышают запланиро­ванные расходы, это называется профицитом бюджета.

По общему правилу федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Может быть только первичный профицит, под которым понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслужива­ние государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.