Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус органов налогового контроля

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о нало­гах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью внесения в соответствующий бюджет налогов и дру­гих обязательных платежей. Налоговые органы осуществляют также контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах своей компетенции.

Правовой статус налоговых органов установлен ПК РФ, а также Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.

Главными задачами, для реализации которых и были образо­ваны налоговые органы, являются осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответ­ствующий бюджет налогов и иных обязательных платежей; уча­стие в разработке и реализации налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сбо­ров и других обязательных платежей в полном объеме; осуще­ствление валютного контроля.

Действующим федеральным законодательством налоговым органам предоставлен широкий объем прав, позволяющих осу­ществлять возложенные на них обязанности. Так, Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения вправе:

производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства проверки денежных доку­ментов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой нало­гов и других обязательных платежей в бюджет; получать необхо­димые объяснения, справки и сведения по вопросам, возника­ющим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законода­тельством порядке;

контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

получать от предприятий, учреждений, организаций (вклю­чая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;

беспрепятственно осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого) налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объек­тов налогообложения. При воспрепятствовании доступу долж­ностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую про­верку, на указанные территории или в помещения, налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подле­жащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии;

требовать от руководителей и других должностных лиц про­веряемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и законода­тельства о предпринимательской деятельности, а также контро­лировать их выполнение;

приостанавливать операции предприятий, учреждений, орга­низаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредстав­ления (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

изымать у предприятий, учреждений и организаций доку­менты, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибы­ли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Основанием для изъятия соответству­ющих документов является письменное мотивированное поста­новление должностного лица налогового органа. Кроме первич­ного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности подконтрольного субъекта;

выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правона­рушений;

взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в по­рядке, установленном НК РФ;

возбуждать ходатайства о запрещении в установленном по­рядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или юридическим лицам лицензий на право заниматься опреде­ленными видами деятельности;

создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее пога­шением;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

привлекать для проведения налогового контроля специалис­тов, экспертов, переводчиков и понятых;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

в случаях, когда для выяснения обстоятельств по делу требу­ются специальные познания, назначать экспертизу;

требовать от банков документы, подтверждающие исполне­ние платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов нало­гоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;

осуществлять в пределах своей компетенции функции орга­нов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

взаимодействовать с органами валютного контроля при осу­ществлении валютного контроля;

запрещать или приостанавливать реализацию этилового спир­та, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответству­ющих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безо­пасности, количеству, упаковке и маркировке;

проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спир­тосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять конт­роль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие при­боры, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спирто­содержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;

получать от руководителей и должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосо­держащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;

запрашивать в установленном порядке у федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установлен­ном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации;

проводить обследования и проверки работы своих террито­риальных органов на всех уровнях, принимать меры к устране­нию недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положитель­ный опыт их работы;

отменять решения своих территориальных органов или при­останавливать их действие в случае несоответствия этих реше­ний законодательству РФ, давать обязательные для исполнения Указания территориальным органам;

организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-иссле­довательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;

осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами и функциями, изу­чать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельно­сти налоговых органов;

осуществлять в установленном порядке управление передан­ным ему в оперативное управление государственным имуще­ством.

Перечень названных прав не является исчерпывающим, по­скольку в процессе осуществления конкретных контрольных мероприятий налоговые органы вступают в различные правоот­ношения и, следовательно, приобретают новые права либо де­тализируют имеющиеся.

Наделение Министерства РФ по налогам и сборам статусом органа валютного контроля обусловило включение в его компе­тенцию осуществление полномочий в сфере данного вида кон­троля; в случае неявки без уважительной причины налогопла­тельщика для рассмотрения материалов налоговой проверки, налоговые органы имеют право вынести решение в его отсут­ствие; в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемо­го к налоговой ответственности, налоговый орган вправе напра­вить в суд ходатайство об обеспечении иска.

Министерство РФ по налогам и сборам не только обладает функциями контрольного характера, но и осуществляет полно­мочия, направленные на совершенствование финансовой дея­тельности государства в целом. В пределах своей компетенции оно подготавливает предложения по совершенствованию нало­говой политики, планированию налоговых поступлений, разви­тию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществля­ет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно

с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регу­лированию общественных отношений, складывающихся в на­логовой сфере. Нормативные правовые акты издаются налого­выми органами на основе обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах, анализов отчетных и ста­тистических данных, результатов налоговых проверок.

Составным элементом компетенции налоговых органов яв­ляются их обязанности. Основополагающей, «фундаментальной» обязанностью налоговых органов, обусловленной целями их создания и задачами деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Иные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.

Налоговые органы обязаны:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

проводить разъяснительную работу по применению законо­дательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предос­тавлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в поряд­ке, предусмотренном НК РФ;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщику или налоговому агенту ко­пии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях — налого­вое уведомление и требование об уплате налога или сбора;

при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбужде­нии уголовного дела.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, конкре­тизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налого­вых органов обязаны:

действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными феде­ральными законами;

реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;

корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотно­шений, не унижать их честь и достоинство.

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, то и на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

НК РФ установлена презумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так и индивидуального содержания) налоговых органов, вытекающая из положения о том, что пода­ча жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалу­емого акта или действия

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой статус налоговых представителей | Налоговая обязанность: юридическая природа, основания возникновения и прекращения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.