Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговый контроль

Правовая охрана налоговых отношений

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и предназначен для решения следующих задач: обес­печение экономической безопасности государства при форми­ровании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов; обеспечение надлежащего контроля за фор­мированием государственных доходов и рациональным их ис­пользованием; улучшение взаимодействия и координации дея­тельности контрольных органов в Российской Федерации; про­верка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц; проверка целевого использования налоговых льгот; пресечение и предупреждение правонарушений в налого­вой сфере.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимо­сти от субъектов выделяют контроль: налоговых органов; тамо­женных органов; органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль: выездной — в месте расположения налогоплательщи­ка; камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Реализация налогового контроля осуществляется посред­ством процедурно-процессуальной деятельности налоговых ор­ганов, основу которой составляют обоснованные и адаптиро­ванные конкретные приемы, средства или способы, применяе­мые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выраже­ния и организации контрольных действий. Основными формами налогового контроля являются: проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений и тер­риторий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Кон­троль за деятельностью налогоплательщиков может осуществ­ляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Налоговая проверкаэто основная форма налогового контро­ля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законода­тельства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопо­ставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием их финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие общие правила проведения налоговых проверок.

Срок давности проведения налоговой проверки составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, пла­тельщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносит­ся со сроком давности привлечения к ответственности за нару­шения законодательства о налогах и сборах, который также ра­вен трем годам.

В случае возникшей у налогового органа необходимости по­лучения информации о деятельности третьих лиц, связанной с проверяемым налогоплательщиком, допускается истребование у этих лиц документов, имеющих значение для выявления фак­тической финансово-хозяйственной деятельности проверяемо­го субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налоговой проверкой. Однако не следует считать встречную налоговую проверку самостоятельным видом налого­вых проверок, поскольку она может проводиться исключитель­но в пределах осуществления камеральной или выездных нало­говых проверок. Тем самым истребование документов у третьих лиц (встречная налоговая проверка) не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведе­ния камеральной или выездной налоговой проверки.

Как уже отмечалось выше, налоговые проверки подразделя­ются на два вида: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахож­дения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сда­чи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной доку­ментации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налого­вой проверки по факту сдачи финансовой документации обус­ловливает и периодичность данного вида контроля — по мере предоставления отчетности.

Камеральная налоговая проверка должна быть проведена в течение не более трех месяцев со дня представления налогопла­тельщиком в налоговый орган документов, являющихся объек­тами налогового контроля. Продление срока проведения каме­ральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетно­сти налогоплательщика, то возможно назначение выездной на­логовой проверки.

Объектом камеральной налоговой проверки служит финан­сово-хозяйственная деятельность проверяемого лица за отчет­ный налоговый период.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально обязанным лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствую­щие о добросовестном исполнении налогоплательщиком нало­говой обязанности.

Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно очерчен­ного круга финансовых документов.

Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о дос­товерности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если нало­говой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки на­логоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).

Выездная налоговая проверка проводится на основании реше­ния налогового органа. Основным отличием выездной налого­вой проверки от камеральной служит место ее проведения — место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.

Объектом выездной налоговой проверки являются финансо­во-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года, предшествующие на­значению данного вида проверки.

Выездная налоговая проверка осуществляется с использова­нием сплошного метода, посредством которого проверяются не только все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплатель­щика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

Инициатором проведения выездной налоговой проверки может быть исключительно руководитель (его заместитель) на­логового органа, который и выносит соответствующее решение.

По общему правилу налоговая проверка по месту нахожде­ния налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях допускается продление про­цессуального срока проведения выездной налоговой проверки до трех месяцев.

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют большие процессуальные права, в частности они могут изымать документы, свидетельствующие о фактах налоговых правонарушений; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и (или) переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу.

По окончании выездной налоговой проверки контрольным органом составляется справка о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сро­ки ее проведения.

Не позднее двух месяцев после составления такой справки должностное лицо налогового органа обязано оформить резуль­таты выездной налоговой проверки в виде акта. В акте налого­вой проверки фиксируются выявленные и документально под­твержденные факты налоговых правонарушений либо отсут­ствие фактов нарушения налогового законодательства. В случае выявления в ходе проведенной проверки налоговых правонару­шений в акте налоговой проверки обязательно отражаются вы­воды и предложения проверяющих по устранению выявленных деликтов, а также указываются статьи НК РФ, на основании которых квалифицируются деяния налогоплательщика.

Акт налоговой проверки подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, а также руководи­телем проверяемой организации либо индивидуальным пред­принимателем или их представителями. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт налоговой проверки и предос­тавить письменное объяснение о причинах подобного отказа. В случае несогласия с фактами или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, налогоплательщик имеет право в двухнедельный срок представить в налоговый орган письмен­ные возражения по акту в целом или по его отдельным положе­ниям. Контролируемый субъект также вправе приложить к сво­им возражениям документы (заверенные копии), свидетельству­ющие об обоснованности его возражений.

Руководитель (его заместитель) налогового органа обязан в течение двух недель рассмотреть акт выездной налоговой про­верки и принять мотивированное решение о наличии или отсутствии в деяниях проверяемого субъекта состава налогового правонарушения либо о необходимости проведения дополни­тельных контрольных мероприятий.

Самостоятельной формой налоговой проверки является кон­троль за расходами физического лица. Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в случае приобре­тения им в собственность определенного имущества. Подконт­рольным субъектом в данном случае может быть только налого­вый резидент Российской Федерации. Целью контроля за рас­ходами физического лица является выявление наличия или отсутствия соответствия крупных расходов гражданина получен­ным им доходам.

Объектом контроля со стороны налоговых органов может быть приобретение следующего имущества: недвижимость, за исключением многолетних насаждений; механические транс­портные средства; акции открытых акционерных обществ, госу­дарственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберега­тельные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.

Основным методом осуществления налогового контроля за расходами физических лиц является получение должностными лицами налоговых органов информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имуще­ства, регистрацию сделок с имуществом, а также регистрацию прав на это имущество. Гарантией обеспечения деятельности налоговых органов по контролю за расходами физических лиц служит установленная налоговым законодательством обязан­ность регистрирующих органов или лиц сообщать информацию о произведенной регистрации смены права собственности на подконтрольные объекты имущества.

При получении информации от регистрирующих органов или лиц о расходах, произведенных физическим лицом, налого­вый орган сопоставляет сумму сделки с доходами налогового резидента. В случае, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные подконтрольным субъектом в его деклара­ции за последний отчетный период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах этого лица за последний календарный год, налоговые органы обязаны составить акт о выявленном несоответствии. Акт налоговой проверки является основанием для направления физическому лицу требования о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Получение требования налогового органа возлагает на под­контрольное физическое лицо обязанность в течение 60 дней представить в налоговый орган специальную декларацию, в ко­торой указать все источники и размеры средств, израсходован­ных на приобретение имущества, относительного которого и производится налоговая проверка. Целью подачи подобной дек­ларации является документальное подтверждение легального происхождения денежных средств, израсходованных на приобре­тенное имущество, а также уплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов. Как правило, к представляемой деклара­ции прилагаются копии документов, заверенные в установлен­ном порядке, подтверждающие достоверность указанных сведе­ний. Налоговый орган, производящий контроль за соответствием расходов физического лица, вправе потребовать от подконтроль­ного субъекта представить подлинники прилагаемых документов.

Последствием установления несоответствия доходов физичес­кого лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на до­ходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога. При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечено к налоговой ответственности за непредставление налоговой дек­ларации (ст. 119 НК РФ); за грубое нарушение правил учета до­ходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); за неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Местные налоги и сборы | Понятие и виды нарушений законодательства РФ о налогах и сборах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.