Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и метод административного права в РФ

Административное право - одна из ведущих отраслей права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти.

Понятие административного права употребляется в трёх смыслах: как отрасль, наука, учебная дисциплина. Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений о действующем административном праве с его институтами. Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.

Учебная дисциплина - систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом.

Существует много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Ранее регулировались и уголовные отношения, до момента принятия нового уголовного кодекса.

Классификация административных отношений:

В зависимости от субъектов административных отношений:

1. Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами

2. Различными органами неподчинёнными друг другу.

3. Отношения между государственными и негосударственными органами.

4. Органами государственного управления и гражданами

В зависимости от характера отношений:

1. Отношения связанные с непосредственным управлением.

2. Отношения не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

1. В сфере управления народным хозяйством.

2. В сфере социально-культурного строительства.

3. В сфере административно-политического строительства.

Предмет административного права - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Поскольку они неразрывно связаны с государственно-управленческой деятельностью их обычно характеризуют в качестве управленческих отношений. В этих отношениях: (структура)

1. опосредуются связи между управляющими (субъект управления) и управляемыми (объект управления), в основе которых целенаправленное и упорядочивающее воздействие на поведение людей и их объединений;

2. находят свое непосредственное выражение публично-правовые интересы и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи;

3. реализуется государственная политика соблюдения и защиты прав и свобод граждан, их объединений, а также регулирования в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни государства и общества;

4. получает наглядное выражение одна из ветвей государственной власти, а именно механизм реализации исполнительной власти.

Метод правового регулирования - это совокупность способов и средств воздействия на волю и поведение участников общественных отношений:

1. распоряжение (повеление) - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы (метод прямого распорядительства-предписания);

2. запрет - предписание иного юридического содержания, смысл которого состоит в том, что норма права возлагает на их адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой;

3. дозволение - разрешение совершать те или иные юридически значимые действие в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержание от их осуществления по своему усмотрению.

Большая часть норм административного права носит повелительный (императивный) характер. Нормы в виде распоряжений выражают государственную волю, побуждают и принуждают участников управленческих отношений к определенному виду действий или формам правомерного поведения. Предписание, исходящее от органа исполнительной власти и выражающее его односторонне-властное волеизъявление, обязательно для других участников общественных отношений, регулируемых административным правом.

Система административного права делится на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных отраслей и сфер деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

• устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

• регулирующие организацию и деятельность исполнительной власти (аппарата государственного управления), в том числе государственно-служебные отношения;

• обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

• регламентирующие административное принуждение и административную ответственность.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

• организационно-хозяйственную деятельность;

• социально-культурную деятельность;

Административное право регулятивное действие осуществляет путем реализации следующих функций:

а) правоисполнительной; б) правоустановительной; в) правоохранительной; г) организационной; д) координационной.

Свою служебную роль, выражающуюся в его функциях, административное право выполняет, руководствуясь принципами, положенными в основу практической реализации исполнительной власти. В их числе приоритетность интересов личности, разделение властей, законность, федерализм, ответственность.

Цели административного права составляют:

• создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

• обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связанно с функционированием исполнительной власти;

• защита граждан и общества от административного произвола.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гос. управление в административно-политической сфере | Принципы, функции и система административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.