Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение специальных средств




Применяются резиновые палки (ПР- 73), наручники, при массовых беспорядках - щиты, каски, шоковые дубинки, бронежилеты, приемы самбо - физическая сила, средства индивидуальной защиты.

Их применение регламентируется Законом о милиции и ведомственными нормативными актами,

Общие правила для всех видов:

· субъект, применяющий эти средства, обязан предупредить о намерении их применения.

· должен предоставить время, достаточное для выполнения требований.

· обязан стремиться, в зависимости от характера и степени опасности, чтобы причиненный его действиями ущерб, был минимальным.

 

Тема 11: Характеристика отдельных мер административного принуждения
Административное задержание

Административное задержание - необходимо разграничивать как предупредительную меру, связанную с правонарушением непосредственно и мерой пресечения, связанной с правонарушением.

Под задержанием понимается временное лишение личной свободы не в результате применения наказания.

 

Административное задержание остро затрагивает честь и достоинство граждан, оказывает сильное психологическое воздействие, поэтому существует необходимость четкого нормативного регулирования оснований и порядка производства задержания.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, военнослужащие, за исключением случаев, когда они серьезно нарушили порядок, судьи, депутаты.

 

Для законного задержания характерно водворение с целью пресечения или предупреждения правонарушения в официальное помещение - КПЗ или ИВС, либо в отдел милиции. Эта мера применяется различными органами, наделенными правами (милиция, таможня и др.) и нахождение его там под стражей в течение определенного времени.

Законодательство признает два вида задержания граждан:

1. Превентивное - преследует цель предотвращения новых противоправных деяний (мед. вытрезвитель). Лица, находящиеся в состоянии опьянения задерживаются и помещаются в вытрезвитель до вытрезвления, но не должны находиться более 24 часов.

2. Процессуальные - регулируются КоАП, цель - предотвратить вредные последствия и уклонение виновного от ответственности (ст.ст.27.3 – 27.6 КоАП). Осуществляется при условии:

1. если есть серьезные условия полагать, что активные противоправные действия будут продолжаться.

2. нет возможности составить протокол о правонарушении на месте.

Процессуальное задержание делится на виды:

1. На общих основаниях.

2. Специальное - за совершение прямо указанных в законе проступков.

Общий срок задержания до 3-х часов - органы милиции.

Специальный срок – до 48 часов.

В связи с задержанием составляется протокол, а с просьбы задержанного уведомляют родственников.

Тема 12: Административная ответственность
Признаки и основания административной ответственности

Это особый вид юридической ответственности, которая является составной частью административного принуждения.

Общие признаки юридической ответственности.

1. Наступает на основе норм права.

2. За нарушение правовых норм.

3. Связана с государственным принуждением.

4. Устанавливается правовыми актами компетентных органов.

Существует три основания административной ответственности.

1. Нормативное основание, то есть система норм, регулирующих административную ответственность.

2. Фактическое основание, то есть конкретные противоправные деяния.

3. Процессуальное основание, то есть акт компетентного субъекта о наложении взыскания.

Для поступления реальной ответственности необходимо. чтобы присутствовали все три оснований и именно в перечисленной последовательности.

Признаки административной ответственности (специфические):

1. Основанием является административное правонарушение.

2. Состоит в применении административных взысканий.

3. К административной ответственности привлекают только специальные уполномоченные на это органы.

4. Законодательно установлен особый порядок привлечения к административной ответственности.

5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

6. Административная ответственность особый вид юридической ответственности.

В последнее время повышается роль административной ответственности в обеспечении правопорядка.

Нормативной основой административной ответственности являются многие нормативные акты, главный из низ КоАП, таможенный кодекс РФ, большое количество федеральных законов и норм, касающихся ответственности, не включенных в КоАП.

 

В настоящее время наблюдается процесс декодификации законодательства об административной ответственности. В КоАП - ответственность только граждан, а новое законодательство предусматривает ответственность организаций или граждан. В стадии вопрос создания основ административного законодательства, которые бы могли объединить общие принципы административной ответственности.

 

Тема 12: Административная ответственность
Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, то есть административный деликт или административное нарушение.

 

Административное нарушение может быть совершено виновно и невиновно. Граждане несут ответственность только в случае наличия вины, а организации и при ее отсутствии.

Для организаций - объективное вменение, несут ответственность в случае наличия или отсутствия вины.

 

По действующему законодательству основанием привлечения к административной ответственности является административное правонарушение и для коллективных и для индивидуальных субъектов. В ст.2.1 КоАП содержится определение административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения:

1. Антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий;

2. Противоправное деяние - это деяние, нарушающее административные нормы;

3. Виновное деяние, то есть волевое, сознательное;

4. Возможность применения административных наказаний за его совершение.

Этот признак присущ основной массе правонарушений, но не всем (например ст.2.5 КоАП - военнослужащие и т.д., несущие ответственность за административное правонарушение по дисциплинарным уставам).

 

Тема 12: Административная ответственность
Состав административного правонарушения

Под составом понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых административное деяние считается административным правонарушением.

Конструктивные признаки входят в состав, но есть признаки, не входящие в состав.

Состав проступка является юридическим основанием правонарушения. Совершение деяния, содержащего все признаки состава, есть фактическое основание наступления ответственности.

Элементы состава административного правонарушения:

1. Объект.

2. Объективная сторона.

3. Субъект.

4. Субъективная сторона.

Объект - это общественные отношения.

1. Общий объект административных правонарушений - общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административными взысканиями.

2. Родовой объект - это блок общественных отношений являются неотъемлемой и самостоятельной частью общего объекта.

3. Видовой объект - разновидность родового, специфическая группа общественных отношений общих для ряда проступков одного рода.

4. Непосредственный объект правонарушений - это конкретное общественное отношение, охраняемое административной санкцией или предмет посягательства как элемент конкретных правонарушений.

Объективная сторона проступка - система признаков, внешнее проявление самого проступка.

1. длящий проступок - действие или бездействие после которого длительно не исполняется правовая обязанность. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия (сокрытие прибыли, неявка в военкомат).

2. продолжительные проступки - несколько действий, каждое из которых является самостоятельным проступком, но все они объединены единым умыслом, совершаются в одном месте с использованием одних и тех же средств.

Субъект проступка - лицо, в деяние которого имеются описанные в законе проступки.

Субъектами признаются:

1. Юридические лица - коллективные субъекты.

Различают:

общие;

специальные.

2. Физические лица - индивидуальные субъекты (граждане и лица, обладающие специальным административным статусом).

Различают:

общие - любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, обладает признаками: 16 лет и вменяемость.

специальные - обладают признаками: связанными с условиями труда, прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса (иностранцы).

особые - военнослужащие, лица рядового и начальственного состава, МВД, женщины с детьми до 12 лет, инвалиды 1 и 2 группы, несовершеннолетние.

Субъективная сторона - совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

Ядром является вина в 2-х формах: умысел и неосторожность.

 

 

Тема 13: Административные наказания
Общая характеристика административных наказаний

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

Каждое административное наказание преследует специфические цели, применяется в соответствии с детально урегулированной правом процедурой. Очень важным является и формальный момент – административными наказаниями могут считаться только те принудительные меры, которые названы и охарактеризованы в КоАП РФ. Так в ст.3.2 КоАП закреплены следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Такие меры административного принуждения как, временное лишение права пользования библиотечным фондом, отзыв лицензии и ряд иных не могут быть признаны административными наказаниями и применяться в порядке производства по делу об административном правонарушении.

 

Административные наказания применяются за нарушения норм не только административного, но и конституционного (например, ст.ст. 5.1 - 5.6, 5.8 – 5.16, 17.1, 17.2 и др.), трудового (ст.ст. 5.27 – 5.34 и др.), экологического (ст.ст. 8.1 – 8.5 и др.), гражданского (ст.ст. 7.12, 14.4, 14.11 и др.), семейного (ст.5.35), гражданско-процессуального, уголовно-процессуального (ст.17.4) и других отраслей права.

По правовой природе любое из административных наказаний признается разновидностью мер административного принуждения. Административные наказания представляют собой средства принудительно – карательного воздействия на правонарушителя. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются, по содержанию, карательными санкциями.

 

Каждое административное наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия для нарушителя. По сути, это - реакция государства на противоправное, порицаемое деяние, негативно влияющее на общественные отношения. Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, произведенную официально, гласно.

Административное наказание наносит правовой урон нарушителю, временно ухудшает его правовое положение и, как правило, состоит в лишении или ограничении прав различного рода. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, правом собственности и т.д.), либо на него возлагаются специальные “штрафные” обязанности (платить штраф, покинуть территорию России в определенный срок и т.п.).

 

Однако, для административного наказания «кара» не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Применение наказания необходимо, чтобы воспитать субъекта ответственности в духе уважения к закону и правопорядку. Кроме того, наказание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция). В какой-то мере административные санкции способны оказывать содействие в борьбе и предупреждении преступности, особенно в связи с пьянством, оборотом оружия, наркотических средств и т.п.

Наказания отличаются от иных средств административного принуждения тем, что их применение создает для нарушителей “состояние наказанности”, которое прекращается, если лицо в течение одного года с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового правонарушения. Данное правовое состояние является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на правонарушителя.

 

Следует отметить, что КоАП РФ – первый в России официальный документ, который назвал административно-карательные санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных источниках и, соответственно, в учебной и научной литературе именовались административными «взысканиями». Новое наименование мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, а, во-вторых, больше подчеркивает их связь, близость с мерами уголовной ответственности – уголовными наказаниями, и, наконец, в-третьих, отражает общие черты представленных видов юридической ответственности (а) применение карательных средств воздействия; б) за совершение правонарушений, составы которых четко закреплены законом; в) применение только субъектами публичной власти; г) применение только к лицам, не находящимся от них в служебной зависимости).

 

Административные наказания по смыслу ч.1 ст. 3.2 КоАП устанавливаются юридическими актами и применяются путем издания специальных индивидуальных актов. Юридическая наука различает два вида правовых актов с административными санкциями. Первые – нормативные правовые акты – законы, устанавливающие санкции за определенные административные правонарушения, руководствуясь их исчерпывающим перечнем, данным в ст.3.2. Иные федеральные законы, за исключением КоАП РФ, законы субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливать каких-либо иных административных наказаний. Однако, федеральный законодатель вправе расширить этот перечень, но только путем внесения соответствующих изменений в действующий КоАП РФ.

Вторая группа актов с административными санкциями – правоприменительные акты. Это постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания лицу, виновному в совершении правонарушения, предусмотренного соответствующей главой Особенной части КоАП.

Названные виды актов различаются не только содержанием, но и субъектами, которыми принимаются, а также другими признаками. Нормативные акты, устанавливающие административные наказания, принимаются только законодательными органами и только в форме законов. Акты применения санкций принимаются специально уполномоченными субъектами, перечень и подведомственность которых закреплены нормами главы 23 КоАП РФ. Такие акты принимаются в форме постановлений и в случаях, когда акт издает судья, то это - акт правосудия, если же акт принимается органом государственной власти, либо его должностным лицом, то такой акт является актом государственной администрации.

 

Тема 13: Административные наказания
Система административных наказаний

Все восемь названных выше наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему, которая включает разные по содержанию тяжести и иным признакам карательные санкции. В ст.3.2 дан систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний.

В законе перечень наказаний дан, подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, в строго определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал “лестницу наказаний”. Эта “лестница” нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет, она должна учитываться и законодательными органами субъектов РФ и многочисленными органами и должностными лицами, которые наделены полномочиями по назначению конкретных административных санкций. В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции, что позволяет субъектам административной юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.

 

Все административные наказания принято подразделять по различным критериям на виды.

1. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия выделяют:

· меры морально-правовые (предупреждение);

· меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);

· меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);

· меры организационного характера (дисквалификация).

2. В зависимости от последствий их применения административные наказания делят:

· меры исправительно-воспитательного воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

· меры, создающие невозможность совершения других правонарушений (конфискация, возмездное изъятие).

3. В зависимости от длительности состояния наказанности:

· единовременные (разовые): штраф, предупреждение, конфискация, возмездное изъятие, административное выдворение;

· длящиеся, т.е. растянутые во времени (административный арест, дисквалификация, лишение специального права).

4. В зависимости от субъекта ответственности:

· применяемые исключительно в отношении физических лиц (лишение специального права, арест, дисквалификация, административное выдворение);

· применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам (предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие).

Данное деление предусмотрено ч.2 ст.3.2 КоАП РФ.

5. Выделяют административные наказания, которые могут применяться только в судебном порядке (конфискация, возмездное изъятие, арест, лишение специального права, дисквалификация), а также те, которые могут быть назначены и судьями (судами) и государственными органами (должностными лицами), а также иными субъектами (комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями и др.). Так, в административном порядке КоАП разрешает применять только предупреждение, штраф и в особых случаях – административное выдворение за пределы России.

6. В соответствии со ст.3.3 КоАП возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, а все остальные санкции могут быть только основными наказаниями. Основными законом признаются административные наказания, назначаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям.

Если статьей Особенной части КоАП предусмотрена возможность применения к виновному и основной и дополнительной административной санкции, то на лицо, совершившее правонарушение, могут быть наложены сразу два наказания: одно основное и одно дополнительное.

В санкциях ряда статей Особенной части КоАП РФ содержатся дополнительные санкции. В одних случаях применение дополнительного наказания допускается на альтернативной основе (например, санкция ст. 14.2 КоАП «штраф с конфискацией...или без таковой»). Значит по усмотрению судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело, дополнительное наказание может либо применяться, либо не применяться. В других случаях санкции статьей Особенной части КоАП предусматривают обязательное одновременное применение основного и дополнительного наказания (например, ст.14.10 «штраф с конфискацией»). В подобных случаях субъекты административной юрисдикции обязаны налагать на виновного наряду с основным и дополнительное административное наказание.

7. В соответствии со ст.72 Конституции РФ, ч.3 ст.3.2 КоАП, все административные наказания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализовано. Централизованно может быть установлено любое из 8 наказаний, а децентрализовано — законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях — только предупреждение и штраф.

 

Тема 13: Административные наказания
Характеристика отдельных видов административных наказаний

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку, как самая легкая по карательному воздействию.

Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что оно является «официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения». Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.

 

Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта – постановления по делу. Именно поэтому в ст.3.4 прямо закреплено правило, что, предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения) которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные в постановлении по делу.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дают предписания). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентными государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

 

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что вначале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреждения лицо продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы, было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия называть предостережением.

Ст.2.8 КоАП разрешает субъектам административной юрисдикции при малозначительности совершенного административного правонарушения «освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием». Хотя устное замечание, как и предупреждение, выноситься по результатам рассмотрения дела, между ними имеются серьезные различия. Устное замечание также является мерой морального воздействия, но не является административным наказанием, т.к. связано с освобождением виновного от административной ответственности и не влечет неблагоприятных правовых последствий.

 

Тема 13: Административные наказания
Административный штраф

Административный штраф является денежным взысканием. Штраф как мера принуждения известен ряду отраслей права и чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.

Такую имущественную санкцию как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность безо всякого преувеличения можно назвать «штрафной», т.к. почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Все статьи Особенной части КоАП РФ, за исключением ч.2 ст.20.25, содержат такую санкцию как штраф.

В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.

 

Так штраф может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты труда).

Для определения размера штрафа в данном случае необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 19 июня 2002 г. №82-ФЗ«О минимальном размере оплаты труда». Так в соответствие со ст.5 данного закона исчисление штрафов «до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов...» производится «исходя из базовой суммы, равной 100 рублям». Таким образом, размер «штрафной» МРОТ по административным штрафам равен, на сегодняшний день, 100 рублям.

Интересным представляется мнение Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, изложенное в письме от 21 ноября 2002 г. №37/1-582-02, в котором, указано, что «... установленная статьей 5 базовая сумма в размере 100 рублей не является минимальным размером оплаты труда, а является временной ставкой и ее действие распространяется только на период времени до внесения изменений в соответствующие федеральные законы...»;

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Данный порядок исчисления штрафа предусмотрен только по делам о нарушении таможенных правил, в соответствии с нормами гл.16 КоАП, а также за правонарушения в области предпринимательской деятельности;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

 

Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

 

Важно заметить, что в связи с «повальным» неисполнением обязанности по уплате штрафа в установленный законом срок – 30 дней и сложностью взыскания штрафов в принудительном порядке, законодатель вынужден был внести изменения в КоАП, установив ответственность за неисполнение данной обязанности в ч.1 ст.20.25. При этом штрафная санкция предусматривает денежное взыскание в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так за нарушение норм КоАП РФ сумма штрафов зачисляется в федеральный бюджет, а за нарушение норм законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях – в бюджет соответствующего субъекта.

 

Тема 13: Административные наказания
Изъятие и конфискация

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Возмездное изъятие назначается только судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Данная санкция применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения, поскольку, порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации. В КоАП РФ данное наказание предусмотрено только в частях 2 и 3 ст.20.8 и в ч.3 ст.20.12, во всех случаях, в качестве альтернативной санкции. При этом, нигде не говорится о возможности применения возмездного изъятия «дозволенных орудий рыболовства».

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Как административное наказание она имеет ряд особенностей.

Во-первых, конфискация назначается только судьей. Данное положение, строго говоря, основано на конституционной норме ч.3 ст.35 Основного закона Российской Федерации, где провозглашено: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда». Однако, данное положение Конституции Российской Федерации относится к правам и свободам человека и гражданина. Административная же конфискация может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. В этом ее вторая особенность.

В-третьих, она является специальной санкцией, применяемой только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения. Как правило, в санкции статьи КоАП четко устанавливается, какой предмет подлежит конфискации (например, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, произведенная продукция, фашистская атрибутика или символика и т.п.). Необходимо учитывать, что не всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискации личные «носильные» вещи (одежда, белье и т.п.), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т.п.). Конфискация не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности с супругами, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

В-четвертых, ранее в ст.29 КоАП РСФСР было закреплено, что конфискован может быт лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. К сожалению, новый КоАП такого правила не содержит. Некоторые составы правонарушений предусматривают применение конфискации к должностным лицам, которые, чаще всего, не являются собственникам конфискуемых предметов (например, ст. ст. 14.10, 14.16-14.18, 19.19). Получается, что конфискация может применяться к лицу, являющемуся собственником имущества, не являющемуся субъектом административного правонарушения. Если конфискуется предмет, который не принадлежит виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишают законного права собственности навсегда, что противоречит букве и духу Конституции РФ.

И, наконец, в-пятых, не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение (например, ранее украденную вещь), по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (например, наркотических, сильнодействующих, психотропных веществ).

При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную собственность Российской Федерации.

 

Тема 13: Административные наказания
Лишение специального права

Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей.

Данное наказание относится к числу длящихся, срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. В числе санкций КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами, и охоты. При этом, срок лишения права управления транспортным средством не превышает одного года, а вот лишение права охоты возможно до двух лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Среди субъективных прав физического лица по правовому источнику их возникновения можно выделить специальные (относительные) права, возникающие на основе индивидуального административного акта. Чтобы возникло такое право, необходим специальный индивидуальный властный акт, предоставляющий его конкретному субъекту (разрешение).

 

Лишение прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Многими нормативными актами предусмотрены такие меры принудительного воздействия, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера — это тоже лишение специального права и применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-первых, последняя мера применяется только к гражданам. А отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до двух лет. А лицензия, квалификационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого разрешения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необходимо выполнение установленных требований: представление документов, уплата сборов и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установленного срока.

 

Тема 13: Административные наказания
Административный арест

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Административный арест назначается судьей.

 

Административный арест является строгим, а для граждан России его можно считать самым строгим административным наказанием. Эта мера ответственности ограничивает конституционное право человека и гражданина на свободу передвижения и оказывает серьезное психологическое воздействие на личность, т.к. предусматривает его содержание под стражей в условиях изоляции от общества в течение определенного промежутка времени. Поэтому административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Это правило обращено как к законодателю, так и к субъекту применения данного наказания.

Поскольку административный арест устанавливается только федеральным законом, значит, федеральный законодатель сам должен вводить ограничения для своей деятельности, брать на себя обязательство использовать административный арест в качестве карательной санкции норм об административной ответственности лишь в исключительных случаях. Данная мера ответственности устанавливается только за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.

Признак «исключительности» является оценочным для правоприменителя, коим в данном случае является судья. За соответствующие деяния может быть наложен штраф, но если по обстоятельствам дела или с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, избирается административный арест. Он обязан дать оценку всем обстоятельствам дела, и исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных, связанных, а также напрямую не связанных с административным правонарушением обстоятельств, решить вопрос о необходимости назначения виновному ареста в качестве кары за содеянное. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое наказание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

 

Одним из ярких проявлений гуманизма закона является запрещение применения административного ареста к четырем категориям лиц:

· к беременным женщинам;

· женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

· лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет;

· инвалидам I и II групп.

При назначении данного наказания в обязательном порядке должны быть выяснены обстоятельства, препятствующие применению ареста. Беременность, инвалидность должны быть подтверждены документально, возраст лица, привлекаемого к ответственности, устанавливается в любых случаях, а для выявления наличия у женщины детей в возрасте до 14 лет могут быть использованы любые доказательства.

Срок административного ареста исчисляется сутками, начиная с того часа, когда виновный был взят под стражу. Срок административного задержания включается в срок административного ареста, но в данном случае речь идет только о процессуальном задержании, урегулированном ст. ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ.

Законодатель использует административный арест не только в альтернативных санкциях (например, ст.6.12, 18.7, ст.20.1, ст.20.5 и др.), но и в качестве единственно возможного наказания, безальтернативно (ч.2 ст.20.25).

 

Тема 13: Административные наказания
Административное выдворение

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Первая особенность административного выдворения за пределы Российской Федерации состоит в том, что эта мера административного наказания применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Российские граждане не могут быть лишены гражданства, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в нашей стране правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Ст.3.10 КоАП РФ относится к числу тех норм федеральных законов, которые устанавливают особенности правового положения лиц, находящихся на территории России, но не являющихся ее гражданами. В данном случае закрепляется особенность административной деликтоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства – применение данной меры административной ответственности.

Вторая особенность состоит в том, что данное наказание закрепляется в санкциях статей КоАП, по которым субъектом ответственности могут выступать только иностранные граждане и лица без гражданства (ч.2 ст.18.4, ст. 18.8, ч.2 ст.18.10, ст.18.11 КоАП).

 

Очень специфично содержание рассматриваемого наказания. Оно состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через государственную границу. Перемещение через государственную границу лица, подвергнутому такому наказанию, может производиться принудительно, либо путем самостоятельного контролируемого выезда выдворяемого из РФ. Кто же контролирует такое перемещение? Такая функция возложена на органы внутренних дел, в частности ОВИРы и мигрционную службу, а также на военнослужащих федеральной пограничной службы.

Важно еще определиться с местом выдворения и государством, в которое выдворяется нарушитель. Так, при въезде на территорию России, все достаточно просто: нарушитель, будь то иностранный гражданин или лицо без гражданства, возвращается в страну, откуда он прибыл. Гораздо сложнее в тех случаях, когда речь идет о выдворении нарушителя – лица без гражданства, либо иностранного гражданина неизвестно откуда прибывшего в Россию. В этих случаях подлежат применению нормы международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, и урегулированы данные вопросы.

 

Еще одна особенность административного выдворения состоит в порядке применения данной санкции. Закон допускает судебный и административный порядок применения такой меры ответственности.

Судебный порядок предусмотрен за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства нарушения режима пребывания в Российской Федерации (ст.18.8 КоАП), иммиграционных правил (ст.18.11). Судебный порядок применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства законно прибыли и уже находятся на территории РФ, но нарушают установленные для них правила пребывания. Применяется судьями судов общей юрисдикции.

Административный порядок применяется при совершении нарушения режима Государственной границы РФ (ч.2 ст.18.1 КоАП), а также при нарушении режима в пунктах пропуска через Государственную границу (ч.2 ст. 18.4 КоАП) – должностными лицами Федеральной пограничной службы.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства, виновные в нарушении законодательства РФ и незаконно находящиеся в Российской Федерации, подлежат учету, фотографированию и обязательной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Административное выдворение как административное наказание применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые на законном основании пересекают Государственную границу Российской Федерации. Административное выдворение не стоит смешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами в отношении граждан, пересекающих границу с территории иностранного государства без установленных документов, незаконно проникших на территорию России. В таких случаях речь идет о пресечении попытки незаконного проникновения на территорию Российской Федерации.

 

Также нельзя отождествлять данное наказание с депортацией. Так, в соответствие с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина и лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации, т.е. мера административного принуждения пресекательного характера. Депортация применяется при несоблюдении иностранным гражданином обязанности выехать за пределы РФ в 3-х дневный срок при сокращении срока проживания или временного пребывания в РФ, а также в случаях аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в 15-ти дневный срок.

Во всех статьях КоАП, содержащих такое наказание, как административное выдворение, оно закрепляется как дополнительное наказание наряду со штрафом, которое судья (должностное лицо) может присоединить к основному. Очевидно, что судья вправе ограничить применением только административного штрафа.

Последствия применения такой меры административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства довольно серьезные. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан В Российской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию РФ. Таковы же последствия и депортации.

 

Тема 13: Административные наказания
Дисквалификация

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

До 2002 г. такое наказание в административном праве было неизвестно. Однако, по правовой природе это наказание очень похоже на уголовную санкцию – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. С другой стороны, у этой меры административной ответственности есть много общего с лишением специального права. Но между ними существуют и серьезные различия.

Во-первых, речь идет о временном лишении разных прав, т.к. специальные права предоставляются гражданам в рамках разрешительной системы. Возможностью реализации таких прав обладают не все субъекты, они являются элементом специального административно-правового статуса личности. В административном порядке гражданин может быть лишен права на управление транспортным средством и охоту. А дисквалификация касается конституционных прав, которыми обладает каждый гражданин. По содержанию эти права связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, с возможностью участвовать в управлении. Для чистоты следует заметить, что дисквалификация не предусматривает запрет занятия предпринимательской деятельностью, в целом, а только специальными его видами.

Во-вторых, дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, а лишение специального права – от месяца до двух лет.

В-третьих, по применению лишения специального права имеется колоссальный опыт, а практика дисквалификации только начала формироваться.

 

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, причем, как федеральным, так и мировым, а, кроме того, данную меру может назначить и судья арбитражного суда.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

В практике часто встает вопрос о применимости данной санкции в отношении лиц, осуществляющих функции управления в иностранном юридическом лице, либо в совместных предприятиях. Представляется, что никаких препятствий по данному поводу законодатель не установил и суд вправе назначать данное наказание и в отношении этих субъектов.

Дисквалификация является основным административным наказанием и может быть назначена не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся нарушении – в течение года со дня обнаружения правонарушения.

 

Тема 13: Административные наказания
Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

 

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

 

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

 

Тема 13: Административные наказания
Общие принципы назначения административных наказаний

Глава 4 КоАП называется “Назначение административного наказания”. Заголовок начинающей эту главу ст. 4.1 КоАП такой: “Общие правила назначения административного наказания”. В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие общие правила - принципы наложения административных наказаний, а не процессуальные нормы.

 

Можно сказать, что глава 4 КоАП закрепляет следующие общие правила (принципы) карательного воздействия:

1) законность;

2) целесообразность;

3) своевременность, оперативность воздействия;

4) сложение наказаний, налагаемых за совокупность нарушений (применение санкции за каждое нарушение в отдельности).

 

Хотя и в разных формах, эти же вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность.

 

Есть достаточные основания для вывода о том, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.

Тема 13: Административные наказания
Законность применения административных наказаний

Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности, правильная квалификация действий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т.д.

 

Наказание может быть наложено только в том случае, когда в деянии лица установлен состав конкретного правонарушения. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правом признаки правонарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье КоАП РФ, либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

 

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны. Он может применять наказание только в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу или административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело судье.

 

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Тема 13: Административные наказания
Целесообразность

Это важнейший принцип применения ответственности. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 4.2, 4.3 КоАП).

 

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими правоприменителю возможность или прямо обязывающие его заменить взыскание иными мерами воздействия. КоАП закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.

Альтернатива первая (ст. 2.9 КоАП): при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 2.5 КоАП): передача материалов об административных правонарушениях военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и других лиц, на которых распространяется действие специальных положений о прохождении службы, их командирам (начальникам) для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя данную статью, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.

Альтернатива третья (ст. ст. 2.3, 23.2 КоАП): материалы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершеннолетних, которые могут освободить лицо от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законом о защите прав несовершеннолетних.

Все альтернативы основаны на дискреционных полномочиях правоприменителя.

 

 

Тема 13: Административные наказания
Оперативность назначения административных наказаний

Эффективность деятельности государственной администрации зависит и от последовательного осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа — установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности назначения административного наказания содержится в ст. 4.5 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (“поезд ушел”).

 

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о назначении наказания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития — этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

 

Для того, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

 

Ст.4.5 КоАП устанавливает, что административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о назначении наказания, а фактически - фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течении рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

 

Из этого общего правила ст. 4.5 КоАП предусматривает ряд исключений.

Во-первых, по ряду правонарушений (нарушения налогового, таможенного, валютного, антимонопольного законодательства и др.) срок давности равен одному году со дня совершения правонарушения. Данные категории дел наиболее сложные, как правило требуют значительных временных затрат, поэтому законодатель увеличил срок давности.

Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев (одного года), но со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

В-третьих, при назначении дисквалификации срок давности составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – один год со дня обнаружения.

В-четвертых, при любом длящемся правонарушении срок давности (два месяца, один год) начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения.

В-пятых, в случае удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела по месту его жительства срок давности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства и до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело.

Таким образом, в ст. 4.5 КоАП названы три варианта определения старта срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

 

Тема 13: Административные наказания
Наложение взысканий за множественность административных проступков

Множественность административных проступков — это выполнение одним лицом нескольких составов, не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственности виновного.

Первым признаком множественности проступков является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Второй признак множественности — все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно выполняет нес




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.368 сек.