Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнегреческий театр (8-6 вв. до н.э.), литературу Греции и Рима - в известной мере также можно отнести к пражурналистским явлениям

Античный театр отличала массовость (Колизей в Риме - 50 тыс. зрителей; древнегреческий театр - до 35 тысяч), значимость, доходчивость, доступность, образность. Это была форма управления социальными процессами (воспитание, мировоззрение, изучения мифологии - основы идеологии); религиозное воспитательное средство; сплав всех видов искусств; важнейшая форма массовой коммуникации на протяжении веков. Трансформировался в церковные христианские литургии средневековья, светский театр в более поздние времена. Затем стал основой развития других зрелищных средств коммуникации - кино, телевидения, радио и т.д.

Древний театр интересен для журналистики не только как массовое явление, в котором информацию получали сразу тысячи людей. Это была часть богослужения, важная для всех граждан, дававшая им знание мифологии, мифологическое миропонимание, ориентировку в жизни. Герои - образы для подражания. Они имели для эллинов важное нормативное значение. Авторы показывали, какими должны быть люди. Постепенно шел процесс движения от мифологии к показу реальных людей - от Эсхила через Софокла к Еврипиду.

Древний театр важен для журналистики и рядом условностей, набором клише, стереотипных образов, которые облегчают понимание - маски, типаж.

Эсхил (525-455 гг. до н.э.) важнейшие пьесы: "Персы" (победа демократии над деспотизмом) - актуальный сюжет о войне с персами. "Орестея", "Семеро против Фив" (победа государственности, суда - над родовым порядком);"Данаида" (торжество принципов семьи) "Прикованный Прометей" (торжество цивилизации).

Софокл (496 - 405 гг. до н.э.) создал цикл трагедий о царе Эдипе. "Антигона". "Электра" - страдания во имя долга.

Еврипид (480 - 406 гг. до н.э.) в трагедиях рисует людей такими, какие они есть, с их страстями и слабостями, страхами и колебаниями, приближает героев к бытовому пониманию людей. Эти трагедии и сегодня смотрятся с неослабевающим интересов и напряжением. Идут некоторые в наших театрах.

Важнейшие произведения - "Электра", "Геракл", "Медея", "Ипполит", "Ифигения в Авлиде".

Аристофан (рубеж V - IV вв. до н.э.) стал основателем комедийного жанра: сатира на политическую и культурную жизнь ("Всадники", "Осы"), на трагедии Еврипида ("Лягушки"), на софистскую философию ("Облака"). Юмористический жанр - важнейший для журналистики. Сатирические публикации, высмеивание - все это и сегодня широко используется. Продолжил традицию в Риме Лукиан.

Литература

В эпоху эллинизма (классическая эпоха) началось становление книжной культуры, когда греческая культура вынуждена была модифицировать своё отношение к книге. «Мудрец» мог почти всю жизнь беседовать с людьми, с природой с собственными мыслями, обходясь без регулярного чтения, но ученый не мог, а греческий интеллектуализм двигался от типа «мудреца» к типу ученого. Один из последних «мудрецов» - Платон; один из первых ученых – Аристотель.

Книжная культура эпохи эллинизма нашла своё воплощение в создании библиотек. Библиотеки правителей Египта, Ассирии, Вавилона были недоступны широкому кругу. В Греции 5 в. частная библиотека – явление необычное, вызывающее недоумение современников. Аристофан иронизировал по поводу библиотеки Еврипида, утверждая, что Еврипид отцеживал в свои трагедии сок, выжатый из книг. По свидетельству античных авторов, самая крупная частная библиотека принадлежала Аристотелю.
Библиотеки правителей эллинистических государств (например, Александрийская) становились центрами развития культуры. Рядом с Александрийской библиотекой появился Мусейон – первый университет античного мира. В библиотеке и Мусейоне были залы для лекций, для работы и комнаты для обитателей пансиона. В Египте эпохи Птолемеев ученые и поэты находились на содержании у государства, что влекло в Александрию античных интеллектуалов. В библиотеке они работали, отдыхали, читали лекции. Хранителями Александрийской библиотеки были выдающиеся поэты и ученые: Аполлоний Родосский, Эратосфен, Каллимах, Зенодот. По их просьбе закупались книги, под их руководством велась огромная работа по переписыванию и систематизации рукописей. В начале 2 в. до н.э. появился новый, более прочный материал для письма – пергамент. Это привело к созданию нового типа книги (кодекса).
Привлечение рабов в качестве скрибов (переписчиков) удешевило производство книг в эпоху эллинизма. К 47 г. до н.э. Александрийская библиотека насчитывала 700000 томов. Накопление большого количества книг сделало необходимым составление комментариев к старым текстам, систематизацию и описание всего массива хранящихся в библиотеке рукописей, переводов иноязычных произведений. Появились новые виды литературного труда – критика и текстология, позволившая выявлять поддельные рукописи и устанавливать точный текст произведений, также переводческая деятельность (перевод на греческий «Септуагинты»), составление словарей, научных комментариев. Так, Каллимах первым составил «Каталог писателей, просиявших во всех областях образованности, и трудов, которые они сочинили» из 20 томов. Труд Каллимаха стал первой энциклопедией греческой литературы, в которую вошли биографии, комментарии, филологический анализ произведений. Из новых форм эллинистической литературы стоит выделить жанр эпиграммы (не имевшей сатирической направленности, как в римской литературной традиции), а также небольшое произведение Теофраста под названием «Характеры» (323 – 319 гг. до н.э.). Теофраст, которого Шарль Сент-Бёв назвал «ботаником умов», первым обратился к исследованию и описанию социальных и психологических типов современников. Книга Теофраста повлияла на появление в 17 в. жанра «характеров», который можно рассматривать как самостоятельный жанр или как разновидность эссе.

Римская цивилизация с её стремлением к установлению порядка и закона на территории империи внесла свой вклад в развитие коммуникационных технологий античности. Римская культура испытала огромное влияние греческой. На латынь были переведены классические произведения греческой литературы, что способствовало появлению профессии переводчика и созданию в Риме качественной переводческой школы. Если на ранней стадии римской цивилизации занятие интеллектуальным трудом считалось презренным для свободного римлянина, то к концу 2 в. до н.э. положение дел кардинально изменилось. «За счет рабов и отпущенников, которым господа считали нужным дать образование, росла интеллигенция. Многие представители «рабской интеллигенции» писали сочинения по истории, языкознанию, литературоведению. Но теперь и знатные, высокопоставленные люди не считали зазорным заниматься умственным трудом. Греческий язык становился не только литературным, но и разговорным. Греческие и латинские книги находили широкий сбыт».

В Риме появилось множество мастерских, где рабы изготовляли книги. «Книжная торговля стала почетным и прибыльным занятием, а книжная лавка – местом сборища просвещенных людей». В большинстве богатых домов обязательно имелись две библиотеки: одна – с произведениями на греческом, другая – на латыни.

Древнегреческая литература, а затем на ее основе - римская, вызрели раньше других литератур Европы. Уже в 8 в. до н.э. древний эпос был записан и стал известен как "Иллиада" и "Одиссея" Гомера и "Теогония" и "Труды и дни" Гесиода. Это было условием развития языка и литературы, освобождения ее от мифологичности, рационалистического анализа ее иррациональной сущности.

Древний эпос - тоже форма информационной и коммуникационной деятельности. Древние певцы - аэды пели под аккомпанемент лиры о великих войнах, словно очевидцы событий. Требование к певцу: красота пения и неоспоримая реальность событий (на взгляд слушателей).

Гомер - приблизительно VIII век до н. э. Для нас с вами Гомер интересен тем, что его произведения отвечают ряду важных требований, свойственных и журналистике.

Он в меру понимания дает точное описание событий теми выразительными средствами, которые знала литература. В деталях Гомер информационно точен. Местами - подробен в конкретностях. Подлинность нарисованных картин такова, что Генрих Шлиман пытался найти и почти нашел легендарную Трою, пользуясь поэмами Гомера как путеводителями или картой.

Гомер с энциклопедической точностью отразил духовный мир Древней Греции.

Пишет как свидетель событий, создает иллюзию достоверности. Дает четкую оценку событий. Он показывает реальные ужасы войны, страдания людей. Ему свойственен гуманистический подход.

Вергилий - (70—19 до н. э.), Столь же современен и злободневен был в Древнем Риме Вергилий - создатель римской "Иллиада" - "Энеиды". Та же история Троянской войны, но глазами римлян, которые считают Энея, троянца, одним из праотцов римлян, основателя их доблестного народа. Поэтому создание поэмы было связано с идеологией и политикой, что особенно характерно для подготовки журналистских материалов.

Петроний (1 в. н.э., времена Нерона) автор "Сатирикона", в котором он отрицал наличие каких-либо разумных начал в общественной жизни, проповедовал нигилизм: все грязно и пошло,все идет к упадку. Ну чем не "чернуха" наших дней?

Ювенал – (ок. 60 — ок. 127) беспощадный обличитель общественных пороков и тирании власти. Здесь тоже просматриваются вполне журналистские мотивы. Революционная журналистика взяла на вооружение эти приемы. Язык его язвителен, груб, это язык улицы. Темы черпает в реальной жизни: "Трудно сатир не писать". Пишет, что в Риме - грязные улочки, ветхие домишки, город сквернословный, нет в нем хороших квартир. Ночи неспокойны - пьяные дебоши, на голову может что-то свалиться, пролиться что-то неприятное ("из горшка ночного большого"). Бичует императоров-тиранов.

Особое место занимает в юмористическом жанре - Эзоп, который изобрел особый иносказательный язык. Его, также сюжеты Эзопа мы видим в баснях Лафонтена, Крылова. Политическая сатира - литературный жанр, популярный уже многие века. Традиция прошла через все эпохи европейской культуры, до последнего времени была весьма популярна в нашей стране. Характерно использование "эзопова" языка в тоталитарных недемократических режимах, где искажены информационные процессы.

Античная культура стала не только фундаментом европейской культуры, в частности журналистики. Ее традиции, ее великие творения неоднократно возвращались человечеству, давая новый толчок развитию его творческой активности - в эпоху Возрождения, Просвещения и более поздние времена. Достаточно вспомнить, что в основе классического образования дореволюционной России лежало изучение античных авторов в оригинале.

Информационные процессы в обществе тесно связаны и определены его политическим устройством, религиозными традициями, идеологией. Это хорошо видно на примере Древней Греции и Древнего Рима. Религия определяла развитие театра и содержание пьес, заложенные в них нравственные принципы. Литература и история заменяла высшим слоям общества газеты. Выполняли эту роль и другие пражурналистские явления. Развитие демократии вызвало к жизни риторику с ее состязательностью, убедительностью, рациональной логикой. Она же требовала информированности граждан относительно текущих событий и принимаемых властями решений. Отсюда богатое разнообразие информационных форм общения, вплоть до прообразов газет. Более подробные примеры для подтверждения этих взаимосвязей можно взять в вышеизложенном тексте.

Когда греческая цивилизация периода архаики создала собственный алфавит на основе финикийского, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Для большинства ранних художественных текстов характерна синкретичность (слитность, нерасчлененность) жанровой основы, которая вела к смешению (или принципиальному неразличению) художественных элементов и собственно «документа». Например, ряд исследователей сходятся во мнении, что в гомеровском эпосе существуют фрагменты, которые можно интерпретировать как документальный репортаж из глубины веков. Геродот дал блестящие образцы зарисовок быта и нравов жителей Ближнего Востока. Фукидид посвятил восемь томов описанию военных действий между Афинами и Спартой и приводил в них подлинные тексты договоров, свидетельства участников боев. Плутарх нам оставил жанр «политического» и «исторического» портрета.


На более поздних этапах развития общества предпринимались попытки распространять информацию и развлекать публику посредством письменности. В Древнем Риме в эпоху Юлия Цезаря по его личному распоряжению регулярно обнародовались протоколы заседаний сената. Эти протоколы легли в основу своеобразного периодического издания «Acta senatus». Выражаясь современным языком, это были отчеты о заседаниях римского парламента. Некоторое время спустя Цезарь издал указ об издании более «массовой», как сказали бы сегодня, «Ежедневной ведомости» («Acta diurna», которая тиражировалась в скрипториях множеством опытных скрибов под руководством опытного наставника и, наряду с информацией официального плана, знакомила читателей столицы и провинций со всеми выдающимися событиями дня римского общества: с общественными проблемами, литературными произведениями, с анекдотами, с сообщениями о смерти знаменитых людей, результатами гладиаторских боёв.
Ни один из номеров газеты до нас не дошел, но о том, что она существовала, мы можем судить по произведениям римских писателей, в которых она упоминается очень часто, а выписки из нее свидетельствуют о богатстве содержания.
Цезарь проявил себя не только в государственных и военных делах. «В красноречии он стяжал не меньшую, если не большую славу. Все лучшие знатоки без спору признавали его одним из лучших судебных ораторов Рима». Блестящим образцом военной мемуаристики стали его «Записки о Галльской войне». В них Цезарь (от третьего лица) описал наиболее драматичные эпизоды боевых действий, в которых непосредственно принимал участие. Хотя в книге Цезаря имеются фактические неточности и полемическая заострённость, такой тонкий знаток стиля, как Цицерон, утверждал, что мемуары Цезаря «заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. Он хотел только подготовить все, что нужно для тех, кто пожелает писать историю, но угодил, пожалуй, лишь глупцам, которым захочется разукрасить его рассказ своими завитушками, разумные же люди после него уже не смеют взяться за перо».

В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры (Гораций, Марциал, Ювенал, Персий) и публицистической эпистолографии. В императорском Риме понятие свободы слова было весьма ограниченным. Тацит отмечал, что «если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы – такое же порабощение, ибо нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других». Поэтому оживление публицистической деятельности преимущественно приходилось на периоды обострения борьбы за власть.

В эпистолографическом наследии Рима следует выделить «Нравственные письма к Луцилию» Луция Аннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, обличенные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Письма Сенеки (также как и произведения Теофраста) связаны с формированием жанра эссе в 16 – 17 вв. Так, Френсис Бэкон, основоположник английского эссе, прямо называет письма Сенеки в качестве образца, на который он ориентировался при создании своих «Эссе».

«Acta senatus» была запрещена императором Тиберием в тот период Римской империи, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, нередко затрагивавшие особу императора или членов его семьи.

Распространение такого рода информации не входило в интересы тиранов.
«Acta diurna» просуществовала вплоть до вторжения германских племен на территорию Римской империи, т.е. до полного упадка римской культуры, до тех пор, пока в Европе не наступил период переселения народов и активного распространения христианской религии, на многие века ставшей единственным содержанием духовной жизни европейцев. К этому времени уже практически оформились как самостоятельные сферы творчества и социальной деятельности человека: литература, музыка, живопись, история, философия и другие науки. Являются ли римские «Acta», просуществовавшие с 59 г. до н.э. до 222 г. н.э., свидетельством выделения журналистики как оригинальной сферы деятельности человека? Вряд ли так можно сказать. Несмотря на то, что они обладали такими свойствами как периодичность и тираж, их следует отнести больше к средствам ведения политики и администрирования.

То же можно сказать и об известной китайской газете «Кинг Пао» («Столичный вестник»), выходившей в Пекине с 911 г. Надо отметить, что эта газета помимо периодичности и тиража имела еще одно свойство, приближающее её к журналистике, - она создавалась с помощью печатного станка. Китайцы, как известно, создали печатный станок и бумагу гораздо раньше европейцев, но всё же считается, что журналистика имеет европейское происхождение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Актуальность | Тема 2. Средневековая Европа и особенности ее информационных процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.