Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Празднично-обрядовая культура как объект научного исследования




Начало научному изучению празднично-обрядовой культуры было положено еще в XIX веке. Наряду с общими изысканиями в области этнографии (быта разных народов), объектом специального научного исследования постепенно становится и фольклор. Первые представители этнографического направления в русской фольклористике И.Сахаров, И.Снегирев, А.Терещенко изучали обряды, обычаи, праздники главным образом путем этнографического анализа.

К XIX веку относится образование исторической школы изучения фольклора. Ее представители - Н.Костомаров, И.Забелин и др. - применили исторические методы исследования к сфере народной жизни с ее бытом, обычаями и обрядами.

Увлечение мифологией в XIX веке привело к созданию мифологи­ческой школы. Наиболее яркими представителями ее стали Ф.Буслаев и А.Афанасьев. Мифология рассматривалась здесь в качестве основы изучения народного творчества. В рамках этой школы получила развитие концепция многоуровневого культурно-исторического процесса, который вместе с новейшими достижениями включает древнейшие слои историческою развития. Считалось, что фундаментом русской празднично-обрядовой культуры является языческая, дохристианская мифология.

Социологическая школа, основоположником которой был А.Веселовский, заимствовала методы изучения фольклора из социологии. Согласно ее концепции, зарождение обычаев и обрядов произошло в результате осознания необходимости формирования и закрепления целесообразных форм поведения.

К началу XX века сложились, а затем получили развитие и некоторые иные подходы к изучению обрядово-праздничной культуры. Социальный подход к пониманию сути праздников мы встречаем в работах А.Пиотровского. Он считал праздники мощным стимулятором социальной стабильности, позволяющим за счет фантастической перевернутости праздничного карнавального действа снимать напряженность в обществе. Вместе с тем праздник, по словам Пиотровского, может выступать как угроза общественной системе: ведь в нем нередко звучит социальный протест, спрятанный за шутку, маску, клоунаду.

В 70-е годы выходят работы А.Мазаева, рассматривающего социальную сущность праздника в контексте общения, а сам праздник как социально-художественный феномен.

В конце 80-х годов А.Бенифард развивает социальную теорию праздника, ставя его в прямую зависимость от господствующей в обществе идеологии. Смена типа праздника происходит, по его мнению, при смене типа производства. Каждый класс является носителем тех праздников, которые соответствуют его общественной роли.

С иных позиций подходит к рассмотрению празднично-обрядовой культуры автор трудовой теории праздников В. Чичеров. В основе этой теории лежит утверждение о том, что основным и единственным источником праздника является общественно-трудовая деятельность человека. Последователем трудовой теории В.Чичерова выступил В.Я.Пропп.

Альтернативой сугубо материалистическим подходам к изучению праздников и обрядов стала сложившаяся в XX веке социально-психологическая школа. Французские историки Л.Февр и М.Блок впервые ввели в науку термин ментальности, т.е. способа видения мира, отличного от идеологии, системы представлений, в которой слито воедино рацио­нальное и иррациональное. Позднее эта линия была продолжена в трудах финского исследователя И.Хейзинги, а также наших соотечественников А.Гуревича и Ю.Лотмана.

Подчеркнем, подводя итоги, что ни одна из рассмотренных выше кон­цепций не может претендовать на всеобщность. Однако каждая из них, несомненно, содержит свой небезынтересный подход к проблеме сущности "обрядово-праздничной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.