Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олимпийские игры

Вершиной греческих игр – праздников и своеобразным спортивным театром стали знаменитые Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городе Олимпии. Возникнув в 776 году (по новому греческому летосчислению), Олимпийские игры просуществовали тысячу лет до 394 года нашей эры, затем были возрождены в конце XIX века Пьером де Кубертеном и дошли до наших дней как один из самых популярных праздников молодости и красоты. Древние греки назвали свои празднества в честь Зевса Олимпийскими потому, что они проводились близ горы Олимп, где по религиозным представлениям греков, обитали боги. Ныне эта гора называется Лахо.

Своих богов греки представляли себе и изображали сильными» ловкими, быстрыми и красивыми. Это были идеализированные образы лучших атлетов. И каждый грек, желая походить на богов, стремился к интеллектуальному и физическому совершенству.

Каждые четыре года в Олимпии – древнем городе Эллады области Пелопоннеса – можно было встретить жителей всех местностей Греции. Из Олимпии направлялись заранее специальные вестники, сообщавшие о дне начала великих Олимпийских игр. Продолжались игры пять дней, и на это время по всей Греции провозглашалось священное перемирие – экехейриа, которое продолжалось три месяца. Итак, первым и главным олимпийским условием являлось прекращение на время игр враждебных действий. Вce, кто шел или ехал на игры, пользовались правом свободного прохода даже через неприятельские страны. Под страхом смерти и божьей кары никто не смел вторгаться с враждебными целями в священную область. Если же через нее должны были проследовать дружественные войска, то они отдавали свое оружие на границе и получали его лишь по выходе с олимпийской территории.

Устав категорически возбранял также приходить во время игр на Олимпийский стадион женщинам. Нарушительниц этого запрета полагалось сбрасывать в пропасть со скалы. Так своеобразно проявлялся тут культ Зевса – суровая и жестокая религия патриарха. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры, у которой на Олимпийском стадионе было персональное мраморное кресло. Как известно, Деметра была богиней плодородия. Если же вспомнить к тому же, что победитель награждался венком из ветвей оливы, то можно смело утверждать, что первоосновой Олимпийских игр был праздник урожая. Об этом свидетельствуют и сроки их проведения. Они приходились обычно на месяцы Аполлоний и Парфений, когда собирали урожай.

В античных Олимпийских играх первоначально принимали участие только греки (а позже — не только они), приезжавшие из самых отдаленных уголков эллинского мира. На одну лишь дорогу в Олимпию и обратно домой иной атлет тратил несколько месяцев. Поэтому, пока Олимпийский праздник носил узко местный характер, он отмечался ежегодно. Со временем же это стало невозможным. Поэтому, как предполагают ученые, игры начали проводить раз в четыре года. С появлением Олимпийских игр, единицей летоисчисления древних греков стала олимпиада – промежуток в четыре года между двумя празднованиями Олимпийских игр. Этот промежуток состоял из 1417 дней. Существовала и другая причина, по которой невозможно проводить Олимпийские игры чаще одного раза в четыре года. Дело в том, что в четырехлетнем интервале между очередными торжествами на берегах Алфея проходили Панафинейские, Пифийские, Немейские, Истмийские игры, которые тоже считались панэллинскими. Существовало и еще множество местных атлетических состязаний. Все их перечислить невозможно. Атлет, победивший только в Олимпии, получал звание олимпионика. Если же он побеждал на всех играх четырехлетнего периода, то назывался периодоником.

Стать олимпиоником – победителем на Олимпийских играх было заветной мечтой каждого греческого юноши. Пышными торжествами сопровождалось прибытие олимпионика на родину. Он въезжал в город, стоя на колеснице, запряженной четверкой лошадей (квадрига), увенчанный венком, в драгоценной пурпурной одежде. Его окружала толпа друзей и почитателей. Для него устраивались торжественные шествия, великолепные пиры, повсюду его встречали как героя, прославившего родной город. В честь олимпионика пелись гимны, поэты слагали стихи.

Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить свою собственную статую. Обычно город, откуда был родом победитель, заказывал статую олимпионика самому прославленному скульптору того времени. Статуя была не только свидетельством славной спортивной победы, но и произведением искусства.

Завоевать победу на Олимпийских играх было нелегким делом. Ведь на Олимпиаду съезжались самые искусные атлеты всей Греции. На Олимпийские игры прибывали жители не только самой Греции, но и с побережья Малой Азии, Сицилии, Италии, Африки, отовсюду, где находились греческие города-колонии. Все прибывшие в Олимпию считались гостями Зевса – верховного божества древних греков – и находились под его защитой. Издревле Олимпия была одной из главных святынь Греции. С Олимпией была связана легенда о победе Зевса над его свирепым отцом Кроном, который, боясь, что сыновья отнимут у него власть над миром, пожирал своих детей, как только они рождались. Лишь одного маленького Зевса удалось спасти жене Крона, богине Гее. Она подала Крону камень, завернутый в пеленки, и обманутый Крон его проглотил вместо сына.

В пещере, на далеком острове Крите, вскормила Зевса коза Амалфея. Чтобы Крон не услышал, как плачет младенец, юноши-корибанты, охранявшие пещеру, ударяли мечами и копьями в щиты, заглушая звоном оружия крики маленького Зевса.

Окрепший, выросший Зевс исполнил предсказание, которого так опасался Крон – Зевс не только победил жестокого отца и захватил власть в свои руки, но заставил его изрыгнуть всех проглоченных им братьев и сестер.

Так окончилась власть Крона над миром. В ознаменование славной победы Зевса над жестоким Кроном были учреждены священные общегреческие состязания в Олимпии – Олимпийские игры.

Все пять дней, в продолжение которых шли состязания, в Олим­пии совершались торжественные жертвоприношения и священные процессии в честь великого Зевса – «отца богов и людей».

На главном алтаре, находившемся в ограде священного участка Алтиса, приносились жертвы, которыми все города Греции желали почтить Зевса. Каждое жертвоприношение сопровождалось пением гимнов и пышными шествиями.

Каменная ограда с пятью входами окружала Алтис, где находились все главные святыни Олимпии. Люди, приехавшие в Олимпию на празднества, размещались за пределами ограды и на берегах реки Алфея. На это время разбивалось огромное количество кожаных палаток и тростниковых шалашей, которыми располагали люди побогаче. Бедняки же ночевали прямо под открытым небом. Но это никого не пугало, так как Олимпийские игры происходили обычно после 22 июня (в первый день полнолуния), а это было время большой жары. Вместе с большим количеством паломников в Олимпию наезжало множество торговцев самыми различными товарами. Кроме покупки и продажи, крупные купцы различных городов заключали между собой всякие торговые сделки.

До начала состязаний «гости Зевса» осматривали достопримечательности Олимпии, где главной святыней был храм Зевса Олимпийского, в котором находилась знаменитая статуя верховного божества греков, изваянная великим греческим скульптором Фидием.

Сама по себе статуя представляла огромную ценность, так как была сделана из слоновой кости и золота. Созданная замечательным мастером, она поражала величием и красотой.

Главной притягательной силой, привлекавшей в Олимпию огромную массу народа в дни священных празднеств, были состязания. Лучшие атлеты Греции в течение четырехлетнего промежутка между играми тщательно готовились к состязаниям. Новички, в первый раз выступавшие на олимпийском стадионе, приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и под руководством опытных тренеров проходили специальную подготовку.

Имена участников состязания вносились в списки, составлявшиеся за год до начала очередных Олимпийских игр. Этими списками и всем устройством олимпийских празднеств ведали особые лица. Их звали элланодики. Они избирались на должность олимпийских судей, которые изучали свои обязанности на протяжении 10 месяцев у особых «стражей закона».

На них было возложено соблюдение устава, по которому в состязаниях могли участвовать только полноправные свободнорожденные граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был. Судьи записывали участников, проверяли, действительно ли атлет является свободным гражданином, распределяли юношей на несколько групп по возрасту и силам.

Коллегия судей делилась на три группы, по три человека в каждой: одна – для пятиборья, другая – для конных состязаний, третья – для остальных видов атлетики. Один из судей был главой коллегии, которая обладала высшей властью во время состязаний. Каждое утро элланодики наблюдали за тренировкой атлетов, которая отличалась особой суровостью. Судьи требовали беспрекословного повиновения своим приказам и за малейшее нарушение били атлета хлыстом.

В их подчинении находился и особый отряд рабов с палками. Судьи проверяли подготовку атлетов и решали, достоин ли атлет выступать на Олимпийских играх. В конце тренировки они созывали атлетов и еще раз предупреждали их: «Если вы упражнялись достойно олимпийского праздника, если вы не ленились и не запятнали себя низким поступком, ступайте смело. Тот, кто не тренировался, пусть идет, куда угодно».

Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не принимала участия в состязаниях. Даже присутствовать на них женщинам, как уже говорилось, было запрещено.

В первый день Олимпийских игр на стадионе, вмещавшем около 40 тысяч зрителей, звучал сигнал трубы и сорокатысячная толпа, затаив дыхание, слушала глашатая, объявлявшего о начале состязаний в беге. Он называл имена атлетов, спрашивал у народа, могут ли названные им лица принимать участие в состязаниях, нет ли среди них нарушителя священного устава Олимпийских игр. Если никто не выступал с обвинением против участников состязания, атлеты удалялись в особое здание, где, сбросив одежду, растирали все тело оливковым маслом.

Выйдя на стадион, каждый вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Элланодик отбирал у атлетов жетоны и распределял их по группам из четырех человек в соответствии с номерами. По сигналу трубы вперед бросались первые четыре бегуна.

Длину беговой дорожки греки измеряли шагами: переставляя ступню за ступней так, чтобы пальцы одной ноги касались пятки другой. Длина дорожки равнялась 600 ступням, которые составляли «стадий». От слова «стадий» произошло и наименование – «стадион». Стадий в Олимпии, соответствовавший 192,27 метрам, был больше, чем на других античных стадионах: по преданию его отмерил своими ступнями легендарный герой Геракл. Тот, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором сидели элланодики, объявлялся победителем. После пробега всех групп атлетов начинался главный бег – состязания победителей отдельных групп. Сначала звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика — победителя в простом беге. Его именем называлась вся олимпиада.

Постепенно условия состязаний в беге усложнялись. Были введены состязания в двойном, а затем и в шестерном беге, когда участники забега должны были 6 раз пройти всю длину стадиона. Самым же тяжелым видом этого состязания был бег греческого воина в полном вооружении – шлеме, поножах, с копьем и щитом в руках.

Затем шли состязания в борьбе. Обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, выходил победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет олимпиоником по борьбе. Кулачный бой, следовавший за борьбой, представлял собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов, бившихся попарно, были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, но кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья.

Позднее (уже с 33-й олимпиады) в число состязаний был введен панкратий – сочетание кулачного боя и борьбы, однако у бойцов не было защитных шапок и ремней с металлическими шишками для обматывания кулаков.

Состязания начинались с зарей и продолжались до сумерек. Зрители расходились уже при свете факелов.

Следующий день Олимпиады открывали пятиборьем. Все пять видов состязаний шли одно за другим: снова бег, борьба, затем метание диска, прыжки в длину и бросание копья. Олимпиоником пятиборья становился атлет, одержавший победу по всем пяти видам состязаний;

В последний день Олимпиады происходили состязания на ипподроме — бег колесниц. Это было захватывающее зрелище. Тысячи зрителей криками подбадривали состязающихся. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома, стремясь вырваться вперед и оттеснить соперников.

Вознице, правящему лошадьми, требовалось большое искусство и хладнокровие, чтобы подчинить своей воле разгоряченных и рвущихся коней, сдержать их на крутых поворотах ипподрома, не перевернуть колесницу, огибая конечный столб арены. Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников.

На ипподроме несчастные случаи были особенно часты. Колесницы сталкивались, ломались, разгоряченные кони на поворотах разбивали колесницу о поворотный столб. Однажды из сорока колесниц, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благопо­лучно закончить бег удалось только одному из участников. Бурей восторженных криков встречали зрители победившую колесницу.

Однако часто возница, благодаря своему мужеству и искусству вышедший победителем, не был владельцем коней и колесницы, а звание олимпионика по уставу Олимпийских игр присуждалось хозяину упряжки. И тогда олимпиоником становился богач, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

По окончании состязаний наступал торжественный момент раздачи наград новым олимпионикам. Снова звучала труба, и глашатай громко выкликал имена победителей во всех видах состязаний, называл имена их отцов и город, из которого они прибыли.

Новые олимпионики в ярких одеждах, окруженные восторженной толпой, направлялись к храму Зевса. Здесь Элланодики, облаченные в пурпурные одежды, торжественно возлагали на головы победителей венки из листьев оливы, по преданию посаженной героем Гераклом, сыном Зевса. В венках, перевитых белыми шерстяными лентами с пальмовыми ветвями в руках, олимпионики вслед за судьями торжественно шествовали к алтарю двенадцати олимпийских богов. Это была пышная процессия, сопровождавшаяся пением гимнов в честь учредителя Олимпийских игр – могучего Геракла. Шествие замыкали кони-победители, украшенные гирляндами цветов. Под звуки флейт, окруженные жрецами, многочисленными послами греческих городов и почетными гостями, новые олимпионики совершали благодарственные жертвоприношения. Затем начиналось пиршество, часто продолжавшееся несколько дней, так как победители, желая отпраздновать звание олимпиоников, устраивали их одно за другим. Возвратившись в родной город, победитель на Олимпийских играх получал знаки благодарности и от своих сограждан. Торжественно он въезжал в город и в храме Зевса посвящал божеству свой венок. Снова начинались пиршества, устраиваемые прави­телем города, желавшим почтить соотечественника, прославившего свою родину. Некоторые города выбивали монеты в честь победы на Олимпийских играх. Олимпионик всю жизнь пользовался большим почетом. Добиться победы на Олимпиаде – об этом мечтал каждый юноша Древней Греции. Но для этого недостаточно было быть свободнорожденным и полноправным гражда­нином. Чтобы получить звание олимпионика, победив всех соперников на состязаниях, нужна была длительная тренировка, требующая много сил и времени. Это было доступно только людям состоятельным.

Владельцами же колесниц и коней могли быть только богачи. Держать искусного возницу, умеющего обучить коней, стоило больших денег, и это могли себе позволить люди, принадлежащие к знатным греческим родам. Значит, по сути дела олимпионики могли выйти только из зажиточных и знатных семей Греции. У бедняков, у простого народа, у тех, кого называли демосом, не было ни средств, ни возможностей готовиться к общегреческим состязаниям в Олимпии. Простой народ древней Греции в лучшем случае был зрителем великолепных олимпийских празднеств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элевсинские Мистерии | Панафинеи. Пифийские игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.