Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спектакли массового агиттеатра




Все многочисленные опыты по созданию массовых действ, проводившиеся в 1918—1919 годах, были своего рода подготовитель­ным периодом, предшествующим рождению массовых празднеств и зрелищ как самостоятельного жанра. Театрализованные шествия, манифестации, театрализованные клятвы, концерты-митинги, празд­ники переименования заводов, праздничное украшение улиц и площадей городов, праздники «Красного календаря», торжественные открытия первых советских памятников — это были яркие приметы нарождающейся советской общественной жизни, нового советского быта.

Рождение массовых празднеств и зрелищ как самостоятельного жанра знаменуют четыре постановки, осуществленные в 1920 году в Красном Питере — «Мистерия освобожденного труда», «К мировой Коммуне», «Взятие Зимнего» и «Блокада России».

В мае 1920 года была поставлена массовая инсценировка «Гимн освобожденного труда» с подзаголовком «Мистерия, посвященная Первому мая» (по другим источникам — «Мистерия освобожден­ного труда»). Режиссеры — Ю. Анненков, А. Кугель, С. Маслов­ская. Художники — Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Щуко. Дирижер — Г. Варлих.

Массовое зрелище, организованное политуправлением Военного комиссариата, как бы подводило итог предыдущей двухлетней работы: огромного количества самодеятельных массовых инсцени­ровок, в том числе — Арены Пролеткульта, «действ», осуществлен­ных Театрально-драматургической мастерской Красной Армии и инструкторами, вышедшими из ее стен.

По существу, «Мистерия» открывала новую страницу в соз­дании массовых зрелищ, и она по праву считается первой круп­ной массовой постановкой политического театра под открытым не­бом.

В композиционном отношении все действо было разбито на два лагеря: «властителей» и «рабов». «Рабы» — символическое изо­бражение каторжного труда, а затем «восставшие рабы», т. е. сим­вол Революции — вели патетическую линию. «Властители» — в их числе действовали «Наполеон», «Папа римский», «Султан», «Русский купец», «Банкир»,— как и в прежних инсценировках, были решены в гротесковых тонах. Роли «властителей» исполняли цирко­вые артисты, применявшие весь арсенал эксцентрически-буффон­ных приемов.

«Сильным, как сама жизнь» назвал это массовое представление Б. Шмерал, делегат Конгресса, чешский коммунист один из основателей Коммунистической партии Чехословакии. Он вспоминал о представлении: «Фасад биржи превращен в огромную сту­пенчатую сцену. Звучат фанфары, затем приглушенная грустная мелодия траурного марша Шопена. С обеих сторон вступают на сцену две колонны. Шествие рабов. Низко сгорбленные фигуры, придавленные вековым изнурительным трудом и голодом... В верх­ней части сцены проходит и, как антипод, располагается отживающий, неистово веселящийся мир капитала. В центре сцены садится на трон буржуй... Этого властелина мира обступает сотня прихвостней. Они скачут вокруг него в балетной пляске... В то время как шествие бедных внизу сопровождается траурным маршем Шо­пена, на верхней сцене музыка исполняет попурри из буйно-веселых цыганских песен. Внезапно оба этих музыкальных мотива жутко обрываются, сжимая сердце и вызывая предчувствие чего-то угро­жающего». Шмерал заканчивает описание представления агит-театра следующими словами: «Никто из многих тысяч, кто следил за представлением, сильным, как сама жизнь, никогда не забудет этого впечатления. Все виды искусства — поэзия, архитектура, скульп­тура, живопись и музыка — объединились для служения перво­майской пропаганде и пролетарской идее»1.

Среди зрителей находился и М. Горький, еще в 1919 году принимавший деятельное участие в разработке пролетарских мас­совых празднеств. Тот же Б. Шмерал оставил выразительное опи­сание встречи с М. Горьким, у которого массовое действо вызва­ло огромный интерес: «Горький стоит на цыпочках... все его суще­ство поглощено действием, происходящим на сцене, но еще более тем гигантским драматическим воодушевлением, которым охвачены многотысячные массы, окружающие сцену2.

Отдавая должное «Мистерии освобожденного труда» как од­ной из первых ласточек жанра, мы вместе с тем должны отме­тить, что в драматургическом построении «Мистерии освобожден­ного труда» были приемы, заимствованные из празднеств фран­цузской революции (наивно-аллегорическое «дерево свободы», «кре­пость с золотыми вратами»), а также попытки решить отдельные сцены в стиле пышных оперно-балетных постановок (танцеваль­ные номера с участием кордебалета, пляски вокруг «дерева сво­боды», сцена возмущения рабов под музыку вагнеровского «Лоэн-грина»).

Основной исполнительский состав «Мистерии» был набран из актеров профессиональных театров, цирковых артистов, учеников театральных школ; в массовых сценах принимали участие красно­армейцы.

Отсутствие высокопрофессиональной режиссуры сказалось как в эклектичности постановки, так и в недостаточно четкой творчески-организационной подготовительной работе. И прав был К.А.Марджанов, утверждая, что постановка «прошла очень неорганизован­но именно' потому, что режиссура и ее помощники находились внутри массы действующих лиц и никто не следил снаружи за всем происходящим». Эти недостатки были учтены и устранены в следующей постановке, состоявшейся через два месяца после «Ми­стерии».

В июле 1920 года для делегатов Второго Конгресса III Ин­тернационала был поставлен спектакль «К мировой Коммуне». На этот раз постановщиками были такие крупные режиссеры рус­ского советского театра, как К.А.Марджанов, Н. В. Петров, С. Э. Радлов, В. Н. Соколов; художник Н. Альтман; дирижер Г. Варлих.

В массовых сценах участвовали молодые артисты театров и студенты, члены театральных кружков и четыре тысячи красноармейцев. Зрителей было около 45 тысяч человек. Одна из трибун была отведена членам Конгресса III Интернационала, среди ко­торых находился и В. И. Ленин.

Спектакль начался вечером. Места действий (а они были до­вольно-таки обширными) освещались прожекторами, стоящими в Петропавловской крепости и на мостах, а также маяками рост­ральных колонн.

Представление состояло из пяти частей историко-символиче-ского характера: «Парижская коммуна», «Империалистическая вой­на», «Февраль», «Октябрь», «Победа в гражданскую войну».

Яркие лучи прожекторов освещают боевые корабли, стоящие посреди Невы. Их присутствие на спектакле напоминает об «Ав­роре», о славных днях Октябрьского восстания...

Спектакль, закончившийся торжественным маршем победонос­ной Красной Армии, шествием народов мира и фейерверком, про­должался до четырех часов утра и вызвал огромный энтузиазм присутствующих.

«К мировой Коммуне» — этот замечательный спектакль, коллек­тивное творчество выдающихся режиссеров и сценаристов — стал высшей точкой в жанровых поисках создания монументального массового народного зрелища. Постановщики последующих мас­совых инсценировок обращались к спектаклю «К мировой Ком­муне» как к наиболее убедительному воплощению темы революции в театре под открытым небом.

Большой интерес представляла и массовая постановка «Взя­тие Зимнего дворца», осуществленная в 1920 году, в годовщину Октября. (Режиссеры — Н. Н. Евреинов, Н. В. Петров, А. Р. Ку-гель. Художник — Ю. П. Анненков.)

Восемь тысяч матросов, красноармейцев и театральной моло­дежи приняли участие в этом замечательном народном зрелище.

По замыслу авторов постановки, использовавших опыт Теат­рально-драматургической мастерской Красной Армии, у арки Гене­рального Штаба были сооружены два помоста: один «красный», другой «белый». На противоборстве этих двух сторон строилась драматургия представления.

В финальной части действие переносилось на основную пло­щадку, к Зимнему дворцу. Звучал исторический выстрел «Авроры», стоявшей на Неве и хорошо видной зрителям, и начинался штурм Зимнего. При этом в точности повторялись исторические события недавнего прошлого: и пушечный обстрел юнкерами матросов, иду­щих на приступ, и бегство женского «батальона смерти», и про­рыв штурмовых групп во дворец.

Действие продолжалось в самом здании: на всех этажах, во всех окнах при помощи теневых экранов создавалось впечатление массового боя. Наконец, над Зимним взвился огромный красный стяг. Зазвучал «Интернационал», который подхватили зрители. Над Дворцо'вой площадью торжественно гремел гимн Свободе, испол­няемый стотысячным хором.

Опытом создателей политических агитспектаклей воспользова­лись и режиссеры инсценировки в Красносельских лагерях, ор­ганизованной Политуправлением запасных войск. Исполнителями были красноармейцы войсковых соединений, стоявших в лагерях.

Газета «Жизнь искусства» (№ 540, 1920 год) подробно описала это представление: «Огромное пространство уже чуть побуревшего поля, ниже — широкая низменность, там — небольшая дощатая эстрада, совсем внизу — неподвижная лента спокойного озера. Фан­фары. Многотысячная зрительная толпа разместилась по склонам природного амфитеатра. Группа актеров на эстраде и целая масса кругом нее. Постепенно в действие втягиваются все новые и но­вые цепи людей. Они волнуются, жестикулируют и движутся, роп­щут и угрожают; но вот недовольные оттеснены всадниками не­навистной силы...

И когда напряженность действия вот-вот достигнет своего пре­дела— тогда стремительно разворачивается театрально-задуман­ный военный маневр. Налицо весь реквизит боя, импровизирован­ные окопы, цепь бойцов, перебежки, трескотня ружейных выстре­лов. Тяжело громыхает где-то сзади артиллерия... и вдруг — кава­лерийская атака, ошеломительная по неожиданности, сокрушитель­ная по действию. Победа! Маневр закончен. Начинается парад. Пустеет амфитеатр. Это зрители готовятся к церемониальному мар­шу...» Поставленная в разгар войны с белопанской Польшей, ин­сценировка была построена на точных военно-агитационных уста­новках.

Необходимо вспомнить еще об одном начинании, рожденном в Красном Петрограде. Речь идет об «Острове отдыха» (на Ка­менном острове), где были построены различные эстрады, уста­новлены огромные гипсовые фигуры. На одном из прудов острова был выстроен амфитеатр на 10000 зрителей и полукруглая «орхест­ра», примыкающая к воде. В центре пруда, на островке, поме­щалась сцена. В этом удивительном театре на воде, который пост­роил архитектор И. А. Фомин, летом 1920 года С. Э. Радлов поставил инсценировку «Блокада России». Инсценировка состояла из трех актов: «Интервенция Антанты», «Нашествие Польши», «Тор­жество всемирного Интернационала».

Сама местность, где происходил массовый спектакль,— водная гладь пруда, берега, остров — ставила перед режиссером особые задачи.

Режиссер использовал природные условия: островок посреди пруда обозначал Советскую Россию, осажденную интервентами. С разных сторон туда пытались проникнуть «враги»: «лорд Керзон», «польский пан», лодочная флотилия «империалистических броне­носцев». Перед финалом представления разгорался морской бой советской эскадры с флотилией «империалистических броненосцев».

В финале берега пруда украсились разноцветными лентами, а на воде появилось множество лодок под разноцветными пару­сами. Это «рабочие мира» торжественно приветствовали револю­ционный пролетариат Советской России...

В дальнейшем амфитеатр на Каменном острове был исполь­зован для проведения концертов и спектаклей. Например, в 1922 году артисты Академического театра оперы и балета поставили здесь балет «Лебединое озеро».

В массовых представлениях, рожденных в Красном Петрограде, следует отметить две взаимодополняющие линии, восходящие, с одной стороны, к празднествам французской революции, с другой — к традициям русских народных гуляний. От празднеств революцион­ной Франции советские режиссеры взяли монументальность, крупно-масштабность, символику, торжественность и высокий пафос в ут­верждении великих идеалов революции. Влияние русских народных гуляний сказалось в стремлении разнообразить палитру выразитель­ных средств жанра. Именно оттуда, из русских народных гуляний, пришли в современные массовые представления карикатурные сати­рические изображения врагов трудового народа. Решенные в услов­но-лубочном стиле, идущем от народного площадного театра, отдель­ные образы и целые эпизоды, построенные в сатирически-буффон­ном плане, неизменно вызывали всеобщий одобрительный хохот мно­готысячной зрительской аудитории.

Сочетание торжественной монументальности с политсатирой, решенной в балаганно-лубочном стиле народных представлений, обогатило жанр и явилось новым шагом в его становлении.

Интерес народа к массовым политическим представлениям был большой. А если учесть, что исполнителями массовых представлений, как правило, являлись рабочие, красноармейцы и матросы, то можно себе представить, какое огромное значение имел данный жанр не только в плане политического воспитания, но и для раз­вития такой действенной формы эстетического воспитания народа, как художественная самодеятельность.

В инструкции «Организация массовых народных празднеств», где подробно излагались цели и задачи, стоящие перед организаторами этих ответственных политических спектаклей, говорилось, что массовые представления устраиваются для более полного выявления политических и социальных идей и в особенности для более яркого их восприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.