Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фестиваль миллионов

1975 год стал важной вехой в истории развития самодея­тельного творчества народов нашей страны. 3 января вышло постановление Президиума ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства куль­туры СССР, Министерства высшего и среднего образования СССР и Госкомитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию «О проведении первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудя­щихся».

В постановлении указывалось, что фестиваль проводится в целях дальнейшего всестороннего развития самодеятельного творчества трудящихся. «Организация всесоюзных фестивалей,— говорится в постановлении,— должна способствовать всемерному развитию художественного народного творчества, приобщению к самодеятельному искусству широких масс трудящихся, более пол­ному выявлению народных талантов».

Работа по подготовке и проведению фестивалей, начавшаяся на местах, свидетельствовала о глубине и значительности этого поистине всенародного дела и явилась сильнейшей действенной силой в перспективном развитии народного творчества.

В 1977 году подводились итоги почти трехлетнего всенародного праздника искусств, посвященного 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. По всей стране шли смотры народ­ных талантов, в которых приняли участие многие миллионы людей.

Три тысячи хоров, оркестров, музыкальных, хореографических ансамблей, народных театров, студий, агитбригад стали лауреа­тами фестиваля. 80 тысяч рабочих, колхозников, студентов, уча­щихся профтехучилищ, военнослужащих были отмечены дипломами лауреатов фестиваля. Эти данные убедительно говорят о том, что огромные массы народа не только аккумулировали в себе высокие духовные ценности, но и являются непосредственными творцами культуры. Вот уж поистине творчество миллионов!

Фестиваль превратился в яркое свидетельство расцвета народ­ного искусства в нашей стране.

В середине мая 1977 года лучшие представители народного творчества прибыли в Москву для участия в заключительных кон­цертах фестиваля. В эти дни вся наша столица превратилась в огромную концертную площадку, а 2 и 3 июня на сцене Крем­левского Дворца съездов состоялись торжественные заключительные концерты-спектакли лауреатов фестиваля.

О трудовых свершениях советских людей в юбилейном году, об их нерушимой дружбе и единстве рассказала хореографическая композиция «Радость труда». Ее привезли в столицу ансамбли строителей Саяно-Шушенской ГЭС и металлургов Магнитки, горнообогатителей Железногорска и будущих рабочих из Архангельска. Первопроходцам стальных магистралей посвятили песню «Бамов-ская молодежная» самодеятельные артисты из Тынды. Аплодисмен­тами наградили зрители агитбригаду из Нижневартовска, пока­завшую сцену «Рапортует Самотлор». Ряд номеров концерта был посвящен трудовым сельским будням: об этом — вокально-хореог­рафические миниатюры «На земле донской», «Танец чабанов», дру­гие номера программы. Все богатство фольклора многонациональ­ной России было представлено в концерте. Концерт завершился торжественным финалом, посвященным единству и братству многонациональной семьи народов России. Концерт продемонстри­ровал духовное богатство, высокую культуру тружеников Российской Федерации».

Летом 1977 года во всех союзных республиках продолжались заключительные театрализованные концерты и смотры фестиваля. И вновь родилась целая серия превосходных театрализованных массовых представлений, которые шли зачастую под открытым небом (Баку, Кишинев, Вильнюс), во Дворцах спорта, в концертных залах, передавались по Центральному телевидению.

Замечательный показ народного творчества завершил свое шествие по стране в Москве, где посланцы всех пятнадцати союзных республик собрались для участия в заключительных концертах лауреатов Всесоюзного фестиваля.

Главный концерт состоялся в Кремлевском Дворце съездов 7 октября 1977 года. В этот день, когда Верховный Совет СССР принял новую Конституцию СССР, посланцы народов многона­циональной нашей Родины выступили с творческим рапортом перед участниками исторической сессии Верховного Совета СССР.

Вся постановочная группа, в которую входили замечательные мастера искусств, народные арти­сты СССР Т.Устинова, М.Годенко, В.Соколов, Ю.Симонов, заслуженный художник РСФСР В.Клементьев, работала с полной отдачей, понимая всю полноту своей ответственности. Мысли и чувства, которые владели всеми в те дни, отразились, в частности, в интервью, которое было опубликовано 12 октября 1977 года в газете «Труд». Вот фрагменты из него: «25 миллионов человек в художественной самодеятельности — это факт нашей био­графии, к которому мы уже успели привыкнуть. Но разве не поражает, если вдуматься, массовость творчества народа? Разве не удивляет тот факт, что искусство и труд столь тесно переплелись в жизни людей? Всесоюзный фестиваль был духовным вкладом в пятилетку, мощным стимулом развития художественного твор­чества масс....Рабочего человека все чаще не устраивает роль зри­теля или слушателя. Он утверждается как творец. Убежден, массы людей ощутили потребность высказать себя в картине, песне, фотографии. И этот факт, равно как ежедневная забота государства и профсоюзов о самодеятельном искусстве,— волнующие документы советского образа жизни, того общественного уклада, основы которого заложены в новой Конституции СССР.

И естественно, что праздничный концерт в Кремлевском Двор­це съездов стал ответом артистов из народа на принятие нового Основного Закона страны. И был особый смысл в том, что он стал гимном дружбе народов, прошедших славный шестидесяти­летний путь, гимном труду,— в нем ярко и точно прозвучала пе­рекличка поколений, строивших Магнитку и Днепрогэс и прокла­дывающих «магистраль века».

На новую высоту поднял фестиваль народное искусство. Он окончен. Но он продолжается. На законодательно закрепленную в Основном Законе страны заботу о развитии творческих спо­собностей человека отзсвутся новые таланты. Родники народного творчества неисчерпаемы».

Заключительные концерты фестиваля на сцене Кремлевского Дворца съездов, вобравшие в себя художественное творчество всех народов нашей страны, были радостным, глубоко волнующим событием. О них много написано, они сняты на пленку и неодно­кратно показывались по телевидению и в кино.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концертное обозрение в кино | Лекция 21. Праздничная культура в постперестроечный период
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.