Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театрализованные трудовые праздники

· Говоря о воспитательных возможностях театрализованных праздников, важно проанализировать сложившуюся в стране в тот период систему трудовых праздников. Такие театрализованные действа последовательно охватывали важнейшие этапы формирования и развития личности. Приняв за исходный принцип классификации содержание трудовых праздников, а за принцип систематизации — этапы и события в трудовой деятельности коллектива и личности, следует выделить и обосновать наличие трех групп таких праздников.

· Первую группу составляли праздники начала трудового пути, которые, во-первых, отражали основные этапы вхождения молодого человека в коллектив, его адаптацию в нем (праздники посвящения в рабочие, первой получки, присвоения разряда); во-вторых, способствовали созданию общественного мнения о труде молодого рабочего, являлись выражением отношения к нему всего коллектива (театрализованный праздник «День молодого рабочего»); в-третьих, приобщали к традициям трудового коллектива, сближали с ветеранами, которым доверено воспитание продолжателей рабочих традиций (день наставника, праздник встречи поколений).

· Во второй группе представлены праздники трудового мастерства, которые отражали взаимосвязь поколений рабочего класса. К ней относятся дни профессий, праздник-конкурс мастерства и получения личного клейма. Сюда же следует отнести и праздничный слет передовиков.

· Наконец, третья группа — праздники трудовой славы, позволявшие оценить результаты труда, дать людям моральные стимулы в производственной деятельности, возможность осознать выполненный долг. Это театрализованные чествования, прославляющие людей труда и целые династии, юбилеи трудовых починов, производственных коллективов и ветеранов.

· Театрализованные праздники труда в производственном коллективе — это сложный комплекс, в котором нужно видеть не только основные звенья, соответствующие событиям трудовой деятельности, но и систематизировать изнутри каждое звено, имея в виду основные типы театрализованного действия, характерные для данного звена, и возможности их режиссерского решения.

· Трудовые праздники являлись частью жизни общества. В самой природе человека заложена необходимость гармонического сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, получить зримую оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка.

· Сценаристу и режиссеру приходилось использовать в своей практической деятельности следующие основные направления праздничной событийности: отражение хода повседневного труда, трудового соревнования; общественную оценку труда отдельного человека, категории трудящихся и коллектива в целом; демонстрацию этапных моментов общественно-политической и трудовой жизни общества, региона, коллектива.

· Театрализованные трудовые праздники являлись специфической формой отражения социальной жизни и способствовали реализации основных функций производственного коллектива. Во-первых, производственно-экономической, реализуемой через передачу в театрализованной форме разнообразной информации о показателях труда, передовом опыте реальных героев праздника, через создание общественного мнения вокруг важнейших проблем труда, особо акцентируемых в сценарно-режиссерской разработке. Во-вторых, социально-психологической, интегрирующей и создающей возможность широкого массового общения. Наконец, воспитательной, которая воздействует положительным примером героя труда, ветерана производства, стимулируя и реализуя социально-культурную самодеятельность масс, регулируемую содержанием театрализованного действия.

· Конкретная событийность, отражающая жизнь производственного коллектива, являлась обязательным условием и прочным фундаментом организации трудового праздника. Ее отсутствие приводило к формализации сценарного замысла, воздвигая непреодолимую стену между организаторами и участниками массового театрализованного действия. Это затрудняло возможности общения, проявления отношения к происходящему и деятельного участия в нем каждого, могло превратить театрализацию из социально-художественной деятельности самой массы в зрелище для нее.

· Вот как создавались некоторые эпизоды театрализованного праздника «Сделано вашими руками». Событийной основой сценария был слет передовиков труда района, выпускающих продукцию со Знаком качества. Сценарное действие решалось как путешествие по витринам и отделам воображаемого универмага, в котором собрана продукция героев торжества. Соответственно этому стержневому образному ходу решение каждого эпизода строилось, отталкиваясь от фактического материала о конкретном предприятии. Если, например, речь шла о заводе полиграфических машин — возникал газетный киоск и оживала газета, рассказывающая о людях, создавших для нее машины. Исходя из этого, отбирались выразительные средства — весь эпизод строился как публицистическое выступление агитбригады — «живой газеты». Другой эпизод — о фабрике музыкальных инструментов — решался через оркестр, в котором все инструменты сделаны руками рабочих этой фабрики. Третий — о фабрике игрушек — создавался как хореографическая композиция «оживших» игрушек, которые благодарят мастеров, давших им жизнь.

· Из приведенного примера видно, что толчок к рождению образности и формированию эпизодов в сценарии дают конкретные люди и создаваемая ими продукция. Можно было бы просто создать художественную композицию, ярко и вдохновенно восхваляющую передовиков, но она была бы абстрактной, не реализующей потребность людей говорить не о труде вообще, а именно о своем труде. В этом и заключен секрет театрализации, воздействующей лишь при условии верно найденного образного ключа. Если этого не происходит, театрализация неудачна. Так произошло, например, на одном из праздников трудовой славы, посвященном чествованию передовиков производства. В нем в качестве образного начала был использован сказ о мастерах «золотые руки», соорудивших в старинном городе на ярмарке красивые ворота, через которые мог пройти только умелец, создавший своими руками искусное произведение труда. Через эти ворота во время чествования проходили передовики производства. Это был кульминационный момент, тогда как сам труд этих людей — главное событие, послужившее основой праздника, почти не был затронут. Разрыв между образностью, положенной в основу действия, и реальной событийной канвой привел к созданию обстановки нереальности происходящего, что снизило эмоциональный отклик у участников праздника.

· А вот пример органичного художественного осмысления театрализованного действия в трудовом празднике с помощью исторической образности. В течение ряда лет проходил в рамках праздника «Тбилисоба» на базе Дома культуры Тбилисского авиационного завода имени Г.Димитрова посвящение в рабочий класс, в мастера-умельцы. Здесь сценаристами, режиссерами удачно решается задача органичного соединения нового трудового содержания с традиционными обрядовыми формами прославления Мастера: найдены сопутствующие игровые действия, сценарий обогащен поэтическим и музыкальным фольклором, сочетающимся с лучшими образцами творчества грузинских поэтов и композиторов. «Наставник и ученик» — так называлось праздничное представление, которое проходило у проходной завода. Во время праздника давалось напутствие молодым рабочим, происходила встреча трудовых династий, присваивалось почетное звание «Умелый мастер». Сценарно-режиссерским ходом являлась перекличка трудового прошлого Тбилиси, его традиций и ритуалов с сегодняшними трудовыми делами и обрядами. Так, во время посвящения в рабочий класс оживали история и фольклорные традиции «амкари» — древнейшей и интереснейшей профессиональной организации города Тбилиси. «Семья амкари принимала в лоно цеха мастеров своего дела — всякого рода-племени и вероисповедания. Был у амкари свой голова – устабаш, был у него свой устав; шли века, устав менялся, но оставалось в нем незыблемым строгое равноправие товарищей по цеху. Никогда мастер не брался за работу, начатую другим, не осмеливался переманивать чужого ученика... Выносили ремесленники знамена из головных мастерских по большим праздникам, а уж самым большим среди них был праздник посвящения в мастера, что в народе называли «пиром амкари»... Проходил ученик свою трудную школу. Наконец, мастер приглашал в лавку устабаша и несколько почетных членов амкари, и те, проверив работу ученика, выносили приговор... Завтра — день посвящения в мастера. Из головной мастерской цеха вынесут знамена, и под торжественную музыку зурны все направятся в Ортачала. Впереди нарядной процессии будет выступать устабаш, чуть позади — сами виновники торжества с разноцветными шелковыми кушаками, перекинутыми через плечо. В кушаки завернут рабочий инструмент. Чувячники понесут колодки, портные — аршин, плотники — уровень. После церемонии Посвящения инструменты будут подарены мастерам... Замер устабаш, торжественный, неподвижный, нахмурившись... О, недаром хмурится устабаш! Вот, как бы освобождаясь от магии священных слов, он встряхивает головой, быстро приближается к посвящаемому, хватает его за большие пальцы рук, затем отпускает и, размахнувшись истово, дает ему затрещину! Одну, другую, третью! Третий удар, говорят, был самый чувствительный и он означал, что стерта последняя грань между мастером и подмастерьем». Так разыгрывалась эта сцена. Фольклорный материал органично вписался в театрализованное действо, предшествующее ритуалу. В исполнении самодеятельных коллективов, на специально выстроенной к этому дню у проходной завода «старинной площади», окруженной резными балконами, звучали грузинские народные песни «Оровела», «Саари», разворачивались сцены из жизни города XIX в.: княгиня с балкона покупала мацони, прогуливались горожане, торговцы наперебой предлагали свои товары, работали цеха амкари — скорняжный, сапожный, кузнечный. Ремесленники танцевали «кинтаури». И на фоне этой исторической перспективы звучали стихи, воспевающие красоту старого Тифлиса. Актеры заводского самодеятельного театрального коллектива разыгрывали сцену старинного обряда благословения, или посвящения в мастера. А вслед за этим звучал торжественный марш. И начиналось посвящение в рабочие сегодняшних юношей и девушек. Их мастера-наставники после произнесения молодыми рабочими торжественной клятвы вручали им именной инструмент. Открывались ворота завода, звучал гудок, и молодая смена входила на предприятие.

· Благодаря интересно найденной фольклорной образности этот трудовой праздник оказал сильнейшее эмоциональное воздействие на всех участников, стал наглядным примером воспитания и красочным зрелищем. Внедрение фольклора в современные трудовые праздники повсеместно превратилось в одно из главных направлений, дающих толчок к созданию новых форм и модернизации старых, способствующих художественному осмыслению современности с позиций исторических, как бы соединяющих вчерашний и сегодняшний день, синтезирующих старое и новое.

· Практика позволяет выделить несколько наиболее типичных образных решений, характерных для театрализованных трудовых праздников периода 80-х. Прежде всего, театрализованная перекличка-эстафета, которая создает тот или иной обобщенный образ события, целого исторического отрезка времени, а затем конкретизирует его в отдельных эпизодах, как бы перекликающихся друг с другом, развивая тем самым динамику действия. Перекличка пятилеток — весьма распространенный в практике сценарный ход массового праздника. Обычно она выстраивается как ретроспекция, является символической — сегодняшняя пятилетка вызывает на перекличку все предшествовашие ей пятилетки нашей Родины. Выстраивается цепь эпизодов, связанных единым образом пятилеток и единым ходом переклички. Однако образное решение каждого отдельного эпизода имеет свою индивидуальную окраску, связанную с особенностями той или иной пятилетки, — пятилетка коллективизации, индустриализации, восстановления народного хозяйства, освоения целины и т. д. Образное своеобразие эпизодов создают документы, кинохроника, выступления реальных героев.

· По-другому строится перекличка новостроек, соревнующихся заводов, цехов, бригад. Здесь ретроспективный ход отсутствует, ибо речь идет о событиях сегодняшнего дня. Такое театрализованное действие выступает как сиюминутное, а не историческое событие, в нем подчеркивается реальность, хроникальность, а отсюда и репортажное построение.

· Во всех случаях необходимо не рассказать, а показать, воплотить те или иные события и явления, взятые для переклички, в образном действии. Часто бывает так, что ход переклички задан, а сами эпизоды не выстроены, многословны. Конечно, можно вести перекличку, соблюдая внешнюю видимость хода, так и не найдя образного решения каждого из эпизодов. В таких случаях на первый план выдвигается спасительная фигура ведущего, который долго рассказывает общеизвестное или читает не всегда хорошие стихи, что никак не снимает необходимости в каждом эпизоде найти яркий зрелищный образ.

· Распространен был персонифицированный образ, с помощью которого оживает и действует город, район или, скажем, завод, рассказывающие об истории, людях, традициях, сегодняшних трудовых буднях. Этот прием чрезвычайно интересен, дает большие возможности для разнообразного монтажа, создает емкое, образное решение темы, позволяет делать добротный сюжетный сценарий на документальном материале, что расширяет выразительные возможности театрализации. Именно этот ход выдвигает на первый план среди выразительных средств цвет и звук, которые позволяют создать целый спектакль, героями которого, помимо людей, являются улица, площадь, историческое здание, памятник, мемориальный комплекс.

· В многообразной методике организации театрализован­ных трудовых праздников известны способы удачной монтажной компоновки информационного материала, его иллюстрирования средствами искусства, но только создание документально-художественной образности по законам театра превращает простой рассказ или устное выступление, более или менее богато иллюстрированное, в неповторимое реальное действие, органически соединяющее событийную информацию и искусство. Именно этот синтез, в котором театральное начало является не компонентом, а сутью методики, отличает театрализацию от всех других методов художественно-массовой работы. Это особенно важно в театрализованных праздниках, посвященных труду, где мы имеем дело непосредственно с событием или героем, а не с тем или иным сценарным материалом о них.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 21. Праздничная культура в постперестроечный период | Мемориальные театрализованные праздники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.