Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку




Развитие психологии как самостоятельной науки

Исследования в области локализации корко­вых функций. Френология — учение о локализа­ции психических способностей. Создателем учения являлся австрийский врач Франц Иозеф Галлъ (1758-1828). Френология (от греч. phrenos — душа, нрав, характер) — учение, согласно которому раз­личные психические способности человека лока­лизованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самосто­ятельный орган данной способности. Галль выде­лил 37 способностей души. Так, аффективные спо­собности (а их насчитывалось 21) располагались в различных участках заднего мозга, а интеллекту­альные (16) — в участках переднего. Галль полагал, что уровень развития способности прямо связан с количеством мозгового вещества в данном участке мозга, что в свою очередь отражается на рельефе черепа. Таким образом, антропометрические заме­ры черепа, как считал Галль, могут заменить анализ психических способностей человека (Якунин В. А., 1998). Концепция френологии приобрела популяр­ность в начале XIX в.: в ней поддерживалась антич­ная традиция поиска локализации психических функций внутри человеческого тела и, в частности, внутри мозга (Гиппократ, Гален), стимулировалось развитие медицины и физиологии в этом направ­лении. Идеи Франца Галля основывались на кли­нических наблюдениях и умозрительных заклю­чениях. Следующие шаги в решении вопроса о локализации психических функций в головном моз­ге были сделаны уже на основе экспериментальных исследований.

Работая в этом направлении, французский фи­зиолог и анатом Ж. Флуранс (1794-1867) впервые использовал метод экстирпации (удаления) участ­ков мозга, а также воздействовал на отдельные его участки наркотическими веществами. Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанав­ливать утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, проведенных на птицах (низших позвоноч­ных), Флуранс сформулировал идею мозга как це­лостного функционального органа с выраженными компенсаторными возможностями. Так в физиоло­гии высшей нервной деятельности сформировались два противоположных подхода к анализу деятель­ности головного мозга и локализации психических функций в нем. Представители аналитического под­хода, или узкого локализационизма, акцентирова­ли внимание на узкой специализации участков моз­га (по словам Н. В. Бехтеревой, «карта коры как лоскутное одеяло карликовых суверенных кня­жеств» (цит. по: Ярошевский М. Г., 1985), а пред­ставители синтетического подхода полагали, что мозг — целостный орган, с которым в равной степе­ни связаны все психические функции, следователь­но, поражение любой области мозга ведет к общему нарушению его функции. Степень нарушения функ­ции не зависит от локализации, а определяется мас­сой пораженного мозга.

Медицинские исследования Дакса, Брока, Вер-нике в области локализации речевых центров. Дальнейшее изучение проблемы локализации пси­хических функций проводилось в рамках медицин­ской практики в связи с речевой функцией. Впер­вые связь левого полушария с речью была замечена английским врачом Даксом в 1836 г. Он наблюдал за парализованными больными и обнаружил, что паралич правой половины тела часто приводит к нарушениям речи, а паралич левой половины к та­ким последствиям не приводит.

Спустя 25 лет в 1861 г. французский врач Брока описал двоих больных, которые обладали симпто­мами утраты речи. Исследовав после смерти их мозг, он обнаружил общий очаг повреждения в третьей лобной извилине левого полушария. Хотя факти­ческого материала было мало, Брока сделал вывод о том, что именно эта зона регулирует речь. После­дующие исследования явились подтверждением того, что эта часть лобной доли действительно свя­зана с речевым поведением, теперь она известна под названием «зоны Брока».

Позднее Вернике пришел к заключению, что сло­весная глухота (заболевание, при котором больные слышат звуки, но не могут расшифровать значение речевых высказываний) возникает при поврежде­нии задней части височной извилины («зона Вер­нике»). Он также сделал предположение, что во второй лобной извилине, непосредственно перед двигательной зоной руки, находится центр письма (Милнер П., 1973). Таким образом, при клиниче­ских и анатомических исследованиях подтверди­лась локализационистская концепция работы го­ловного мозга.

В современной теории системной локализации высших психических функций ученые объединяют обе полярные концепции и исходят из представле­ния, что мозг работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфичес­кую роль. С мозговыми структурами соотносится не целостная психическая функция, а те физиоло­гические процессы, которые происходят в данной мозговой структуре. Нарушение физиологических процессов ведет к первичному дефекту, влияющему на целый ряд взаимосвязанных психических функ­ций (Краткий психологический словарь, 1985).

Психофизиология органов чувств, исследова­ния времени реакции. Успехи в изучении физио­логии органов чувств были тесно связаны с успеха­ми ученых в области физики (оптики и акустики): именно они стали первыми исследователями про­цессов, происходящих в рецепторных окончаниях зрительного и слухового анализаторов. Крупней­шие физики Нового времени И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон, М. В. Ломоносов установили важней­шие оптические свойства хрусталика, описали ме­ханизм моно- и бинокулярного зрения, влияние ус-ловий восприятия на характер видения предмета. Дальнейшие исследования сенсорного восприятия проводились в Германии, в лаборатории И. Мюл­лера сторонника «витализма», автора учения, со­гласно которому нервные волокна обладают соб­ственной энергией (Якунин В. А., 1998).

Одним из наиболее видных исследователей сен­сорных функций явился немецкий физиолог Гер­ман фон Гелъмголъц (1821-1894). В процессе работы над проблемами зрительного восприятия простран­ства он пришел к выводу о том, что восприятие -не врожденное свойство, а результат прижизненно­го опыта субъекта, выделил и описал одно из наи­более важных свойств образа восприятия — его предметность, т. е. отнесенность к внешнему объек­ту. Этот вывод Гельмгольц получил в опытах по зри­тельному восприятию в условиях помех. В каче стве помех использовались оптические линзы, ис­кажающие зрительный образ. Несмотря на иска­женное видение и соответственно искаженное сет-чаточное изображение, испытуемых учили «видеть» предмет правильно, что достигалось благодаря мно­гократной проверке формы, величины и местопо­ложения с помощью движений глаз и рук. Своими экспериментами Гельмгольц пытался доказать, что образ восприятия является результатом непосред­ственной психической деятельности субъекта, а не результатом идей, содержащихся в уме в готовом виде (Ярошевский М. Г., 1985). Исследование не только качественных характеристик и механизма восприятия, по и длительности этого процесса было проведено в экспериментах на определение време­ни реакции.

В 1796 г. в Гринвичской обсерватории (под Лон­доном) произошел инцидент (увольнение ассистен­та за систематические погрешности в измерении времени прохождения звезды через меридиан), по­служивший поводом к началу исследований време­ни реакции. Первым исследователем характерис­тик человека-наблюдателя стал немецкий астроном Ф. Бессель, который обратил внимание на большие индивидуальные различия в точности наблюдений разных астрономов. Он разработал формулу так называемого личного уравнения наблюдателя, по­правочный коэффициент, учитывающий индиви­дуальную погрешность в точности восприятия све­тящихся объектов (звезд). Последующие работы по изучению «личных уравнений наблюдателя» при­вели к созданию искусственных лабораторных ус­ловий, которые воссоздают условия работы наблю­дателя и позволяют модифицировать условия наблюдения, характеристики стимула (яркость све­чения, скорость движения и цвет) и перейти от ис­следований зрительного восприятия к исследова­нию других видов чувствительности — слуховой и кожной. Под временем реакции, или временем простой сенсомоторной реакции понимается ве­личина скрытого периода произвольной двигатель­ной или словесной реакции человека на внешний стимул (или время от момента предъявления сти­мула до момента начала ответной реакции-). Экспе­рименты по исследованию времени реакции позво­ляли исследовать зависимость продолжительности реакции от предварительной словесной инструкции, от модальности стимула (зрительный, слуховой), его интенсивности, сложности, местоположения в пространстве и длительности, от наличия и ха­рактеристик предупредительного сигнала, а также от тренированности, пола, возраста и психофизио­логического состояния испытуемого.

Особая заслуга в исследовании времени реак­ции принадлежит Гельмгольцу который в 1850 г. с помощью миографической и гальванометричсской методик определил скорость распространения воз­буждения в нервном волокне сначала лягушки, а затем и человека. Эта скорость оказалась равной 33,9 м/с, тогда как ранее считалось, чго она равна скорости света или звука (Якунин В. А., 1998). Со­гласно Гельмгольцу, разность между общим време­нем реакции на стимул и скоростью проведения импульса в нервном волокне будет собственным временем протекания психического процесса.

В исследованиях подобного рода впервые в пси­хологии возникла возможность определить время протекания простейшего психического процесса — восприятия. Это важно и с точки зрения развития психометрики, т. е. развития измерительных про­цедур в психологии.

В современных исследованиях по психофизио­логии время реакции используется как индикатор изменений функционального состояния централь­ной нервной системы и ее свойств.

Психофизика Э. Вебера и Г. Фехнера. Первые математические обобщения в психологии, описы­вающие связь параметров объективного физичес­кого и субъективного психического миров, были сделаны двумя немецкими учеными — Эрнстом Ве-бером (1795-1878) и физиком Густавом Фехнером (1801-1887), которые не были знакомы.

Вебер проводил свои опыты в 30-е гг. XIX в. и являлся новатором в измерении абсолютных и диф­ференциальных порогов чувствительности, а так­же автором метода едва заметных различий, ко­торый использовал для измерения абсолютных порогов кожной чувствительности. Кроме того, он измерил так называемые пространственные (двух­точечные) пороги кожной чувствительности и обнаружил наиболее и наименее чувствительные участки кожи человека. Можно сказать, что Ве-бер определил факт наличия границы между дву­мя мирами — миром физической природы и миром психической сенсорной реальности. Основываясь на расчетах, он заявил, что далеко не все события физического мира становятся достоянием психи­ческого мира человека, часть из них остается за пре­делами его сенсорных возможностей,

Густав Фехнер преподавал физику в Лейпциг-ском университете, проводил исследования в обла­сти электричества, исследовал цветовое зрение и цветовые последовательные образы, рассматривая Солнце сквозь цветные стекла. По своим философ­ским убеждениям относился к идеалистам и стоял на позициях панпсихизма, полагая, что Вселенная и небесные светила одушевленны, а материя пред­ставляет собой лишь оборотную, теневую сторону духовной субстанции. В противовес материалистам он стремился доказать реальность душевных (пси­хических) явлений (Ждан А. Н., 1997). В 1850 г. он начал свои эксперименты по ощущению веса с ис­пользованием метода едва заметных различий, а в 1860 г. опубликовал результаты в работе под на­званием «Элементы психофизики». Фехнеру уда­лось сформулировать основной психофизический закон, в котором он связал логарифмической функ­цией два ряда данных — интенсивность субъек­тивных ощущений и значения физического раз­дражителя. Этот закон гласит, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя или, другими словами, при воз­растании силы раздражителя в геометрической прогрессии (например, 1, 2, 4, 8, 16, 32...) интенсив­ность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5, 6...). На основе полученных данных возникла новая научная дисциплина — пси­хофизика, объектом которой явилось исследование взаимоотношений между миром физической и ми­ром психической реальности.

Благодаря работам Вебера и Фехнера осуще­ствлены некоторые преобразования психологии в естественно-научную дисциплину: внедрен экс­перимент как метод проверки научной гипотезы, использованы математические процедуры для из­мерения психических феноменов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.