Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная культура православной церкви

Интерьер храма и священные предметы. Храм – это здание для совершения богослужения. В православии храмы также именовали церквами. Главный храм в городе назывался собором – он собирал молящихся со всего города. Обычные храмы являлись центром какого-либо прихода и имели свою паству, то есть круг прихожан.

Форма православного храма менялась на протяжении веков, но в целом сохранилась древнейшая форма – крестово-купольная. С 17 века к храму стали пристраивать колокольню и трапезную. С востока к храму примыкает полукруглый выступ – апсида, где находится алтарь. Возле входа в храм может находиться возвышенная площадка – паперть. С нее двери ведут в притвор – западную часть храма, здесь могло совершаться крещение. В притворе стоит стол с распятием – канунник. Перед ним совершаются панихиды.

В восточной части, перед иконостасом находится возвышение в 1-2 ступени – солея. По ее краям, у стен отгорожены клиросы для хора. Над ними укреплены хоругви – металлические или парчовые полотнища со священными изображениями. В центре солеи помещается полукруглый выступ – амвон («камень», греч.), с него священник ведет литургию - богослужение. Перед амвоном стоит столик с покатой столешницей – аналой, на котором лежит праздничная икона, посвященная данному дню. Аналои могут находиться и в других частях храма, на них кладут богослужебные книги. Над амвоном висит паникадило – большой светильник с множеством лампад. Перед самыми чтимыми иконами в храме стоят большие подсвечники – кандила. В крупных соборах, где покоятся мощи святых, установлена рака – монументальный ларец, в котором помещен гроб с мощами.

Основную часть храма от алтаря отделяет иконостас – высокая перегородка из нескольких рядов икон. Иконы установлены на горизонтальных брусьях – тяблах. Иконостас прорезают 3 двери. Центральные царские врата ведут к престолу, левые северные двери ведут к жертвеннику, правые южные – в ризницу. В ризнице хранится церковное имущество, здесь переодевается перед литургией духовенство. Из имущества здесь находится: кропильница – сосуд для святой воды, куда погружается кропило в виде кисти; кадило – металлический сосуд с крышкой, подвешенный на цепочках – в него кладут угли и крупицы ладана. Старообрядцы вместо кадила используют кацею – чашечку на деревянной ручке.

За иконостасом находится алтарь – «жертвенное место». Здесь расположены престол, жертвенник и совершается основная часть богослужений. Входить в алтарь женщинам запрещено.

Жертвенник – квадратный стол, стоящий у стены. На нем находятся священные сосуды: дискос и потир. Дискос – плоское круглое блюдо с изображением Иисуса Христа. На дискос помещаются просфоры. Сверху на него ставят звездицу – две пересекающиеся металлические дуги. Она символизирует Вифлеемскую звезду, появившуюся при рождении Христа. На звездицу накладывается покров – прямоугольный расшитый кусок ткани, символизирующий пространство. Таким же покровом накрывается потир – металлическая чаша. Сверху дискос и потир накрываются большим покровом или воздухом со сценой Положения во гроб. Покровы и воздух символизируют пелены, которыми было повито тело Христа при рождении и погребении. Также здесь находятся копие – ромбический нож (копье, пронзившее бок Христа) и лжица – ложечка для причастия. Оба предмета увенчаны крестом. Для отирания священных сосудов используется губка, а для вливания воды и вина в потир – корчик – ковшик с ручкой.

В алтаре также хранится плащаница – ткань с изображением тела Иисуса Христа в натуральную величину в том виде, в котором оно было положено в гроб; выносная икона на древке и застекленный фонарь, символизирующий Вифлеемскую звезду. Они используются при крестных ходах.

В средней части алтаря находится престол в форме квадратного стола. При освещении храма он облекается в одежды: срачицу из белого полотна и индитию из светлой парчи. Над престолом высятся киворий или сень – шатер, увенчанный крестом. Под сенью висит изображение святого духа в виде серебряного голубя. На престоле находятся следующие предметы. 1. Антиминс – большой платок со священными изображениями и текстами. 2. Напрестольное Евангелие. 3. Напрестольный крест, лежащий или стоящий. 4. Дарохранительница – ковчег в форме маленького храма из золота, серебра или олова. В нем хранятся Святые Дары для причащения больных. Касаться его могут только священник или дьякон. 5. Дароносица – маленький ковчег, в котором священник переносит Святые Дары на дом к больным и умирающим. В дароносице также находится маленький потир, лжица, копие, губка.

За престолом стоят большой запрестольный крест и большой подсвечник с 7-ю рожками. Также там располагается возвышенное место с креслами для священников.

При архиерейском богослужении используются дополнительные предметы: дикирий и трикирий – подсвечники с 2 и 3 свечами, которые сходятся концами. Они символизируют двойственную природу Христа и Святую Троицу. Святые Дары осеняются рипидами – дисками с изображением серафимов, на длинных древках. Сам архиерей стоит на орлецах – овальном коврике с изображением города и летящего орла.

Структура духовенства. Православное духовенство делится на черное, монашествующее (дает обет безбрачия) и белое, служащее в храмах (могли 1 раз жениться). Белое духовенство делится на церковнослужителей, помогающих в храме, и священнослужителей, имеющих духовный сан. К первым относятся дьячки, пономари, причетники (чтецы); у вторых различают 3 степени священства.

Первая степень – диаконская. Дьякон помогает священнику при литургии, но сам проводить ее не может, так как на нем нет благодати. Монахи в степени дьякона называются иеродиаконами. Вторая степень – пресвитерская. В нее входят иереи (священники, попы). Они совершают богослужения и большинство таинств. В монастырях богослужения совершают иеромонахи. Третья степень – архиерейская, в ней находятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. В эту степень возводится только черное духовенство – монахи.

Монашество также имеет свои ступени. Первая из них – послушничество. Послушник исполняет в монастыре разные послушания (труды) и может покинуть его. В старину послушники назывались бельцами, а послушницы – белицами. Готовящийся к пострижению называется рясофором, после пострижения – новоначальным монахом. Малосхимник – это монах, прошедший обряд пострижения вторично. И третья высшая ступень монашества – великосхимник (в просторечии – схимник). В старину монахов называли чернецами, а монахинь – черницами. Монастырскую братию возглавляет настоятель, игумен. Крупнейшие монастыри возглавляют настоятели в сане архимандрита.

Облачение духовенства. Православное духовенство носит одежду особого покроя. Эта одежда подразделяется на две основные части – для повседневного ношения и для богослужения. Общей частью костюма для всего духовенства является подрясник – одежда до пят. У послушников и монахов подрясник черный, его подпоясывают кожаным ремнем. Под него монахи надевают грубую рубаху – власяницу, а под нее – перевязь из шерстяных нитей, крестообразно охватывающую тело – параман (напоминание о железных веригах, которые носились ранее для умерщвления плоти).

Вне домашней обстановки священнослужители и монахи поверх подрясника носят рясу – это широкая внизу одежда до пят с широкими рукавами, закрываюшими кисти. У монахов ряса черная, у белого духовенства может быть других цветов, но темных. Старообрядческие монахи одевают еще иночество – пелерину. Малосхимники и великосхимники «на выход» одевают мантию, закрывающую все тело, а на шею аналав – длинный кусок ткани с изображением распятия.

Во время богослужения дьяконы надевают наручи – узкие нарукавники, напоминающие об оковах Христа, а на подрясник – стихарь – длинную широкую одежду с нашитыми лентами. На левое плечо накладывается орарь – парчовая лента, украшенная крестами.

Священники под облачение надевают подрясник из тонкой белой ткани, на запястье – наручи, а талия опоясывается украшенным крестами поясом. На шею надевается епитрахиль, подобная орарю. Поверх всех одежд надевается риза или фелонь – длинная широкая одежда без рукавов с вырезом ниже груди и обшитая атласными лентами.

Монахи на голове носят клобук. До середины 17 века он имел вид мягкого круглого колпака. В 1656 году был принят жесткий клобук – камилавка. Это невысокий цилиндр без полей, на который надевается черное покрывало – намет. Клобук старого образца сохранился у старообрядцев и патриархов. У патриархов он белый, с вышитыми золотом серафимами и стоячим бриллиантовым крестиком. У великосхимников имеется свой головной убор – куколь послушания в виде остроконечного капюшона. Монахини под клобук надевают апостольник - черный платок, закрывающий спину, плечи и грудь. Послушницы носят белый апостольник.

В повседневном обиходе церковнослужители и священнослужители покрывают голову скуфьей – черной шапочкой с четырехугольным верхом. Священники в качестве награды получают скуфью фиолетового бархата, а более высокой наградой является фиолетовая камилавка.

Архиереи вне богослужений носят подрясники со скуфьями или рясы с клобуками. При богослужении они облачаются в подризник, епитрахиль, пояс, наручи, но ризу заменяет саккос («власяница»). Это одежда широкая, длинная, но не до пят. С боков и на рукавах саккос разрезан и вдоль разрезов нашиты колокольчики, символизирующие глас Божий. Саккосы богато расшивались золотыми нитями и драгоценными камнями (один из саккосов патриарха Никона весил 24 кг). Поверх на плечах архиереи носят омофор – широкую ленту, свисающую с левого плеча. На груди висят наперсный крест и панагия – небольшой образ Спасителя или Богородицы. В некоторых случаях архиереи появляются в мантии со шлейфом. С 1675 г. епископы носят красные мантии, архиепископы – зеленые, митрополиты – голубые. Цвет мантии патриарха зависит от его усмотрения; в ее углы вшиваются скрижали – парчовые треугольники с крестами. Головной убор архиереев при богослужении называется митра. Это парчовая или металлическая шапка с шарообразным верхом, украшенная овальными иконками из эмали (символизирует терновый венец). В знак пастырской власти священники, игумены и архиереи носят посох.

Жизнь в монастыре. Обряд пострижения в монахи символизировал переход человека из мирской жизни в духовную. Во время обряда игумен выстригал волосы на макушке кандидата, мазал ее елеем и давал человеку новое имя. Монах («одинокий», греч.) давал три обета – целомудрия, нестяжательства (отказа от собственности) и послушания.

Быт монахов определялся монастырским уставом. Игумену помогали казначей, келарь – управляющий хозяйством, ризничий – ответственный за монастырские ценности, екклесиарх – следивший за порядком в храме, пономарь – бивший в колокола. Всю работу на территории монастыря монахи выполняли сами, жили в тесных кельях, где лавка заменяла стол и кровать. Питались только хлебом, соленой рыбой, медом, сыром, овощами, молоком и квасом. Употребление мяса и алкогольных напитков было запрещено (хотя за пределами монастыря монахи нередко предавались обжорству и пьянству).

Обычный день в монастыре проходил так: ранний подъем до рассвета и служба в храме, обед, келейная молитва и чтение книг, опять служба и ужин. Благочестие не было единственным поводом для ухода в монастырь. Некоторые делали это из бедности, одиночества, невозможности жить в браке (церковь запрещала разводы), вследствие какой-либо опалы, так как монахи не подлежали светскому суду (каралась только государственная измена). Человека, вышедшего из монашеского звания, называли расстригой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История русской трапезы | Предметы декоративно-прикладного искусства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.