Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Складывание единого централизованного государства




Складывание единого централизованного государства.

1. Причины складывания государства.

2. Политический процесс объединения русских земель.

Причины складывания государства.

Ключевая проблема – проблема, складывания единого, централизованного государства после нескольких веков раздробленности. Начиная с XII века, население юго-восточной и юго-западной Руси, спасаясь от войн и разорения, мигрирует на северо-восток, в несколько другой по климатическим и экономическим условиям край – край лесов и озер, вместо степей и лесостепей. В XII веке после походов монголов эта тенденция еще более усилилась. Южные княжества при этом очень сильно обезлюдели. Границы Руси отступают из степной и лесостепной зоны.

Каковы же причины складывания единого государства?

I. Экономическая. Эта теория была выделена марксистами. Крестьяне, придя на север, начинают распахивать пашни, а ремесленники осваивать ремесла, что ведет к улучшению ремесла в городах. Таким образом, увеличившаяся плотность населения приводит к подъему промышленности. Переселенцы приносят новые орудия труда, новую систему земледелия (трехполье), оживают торговые связи, которым покровительствуют и русские князья, и ордынские ханы. Устанавливаются различные связи между городами, между городом и деревней, между княжествами. Это приводит к экономическому взлету, который, в свою очередь, является предпосылкой к становлению нового государственного строя, складыванию единого, централизованного государства.

Но дело обстояло иначе.

В XIV веке не было особых экономических причин для развития единого государства. Крепкое единое государство формируется на основе крепкого рынка (сейчас это утверждение бесспорно), а такой рынок не известен еще даже в XVI веке. Следовательно, этот тезис во многом нам кажется спорным.

Происходит усложнение феодальной формы собственности. Появляется вотчинная форма собственности, то есть передача земли по наследству. Наряду с вотчиной, окончательно оформляется условное земельное владение, или поместье. Главным условием владения поместья является служба дворянина в пользу государства. Если дворянин служит, то государство наделяет его землей. Верховный собственник земли – государство, которое зачастую персонифицируется в государе или в отдельно взятом князе. Именно эта персона распоряжается землей и наделяет феодала правом владения землей. Таким образом, выделяется очень интересный круг: собственник, держатель, владелец. Если феодал прекращает быть лояльным к государю, то он лишается земли – поместья. Феодал владеет землей на правах некоего условного юридического соглашения. Крестьянин – держатель земли. Именно за то, что он держит землю, он платит ренту. Таким образом, постепенно на Руси взращиваются две формы владения землей: поместническая (не обязательно, чтобы владельцами являлись бояре или аристократы) и вотчины. Цельного поместнического владения еще не сложилось. Следовательно, вотчинное владение преобладает.

Существует еще одна категория владения землей – церковная. Прежде всего - это монастырская земля. Следует отметить, что к IV–XV векам сложились огромные центры с большим количеством земли, три монастыря: Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троицко-Сергеевский. Это земли, предоставленные церкви на откуп души. После смерти владелец вотчины мог оставить часть своей земли за то, чтобы церковники отмолили его душу. Следовательно, церковники могли скапливать земли. Многие авторы признают, что церковные владения – самые эффективные на Руси, так как монастыри признавали крестьянина, работавшего на церковной земле, юридическим лицом. Моральные нормы сковывали действия церкви. Отсюда следует, что было меньше произвола, поборов, побоев, а следовательно, крестьянин чувствует себя лучше.

Таким образом, видно, что феодальное государство усложнилось. Наблюдается постепенный переход к черносошному государству. Черносошные земли – земли, верховным собственником и владельцем которой является князь, и ренту (денежную или отработочную) крестьяне платили непосредственно самому князю (государю). Черносошников начинают теснить поместья и церковники. Происходят изменения и в самой феодальной ренте. Основной формой на Руси было полюдье. Теперь же к XIV–XV векам форма ренты меняется. Она постепенно кристаллизуется в форме барщины. Это более тяжелая форма, чем полюдье. Вследствие этого положение крестьян резко ухудшается. Это ведет к усилению сопротивления их положению и активной классовой борьбе. В следствие с этим, защитить феодалов может сильное единое государство. Именно эту-то причину многие историки и считают основной для становления единого централизованного государства. Этот тезис закреплен в книге Поршнева «Феодализм и народные массы».

II. Еще одна причина складывания единого государства – политическая. Это постоянная, перманентная угроза со стороны Литвы и Орды. Следовательно, нужно единое государство для преодоления внешней опасности. Следует отметить, что многое в развитие этой теории внесли государственники и юристы, для которых процесс складывания объяснялся не экономическими, а внешними и внутренними политическими причинами. При этом необходимо учитывать один нюанс: складывание единого государства – одно, а возвышение Москвы – другое.

Почему же Москва становится доминирующим центром русского феодализма?

Первая точка зрения – географический фактор. Говорилось, что Москва была хорошо защищена, являлась древним центром ремесла и торговли. Но на самом деле это не так. Москва была хуже защищена, чем другие города и, в первую очередь, Новгород. До Москвы добраться было относительно легко. Ее жгли монголы, крымские татары, литовцы и в XIX веке – Наполеон. Москва-река менее удобна для судоходства, а следовательно, для речной торговли, чем Волга или Ока. Нельзя сказать, что Москва находится на пересечении многих основных путей. Теперь установлено, что в XIV–XV веках в средней полосе, куда входила и Москва, шла череда постоянных циклонных дождей. Следовательно, нельзя говорить о высокой урожайности и продуктивности сельского хозяйства. Следовательно, экономико-географический фактор не является основной причиной возвышения Москвы.

Второй фактор – социально-политический. Ускоренное развитие феодальных отношений происходило именно в Москве. Весьма быстрое эффективное формирование поместной системы и отсутствие черносошных земель. Именно московские князья проводят политику о возвышении Москвы. Большинство из них личности незаметные, серые, неяркие. В то время как половина тверских князей канонизирована. Следовательно, социально-политический фактор в данном случае мало что означает.

III. Третье объяснение – объяснение Гумилева через теорию о пассионарности. Человек – это биосистема, тесно связанная с геокосмической энергией. Биоактивность тесно связана с солнечной активностью. Гумилев замечает, что к XIV веку возникает новый пассионарный толчок, в узкую полосу которого попадает Москва. Следовательно, появляется новое племя пассионариев в Москве. Ничего определенного ни «за», ни «против» этой теории сказать нельзя.

Политический процесс объединения русских земель.

Все же, наверное, все решила политика. Переплетение интересов, завязанных на Орде и Литве. Советские историографы ругали почти всех князей, но московских князей XIV-XV веков они хвалят. Весьма вероятно, что это связано со Сталиным, которому нужно было создать сильное централизованное государство. Ему были необходимы исторические прецеденты для создания авторитарного государства. Но при этом наблюдался парадокс. Эта же историография ругала Романова. Деятельность московских князей дореволюционные историки в основном оценивали негативно. Князи – неяркие люди, не обладающие талантами, склонные к самоуничижению, не любящие воевать. Московские князья – умерены и аккуратны, милы и приятны в быту. Они любят свои семьи и не ссорятся друг с другом. Усобицы в Москве очень редки. Старались проводить некоторую преемственность в политике. Следует отметить, что присущие им черты – домовитость и скопидомство (не расточительность). Следовательно, Москва – самое богатое княжество из всех русских княжеств. Посредственность московских князей привела к яркому вырисовыванию церковных владык (митрополитов Киприяна, Алексея, Петра), которые способствовали укреплению Москвы как церковного или духовного центра Руси. Следует отметить, что в деле возвышения Москвы в XV веке были конкуренты: Новгород, Псков, Вятка, ну, еще Тверь. Это все республики, сохраняющие вечевой строй. Князья из Рязани и Твери так же противостояли единой централизации Москвы. Но Москва еще не избавилась от удельной тенденции.

Окончательный процесс централизации происходит при Иване III. Известные личные качества Ивана III – корыстолюбие, честолюбие, жестокость, вероломство, осторожность до трусости, но при этом он весьма и весьма умен. Родился в 1438 году. Испытал со своим отцом все тяготы феодальной войны. Своего сына Василия сделал фактически своим соправителем. Считал, что важнейшая задача – объединение всех русских земель вокруг Москвы. Для решения этой задачи применяет все методы: от покупки земельных наделов до прямой феодальной войны. В 1463 году ему стали принадлежать все ярославские уделы. Вначале 1470 года – ростовские. В 1471 году начал наступление против новгородцев – битва на реке Шелонь. Новгородцы терпят поражение. Иван III жестоко обошелся с новгородцами. В Новгороде был посажен наместник московского князя. Вечевые решения были отменены. В 1472 году покорил Пермь. Московское княжество распространяет свои пределы за Урал. В 1478 году произошел второй поход на Новгород, после которого самостоятельность Новгорода полностью искоренена. Была предпринята попытка подступиться к Пскову, но взять его не удалось. В 1485 году – поход на Тверь. Этого похода никто не ожидал, так как Иван III был женат на тверской княжне. Тверь сдалась добровольно. При Иване III была окончательно разорвана зависимость от Орды. Последний хан Орды – Ахмед. Он пытался воссоздать единое государство на добровольных взаимоотношениях между улусами (отдельными частями) Орды. Русские князья уважали его. Ахмед посылал в Москву своих послов. Он пытался уговорить Ивана III быть данником на неких номинальных началах. Но Иван III выгнал послов, не желая выслушать их. Это означало начало войны. Ахмед в очень короткие сроки собирает войско и двигает его на Русь. И та, И другая сторона быстро находит себе союзников. Дмитрий и Борис – союзники Ахмеда. Крымский хан Гирен – союзник Ивана III. 1480 год – великое стояние на реке Угре. Оба войска подошли к реке и не решались переправиться. Братья Ивана III устроили мятеж в Москве, который был быстро подавлен. В конце концов, Ахмед развернул войско и ушел в Орду. В степи Ахмед был встречен крымскими татарами, и большая часть войска была разбита. Иван III договаривается с тюменским ханством, и вваливаются в город Сарай. С этого момента владычество Орды закончилось. Иван III решает титуловаться как самодержец. Это означало отсутствие вассальной зависимости от кого-либо. Важнейшим признаком независимого государства является наличием письменного кодекса. 1497 год – год издания судебника Ивана III. Государственная власть приобретает характер тоталитарности. Согласно судебнику, государь стоит выше законов. Поменялась система престолонаследия (со времен Донского власть передавалась по наследству от отца к сыну). Бояр может судить только боярская дума и царь. При этом царь мог казнить не только за определенное преступление, но и за моральное, умственное превосходство, высокоумие. Никакого патриархального царя-батюшки не было. Власть сводится к тирании, например, Иван IV. Современники уже говорили, что складывается новое государство, новая государственная система, новый тип государства. Дореволюционные историки говорили, что благодаря деятельности Ивана III Русь стала Россией, то есть, стала великороссийским, национальным государством, которое в дальнейшем Петр сделал многонациональным государством. При Иване III была сделана попытка найти национальную идею. 1453 год – год падения Константинополя под ударами турок. С главного храма Византии были сняты кресты. Храм стал мечетью. Современники восприняли как мировую катастрофу. И, казалось бы, Византия не оставила прямого наследника православия. При Иване III были хорошие советники (И. Фрязин и Ф. Курицын), которые обратили внимание на то, что последние потомки дома Палеологов бежали в Рим. Они подали идею, что возможно связать себя родственными узами с императорами. В Риме находилась Софья Фоминична Палеолог. К ней послали послов и начались матримониальные (брачные) хлопоты. 1472 год – женитьба Ивана III и Софьи. Софья – женщина тонкого ума. Приехав на Русь, она привезла с собой итальянских ремесленников. Успенский собор построен Аристотелем Феорованти (итальянский архитектор). Софья пытается завести порядки византийского двора. По ее совету во второстепенных грамотах Иван III подписывается как царь. Царь – цезарь – цзарь – император. Великий князь московский заменяется царем. Иван III перенимает византийский герб двуглавого орла. Символ герба – под одним крылом – единство Запада и Востока, объединение множества семей и народов. Иван III перенимает большую византийскую печать. Внешняя государственная тенденция совпадала с национальной идеей, зреющей в просвещенных слоях. Наиболее ярко ее выразил Филофей в 1507-1508 годах. Это была идея Москвы – третьего мира. Филофей пытался объединить православную идею с сильным единым государством. Первый Рим – Римская империя, где зародилось христианство. Но за грехи Рима, особенно за гонение христиан, Первый Рим пал, то есть перестал существовать как единое целое. Второй Рим – Византия, которая должна была сохранить православие до второго пришествия. Но Византия пала под ударами турок за отступления от православия. Третий Рим – Москва. Он стоит и приведет ко второму пришествию Христа. Он расцветает и пребывает во славе. Четвертому Риму не бывать. Явно просвечивается идея богоизбранности. Русский народ может и должен взять на себя функцию сохранения мира и православия во всем мире. Выше этой идеи русское национальное самосознание никогда не поднималось. Именно в этой идее страна показала себя как носитель высокой культуры мирового уровня. Этим идеалом Русь жила и живет всегда. Все попытки собрать и объединить все народы под одно начало – отражение этой идеи. Следует заметить, что в реальном политическом раскладе между государями эта идея распространения не получила. Эта идея имеет подтекст – замкнутости, изолированности. Официальной доктриной эта идея никогда не существовала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.