КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды контроля
Теория и практика управления экономическими системами определяют три основных типа контроля: 1) социальный контроль, осуществляемый субъектами внешнего (социального) окружения хозяйствующих субъектов; 2) самоконтроль, осуществляемый самими хозяйствующими субъектами определенных организационных функций на всех уровнях организации; 3) административный контроль, процедуры которого разрабатываются и внедряются руководителями и владельцами организации (или по их заказу третьими сторонами), чтобы определять действия людей и экономических институтов внутри самой организации. Важнейшая составляющая административного контроля — финансовый контроль. Формирование и функционирование системы административного (финансового) контроля в рамках предприятия, как правило, находится под большим влиянием социального контроля и самоконтроля, а нередко могут быть полностью обусловлены ими. Наиболее существенные признаки классификации финансового контроля: — по субъектам (уровню) проведения; — по времени проведения; — по полноте охвата; — по применяемым методам. По классификационному признаку — субъекты (уровень) проведения — финансовый контроль подразделяется на две группы: 1) государственный – обеспечивающий интересы государства и общества в целом; подразделяется на: а) общегосударственный (федеральный) - контроль, осуществляемый различными федеральными органами законодательной и исполнительной власти, включая Президента РФ (в лице Главного контрольного управления Президента Российской Федерации), Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Субъекты федерального уровня контроля (в соответствии с законодательством и предоставленными им полномочиями):
- Счетная палата РФ, - Министерство финансов РФ, - Федеральное Казначейство РФ; - Федеральная налоговая служба, - Центральный банк РФ, - Таможенный комитет РФ; В рамках Министерства финансов РФ указанный вид государственного финансового контроля осуществляется: - Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ; - контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации; - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора; б ) вневедомственный – контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности (имеет повседневный, систематический и регулярный характер); в) ведомственный - осуществляется соответствующими контрольно-ревизионными органами министерств и ведомств за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений; главная задача этого вида финансового контроля — проверка законности и целесообразности процессов формирования, распределения и целевого использования денежных средств, выделяемых государством субъектам Российской Федерации и органами местного самоуправления; не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ; 2) негосударственный, который подразделяется на: а) муниципальный - осуществляется на уровне соответствующих органов власти в пределах предоставленных им полномочий, касающихся финансовых источников формирования и направления использования бюджетных средств; б) внутрихозяйственный - имеет целью наблюдение и соблюдение финансовых интересов субъектов хозяйствования в области производства, распределения и использования финансовых ресурсов для повышения эффективности его деятельности и защиты интересов в отношениях с другими субъектами рыночных отношений.
в) независимый (аудиторский) — это предпринимательская деятельность по оказанию платных независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов в соответствии с договором. Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом об аудите и нормативно-правовыми актами Правительства РФ. В хозяйственной практике различают: - обязательный аудит - проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, т.е. Правительство РФ четко определило критерии, по которым предприятие обязано подтвердить достоверность своих годовых отчетов; - инициативный аудит - проводится по решению хозяйствующего субъекта, когда администрация или собственники решают иметь объективную оценку финансового состояния предприятии; - принудительный аудит имеет место в случаях, вызванных решениями или постановлениями правоохранительных или судебных органов; г) общественный(гражданский) финансовый контроль осуществляется неправительственными общественными организациями или частными лицами на добровольной основе, и имеет целью соблюдение их финансовых интересов или получение ответов на вопросы, затрагивающие в той или иной степени финансовые интересы общества. В зависимости от инициативы субъекта правовых взаимоотношений выделяют следующие виды контроля: 1) обязательный: а) в силу требований законодательства (контроль со стороны представительных или законодательных органов за исполнением бюджета по итогам года); б) по решению компетентных государственных органов (контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов); 2) добровольный – осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. По классификационному признаку — время проведения — финансовый контроль можно подразделить на три группы: 1) предварительный - производится на этапе разработки, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней — от федерального до районного, составления различных смет расходов, вплоть до совершения хозяйственных операций. Его задача — предупредить нецелевое использование финансовых ресурсов, не допустить незаконные и неэффективные производственно-хозяйственные операции, которые могут нанести хозяйствующему субъекту ущерб или ухудшить его финансовое положение, а также выбрать наиболее целесообразные экономические решения при планировании использования финансовых ресурсов.
На уровне хозяйствующего субъекта предварительный контроль осуществляется финансовым подразделением (бухгалтерией) предприятия до начала хозяйственных операций в процессе предварительного оформления документов по этим операциям в целях предупреждения бесхозяйственности, незаконных действий и непроизводительных расходов. 2) текущий — является основным видом деятельности контролирующих органов и непрерывно сопровождает процесс исполнения бюджетов, смет расходов и совершения хозяйственных операций на различных уровнях, участках и в структурных подразделениях хозяйствующих субъектов. Текущий контроль преследует цели оперативного регулирования результатов хозяйственной деятельности. Его главные задачи — вскрытие неиспользованных резервов в деятельности организации, выявление отклонений фактических результатов деятельности от плановых заданий и принятие необходимых мер по нейтрализации негативных факторов, влияющих на производственно-финансовую деятельность. На предприятиях текущий финансовый контроль осуществляется соответствующими структурными подразделениями, в том числе бухгалтерией предприятия, после совершения хозяйственных операций в момент проверки бухгалтерией документов, которыми оформлены эти операции или послуживших основанием для их совершения. 3) последующий - осуществляется финансовыми структурными подразделениями и работниками бухгалтерии после завершения финансовых операций при приеме и проверке документов, записей в регистры бухгалтерского учета, составления бухгалтерских отчетов и балансов; проведения инвентаризаций всех видов средств; анализа финансово-хозяйственной деятельности; проведения тематических проверок и ревизий.
По классификационному признаку — полнота охвата — финансовый контроль можно подразделить на шесть групп: 1) полный - производится с целью проверки всей финансово-хозяйственной деятельности предприятий или организаций; 2) сплошной - связан с проверкой и выявлением нарушений в финансово-хозяйственной деятельности посредством изучения всех финансовых и бухгалтерских документов, регистров и других учетных записей за подлежащий финансовому контролю период; 3) комплексный — осуществляется, как правило, имеющими соответствующие полномочия внешними органами, например, Счетной палатой РФ или другими контрольно-ревизионными органами; направлен на изучение и выявление нарушений и несоответствий в экономической и юридической деятельности субъектов хозяйствования с целью их устранения; 4) частичный - имеет целью проверку отдельных направлений деятельности предприятия или отдельных хозяйственных операций, например, связанных с учетом затрат или учетом и движением основных фондов. 5) тематический — разновидность частичного финансового контроля; осуществляется по довольно ограниченному кругу вопросов посредством ознакомления, чаще всего с выездом на место, с некоторыми сторонами финансово-хозяйственной деятельности; чаще всего используется для проверки целевого использования средств. Его результаты оформляются в виде докладной записки на имя руководителя; 6) выборочный — разновидность частичного финансового контроля; может предусматривать проверку какой-либо части финансовых документов и регистров; проводится, как правило, по плану после проведения общей проверки какого-либо вида финансово-хозяйственных операций с целью их изучения за период времени, который может и не совпадать с ревизуемым. По классификационному признаку — методы проведения — финансовый контроль подразделяется на:. 1) проверки - основываются на изучении первичной и иной отчетной финансовой документации по отдельным направлениям хозяйственной деятельности с целью соответствия их требованиям законодательства и нормативных документов, которое явилось бы основанием для разработки мер по устранению выявленных нарушений; 2) обследования - охватывают более широкий круг финансово-экономических документов и показателей хозяйствующего субъекта, чем проверка, с целью определения его болевых точек, финансового состояния и перспектив развития; 3) надзор - осуществляется соответствующими контрольными органами над субъектами хозяйственной деятельности, имеющими лицензии на производство финансовой деятельности определенного направления, например, страховой или банковской, на предмет соблюдения ими (субъектами) финансового законодательства, установленных для данной сферы финансовой деятельности нормативов и правил, несоблюдение которых может повлечь за собой отзыв лицензии; 4) анализ — важный элемент в системе управления хозяйствующим субъектом, эффективное средство выявления внутренних резервов и основание для разработки научно обоснованных планов и управленческих решений; зависит от характера исследуемого хозяйственного объекта или операций и представляет собой некую процедуру абстрактного и реального расчленения объекта исследования на части для выявления глубинных причин происходящих финансовых процессов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов; 5) наблюдение (мониторинг) - заключается в постоянном контроле со стороны финансово-кредитной организации за финансовым состоянием своих клиентов с целью предотвращения нецелевого использования кредитных ресурсов (в нашей стране действует Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая находится в ведении Министерства финансов РФ); 6) ревизия — наиболее полное и глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта; имеет целью проверку ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |