Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка, планирование, проведение и оформление результатов внешнего контроля

Поскольку основной задачей внешнего контроля предприятий является выражение мнения о до­стоверности бухгалтерских отчетов, в процессе такого контроля особо проверяются:

— действительность совершенных хозяйственных операций,

— получение и (или) выдача указанных в документах денежных средств и материальных ценностей,

— фактическое выполнение работ или оказание услуг,

— соответствие бухгалтерских записей по учету с оправдатель­ными документами,

— соответствие данных бухгалтерского учета с данными отчет­ности, данных учета и отчетности с плановыми нормами,

— соответствие записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям.

Важнейшими элементами внешнего контроля являются:

— применение встречных проверок,

— взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов, го­товых изделий,

— контрольные закупки сырья и материалов,

— анализы сырья и материалов, готовой продукции, качества продукции и соблюдения технических и технологических условий,

— проверки соблюдения правил ведения бухгалтерского учета на всех производственных участках,

— своевременное обнаружение нарушений законодательства и их устранение.

При подготовке и планировании внешнего контроля необходимо учитывать, что имеется ряд факторов, ограничивающих проведение мероприятий по контролю:

1) ограничение осведомлённости о финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки рамками проводимых исследований;

2) наличие некоторых факторов неопределённости в интерпретации событий финансово-хозяйственной деятельности и их оценке;

3) субъективность решений, связанная с опытом, компетенцией и профессионализмом проверяющих;

4) невозможность в некоторых аспектах однозначно толковать законодательные акты и т. д.

Существуют также действия, которые нельзя осуществлять при проведении мероприятий по контролю:

1) предмет проводимого мероприятия по контролю должен быть в компетенции органа, проводящего государственный контроль;

2) запрещается осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) запрещается требовать предоставление документации, информации и образцов продукции, если они не являются объектом мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4) запрещается требовать образцы продукции для проведения их исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными актами;

5) запрещается распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну, и информацию, полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (охраняемой законом тайной является государственная, служебная, коммерческая, банковская и налоговая);

6) запрещается превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (по общему правилу продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать 1 месяц; срок проведения мероприятий может быть продлён в исключительных случаях).

Многогранность задач и функций внешнего контроля, а также его форм определяет разнообразие способов его планирования, проведения и оформления результатов.

Все контрольные мероприятия, проводимые органами финансового контроля, можно разделить на две группы:

1) документальный контроль, который включает проверку финансовых отчётов и финансовой документации;

2) контроль исполнения или фактический контроль, который включает в себя:

- инвентаризацию - способ проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчётов, их соответствия данным бухгалтерского учёта на определённую дату;

- экспертную оценку специалистами действительного объёма и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

- визуальное наблюдение путём непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, а также фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определённый временной период.

Одним из основных методов финансового контроля являются проверки, которые подразделяются на тематические и документальные. Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, которая бывает камеральная и выездная.

Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, т. к. как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основе документов, предоставленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговых органов. По результатам проверки составляется акт определённой формы, утверждённой Министерством по налогам и сборам РФ.

Выездная налоговая проверка имеет практически те же задачи, что и камеральная. Она проводится в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам. В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении выездных проверок составляется протокол, подписываемый всеми лицами, участвовавшими или присутствовавшими при производстве действий. По окончании налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведённой проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки её проведения. Не позднее чем через два месяца после составления справки уполномоченными должностными лицами должен быть составлен акт налоговой проверки, подписанный этими должностными лицами и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем.

Основные отличия камеральной и выездной проверок представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные отличия камеральной и выездной проверок

Камеральные налоговые проверки Выездные налоговые проверки
1. Проводятся по месту нахождения налогового органа 1. Проводятся по месту нахождения проверяемого.
2. Проверяются только документы 2. Проверяются документы и производственные объекты.
3. Проводятся без специального разрешения налогового органа 3. Проводятся только по специальному разрешению налогового органа.
4. Срок, как правило, три месяца 4. Срок, как правило, два месяца.

 

Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» плановые проверки предприятий малого бизнеса Роспотребнадзором, санэпидстанциями, пожарной службой и другими контролерами должны проводиться не чаще чем раз в три года. Исключение составляют организации здравоохранения, образования и социальной сферы - к ним ревизоры могут приходить чаще.

Внеплановую ревизию контролеры могут проводить, если возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан или окружающей среде. Это можно будет делать только в том случае, если на проверку есть разрешение прокурора. Выездная ревизия должна проводиться только тогда, когда документальной проверки недостаточно. Проверяющие не могут начать работу, если в проверяемой организации отсутствуют ее руководитель или его уполномоченный представитель. Общий срок проведения выездной ревизии не может превышать 20 рабочих дней или 50 часов в год - для малых предприятий и 15 часов в год - для микропредприятий.

Регулирующие и надзорные функции Центрального банка России, установленные соответствующим федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора. Для осуществления своих функций Банк России проводит проверки кредитных организации и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (её филиала), предшествующие году проведения проверки.

Цель ещё одного из методов финансового контроля – ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами. Результаты ревизии оформляются актом, а замечания и возражения по составленному акту со стороны лиц ревизуемой организации фиксируются в письменном виде и приобщаются к материалам ревизии.

Проведение внешнего аудита предприятий включает в себя следующие действия:

1) определение типа, структуры и особенностей управления предприятием;

2) планирование и последующий контроль аудиторской проверки;

3) проверка соответствия финансовой отчётности требованиям законодательства и нормам учётной практики;

4) оценка финансовой отчётности в целом и составление общего вывода о том, действительно ли в отчётах дана объективная и правдивая информация.

После выполнения программы аудита, составляемой в обязательном порядке до его проведения и определяющей последовательность проведения, сроки проведения, единицы выборки и методы, финансовый контроллёр приступает к написанию аудиторского заключения, которое может быть безусловно положительным или модифицированным.

Помимо проверок бухгалтерской отчётности, внешние аудиторы могут осуществлять сопутствующие услуги, такие как налоговое и управленческое консультирование, постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта и т. д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные задачи и направления внешнего финансового контроля | Украины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.