Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственности на Руси




Солнышко в укреплении

Роль Владимира Красное

(980-1015)

 

Сын киевского князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги рабыни Малуши, Владимир, в 969 г. по рекомендации Добрыни и просьбе новгородцев стал у них князем. После смерти Святослава, спустя некоторое время, в 977 г., между его сыновьями началась кровавая усобица. Начал ее Ярополк, под­говоренный к тому своим воеводой Свенельдом, варягом по происхождению, служившим еще Игорю и Святославу. По­водом к распрям послужило то, что, охотясь, сын Свенельда, Лют, забрел во владения Олега без спроса у хозяина. По законам того времени это наказывалось смертью, и Лют Свенельдич был убит. Желая отомстить, Свенельд натра­вил Ярополка на брата — и киевская дружина вторглась во владения Олега. Древляне были разбиты, Олег тоже погиб в бою. Владимир, опасаясь старшего брата, Ярополка, бежал за море, к варягам, а в Новгороде Ярополк поставил своего наместника.

В 980 г. Владимир вернулся в Новгород с варяжским наемниками, изгнал администрацию Ярополка и вступил ним в борьбу. Первым успехом Владимира был захват По­лоцка, в котором правил союзник Ярополка князь Рогво­лод. Владимир силами приведенных им варягов и новго­родским ополчением взял Полоцк штурмом. Рогволод и его два сына были убиты в бою.

Перед войной с Полоцком Владимир пытался жениться на дочери Рогволода, Рогнеде, но та, видя в нем сына рабы­ни, отказала ему, боясь уронить свое достоинство. Эта история любви молодого Владимира породила краси­вую легенду, получившую отображение во многих произве­дениях искусства, но когда Рогнеда досталась ему в каче­стве боевого трофея, он ее просто изнасиловал, унизив княж­ну, доказывая ей, что не он раб, а она его рабыня. Таким образом Владимиру пришлось доказывать свое право на ве­ликокняжеский «стол».

Так как он был русским на 3/4, а Ярополк и погибший Олег были варягами (ими же были и убитые Рогволод с сыновьями, многие считают, что в этой усобице решалось, кому править Русью — варягам или славянам. Владимиру нечего было терять, он смело решил этот вопрос, изведя варяжские корни династии и превратив ее в славянскую, национальную.

Рогнеду Владимир взял в жены, она родила ему четырех сыновей (третьим был Ярослав Мудрый). В том же 980 г. Владимир овладел Киевом и расправился с Ярополком, женившись еще и на его жене, гречанке, что тоже началось с изнасилования ее после взятия Киева. Помня, что усобица началась с козней Свенельда и киевских варягов, он, войдя в город, прежде всего перебил значительную их часть, продолжая «чистку» по национальному признаку правящей вер­хушки русского общества. Те же варяги, которые прибыли с Владимиром из Новгорода и помогли ему стать великим князем, потребовали с киевлян дань за свою службу. Не желая отдавать деньги, князь тянул время обещаниями, боясь перебить и этих пришельцев, как советовал ему Добрыня. Наконец пять тысяч варягов он отправил к императору Византии Василию на службу, где из них была создана «pycская гвардия», отличившаяся во многих войнах империи] Таким образом, в ходе этой усобицы «варяжский вопрос» был разрешен на Руси раз и навсегда. Были еще наборы воинов в Скандинавии. Эта делали и Ярослав Мудрый, и другие князья; но никогда варяги более не претендовали на место в руководящей верхушке Руси.

Первые годы правления Владимира в Киеве ознаменова­лись преследованиями христиан, поддерживавших Ярополка. Владимир создал в Киеве пантеон языческих богов, в который поместил идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши.. Принято считать, что он был миролюбивым, но жизнь заставляла его вести активную внешнюю политику. В силу того, что Польша воспользовалась ослаблением Руси в период усобицы между детьми Святослава и отвоевала у нее "червенские города", в 981 г. Владимир отбил у Польши Перемышль, Червень и другие западные русские земли. Смертью Святослава воспользовались вятичи и радимичи, отколовшись от Киева. В 981—982 rr. Владимир ходил на вятичей и обложил их данью; в 983 г. – на литовское племя ятвагов, подчинив их Руси. В 984 г. он воевал с радимичами, вернув их под власть Киева.

После гибели Святослава волжские булгары и хазары тоже прекратили свои даннические обязательства по отношению к Руси. Первый поход против булгар был совершен еще войсками погибшего Ярополка в 977 г., но он ничего не дал. Владимиру в 985 г. пришлось совершить поход против волжских булгар и остававшихся еще на низу Волги хазар и восстановить выплату дани Руси. На короткое время они смирились, но уже в 90-е гг. снова перестали подчиняться.

К 986 г. Владимир Святославич начал переговоры с Византией относительно женитьбы на сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII принцессе Анне. В обмен на руку Анны киевский князь предлагал императорам военную помощь, в которой те очень нужда­лись. В конце концов они приняли предложение русской стороны. К этому же времени «Повесть временных лет» относит приход к Владимиру послов-миссионеров от волжско-камских булгар (мусульман), хазар (иудеев), «немцев» (католиков) и греков (православных). Каждый из посланцев стремился привлечь князя проповедью своей веры. Около 987—988 гг. Владимир принял крещение. Между тем византийские императоры отказались выдать за Владимира Анну. В ответ на это Владимир в 988—989 гг. захватил город Херсонес (Корсунь), принадлежавший Визан­тии, чем принудил императоров выполнить свое обеща­ние. После взятия Корсуни Владимир принял там второе крещение, так как императоры ставили ему в вину то, что в первый раз он крестился на русской территории, не обладающей всей «святостью» обряда.

Вернувшись в Киев, Владимир принялся активно насаждать христианство. После крещения Владимир старал­ся быть образцом христианского правителя. Князь заботился о просвещении (им была основана первая на Руси школа), построил много храмов, в том числе Десятинную церковь в Киеве (991—996 гг.). Помня вклад Владимира в процессе крещения, Русская православная церковь уже в XI в. почитала Владимира Святославича как святого, но официально он был при­числен к лику святых в XIII в.

После крещения внешнеполитическая активность киевского князя усилилась. Установлены были тесные дипломатические связи со многими европейскими странами. Владимир еще раз воевал с хазарами, совершил поход на хорватов. Для отражения печенежских набегов Владимир Святославич в конце 980-х гг. основал несколько пограничных укрепленных линий с системой крепостей на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сула и Стугна, а на южную границу переселил ильменских славян, кривичей, чудь и вятичей как своих союзников.

Владимиром были основаны города Владимир-Залесский и Владимир-Волынский, Белгород и Василев. Желая продемонстрировать свое могущество, Владимир начал чеканить золотые и серебряные деньги. Щедрость и хлебосольство князя, богатство устраиваемых им пиров и празднеств вошли в былины, в которых он именуется Владимиром Красное Солнышко.

Таким образом, заслуга Владимира Святого в укрепле­нии государственности на Руси состоит в том, что он решил «варяжскую проблему», сделав правящую верхушку славянской, заново объединил племена восточных славян вокруг Киева, в ходе войн с соседями вернул отторгнутые русские территории, утвердил на Руси христианство в качестве государственной религии, что сплотило общество, и сравнительно «надежно» прикрыл степные границы страны от набегов кочевников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.