КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура России в конце Х1Х- начале ХХ вв
Образование. Интенсивный экономический рост в России в новом, двадцатом столетии, порождал спрос на образованных людей. Ситуация складывалась таким образом, что индустриальная стадии развития капитализма в стране, предполагавшая техническое перевооружение промышленности, развитие новых технологий, входила в противоречие с весьма низким уровнем образованности населения. По статистическим данным, в начале века даже элементарно грамотных было не более 21 %. Реформа начального образования, проведенная П.А. Столыпиным, способствовала повышению процентного соотношения грамотного населения до 30 %. Система образования, функционирующая в данный период, состояла из трех ступеней - начальное (народные училища и церковно-приходские школы), среднее (гимназии и реальные училища) и высшее образование (университеты, высшие женские курсы). Буржуазии приходилось открывать на свои средства коммерческие училища, число которых выросло до 250 Печать. Большое значение в жизни российского общества приобретают печатные издания. Во время первой русской революции 1905 — 1907 гг. печать была освобождена от предварительной цензуры, что благоприятствовало резкому увеличению количества периодических изданий - в 1913 г. выпускалось 874 газеты и 1263 журнала на русском языке. По числу наименований изданных публикаций Россия заняла третье место в мире. Расширяется сеть библиотек, появляются специализированные, коммерческие и научные библиотеки. Наука. Несмотря на явное отставание России от наиболее передовых индустриальных государств Европы и Америки во многих сферах, уровень развития отечественной науки был очень высоким. Именно в этот период российские ученые совершили ряд научных открытий, создали немало изобретений. Такие исследователи, как И.П. Павлов и И.И. Мечников, добились получения Нобелевских премий в области естественных наук.
У истоков современной космонавтики стоит русский ученый К.Э. Циолковский, создавший теорию ракетного движения. Н.Е. Жуковский и И.И. Сикорский внесли большой вклад в сферу разработки отечественного самолетостроения. П.Н. Лебедев создал первую в России физическую школу. Широко известны такие ученые, как изобретатель радиосвязи А.С. Попов, ботаники К.А. Тимирязев и И.В. Мичурин. Философия. Рассматриваемый период характеризуется творчеством целой плеяды ярких и самобытных философов. С. Булгаков, Н. Бердяев, И. Ильин посвятили свои труды русской идее, месту и роли России в современном мире, ее предназначении. Большой вклад в разработку теории марксизма внесли В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др. Литература. Поэзия. Наивысшего расцвета в эту эпоху достигло поэтическое творчество. Данный период назван «Серебряным веком» русской поэзии (Серебряным по сравнению с «Золотым веком» А.С. Пушкина). Вернули поэзии ее высокое место поэты-символисты. На первое место в жизни человека символисты ставили веру и религию, утверждая, что «без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы» (Д. Мережковский). К старшему поколению символистов относятся. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт. Среди младших символистов следует отметить А. Блока и А. Белого. Литературоведы выделяют А. Блока как крупнейшего поэта Серебряного века: его лирические произведения по праву считаются вершиной русской поэзии. Оппонентами символистов выступили акмеисты. Виднейшими представителями акмеизма были Н. Гумилев, А. Ахматова и О. Мандельштам. Третьим ведущим направлением являлся футуризм, проявившийся в творчестве В. Маяковского, В. Хлебникова и других.. Отдельно можно отметить крестьянских поэтов — Н. Клюева, С. Есенина (который позже перерос крестьянскую тематику).
Проза. Русская проза продолжила реалистические традиции XIX века, представленные в творчестве таких писателей, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк. Их преемниками выступили М.А. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Классик русской литературы, оказавший сильнейшее влияние на мировую культуру, Л.Н. Толстой последний период жизни посвятил разработке своих социально-философских и этических концепций. Произведения А.П. Чехова легли в основу ряда театральных постановок. Театр. Начало века характеризуется активными поисками нового театра. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, отличавшийся радикальным обновлением репертуара, применением передовых методов построения спектакля. К.С. Станиславский создал психологическую актерскую школу, ставившую главной задачей достижение актерского перевоплощения на основе углубленного психологического реализма. Свой подход сформировал создатель «условного театра» В.Э. Мейерхольд. Его специфика заключалась в широком использовании элементов народного театра и театра масок. Немалое значение имела деятельность Большого театра в Москве, а также столичных петербургских театров — Мариинского и Драматического, основанного в 1904 году выдающейся актрисой В.Ф. Комиссаржевской. Широкий отклик получили Сезоны русского балета в Париже, организованные СП. Дягилевым. Живопись. Реалистические традиции русской живописи и изобразительного искусства XIX в. продолжили в своем творчестве И.Е Репин, В.М. Суриков, В.М. Васнецов, баталист В.В. Верещагин, пейзажист Куинджи, участники передвижных выставок С.А. Коровин, И.А. Бродский и другие. Параллельно с развитием реалистического жанра появляются художники, активно ищущие новые нестандартные решения: М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин, В. А. Серов, В. Кандинский, М. Шагал. Крупнейшие представители модернистского направления в живописи сформировали свое объединение - «Мир искусства»(1898-1924 гг.). Главной своей задачей они поставили восстановление связи живописи с культурой общества в целом. К этому движению себя причисляли А. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, М.В. Нестеров и другие.
Музыка. В начале XX века музыкальная жизнь в стране продолжает активно развиваться. В это время работают А.К. Глазунов и С.И. Танеев, начинают свою творческую биографию С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский. Всемирную известность приобрели русские певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, певица А.В. Нежданова. Кинематограф. В 1903-1904 гг. в России появляются первые кинотеатры. Новое искусство быстро приобрело популярность и распространилось не только в столице, но и в провинции. В 1908 г. появился первый отечественный игровой фильм — «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1914 г. в России было уже 4000 кинотеатров и около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 300 картин. Итоги. Главной тенденцией в развитии российской художественной культуры в начале XX века была ее дальнейшая демократизация. Деятели культуры в своем творчестве ставили острые социальные вопросы и стремились найти выход из всестороннего кризиса, в котором оказалась их родина. Искусство в произведениях его лучших представителей наполнилось новым содержанием и достигло отточенных эстетических форм. Художественная культура России в данный период внесла весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Блестящие успехи вывели в начале XX века науку и искусство России на первые места в мире и во многом определили культурное лицо столетия
Литература: 1-й – раздел 7.15; 2-1 – раздел 5.2.3
Лекция № 43
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |