Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы регулирования платежного баланса

Платежным балансам свойственна неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо у других. Платежный ба­ланс — это один из объектов государственного регулирования.

Совокупностью экономических мероприятий государства, которые направлены на формирование основных статей пла­тежного баланса, а также на покрытие сложившегося сальдо, является государственное регулирование платежного баланса.

В распоряжении государства имеется разнообразный на­бор средств регулирования платежного баланса, направлен­ных либо на стимулирование, либо на ограничение внешне-


экономических операций в зависимости от валютно-эконо-мического положения и состояния международных расчетов страны.

Страны, испытывающие дефицит платежного баланса, стремятся осуществлять мероприятия по стимулированию эк­спорта, сдерживанию импорта, привлечению иностранных и ограничению вывоза национальных капиталов. К таким ме­роприятиям относятся:

1) ограничение инфляции в целях сокращения внутренне­
го спроса путем уменьшения бюджетного дефицита, изме­
нения учетной ставки, установления пределов роста денеж­
ной массы;

2) девальвация национальной валюты. Эффективность
данного метода в повышении конкурентоспособности на­
циональных товаров на внешних рынках зависит от кон­
кретных условий его реализации и сопутствующей обще­
экономической и финансовой политики. Девальвация
стимулирует экспорт лишь при наличии экспортного по­
тенциала у страны и при благоприятной ситуации на миро­
вое рынке;

3) валютные ограничения в виде блокирования валютной
выручки экспортеров, лицензирования продажи иностран­
ной валюты импортерам, сосредоточения валютных опера­
ций в уполномоченных банках;

4) манипулирование учетной ставкой;

5) таможенно-тарифное регулирование экспортно-им­
портных операций;

6) специальные меры воздействия на формирование ос­
новных составляющих платежного баланса.
Формально платежный баланс, как любой баланс, уравно­
вешен; это значит, что итоговые показатели основных и ба­
лансирующих статей погашают друг друга.

Если баланс текущих операций сводится с отрицательным сальдо, то дефицит может быть профинансирован путем про­дажи части активов нерезидентам или с помощью зарубежных займов у иностранных банков, правительств или международ-


ных организаций, а также за счет сокращения официальных валютных резервов.

Однако финансирование платежного баланса имеет пре­дел. Если кризис платежного баланса приводит к просрочке платежей, осложнению отношений с кредиторами, истоще­нию запасов резервных активов, страна вынуждена обратиться к чрезвычайному финансированию.

Операции по чрезвычайному финансированию обычно со­гласовываются с зарубежными партнерами и оформляются специальными соглашениями.

К наиболее значимым операциям относятся: списание долга, обмен задолженности на акции, реструктуризация дол­га, просрочка платежей по задолженности (отказ от выплат по внешним обязательствам).

5. Проблемы внешней задолженности

Внешняя задолженность определяется как совокупность всех финансовых обязательств страны по отношению к иностран­ным кредиторам на определенную дату, подлежащих погаше­нию в определенные сроки.

Различают долгосрочную, краткосрочную задолженность, государственную и гарантированную государством задолжен­ность, а также частную не гарантированную государством за­долженность.

Долгосрочная внешняя задолженность обуславливается, прежде всего как задолженность со сроком долгового обяза­тельства более одного года, которая заимствована у другой страны и должна погашаться иностранной валютой, товарами и услугами.

Она включает кредиты МВФ, долги, выплачиваемые в ва­люте страны-должника, прямые инвестиции.

Краткосрочная задолженность — задолженность со сро­ком долгового обязательства менее одного года. Государ­ственная и гарантированная государством задолженность — это все внешние обязательства, которые взяло на себя госу­дарственное учреждение как должник или гарант.


Частная не гарантированная государством задолженность определяется как внешнее обязательство частного лица, не имеющего гарантии государственного учреждения.

Растущее долговое бремя может привести к тому, что стра­на окажется в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на по­гашение полученных займов, кредитов и ссуд.

Схожая ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у ко­торых растущая часть их ВВП и экспортных доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга.

Это в том случае, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например, у России.

Для того чтобы внешний долг не превратился в острую эко­номическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягче­нию долгового кризиса.

В их числе меры экономические (минимизация величи­ны внешних заимствований, реструктуризация накоплен­ной задолженности, повышение эффективности исполь­зования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего дол­га), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а так­же по обеспечению национальной безопасности (прежде все­го сохранение независимой от кредиторов внешней и внут­ренней политики).

Ключевым условием при проведении политики управле­ния внешним долгом является возможность страны так ис­пользовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение вне­шнего долга.


Подобная политика оказалась эффективной в конце XIX — начале XX вв. у США (бурное экономическое развитие страны в тот период во многом базировалось на больших внешних за­имствованиях), а в послевоенные годы — у Южной Кореи.

6. Валютная политика государства. Формы и инструменты валютной политики

Основными инструментами валютной политики являются валютная интервенция, валютные ограничения, валютные ре­зервы, валютное субсидирование, валютные паритеты. Валют­ная политика страны осуществляется ее правительством, цен­тральным банком, центральными финансовыми органами.

В мировом охвате валютная политика предусматривает международными валютно-финансовыми организациями (Международный валютный фонд, международные банки).

В масштабе текущей валютной политики реализовывают оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных ре­зервов и т.д.

Затяжная валютная политика намеревает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, прежде всего в рамках Международного валютного фонда, а также валютных реформ.

Валютная девизная политика определяется как система ре­гулирования валютного курса покупками и продажей ино­странной валюты с содействием валютной интервенции и ва­лютными ограничениями.


ЛЕКЦИЯ № 12. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве

1. Сущность международной экономической интеграции

Термин «интеграция» применяется в разных сферах жизни — политике, биологии, математике и т. д. В основном под инте­грацией понимаются различные объединения. В экономике же этот термин тоже имеет место.

Но здесь речь идет о дальнейшем развитии общественного характера международного производства. Интеграция предпо­лагает объединение производственных и научных потенциалов нескольких стран для вывода их на принципиально новые про­изводственно-технические и социально-экономические рубе­жи, для поднятия их экономического сотрудничества на более высокий уровень развития. В результате курса стран на инте­грацию должно произойти постепенное сближение их нацио­нальных хозяйств и появление совместного международного производства.

Таким образом, экономическая интеграция представляет со­бой подлинное обобществление производства на международ­ном уровне с помощью сознательного регулирования прави­тельствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации.

Такого рода обобществление выражается в повышении эф­фективности производства каждой страны до примерно ус­редненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и в формировании оптимальной структуры их на­циональной экономики.

Основным фактором, побуждающим страны объединять свои усилия, является рассмотрение экономической интегра­ции в качестве средства преодоления противоречия между


необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвовавшей во взаимном международном разделе­нии труда, и неограниченными возможностями, которыми рас­полагали отдельные страны региона для реализации этой нео­тложной экономической задачи.

Интегрирующиеся страны планируют увеличить эффек­тивность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, которые возникают в ходе развития региональ­ного международного обобществления производства:

1) расширяется экономическое пространство, в пределах
которого действуют хозяйствующие субъекты. Между
предприятиями интегрирующихся стран усиливается кон­
курентная борьба, которая стимулирует их к активным по­
искам более совершенных технических средств и новых
технологий, приводящих к повышению эффективности
производства. Это касается всех стран—участниц интегра­
ции, но особенно стран с менее высоким уровнем развития.
Более развитые страны, подключая своих соседей к инте­
грации, способствуют их быстрому экономическому росту
и тем самым созданию там более емких рынков;

2) региональные экономические объединения стран по­
зволяют создать более стабильную и предсказуемую ситуа­
цию для развития взаимной торговли по сравнению с тра­
диционными двух- или многосторонними переговорами,
интересы участников которых очень отличаются друг от
друга;

3) интеграционные блоки не только улучшают взаимную
торговлю их участников, но и укрепляют их согласованную
позицию в рамках торговых переговоров во Всемирной
торговой организации. Выступления от лица блока более
весомы и дают лучшие результаты в области международ­
ной политики;

4) интеграционные объединения, возникающие в совре­
менной мировой экономике, предоставляют возможность
входящим в них странам использовать преимущества эко­
номики масштаба. В частности, эти преимущества позволяют
расширить масштабы рынка сбыта, поддержать местных про-


изводителей, особенно среди новых отраслей национальной промышленности, сократить межстрановые торговые из­держки и извлечь другие торговые льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономи­ческое пространство создает лучшие условия для привлече­ния прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятель­ные производства;

5) региональные интеграционные объединения форми­руют для их участников благоприятную внешнеполити­ческую среду. В самом деле, одной из важнейших задач всех существующих ныне интеграционных блоков явля­ется усиление сотрудничества их членов не только в эко­номической, но и в политической, военной, культурной и других неэкономических сферах.

По мнению Е. Р. Молчанова (кандидата исторических наук), интеграционные процессы реализуюется с помощью ряда предпосылок.

Во-первых, одинаковы или сходны уровни экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международ­ная экономическая интеграция возникает либо между промы-шленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Более того, интеграционные процессы идут за­метно активнее между государствами, находящимися на близ­ком уровне экономического развития.

Попытки интеграционных объединений между промышлен-но развитыми и развивающимися государствами хотя и имеют место, но находятся на раннем этапе становления, который по­ка не позволяет сделать однозначных выводов о степени их эффективности.

Во-вторых, территориальная близость интегрирующихся стран, наличие во многих случаях обшей границы. Большин­ство интеграционных группировок мира начинались с нес­кольких соседних стран, расположенных в непосредственной географической близости и имеющих общие транспортные коммуникации. Затем к первоначальной группе стран под­ключались другие соседние государства.


В-третьих, предпосылкой возникновения новых интегра­ционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. Дело в том, что в странах, участвующих в междуна­родной экономической интеграции, обычно происходит уско­рение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдви­ги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны.

К примеру, демонстрационный эффект проявился наибо­лее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.

Международная экономическая интеграция не может быть спонтанной. Опыт показал: для реального обобществления производства между любыми странами нужно сознательно осуществить процесс развития международного регионального разделения труда и международной производственной кооп­ерации, опираясь при этом на определенные экономические ориентиры. Таким образом, важной основополагающей спе­цификой интеграционного этапа развития экономического сотрудничества заинтересованных стран является то, что оно обязательно предусматривает политическое решение сторон о переводе взаимного разделения труда на новый уровень и сво­бодного развития международной производственной коопера­ции. Такой переход международного регионального разделе­ния труда на интеграционный этап направляет обязательно на сознательное коллективное регулирование правительствами заинтересованных стран многих внешнеэкономических ак­ций и изменение национальных процессов воспроизводства в соответствии с этими акциями.

Отношение объединяющихся стран к третьим странам — проблема экономической интеграции. Каждая международ­ная экономическая интеграция образуется именно как регио­нальное обобществление производства. Однако очень часто в экономической литературе и особенно в периодической пе­чати можно встретить утверждение, что эта интеграция не изолируется от третьих стран, не отгораживается от них непре-


одолимыми барьерами. Естественно, полной изоляции инте­грирующихся партнеров от третьих стран не существует. Но все-таки обычные экономические отношения нельзя прирав­нивать к интеграции. Это потому, что у любой интеграции есть какая-то экономическая грань, которая отгораживает ее участников от третьих стран.

Участники международной экономической интеграции ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня не только на своей террито­рии, но и во всем интегрирующемся содружестве, а неинте-грирующие, но сотрудничающие с ними государства прежде всего заботятся о своих индивидуальных интересах и не явля­ются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. В этом заключается принципиальная разница между ними. Третьи страны не берут на себя никаких обязательств по пере­стройке всей структуры своей экономики, по доведению до определенного условленного уровня затрат ресурсов и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему хотя объединяющиеся страны и не представляют изолированной ор­ганизации, но, вступив на путь интеграции, должны действо­вать обособленно в определенном смысле слова. Намечается, что эти государства будут сотрудничать на основе не просто ра­звития международного разделения труда и международной производственной кооперации, а на основе формирования эт­их кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения произ­водительности труда, результативности производства во всех странах сообщества. Обособленности от мира нет, но опреде­ленное экономическое обособление налицо.

Таким образом, интеграционные процессы приближают к развитию экономического регионализма, в результате кото­рого отдельные группы стран формируют для себя более бла­гоприятные условия для торговли, для перемещения капита­лов и рабочей силы, чем для всех других стран.

Даже не обращая внимания на очевидные протекционист­ские черты, экономический регионализм не является негатив-


ным фактором для развития мировой экономики, если группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Получается, что экономический регионализм, либерализуя экономические связи между странами одной группы, не дол­жен приводить к их усложнению со всеми остальными страна­ми. До тех пор, пока регионализм не ухудшает условия для тор­говли с остальным миром, он считается положительным фактором развития мировой экономики.

В настоящее время насчитывается около 20 международ­ных экономических объединений интеграционного типа, рас­положенных в разных частях земного шара.

2. Формы международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция в своем разви­тии проходит ряд ступеней:

1) зону свободной торговли;

2) таможенный союз;

3) общий рынок;

4) экономический союз и политический союз.

Все эти ступени имеют характерную особенность, которая заключается в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные эконо­мические барьеры. В итоге в пределах интеграционного объе­динения формируется общее рыночное пространство, где ра­зворачивается свободная конкуренция, и под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т. д.) возникает бо­лее эффективная территориальная и отраслевая структура про­изводства. Из-за этого все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. В то же время каждая ступень инте­грации имеет специфические черты.

Зона свободной торговли — участвующие в ней страны доб­ровольно отрекаются от защиты своих национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данно­му объединению. С третьими странами каждый участник зоны


свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Та­кой вид интеграции используется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группами.

Таможенный союз. Участники союза совместно устанавли­вают единый таможенный тариф для третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся еди­ное региональное рыночное пространство и представляется на международной арене в качестве объединенного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения лишаются части своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции осуществлялся в рамках Европейского союза.

Общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия там­оженного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраня­ются ограничения на перемещение различных факторов про­изводства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения. При этом свобода межстранового передвижения требует более вы­сокого организационного уровня межгосударственной коор­динации экономической политики.

Общий рынок не является завершающим этапом развития международной экономической интеграции.

Для формирования зрелого рыночного пространства необхо­димо выполнить следующие мероприятия:

1) сделать одинаковые уровни налогов;

2) устранить бюджетные субсидии отдельным предприя­
тиям и отраслям;

3) преодолеть различия в национальных трудовых и хозяй­
ственных законодательствах;

4) унифицировать национальные технические и санитар­
ные стандарты;

5) скоординировать национальные кредитно-финансовые
структуры и системы социальной защиты.
Реализация этих мероприятий и дальнейшая координация

национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной полити­ки участников данного интеграционного блока повлечет за со­бой создание единого внутрирегионального рынка. Эту сту-


пень интеграции принято называть экономическим союзом. На данном этапе объединяющиеся страны создают управлен­ческие структуры, способные не только наблюдать и коорди­нировать экономические действия, но и принимать оператив­ные решения от имени всего интернационального блока.

Предпосылки для высшей ступени региональной интегра­ции политического союза образуются с развитием экономиче­ского союза в странах. Этот вид региональной интеграции предусматривает преобразование зрелого единого рыночного пространства в единый хозяйственно-политический орга­низм. В результате перехода от экономического союза к поли­тическому взаимные внешнеэкономические связи участвую­щих в нем стран перестраиваются во внутригосударственные. Проблема международных экономических отношений в гра­ницах данного региона перестает существовать.

3. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе

Основой того, что называется Европейским союзом, следу­ет считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и Германии под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951г. был подпи­сан Парижский договор об учреждении Европейского объеди­нения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть го­сударств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германии, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.

Стремление в 1950—1960-х гг. создать отдельные политиче­ские структуры в рамках уже имевшихся экономических структур не завершилось успехом, поскольку имела место их преждевременность. Подписание в 1957 г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обратило все внимание на решение экономических проблем. Было утверждено Европейское экономическое сообщество, сформированное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, а также Европейское сообще-


ство по атомной энергии — Евратом. Вступивший в силу Рим­ский договор, таким образом, объединил ЕОУС, ЕЭС.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расшире­нии сообществ и углублении интеграции. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия и Великобрита­ния, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004 г. — Поль­ша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эс­тония, Кипр, Мальта. В настоящее время в состав ЕС входит 25 государств-членов.

Примерно через два десятка лет в Евросообществе стали обнаруживаться различные подходы к толкованию приорите­тов и характера движущих сил внутри и вне группировки. Но Римский договор во главу угла поставил приоритет принци­пов свободной торговли и рыночной либерализации. Появи­лась необходимость в разрешении определенных противоре­чий, во многом завязавшихся в результате эволюции мировой хозяйственной жизни:

1) между политическими и экономическими целями Со­
общества;

2) между приоритетными политическими и экономиче­
скими задачами отдельных стран-членов; между политиче­
скими сторонниками сохранения национальных приори­
тетов;

3) между теми, кто активно выступал за придание евроин-
ститутам большей автономии в процессе принятия реше­
ний.

Подготовка к принятию кардинальных решений была ак­тивизирована в конце 1970-х — начале 1980-х г.

После подписания в1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА) в Положении в сообществе произошли изменения, а именно:

1) были приняты решения по постепенному отходу от доми­
нирования Единой сельскохозяйственной политики в поль­
зу решения других экономических и социальных задач;

2) поставлены задачи по широкомасштабному развитию
научных и технологических исследований;


3) внесены существенные изменения в бюджетную поли­
тику Сообществ;

4) была поставлена задача по введению к концу 1990-х г.
единой валюты;

5) в связи с завершением Уругвайского раунда в системе
международных экономических отношений возникла но­
вая ситуация, поставившая задачу по корректировке вне­
шнеэкономических приоритетов.

Европейская интеграция исконно базировалась на двух главных элементах — либерализации торговли и рыночных взаимоотношений. Все-таки в дальнейшем на пространстве Евросообществ сложилась ситуация, при которой страны-члены были вынуждены (по различным обстоятельствам) принять решения по снятию целого ряда барьеров для расши­рения торговли между странами группировки.

Завоеванный «шестеркой» успех в плане ликвидации вну­тренних торговых барьеров содействовал принятию решения об углублении интеграции и расширении сообщества. (Гаага, 1969 г.) А в 1980 г. выяснилось, что решение о создании Эконо­мического и Валютного Союза преждевременно. Введение че­рез несколько лет в состав Евросообществ еще четырех стран «неожиданно выявило» новые трудности. Это привело к рас­ширению рынков, появлению совершенно новых дополни­тельных факторов, которые, как оказалось, не были доско­нально просчитаны. Вдобавок такое расширение отодвинуло строительство реального единого рынка на «не вполне близ­кую перспективу».

В 1970—1980-е г. обозначилось технологическое отставание ЕС от США и Японии. На государственном уровне цели были скорректированы. Экономическая политика должна была опи­раться на теорию эндогенного роста, в которой большое значе­ние приобретал научно-технический прогресс (инвестиции в человеческий капитал, образование, науку).

Специалисты ЕС весьма серьезно рассмотрели проблему взаимосвязи между объемами внутриблоковой торговли, раз­мерами рынка, масштабами производства на уровне нацио­нальной экономики и конкурентоспособности компаний. Было выявлено, что в условиях ограниченного рынка частные


компании могут достичь значительных снижений издержек только при увеличении масштаба производства. В ряде отра­слей иноземный капитал настолько внедрился в экономику Евросообществ, что стал смещать местные компании и делить рынок по-своему.

Однако ЕС смог добиться перелома ситуации. В качестве одного из основных элементов для активизированного про­движения к единому рынку было принято решение в 1979 г. создать Европейскую валютную систему (ЕВС). Главная идея заключалась в формировании так называемой «зоны валют­ной стабильности» в рамках ЕС. Европейская валютная систе­ма начала действовать с марта 1979 г. Изначально были поста­влены четыре цели: достижение валютной стабильности внутри ЕС; упрощение конвергенции процессов экономиче­ского развития; придание на деле системе статуса основного элемента стратегии роста в условиях стабильности; оказа­ние стабилизирующего влияния на международные валют­ные и экономические взаимоотношения. Главным элементом ЕВС была расчетная валютная единица — экю, определяемая исходя из корзины валют, отражающей относительную долю стран-членов в валовом национальном продукте ЕС, в торго­вле внутри ЕС, а также по их вкладу в механизмы валютной поддержки.

К середине 1980-х г. в силу различных причин (как вну­тренних, так и внешних) страны Западной Европы ясно осоз­нали, что без принятия новых решительных мер политическо­го характера нужных темпов по созданию единого рынка достигнуто не будет.

1 июля 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт. В пер­вой части документа подтверждается стремление стран-чле­нов последовательно продвигаться к созданию подлинного Европейского союза. Во второй части акта содержатся поло­жения о процедуре взаимодействия между Советом, Комисси­ей Европейских Сообществ (КЕС) и Европарламентом и о про­цедуре принятия решений. Главное — это отказ от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства, который тормозил интеграционный процесс. Устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающему свободу


движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы — 31 де­кабря 1992 г. В третьей части говорится о сотрудничестве в области внешней политики. Поставлена задача выработки общей внешней политики стран ЕС, зафиксирована схема по­литического сотрудничества. В заключительной части докумен­та содержатся общие положения о применении статей Акта.

Для выделения основополагающей сути создания единого рынка КЕС был создан специальный план мероприятий. Он состоит из 300 пунктов по ликвидации различных препятствий в торгово-экономической сфере. Иными словами, «Белая книга». Плоды выполнения этого плана в большей или мень­шей степени определяют современный уровень интеграции. Первой группой положений «Белой книги» является демон­таж физических барьеров сотрудничества. Во-первых, это устранение механизма национального импортного контроля (лишение правительств стран-членов формальной вероятно­сти действовать наперекор единой внешнеторговой полити­ки). Во-вторых, существенно облегчена операция оформле­ния грузов в рамках международной торговли. Немалое значение также имеет Шенгенское соглашение об абсолют­ном устранении контроля за перемещением всех граждан, ко­торые проживают на территории стран и подписали этот доку­мент. Оно установило единый визовый контроль.

Внушительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач — ликвидация технических препятствий и вы­равнивание норм и стандартов. Финансовые услуги занимают особое место. С 1993 г. всякий банк-резидент вполне может выполнить все банковские операции в любой стране, являю­щейся членом интеграционной группировки. Позволена про­дажа долей уставного капитала гражданам и компаниям, либе­рализованы страховая деятельность, рынок услуг и др.

Самыми сложными проблемами являются налоговые. Они возникли в результате реализации третьей группы за­дач. В документе уточняется, что механизм единого рынка не призывает к быстрому и жесткому выравниванию нацио­нальных ставок косвенных налогов. Основа проблемы — структура налогообложения.


У такой «наднационализации» как для государств ЕС, так и для их хозяйственных операторов существуют определенные особенности.

Во-первых, единая бюджетная дисциплина и унификация денежных рынков стран ЕС на макроэкономическом уровне под мониторингом наднациональных финансовых институтов разрешает надежнее вести борьбу с инфляцией, понизить про­центные ставки.

Во-вторых, единая валютная политика и валюта для хозяй­ственных операторов определяют единство денежно-кредит­ного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, значительное сокращение по сравнению с мультивалютной средой накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение по­требностей этих операторов в оборотном капитале.

В-третьих, для физических лиц ведение счетов и поездки в пределах ЕС становятся дешевле, потому что при обмене ку­пюр их первоначальная стоимость снижается из-за различия в курсах купли-продажи и уплаты комиссионных.

В-четвертых, единая валюта гораздо устойчивее может противостоять доллару и иене.

Требования к состоянию финансов, вновь вступающих в ЕС стран, а особенно стран Восточной Европы, ужесточают­ся, это, в свою очередь, снижает для Евросоюза груз, связан­ный с его потенциальным расширением.

Структура ЭВС представляет собой двухуровневую систему банков. В его состав входит вновь учреждаемый Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран-членов. ЕЦБ является главой этой системы.

С 1994 г. начал свою работу Европейский валютный инсти­тут (ЕВИ). ЕВИ был модифицирован в ЕЦБ на завершающем этапе ЭВС (1 января 1999 г.).

Продвижение к ЭВС прошло 3 этапа. Первый — подготови­тельный — до 1 января 1996 г., второй — организационный — до 31 декабря 1998 г. и заключительный — до 2002 г.). Последний этап, в сою очередь, разбивается еще на три конкретных сту­пени («А», «В» и «С»).


Во время первого этапа участники скинули все или почти все ограничения на взаимное движение капиталов. Осуществле­ние программ началось со стабилизации бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, следование которым ста­ло обязательным для участия в Союзе.

Второй этап посветили посвятить завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институциональной базы Союза.

На ступени «С» (1 января 2002 г. — 1 июля 2002 г.) на Евро перешли все виды сделок и расчетов внутри Союза, происхо­дит обмен и изъятие из обращения национальных денежных знаков. Пересчитываются в «евро» внешнеторговые и иные контракты. В полном объеме осуществляют свою деятель­ность Наднациональные институты Союза.

4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

17 декабря 1992 г. было заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).

1 января 1994 г. началась реализация этого соглашения. Данное соглашение явилось продолжением и развитием двус­тороннего договора о свободной торговле между США и Ка­надой, подписанного в 1988 г.

НАФТА создает условия к построению целостного рыноч­ного пространства на американском континенте.

Создание НАФТА позволило снять торговые барьеры между странами-участницами, привело к либерализации режима ино­странных инвестиций, миграции рабочей силы между ними.

Безусловно, НАФТА оказала влияние на все западное полу­шарие, вызвала там огромные политические и экономические сдвиги. Войти в НАФТА были готовы Чили и другие страны Южной Америки.

Создание НАФТА считают новой главой в истории между­народной интеграции. Она зародилась в Западной Европе в 1950-х г. и затем «перешла» на Американский континент.

 


Однако неофициальная интеграция между США и Кана­дой началась еще в межвоенный период и развивалась с годами. В 1970-е гг. началась интеграция между США и Мексикой. Те­перь это все получило институционально-правовое оформление.

Процесс интеграции в 1960-е гг. широко происходил в раз­вивающихся странах. В Африке, Латинской Америке и Азии появилось более 30 зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Но большинство из них были не под­готовлены ни экономически, ни политически и потерпели не­удачу.

Решающую роль в развитии североамериканской инте­грации сыграли США. Они долгое время поддерживали за­падноевропейскую интеграцию («план Маршалла»).

С одной стороны, потому что долгое время США были в зе­ните своего экономического и научно-технического могуще­ства, конкурентоспособность американских товаров была очень высока, а доллар был устойчив и «всесилен». США не нуждались в специальных соглашениях о либерализации тор­говли ни с какой страной западного полушария.

Однако Канада и Мексика не были готовы к интеграции с «боль­шим братом». Они опасались потерять в таком сотрудничестве экономическую самостоятельность и суверенитет государства.

Уровень развития северного и южного партнера США во много раз ниже.

И только с течением времени национальные хозяйства Ка­нады и Мексики достигли такого уровня развития и открыто­сти, когда экономические приоритеты стали перевешивать политические стереотипы недоверия.

Переговоры о создании НАФТА шли довольно долго.

Они начались летом 1990 г. между Дж. Бушем и С. де Горта-ри. В январе 1991 г. к ним присоединился премьер-министр Кана­ды Б. Малруни.

Текст договора был выработан к февралю 1992 г., подписан 17 декабря 1992 г. В Канаде он был ратифицирован палатой об­щин 27 мая 1993 г. (140 голосов «за», «против» — 124), а сенатом — 23 июня 1993 г. (142: 30).

В США палата общин приняла договор 17 ноября 1993 г. (ра­тифицировала) (234: 200), а сенат (61: 38) вскоре.


В Мексике он был ратифицирован 22 ноября 1993 г. Основные положения договора.

В течение 15 лет осуществлялась полная отмена торговых барьеров между тремя участниками. Наиболее решительно освобождался от ограничений обмен готовыми изделиями; с начала 1994г. — на 65% снижены пошлины в торговле продо­вольственными и промышленными товарами. В последующие 5 лет они были снижены еще на 15%, а большинство остав­шихся ликвидировано к 2003 г.

В отношении рынков энергоресурсов, сельскохозяйствен­ных товаров, автомобилей, текстиля предусмотрена плавная либерализация. Так, в отношении сельскохозяйственной продукции Мексика заключила двусторонние соглашения с каждым из партнеров. Но она сразу же на 25% упразднила лицензирование импорта таких товаров из США. Другие ко­личественные и тарифные ограничения в течение 10—15 лет отменялись.

Мексика полностью отменила прежнюю 20%-ю пошлину на компьютеры американского и канадского производства, тогда как пошлина на аналогичные товары из третьих стран постепенно снижается до 3,9%.

В течение 10 лет Мексика большинство ограничений на импорт автомобилей отменяла.

Достаточно либерализован режим миграции капиталов между Канадой и США. Мексика смягчила ограничение доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний. В дальнейшем участие в тех сферах, где оно ограничено, намечалось расширить: с 18 декабря 1995 г. — до 49%, с 1 января 2001 г. — до 51%, с 1 января 2004 г. — до 100%. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, в строительных фирмах 100%-е участие раз­решено с января 1999 г.

Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Это по­зволило американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.

Особую часть соглашений о НАФТА составляют парал­лельные договоренности о защите окружающей среды и рын-


ков труда. «Экономика макиладора» в пограничных районах не придерживалась экологических стандартов. Поэтому пре­дусматривается ужесточить экологические стандарты. Это от­носится и к охране труда.

Для решения спорных вопросов могут создаваться по мере необходимости двух- и трехсторонние арбитражные комиссии. Сторона, которая была признана виновной, не обязана тут же изменить свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные партнеры могут ввести против нее санк­ции, в том числе штрафы до 20 млн долларов.

В 1994 г. принимались решения о приеме в НАФТА новых чле­нов.

Вместе с индивидуальными претендентами входили и це­лые блоки стран. Так, о готовности присоединения к НАФТА заявил амбициозный южноамериканский общий рынок в со­ставе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОС-УР).

Присоединились к НАФТА островные государства Кариб­ского бассейна. Администрация Дж. Буша заключила рамоч­ное соглашение с Карибским общим рынком (КАРИКОМ), объединяющим шесть англоязычных стран, создавших дей­ствительный общий рынок с единой валютой, но насчиты­вающий всего 5 млн человек.

5. Интеграционные процессы в Азии

Роль международных интеграционных процессов в АТР ве­лика. МЭИ способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т. д. В регионе сло­жился «азиатский четырехугольник»: Япония — Китай — НИС — АСЕАН.

АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, поз­же — Бруней и Вьетнам. В экономических публикациях, в ря­де материалов ЮНКТАД, МБРР, встречается понятие АСЕ-АН-4, имеются в виду первые четыре страны.


Значительным фактором развития экономических связей в АТР становятся усиливающиеся настроения в пользу азиат­ской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Рассмо­трение внутрирегионального взаимодействия и в особенности связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инве­стиции, межфирменное партнерство, а также на межрегио­нальном уровне.

Были разработаны три наиболее важных направления ре­гиональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН. Первое из них — рыночное. Выбор отдается зоне свободной торговли происходит поэтапное снижение тарифов во взаимной торго­вле для того, чтобы в итоге наряду с теорией сравнительных преимуществ и для более эффективного использования ресур­сов снабдить полную свободу размещения производства в од­ной из стран АСЕАН.

Либерализация внутрирегиональной торговли осуществля­ется или путем потоварного снижения тарифа или с помощью всеобщих их сокращений. Это, по идее, ускоряет процесс. Та­кой схемы придерживался» Сингапур.

Рыночно-институциональное — второе направление ре­гиональной интеграции. Отличительной особенностью его является сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного ре­гулирования.

Этот путь использовался сторонниками целенаправленно регулируемой индустриализации. Такая стратегия опирается на общерегиональное промышленное сотрудничество, также координирование планов развития стран АСЕАН на междуна­родном уровне, осуществление совместных проектов и подкре­пляется административными и политическими мерами. Данная направленность разработана в Индонезии, которая считает, что интеграционному процессу и введению рыночного режима в рамках группировки должны предшествовать индустриализа­ция всех ее членов, вырабатывание компенсационных меха­низмов.

Третье направление намеревает реализовать отдельные проекты регионального масштаба и. выступить против комп-

 


лексных схем хозяйствования. Направляющей силой регио­нальной интеграции является частный сектор, предусматри­вавшей создание условий для благоприятного роста крупных многонациональных компаний, которые бы были способны позаимствовать главное место в региональном бизнесе.

В январе 1991 г. на Сингапурском совещании в верхах стран АСЕАН стороны еще раз высказались за развитие со­трудничества. Поставлена задача организовать до 2007 г. зону свободной торговли, снижая постепенно внугриасеановские тарифы.

В настоящее время в АТР прикладываются достаточно ак­тивные усилия для развития сотрудничества в рамках Организа­ции Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудниче­ства (АТЭС), созданной в 1989 г.

Первая министерская конференция АТЭС состоялась в де­кабре 1989 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 12 стран-учредителей (Австралия, США, Япония, Канада, Но­вая Зеландия, Южная Корея и шесть стран АСЕАН. В даль­нейшем в АТЭС вошел целый ряд новых государств-участ­ников.

В 1998 г. в эту организацию вступила Россия. По своему ха­рактеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего ми­ра региональной группировкой. Такое экономическое объе­динение основано государствами, весьма различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, психологией. Но разви­тые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры.

В Осаке в ноябре 1995 г. была принята программа действий АТЭС. Данная программа действий направлена на достиже­ние долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промы-шленно развитых стран и 2020 г. — для развивающихся стран. Согласно принятому документу процесс либерализации и со­действия в рамках АТЭС будет носить всеобъемлющий харак­тер и соответствовать стандартам ВТО.


Данный документ содержит положения о постепенном со­кращении тарифов, о сокращении нетарифных мер, о необхо­димости развития сотрудничества в области энергетики, транспорта и т. д.

Из этого следует, что АТЭС — это организация, находяща­яся в начале пути. Пока приняты меры лишь декларативного характера, необязательные. В настоящее время эта экономи­ческая группировка не связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлиянием. Чтобы данное объединение стало интеграционным с экономической точки зрения, необходимо время.

В своей деятельности АТЭС опирается на уже существую­щие формирования, например на АСЕАН, а также на группи­ровки, которые могут возникнуть или пока работают вяло, на­пример Совет по тихоокеанскому сотрудничеству (СТЭС) — неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и др.

В 1989—1992 гг. высшим руководящим органом АТЭС бы­ли проведены ежегодные встречи министров иностранных дел и экономики стран-участниц. С 1993 г. высшим органом встречи стали главы государств и главы правительств стран-членов данной организации. Однако ежегодные министер­ские встречи сохранились, на них, заслушиваются отчеты ра­бочих органов АТЭС, утверждается ежегодный бюджет организации.

Текущее руководство АТЭС осуществляется группой пол­номочных представителей стран-членов этой организации, которые собираются ежеквартально. Они формируют Совет директоров, руководство Секретариата АТЭС и рабочих групп этой организации. Председатель Совета директоров избира­ется попеременно из числа членов АСЕАН и нечленов АСЕАН. Он назначает Исполнительного директора АТЭС сроком на 1 год.

Секретариат АТЭС (штаб-квартира в Сингапуре с 1992 г.) занимается оперативными вопросами, ведет переписку, пуб­ликует материалы и документацию АТЭС, координирует дея­тельность рабочих групп АТЭС.


В рамках АТЭС действует десять рабочих групп: по торго­вле; инвестициям и промышленным технологиям; развитию человеческих ресурсов; энергетике; ресурсам моря; телеком­муникации; транспорту; туризму; рыболовству; информации и статистике.

АТЭС поддерживает активные деловые связи с частным бизнесом. В ряде рабочих групп частные деловые круги имеют своих представителей.

Статус наблюдателя в АТЭС получил Тихоокеанский эконо­мический совет (ТЭС). В 1993 г. торговые палаты Австралии и Индонезии создали еще одну международную организацию — Азиатско-Тихоокеанский бизнес, которая занимается вопроса­ми стимулирования мелких и средних предприятий и подклю­чилась к деятельности АТЭС.

6. Интеграционные процессы в Южной Америке

Интеграционные процессы в Южной Америке представля­ют внушительный интерес и являются поучительными для многих стран мира. Серьезными проблемами в развитии инте­грации в регионе является отсутствие хорошего транспортно­го сообщения между странами, природные условия (Корди­льеры, экваториальные леса) также затрудняют взаимообмен между соседями.

Все это значительно отличается от условий Западной Евро­пы, чья территория легко позволяет создать разветвленную транспортную систему.

Такое прошлое не оказывало содействия интеграции из-за слабого дополнения национальных экономик, поэтому они были ориентированы на экспорт совпадающих по своим ха­рактеристикам товаров.

Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись победить экономический кризис и приспособиться к новым условиям мирового хозяйства, а также модернизировать про­изводственный потенциал, не принес им значительного успеха в 80-х г. Стремление приумножить физические объемы экспор­та не сопутствовало повышению валютных доходов из-за по-


нижения мировых цен на сырье, сказалось негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.

В связи с мировым опытом развития страны Латинской Америки выдвинули новую теорию региональной интеграции, представляющую собой не альтернативу интеграции в миро­вое хозяйство, а оптимальную, на их взгляд, базу для развития связей Латинской Америки с иными районами мира. В резуль­тате чего была поставлена проблема изменения старого стиля интеграции, нацеленной сначала на замену ввоза в рамках ре­гиональных рынков, что не отвечало новейшей модели разви­тия латиноамериканских стран.

Начала разрабатываться четко сформулированная теория «открытого регионализма», т. е. интеграция, образованная на низких таможенных барьерах и более раскрытая для мирового рынка.

Развитие субрегионального сотрудничества приобрело до­полнительный импульс после создания в начале 1990-х г. НАФТА и провозглашения Дж. Бушем так называемой «Ини­циативы для Америк», согласно которой предусматривалось образование зоны свободной торговли «от Аляски до Огнен­ной Земли».

Естественно, что инициатива Дж. Буша была призвана ук­репить позиции США в Латинской Америке, дать своего рода ответ на укрепление интеграционных тенденций и процессов в других регионах мира.

Анализ экономических процессов в Южной Америке по­зволяет представить следующие причины, которые привели к ускорению интеграции в регионе.

Первая причина — это увеличивающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и увеличение доходов от приме­нения новых технологий и инвестиций с другой. Все это вы­звало образование более крупных и открытых рынков.

Второй причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 1980-х г. либерализация внешней торговли.

Третья причина заключается в решительном пересмотре ме­ханизмов интеграции в регионе.


В прослеживающейся активизации интеграционных про­цессов в Южной Америке все более важное значение приобре­тает МЕРКОСУР — Совокупный рынок стран Южного конуса, сформированный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в недолгий срок превратившийся в одного из основных участников действительной региональной инте­грации.

На сегодняшний день МЕРКОСУР — это крупный инте­грированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн человек), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн долларов), 40% прямых зарубежных инве­стиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента.

Контрактом о формировании МЕРКОСУР предусматрива­лась отмена всех пошлин и тарифов во взаимной торговле между 4 странами, т. е. организацию ЗСТ в субрегионе к 31 де­кабря 1994 г.

В переходный период в конце 1994 г. для руководства процес­сом интеграции были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка — исполни­тельный орган, который действует постоянно и имеет админи­стративный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео и 10 технических комиссий, которые подчиняются Группе об­щего рынка и занимающются вопросами торговли, таможен­ного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, промышленной технологии, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, сельского хо­зяйства и энергетики.

Становление МЕРКОСУР не обходится без сложностей. Несмотря на поставленные цели, страны-члены этой группи­ровки не смогли договориться к назначенному сроку (1 янва­ря 1995 г.) об абсолютной отмене тарифов во внутрирегио­нальной торговле.

Участники МЕРКОСУР договорились временно на пере­ходный период (до 2000 г.) сохранить существенное число изъятий из общего порядка, которые колеблются для каждой из четырех стран.


К примеру, Уругвай получил право на наиболее широкий список временных исключений из беспошлинной торговли между странами-членами МЕРКОСУР — 950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 г., Аргентина — 221 позицию до 1999 г., Бразилия — 28 позиций до 1999 г., Пара­гвай — 272 позиции до 2000 г. Не удалось скоординировать в запланированные сроки и единые внешние тарифы на им­порт товаров из стран, которые не входят в МЕРКОСУР. Од­нако сторонами скоординирован график, в соответствии с ко­торым планируется ежегодно одинаковыми долями понижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные за­ново сроки.

Договор МЕРКОСУР устанавливает отмену нетарифных ограничений, за исключением не только мер, регулирующих торговлю вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радио­активными материалами, драгоценными металлами, но и ре-стриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нрав­ственности граждан, национального и культурного достояния. Также сохраняются нетарифные регулирующие меры, не имеющие ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации.

Все-таки эта весьма объемная и сложная работа, проводи­мая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, еще не завершена. На сегодняшний день об­щий регламент по защите от демпинга разрабатывается Ко­миссией по торговле.

7. Интеграционные процессы в Африке

Интеграционные процессы в Африке начались еще в начале 1960-х гг. Страны этого континента имели различный уровень экономического развития. Если сравнивать его с мировым, то он был и остается низким. И тогда, и в настоящее время отме­чается широкий разброс в доходах, по финансовому потен­циалу, транспортным возможностям и т. д. К началу 1990-х гг. из четырех десятков стран, которые относятся к разряду так называемых слаборазвитых, 25 расположены на африканском


континенте. При этом ВВП на душу населения колеблется от 80 долларов в Мозамбике до 500 долларов в Мавритании. По­сле 1960 г. на континенте возникло около 40 различных между­народных организаций экономического и финансового профи­ля, которые выступали за развитие интеграции как по широкому кругу экономических сфер деятельности, так и в рамках отдель­ных отраслей, хотя в основополагающих документах не всегда присутствовали дефиниции «интеграция» или «международ­ное разделение труда».

Большое влияние на развитие интеграционных процессов в Африке оказывали бывшие метрополии, но, как правило, та­кое воздействие использовалось для достижения известных це­лей — не выпускать из сферы интересов и т. д. Примером могут служить различные группировки франкоязычных, англоязыч­ных стран и др.

На начальном этапе появлялись организации, присущие африканским условиям, например семь организаций так на­зываемого «речного профиля»: ОМВГ (Организация по осво­ению бассейна реки Гамбия), ОМВС (Организация по осво­ению бассейна реки Сенегал), Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др. Возникновение этих организаций — естественный процесс, присущий данному кон­тиненту, специфическим и экономическим условиям, имею­щимся на тот момент в Африке.

Были также созданы структуры, которые согласно оценкам африканских исследователей могли вполне стать своего ро­да центрами для «концентрации процессов и превращения их в интеграционные»: Африканская лесопромышленная ор­ганизация, Международный союз стран-производителей ка­као, Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке и др.

Именно такой процесс мог иметь продолжение, так как страны в общем имели монокультурную структуру производ­ства, а другие экономические составляющие, которые могли бы в чем-то препятствовать сближению, кооперации, расши­рению торговли, все-таки не преобладали.


Однако в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера развитие шло довольно вяло. Не следует забывать и то, что в 1960- 1970-е г. в Африке отмечалось очень сильное влияние ТНК. Так, в 1977 г. прекратило свое су­ществование Восточноафриканское Сообщество (ВАС). ВАС — группировка, которая подавала большие надежды апологетам интеграции. Тем не менее деятельность ТНК, которая контро­лировала товарные потоки от сбыта до реализации, на опреде­ленном этапе сорвала программы регионального сотрудниче­ства.

Вследствие активной деятельности экономической дипло­матии развивающихся стран, в том числе африканских, миро­вым сообществом были отрегулированы отдельные подходы ТНК к сотрудничеству. Через серию Ломейских конвенций были разработаны условия сотрудничества стран-членов Евро­союза (следовательно, и входящих в них бывших метрополий) с развивающимися странами.

С точки зрения некоторых специалистов в Африке регио­нальные интеграционные процессы начинают все более под­чиняться экономической логике.

В связи с приоритетными потребностями все больше усилий направляется на реализацию Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), высту­пающего как общий рынок на основе имеющихся региональ­ных организаций. Соглашение о нем вступило в силу в мае 1994 г.

План постепенного создания АфЭС, который состоит из ше­сти этапов, должен быть реализован в течение 34 лет. Главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональ­ные группировки: ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК. В связи с этим первоочередное внимание уделялось именно им, их всемерному укреплению и усилению скоор-динированности их деятельности.

Преобразование АфЭС во многом зависит от дальнейше­го «самочувствия» субрегиональных африканских группиро­вок, которое в настоящее время оставляет желать лучшего.

Возможно, практический эффект от АфЭС — процесс до­вольно далекого будущего. Однако сам процесс развития


Сообщества может дать толчок модернизации и унификации структур экономического взаимодействия африканских стран, повысить интенсивность и объем их сотрудничества, что в конечном результате должно привести к расширению африканских рынков, появлению сравнительно крупных по­требностей в связи с оснащением новых предприятий и других объектов, создаваемых в Африке на коллективной основе.

В Западной Африке наиболее видима кое-какая активиза­ция деятельности Экономического сообщества западноафри­канских государств (ЭКОВАС), которая ставит своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС обра­зовано в 1975 г., в его состав входят 16 государств. В июле 1995 г. на 18-ом саммите ЭКОВАС было оглашено официальное вступление в силу обновленного договора о Сообществе (подписан в Котону в 1993 г.), с которым ряд государств этого субрегиона сотрудничают.

Реализация планов Сообщества встречается с существен­ными трудностями, обусловленными различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми под­ходами к применению властных и рыночных рычагов для ре­шения экономических, финансовых, торговых и иных задач. Увеличению результативности ЭКОВАС в большей степени препятствуют соперничество между франко- и англоязычны­ми странами субрегиона и их более близкая, чем в других ре­гионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также вну­тренние проблемы в Нигерии, являющяся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в За­падной Африке.

Существует договор о преобразовании Зоны преферен­циальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), ко­торый был подписан в ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда). В планах этого договора — формирование общего рынка, ва­лютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея создания Об­щего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА.


На саммите САДК (август 1994 г.) в Габороне (Ботсвана) утвердили решение о раздельном существовании 2 организа­ций — в южной и восточной Африке соответственно.

На заседании Совета Министров КОМЕСА с участием 16 стран-членов, которое проходило в апреле 1996 г., кроме рассмотрения итогов деятельности в 1995 г., были поставлены задачи по развитию интеграции: необходимость наращивания промышленного производства в регионе, снятие тарифных барьеров в торговле, введение общего внешнего тарифа. Были отмечены следующие положительные факты: постоянный прирост объема внутрирегиональной торговли (в среднем 10,1% в год), частичное сокращение таможенных тарифов, от­мена странами почти всех нетарифных барьеров.

Одновременно создание Общего рынка в этом африкан­ском регионе затруднено тем, что между странами наблюдает­ся существенное расслоение в экономическом развитии, не­постоянны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) представляет собой политико-экономический региональный блок, образо­ванный в 1992 г. на основе Конференции по координации раз­вития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. Сейчас САДК состоит из 12 государств.

Учредителями САДК было задумано, что развитие сотруд­ничества должно идти по позиции «гибкой геометрии» и раз-нотемповости интеграционных процессов как между отдель­ными странами, так и группами стран внутри Сообщества. Сегодняшняя программа действий Сообщества оценивается в 8,5 млрд долларов и содержит 446 совместных проектов. Фи­нансирование программы лишь на 10—15% может быть обес­печено за счет собственных ресурсов.

На совещательной конференции с участием внешних до­норов по вопросам мобилизации финансовых и трудовых ре­сурсов (Лилонгве, февраль 1995 г.) была принята резолюция о создании специальных органов по темам финансирования и инвестиций и по темам труда и занятости.

В рамках САДК такие органы пока еще обладают совеща­тельным статусом. В августе этого же года было установлено


формирование единой энергосистемы стран Юга Африки. Подписан также соответствующий Меморандум и Протокол о совместном использовании водных ресурсов.

Тогда же решили активизировать усилия по формированию к 2000 г. на Юге Африки Зоны свободной торговли. Сформи­ровались основные «доноры» («сотрудничающие партнеры») САДК — Скандинавские страны, которые дали до 50% внешне­го финансирования, Европейский Союз и США. В сентябре 1994 г. с ЕС была подписана Берлинская декларация, которая предусматривает обмен интеграционным опытом, коллектив­ное планирование и воплощение в жизнь программ развития. В феврале 1996 г. был подписан двусторонний Меморан­дум о взаимопонимании в торгово-экономической области с США, предусматривающий в качестве приоритетных сфер сотрудничества агробизнес, энергетику, финансы, развитие инфраструктуры и др.

США направляют африканских партнеров главным обра­зом на развитие взаимодействия по линии частного предпри­нимательства с постепенным сворачиванием государственных программ.

В наше время в Сообществе предпринимаются меры по по­степенной унификации подходов к формированию приемле­мого для всех инвестиционного климата, налогового и тамо­женного законодательства.

Интеграционные процессы на Юге Африки происходят с некоторыми трудностями, встречаясь с преградами объек­тивного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные отличия в экономическом и со­циальном развитии, расстановке и личных амбициях некото­рых государственных лидеров.

Конечно, характер субрегионального развития во многом обусловливается позицией ЮАР, экономически сильной стра­ны в регионе. Трансформация САДК в истинно крепкую инте­грационную группировку требует определенного времени. В Центральной Африке в плане экономической интеграции в некоторой степени динамично развивался Таможенный и эко­номический союз ЦА (ЮДЕАК), состоящий из шести стран.


За все время существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз. В результате чего введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» образован Валютный союз Центральной Африки с центральным институтом, кото­рый называется Банк государств Центральной Африки. Он вы­пускает платежные средства, единые для всех участников. В пре­делах ЮДЕАК функционируют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.

К проблемам развития этой экономической группировки следует отнести разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию националь­ных экономик, неразвитость инфраструкгуры, политическую нестабильность в раде стран.

Члены Союза приняли решение о постепенной модифика­ции ЮДЕАК в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВ-СЦА), т. е. о выходе на более высокий уровень интеграции. Та­кое заключение было принято в марте 1994 г.


ЛЕКЦИЯ № 13. Инструменты внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные ограничения

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, кото­рая регулирует экономические отношения страны с дру

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие нарождающихся глобальных проблем | Таможенный союз
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.323 сек.