Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Кейнсианская модель регулирования макроэкономики»




1.Крах модели рыночного саморегулирования.

2. Кейнсианская революция в теории.

3. Распределение доходов в социально ориентированной экономике.

1. Классическая модель саморегулирующей рыночной системы не выдержала сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой кризис на Западе в 1929-1933 гг. Выпуск продукции в промышленности уменьшился на 46%. Безработица охватила 26 млн. человек. Реальные доходы населения снизились на 60%.

На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих положений классической и неоклассической экономической теорий. Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса.

Рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто предположение о том, что в рыночной экономике действует «чистая, совершенная конкуренция». Произошло широкое распространение естественных, легальных и иных монополий, развитие монополистической конкуренции.

Оказалось несостоятельным утверждение, что норма процента якобы автоматически поддерживает общую сбалансированность потока денежных сбережений и потока инвестиций («кран» в «ванной»). На самом деле ставка процента не способна соединить в единый поток сбережения населения и капиталовложения в производство:

А) обладатели сбережений и инвесторы имеют разные планы и мотивы действий;

Б) в домашних хозяйствах свободные денежные средства идут не на инвестиции, а расходуются на разнообразные нужды семьи (для крупных покупок, запас денег на непредвиденные случаи, платежи по страхованию жизни, имущества, на образование детей и т.д.);

В) инвесторами выступают как домашние хозяйства, так и банки. Величина их инвестиций зависит не только от нормы процента, но и от нормы прибыли, а также от фазы делового цикла (спада или подъёма).

Опровергнутым оказался тезис о том, что система рыночных цен способна как бы автоматически обеспечивать обратное воздействие на производства товаров и тем самым выравнивать объёмы макроспроса и макропредложения. В действительности же обратная связь перестала эффективно действовать. Она хорошо срабатывала при золотом стандарте. Но в ходе мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. золотой стандарт был отменён.

Что касается рыночного механизма цен, то его подорвало господство монополий. Появилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупных величин спроса и предложения. Стало очевидно, что макроэкономика не способна успешно развиваться без всякого вмешательства государства, при содействии лишь «невидимой руки». Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

2. В 30-е гг. 20 в. Был осуществлён революционный переход к совершенно новой модели регулирования национальной экономики, призванный спасти господствующую социально-экономическую систему от потрясений. Английский экономист Джон Кейнс стал «спасителем капитализма». Он создал новую парадигму (пример, образец), то есть теорию и модели постановки проблем, ставших образцом решения макроэкономических задач. Эта парадигма положила начало макроэкономике и новому макроэкономическому регулятору. Её исходный принцип состоял в следующем: была признана ведущая роль государства в регулировании национального хозяйства. Речь идёт о государстве не как о политическом институте, а о государстве как экономическом институте, хозяйствующем субъекте.

Отличия государственного регулятора от рыночного:

Рыночный регулятор Государственный регулятор
1. Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и в интересах фирм и домашних хозяйств. 1. Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы.
2. Управляющее воздействие оказываются на «горизонтальные» (партнёрские) экономические связи между фирмами и домашними хозяйствами. 2. Управление национальным хозяйством строится «по вертикали» (сверху вниз: от государства к фирмам и домашним хозяйствам).
3. Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах. 3. Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на внеэкономическом принуждении (налоги, платежи, сборы и т.д.).

Существо кейнсианской революции состоит так же в принципе «эффективного спроса». Д. Кейнс в труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) поставил задачу исследовать причины спадов производства, безработицы. Эти причины он увидел в недостаточности покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага – усиливается «стремление к сбережениям».

«Основной психологический закон… состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». (Д. Кейнс).

Одновременно предприниматели предъявляют недостаточный спрос на средства производства, поскольку снижается прибыльность производства и бизнесмены проявляют склонность терять веру в будущие доходы. Деньги не вкладываются в производство, а даются в ссуду, где более высокая и устойчивая норма процента, чем норма прибыли. Центральная задача государства – обеспечивать высокий объём «эффективного спроса», ведущую к росту доходов.

Нужно развивать два вида спроса:

А) Спрос населения на предметы потребления;

Б) Спрос предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства).

Результат – увеличение занятости, рост благосостояния населения, рост прибылей фирм.

Важнейшим принципом кейнсианской парадигмы является то, что впервые на государство стали возлагать экономические функции. Они связаны с обеспечением эффективного спроса на инвестиции в национальное хозяйство и государственных расходов на другие социально-экономические цели. Для расширения спроса государство провело огосударствление значительной части национальной экономики (государственный сектор экономики). Государство стало владельцем многих новейших отраслей экономики (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т.д.) и учреждений социальной сферы.

Правительства организовали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой, устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли.

Кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги. Расходы внутри страны: Σ=C+I+G, где C- величина потребления, I- инвестиции, G- государственные закупки. Чтобы расшифровать государственные расходы, их выражают через показатели дохода и налогов государства на доходы населения. При этом определяется так называемая функция потребления: C=Y-T. Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располагаемого дохода. Располагаемый доход – это совокупный доход (Y) за вычетом налогов (T), то есть то, чем население может самостоятельно распорядиться. Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин: государственный бюджет=T+G.

К числу новых принципов кейнсианской революции можно отнести разработку таких моделей макроэкономики, которые позволяют государству целенаправленно регулировать её. Кейнсианство отошло от голой теории экономики и взяло в арсенал важнейшие математические инструменты и приёмы:

А) Впервые стали применяться агрегированные экономические величины суммарно охватывающие всё национальное хозяйство;

Б) Были выделены независимые переменные величины, которые не поддаются непосредственному воздействию государства (склонность населения к потреблению и накоплению, ставки процента и т.п.);

В) Обнаружены зависимые переменные величины, на которые влияют независимые переменные величины (масштабы занятости работников, объём национального дохода и т.п.);

Г) Установлены количественные связи указанных двух групп изменчивых величин в математических моделях.

Д. Кейнс не признавал неизбежность массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством национальное хозяйство. В связи с этим он исследовал закономерные количественные связи макроэкономических величин: совокупных капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережения; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента.

Кейнс стремился найти такие переменные величины, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках существующей хозяйственной системы.

Он широко использовал категории «ожиданий» (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятный характер и необходимы для экономического прогнозирования.

Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три момента:

1) Выражает зависимость ставки процента (R), от величины дохода (Y): R=F(Y). Чем выше доход населения тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.

 

На рисунке выражена прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост дохода населения с Y1 до Y2 увеличивает банковский спрос на деньги, а стало быть повышает ставку процента с R1 до R2.

2) Характеризует зависимость объёма инвестиций от ставки процента: I=F(R). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объём инвестиций.

 

На рисунке мы видим, что увеличение нормы процента с R1 до R2 уменьшает соответственно объём инвестиций с I(R2) до I(R1).

3) Модель, выражающая зависимость величин дохода от объёма инвестиций Y=F(I). Кейнс придавал большое значение инвестициям как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от неё переменные величины – занятость, доход, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объём общественного производства, занятости, доход и рынок и тем самым на эффективный спрос.

Объём национального дохода и совокупного спроса находится в определённой количественной зависимости от общей суммы инвестиций. Эту количественную связь выражает особый коэффициент – мультипликатор (от лат. Умножающий). Y=KI, где Y- прирост дохода, I- прирост инвестиций, K- мультипликатор. «Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в K раз превосходит прирост инвестиций» (Д. Кейнс). Он утверждал, что расширение инвестиций ведёт к увеличению занятости, а потому и «дохода общества» и тем самым к повышению потребительского спроса. Этот мультипликационный эффект объясняется своебразной цепной реакцией. Первичные капиталовложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих материалы, сырьё, энергию, машины и т.д.).

Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Великобритании и других капиталистических государств, которая проводилась с 50-х до середины 70-х гг. 20 в. И получила название «планируемого и регулируемого капитализма». Она дала результаты. Это был наиболее бескризисный период развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и социальные результаты.

3. В модели либеральной рыночной экономики на первом месте стоит задача на каждой фирме добиться максимальной экономической эффективности – максимума прибыли. Новыполнение её идёт в ущерб социальной справедливости.

Но совершенно иначе ставились макроэкономические задачи в странах Запада после Второй мировой войны, когда было внедрено государственное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами. Существенно изменился характер государства: оно стало правовым и демократическим. Правительства объявили своей целью «борьбу с бедностью» и достижение «всеобщего благосостояния». Появился новый вариант рыночной экономики – социально-ориентированный.

Черты социально-ориентированной рыночной экономики:

1) нормальным считается плюрализм форм собственности. Считается необходимым государственный сектор экономики;

2) все граждане наделены, по закону, основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать в суде эти права. В правовом и демократическом обществе государство содержится за счёт средств налогоплательщиков. Поэтому граждане имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их законных социаоьно-экономических интересов;

3) Государство создаёт условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого государство берёт на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, включая среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.

На примере США можно видеть как государство смогло улучшить положение самой бедной части населения. В 1964 г. государственные органы определили уровень дохода на «черте бедности». Была посчитана минимальная стоимость питания для семьи из 4-х человек. Эта сумма умножалась на три, так как стоимость питания составляет 1/3 необходимых расходов бедной семьи, остальные 2/3 – это затраты на медицинское обслуживание, одежду, траспорт, жильё и т.п. В 1986 г. в США «черта бедности» составляла 11200$ для семьи из 4-х человек. Вместе с тем прожиточный минимум для такой семьи составлял сумму, превышавшую «черту бедности» на 20-40%.

Во время «войны с бедностью» в США были увеличены все расходы на социальные программы, в том числе выдача пособий в натуральной форме. В 1960 г. таких пособий не было, в 1984 г. на такие пособия было израсходовано 66 млрд. $ или 1,7% ВНП США. Во многих странах Европы социальные программы имели ещё больший размах нежели в США.

В ООН исчисляется обобщающий показатель – индекс человеческого развития. Этот показатель среднее из трёх величин: Валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования людей 25 лет и старше. Этот показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трёх показателей, достигнутых как нпивысший в мире. В 1990 г. наивысшая продолжительность жизни была достигнута в Японии 78 лет, во Франции 76 лет, в США и ФРГ 75 лет, в СССР 69 лет (в России в 1998 г. – 54 г. для мужчин, 59 лет для женщин). Среднее число лет обучения в Северной Америке и Западной Европе составляла более 11-12 лет, в СССР – 9 лет. В 1994 г. по обобщающему индексу человеческого развития Канада заняла первое место (индекс 0,982), второе место заняла Япония (0,981), США – шестое место (0,976), Франция – восьмое место (0,969), Великобритания – десятое (0,962), Россия – 33 место (0,875).

4) С помощью налогов государство перераспределяет личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным. Первичное распределение доходов осуществляется на уровне макроэкономики и связано с факторами производства (зарплата, процент, рента, прибыль). Через систему налогов государство проводит вторичное распределение и перераспределение доходов в целях некоторого выравнивания уровня жизни людей. Благодаря этому перераспределению государство даёт средства к существованию тем, кого либеральная рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.). Особенно большое перераспределение личных доходов проводится в Западноевропейских странах: Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Австрии, Испании. На первом месте Швеция (20% самых богатых семей имеют 37% доходов, 20% самых бедных семей имеют 12% дохода).

5) Возникает социальная опора гражданского общества, на так называемый «средний класс» (по уровню доходов). В высокоразвитых странах граждане делятся на три основных класса:

А) богатый класс (10-15%);

Б) средний класс (70-80%);

В) бедный класс (15-20%).

В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Государству удаётся добиться того, что не доступно рынку – максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но государственное регулирование ухудшает преймущества рыночного воздействия на производство. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом: увеличивать налоги и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако это отрицательно сказывается на материальном стимулировании товаропроизводителей и подрывает экономические источники социального прогресса.

 

Тема: «Смешанная система управления национальным хозяйством».

1. «Восстание» неоконсерваторов против кейнсианцев.

2. Неоклассический синтез.

3. Смешанное управление.

1. Кейнсианская революция дала западной экономике «второе дыхание». В 50-е, 60-е, начале 70-х гг. были достигнуты наивысшие темпы экономического роста, наибольшая занятость. Значительно поднялось благосостояние населения (в 2-4 раза).

В 1973-1974 гг. произошло необычное явление. Прирост промышленного производства на Западе приостановился, хотя в социалистических странах продоложался существенный рост хозяйства. Основная причина – развивающиеся страны решительно выступили против поставок Западу очень дешёвого сырья и энергоносителей. Они национализировали свои природные ресурсы и подняли цены на мировом рынке в 1973-1974 гг. в 10-20 раз. Это привело предпринимателей Запада в шоковое состояние. Из этого состояния Запад выходил 10 лет, посредством внедрения экономических высоких технологий.

Одновременно удар пришёлся по кейнсианской теории. В едином неоклассическом направлении произошёл раскол на два течения:

А) последователей кейнсианского учения, которые отстаивали активную роль государства в регулировании экономики нации;

Б) неоконсерваторов, которые вновь выступили за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм.

Неоконсерваторы выявили два основных уязвимых места концепции Д. Кейнса:

А) для увеличения государственного спроса считалось возможным допустить дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита можно прибегать к займам и печатанию денег. А это порождает инфляцию. По мнению Кейнса умеренная инфляция может стимулировать спрос;

Б) для увеличения государственных доходов считалось приемлимым введение очень больших налогов. Однако такие налоги подрывали материальную заинтерисованность работников в увеличении заработков и предпринимателей в повышении размеров прибыли. Тем самым подрывалась сама налоговая база.

Неоконсерваторы предложили свои рецепты излечения. Возникли три школы неоконсерваторов:

1) Школа монетаризма выступила с количественной теорией денег. С точки зрения монетаристов инфляция 70-х гг. обусловлена тем, что сфера обращения была переполнена излишним количеством денег. Лидер монетаризма Милтон Фридмен обстоятельно исследовал экономический механизм, который в условиях рыночной экономики позволяет достичь общей сбалансированности народного хозяйства: «Система представляет собой механизм, который выполняет эту задачу без управления из «центра», без того, чтобы приказывать людям…»

М. Фридмен указал на три функции системы:

А) мнформационная функция сигнализирует производителям, как изменяется соотношение спроса и предложения на тот или иной товар или определённые виды производственных ресурсов;

Б) стимулирующая функция – цены побуждают применять такие хозяйственные факторы, которые помогают достичь максимальной прибыли, а это позволяет более рационально приспособлять структуру производства к составу общественных потребностей.

В) распределительная функция связана с тем, что цены отражают уровень доходов продавцов и покупателей. При рыночном равновесии цены обеспечивают сбалансированность спроса и предложения отдельных товаров, а так же доходов и суммы цен произведённых продуктов. Все эти функции цен тесно связаны между собой и нельзя подавить какую-либо из них.

«Цены стимулируют людей только по тому, что влияют на распределение. Если то, чточеловек получает за свою деятельность, не зависит от того, что он делает. Если цены не выполняют функцию распределения дохода, то нет смысла беспокоится относительно информации, которую несёт в себе цена и нет смысла реагировать на эту информацию». (М. Фридмен).

Альтернативы нормальному рыночному механизму нет. Школа монетаризма выработала свои рецепты излечения от инфляции:

А) Жёстко ограничить предложение денег и выдачу кредитов;

Б) Сократить печатание денег (увеличивать их количество соразмерно росту производства);

В) Урезать социальные программы (уменьшить государственные выплаты населению).

2) Теория экономики предложения выступила за возрождение свободы частного предпринимательства и воссоздание рыночного механизма регулирования. Основная цель – создать благоприятные условия для роста предложения как труда так и капитала. Против стагфляции (кризисный застой + инфляция) был прописан «рецепт»: снизить налоги на заработную плату и прибыль. Новый уровень налогов должен одновременно поднять заинтересованность работников и предпринимателей в достижении больших конечных результатов деятельности, вместе с тем усилить налоговую базу для государственного бюджета (с ростом заработной платы и прибыли будет увеличиваться доходная часть бюджета).

3) Теория рациональных ожиданий выражает решительное несогласие с жёстской государственной опекой предпринимателей. Были признаны неприемлимыми прямое государственное планирование национального хозяйства и текущее государственное регулирование экономики. Хозяйствующие субъекты в состоянии сами прогнозировать ход хозяйственных процессов и принимать оптимальные решения. Но для принятия таких решений нужно верно оценивать экономическое положение страны. А правительство иногда принимает непредсказуемые действия. Школа рациональных ожиданий выдвинула свой рецепт управления экономикой. Нужны стабильные правила для всех хозяйствующих субъектов, которые делали бы предсказуемыми действия правительства, производителей и потребителей (законы вступают в действие только через два года).

Все три школы неоконсерваторов разработали модель макроэкономического регулирования. В её основе было возрождение рыночного саморегулирования и стимулирования частного предпринимательства. В соответствии с рекомендациями неоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств был положен принцип «эффективного предложения» - поощрение частного бизнеса (в США – «рейгономика», в Великобритании – «тетчеризм»). Чтобы сделать выгодным частное предпринимательство существенно снизили налоги на прибыль и трудовые доходы. Государство уменьшило вмешательство в экономику, началась приватизация, были свёрнуты социальные программы, прекратилось планирование. В результате сократился дефицит государственного бюджета, сократилось количество денег в обращении. Темпы инфляции снизились в 3-4 раза. Но это не спасло экономику от кризисов. В 1979-1981 гг. разразился новый мировой экономический кризис. Сама жизнь поставила вопрос: какой хозяйственный механизм лучше? Государственный (кейнсианский) или рыночный (неоконсервативный)?

2. Очевидно, что не существует такого идеального регулятора, который способен избавить общество от трёх зол: кризисов, безработицы, инфляции. Это вечные проблемы. Нельзя не заметить, что кейнсианская и неоконсервативные модели регулирования национального хозяйства являются ассиметричными. Критическое сопоставление двух регуляторов привело к неожиданному результату. Была убедительно доказана неполноценность как рыночного так и государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом.

Нужно сопоставить два типа макрорегулятора стихийно-рыночный и планово-государственный:

1) по характеру регулирования: свободный рынок воздействует на производство апостериорно (из последующего), то есть после того, как товары созданы и ничего уже исправить нельзя. Учёт результатов ведётся методом проб и ошибок – вслепую. В противовес этому государственный регулятор действует априорно (из предшествующего). Ещё до начала производства товаров и услуг государство заранее прогнозирует и планирует конечный результат. Таким образом предотвращаются нежелательные последствия стихийных хозяйственных действий.

2) Внешние эффекты (экстерналии). Под такими эффектами подразумеваются побочные последствия рыночного поведения производителей и потребителей. Частные субъекты загрязняют окружающую среду. Возникла потребность регулировать и компенсировать отрицательные внешние эффекты. Рынок не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение субъектов рынка. Только государство способно справиться с этой проблемой.

3) Отношение регуляторов к структурным переменам народохозяйственного масштаба. Частные субъекты рынка не берутся за крупные изменения отраслевой структуры народного хозяйства, ибо это не даёт быстрой выгоды. Только государство может осуществлять крупномасштпбные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.

4) Отношение разных хозяйственных механизмов к некоммерческим видам деятельности. Субъекты рынка даже не берутся вкладывать свои частные капиталы в такие области, которые не дают им прибыли. Это касается школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создаёт и поддерживает за счёт своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики.

5) Связь макроэкономических регуляторов с удовлетворением спроса населения на предметы потребления и услуги. Государственный регулятор слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объёму и структуре. Рынок очень быстро откликается на изменения потребностей покупателей, а так же естественным путём (через ценовой механизм) уравновешивает спрос и предложение товаров и услуг.

6) Реакция двух регуляторов на неэффективное производство. Рынок поощряет эффективное хозяйствование и избавляется от убыточных предприятий. Только государство может взять на себя затраты на содержание убыточного но необходимого для общества производства (изготовление общественных благ, Военно-промышленный комплекс и т.п.).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному (комбинированному) типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее действующих хозяйственных механизмов. Лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон является основателем школы, которую он назвал Великим неоклассическим синтезом. Эта школа преодолела разрыв и противопоставление двух родственных течений неоклассического направдления – кейнсианства и неоконсерватизма по еоренному вопросу о макроэкономических регуляторах.

3. Тип смешанного управления национальным хозяйством имеет следующие специфические черты:

А) новый регулятор органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (социальная сфера) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется для удовлетворения многообразных, быстро меняющихся личных запросов.

Б) тип смешанного управления позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость, стабильность экономического роста.

В) новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение.

 

 

С1-С2 – совокупный спрос, П1-П2 – совокупное предложение, Вп – потенциальный выпуск продукции.

Кривая спроса: если, допустим, снижаются государственные налоги, то благодаря этому возрастают величины располагаемого дохода, а значит спроса. Кривая С1-С2 сдвигается вправо, что означает – для каждого уровня цен спрос возрастает. Когда же налоги увеличиваются или сокращаются государственные расходы на социальные цели, то совокупный покупательский спрос уменьшается и кривая спроса сдвигается влево. Значит, спрос на товары падает для каждого уровня цен.

Динамика предложения: в том случае, когда будет расти заработная плата и цены на сырьё, энергию, кривая предложения смещается вверх, влево. Стало быть данный уровень производства может быть обеспечен при более высокой цене (это результат увеличения издержек производства), что касается кривой потенциального выпуска продукции (Вп), то она характеризует такую отметку высоты уровня производства, к которой экономика всё время движется. Таким уровнем служит макроэкономическая сбалансированность спроса и предложения.

Как видим, с помощью регулирующих сил рынка и государства можно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение. Таким способом преодолевается ассиметричность концепции эффективного спроса кейнсианцев и эффективного предложения неоконсерваторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.