Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 25

Церковно-государственные отношения в XVII веке. Раскол в русской православной церкви.

В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы 17 в., когда патриарх Филарет фактически соединил в своих руках светскую и церковную власть. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.

Вместе с тем, внутри церкви имели место разногласия. Истоки восходят к 40-м годам XVII века, когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновения светских начал в духовную жизнь населения. Их поддерживал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу надо положить древнерусские рукописные книги (протопоп Аввакум), другие – греческие оригиналы (Никон).

Когда в 1652 г. Никон стал патриархом, он приступил к проведению церковной реформы. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, произошла замена и других ритуалов.

Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, стал претендовать на государственную власть. Он стал называть себя «великим государем». Но Никон переоценил свои силы и возможности – приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.

Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. Вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Собор объявил проклятие всем противникам церковной реформы – старообрядцам, считавшим своим главой и идейным вдохновителем протопопа Аввакума.

Причины и суть раскола в русской церкви – в нежелании части общества и духовенства признать необходимость перемен, в стремлении сохранить во что бы то ни стало русскую «старину». Формы, в которых выражалось движение старообрядцев, включали вооруженную борьбу с правительством (Соловецкое восстание 1668-1676 гг.), отшельничество, а также массовые самосожжения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.