Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Африка – 40 %

Осака – 11,8

Буэнос – Айрес – 11,7;

Каир – 10 миллионов.

По подсчетам фонда ООН для деятельности в области народонаселения на настоящий период крупнейшие города мира следующие:

Мехико – 31 миллион человек;

Сан – Пауло – 25,2;

Токио – 24,2;

Нью – Йорк – 22,8;

Шанхай – 22,7.

Рост числа городов сопровождается увеличением удельного веса горожан в общей численности населения земного шара. В 1800 году в городах проживало лишь 3 % всех жителей Земли, в 195029,8 %. В настоящее время доля городского населения составляет:

Европа – 79 %;

Северная Америка – 83;

Латинская Америка – 79;

Австралия и Океания – 81;

Восточная Азия – 50;

Южная Азия – 39;

Урбанизация как глобальный процесс очень сложна и противоречива. Она проявляется в разных странах и на разных континентах по разному. Коренные различия в содержании этого процесса обусловлены общественным строем. В рамках одних и тех же социально-экономических отношений на ход урбанизации оказывают большое влияние уровень экономического развития, заселенность и размеры территории, географическое положение, особенности природной среды. Чем выше уровень экономического развития и плотность населения, тем при прочих равных условиях урбанизированность страны или района выше.

В развитых странах размещено почти 70 % городов – миллионеров. В отдельных странах в них проживает до 42 % всех горожан (США, Япония).

Многие города достигли колоссальных размеров. Плотность населения в ряде крупнейших городов достигла огромной величины (в Нью – Йорке она равна 9 тысяч человек/км 2, а в его центре – Манхаттане27 тысяч, в Лондоне10,4 тысяч, в Токио11 тысяч), и породила ряд специфических проблем, важнейшими из которых стали экологическая, санитарно - гигиеническая и транспортная.

Урбанизация с каждым годом начинает оказывать все возрастающее влияние на развитие производительных сил, их размещение, демографические процессы и расселение. Она повлекла за собой интенсивное развитие сферы обслуживания, транспорта и вообще инфраструктуры.

В развивающихся странах урбанизация объективно способствует подъему производительных сил и культуры, падению религиозной активности, консолидации наций. Однако в большинстве этих стран урбанизация значительно опережает развитие обрабатывающей промышленности и строительства. Сохраняющийся высокий естественный прирост, усиливающийся поток обезземеленных крестьян приводят к усилению безработицы и гипертрофии сферы услуг.

На окраинах многих городов в развивающихся странах возникли трущобы бедняков – бидонвили – наскоро сколоченные из фанеры, железа, ящиков и другого подсобного материала поселки (в Бразилии их называют фавелами, в Колумбиибарьедерами, в странах Африкигурби), (напомнить о спутниковом телевиденье).

Еще в конце 19 века крупнейшие города мира, прежде всего Лондон, Париж, Нью – Йорк, стали обрастать пригородами. Пригородная зона постепенно превращалась в составную часть, в пределах которой возникли промышленные предприятия, жилые поселки, города-спутники.

Возникли скопления населенных пунктов, объединенных в целостную систему тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и коммунально-хозяйственными связями. Так складывалась новая форма расселения. Во французской литературе (а затем и у нас) эти скопления населенных мест получили название городских агломераций. Английские ученые их называют конурбациями, американские – метрополисами.

Наиболее интенсивно агломерации начали расти с 50-х годов 20 века и этот процесс сделался повсеместным.

В составе городских агломераций обычно выделяется главный город (ядро агломерации) и окружающие его населенные пункты: промышленные, рекреационные и др. Взаимосвязи внутри городских агломераций сложны и разнохарактерны по своей природе. Но главные из них – производственные связи.

Границы городских агломераций обычно определяют на основе интенсивности трудовых и культурно-бытовых связей между центрами агломераций и окружающими населенными пунктами.

Исследованиями многих ученых доказано, что границы агломераций, как правило, не выходят за пределы двухчасовой транспортной доступности центрального города, что при современном развитии пригородного транспорта дает зону с радиусом 40 – 50 км.

Границы агломераций, как правило, не совпадают с административными, что создает ряд неудобств в проведении учета.

Ввиду отсутствия единых критериев определения агломераций говорить об их общем числе не представляется возможным.

В США выделено 284 стандартных метрополитенских территориальных статистических ареала, которые можно отнести к городским агломерациям.

По данным наших ученых в СССР насчитывалось от 100 до 200 городских агломераций.

Таким образом в настоящее время во всем мире насчитывается несколько тысяч городских агломераций.

Агломерации различаются не только величиной, специализацией своего хозяйства, но и внутренней структурой.

На основании последнего признака все агломерации можно объединить в два основных типа:

Моноцентрические;

Полицентрические.

Первые из них наиболее распространены. Зона тяготения и конфигурация моноцентрических агломераций определяются величиной центрального города, его функциями и экономико-географическим положением. Примерами таких агломераций могут служить Московская, Лондонская, Свердловская и др. Моноцентрические агломерации обычно формируются на п ерекрестке важнейших транспортных артерий. В плане моноцентрические агломерации напоминают морские звезды, количество лучей у которых определяется числом транспортных магистралей, сходящихся к центральному городу: в Московской их 11, в Свердловской – 6.

Моноцентрические агломерации, возникшие вдоль крупных рек или на побережье морей, имеют вытянутую (Пермь) или сегментарную форму (Петербург, Одесса).

Полицентрические агломерации возникают в районах концентрации минеральных ресурсов на базе предприятий добывающей промышленности (Донбасс), в курортных местностях (южный берег Крыма) и в районах высокоразвитого интенсивного сельского хозяйства со множеством центров по переработке с/х продукции (Ферганская долина). Большинства городов в полицентрических агломерациях возникло в результате срастания поселков. Как частный случай полицентрической агломерации, польские географы выделяют двухполюсную агломерацию, встречающуюся во многих странах мира (Донбасс – Макеевка, Токио – Иокагама).

Возникновение агломераций породило неизвестную в прошлом так называемую маятниковую миграцию населения – устойчивые во времени и пространстве и обладающие определенной равномерностью массовые передвижения населения. Подавляющее большинство этих перемещений связано с поездками жителей пригородной зоны на работу в основной город и обратно.

По некоторым данным около 12 % рабочих, служащих и учащихся в нашей стране совершают ежедневные трудовые поездки из пригородов в большие города – ядра агломераций. В Польше этот показатель составляет 20 %. В Москву из пригородов ежедневно приезжает около 600 тысяч человек, в Париж – до миллиона человек.

В развитых странах численность населения в ядрах агломераций не растет, а некоторых сокращается. В США между двумя последними переписями численность населения в пригородах агломераций увеличилась с 75,7 до 85,8 миллионов человек, а в центральных городах она наоборот сократилась на 4 миллиона человек, или на 6,4 %.

Процесс более быстрого роста населения пригородной зоны в сравнении с ядром агломерации, в результате чего город как бы расплывается в пригороды, называется субурбанизацией.

В основе этого явления лежит ряд причин:

- все возрастающая стоимость земельных участков в центрах агломераций (цена участка в городе в 8-10 раз выше, чем в предместье).

- ухудшающиеся условия жизни из-за высокой насыщенности промышленными предприятиями и транспортом.

- усовершенствование транспорта и его удешевление.

- ограничения промышленного строительства в ядрах агломераций, введенные в ряде стран.

В целом прослеживается прямая зависимость между степенью урбанизации и социальным составом населения агломераций. Чем выше удельный состоятельного населения, тем при прочих равных условиях большая доля населения живет в пригородах агломераций, но при этом большую роль играет и фактор моды (напомнить про небоскребы).

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории.

Афинский центр экистики (экистика – распространенная на Западе теория формирования и эволюции поселений человека) выделяет в настоящее время в мире около 160 сложившихся и формирующихся мегалополисов, где проживает около 45 % населения мира.

Сам термин мегалополис сначала был собственным. Французский географ Готтман назвал Мегалополисом урбанизированную полосу вдоль Атлантического побережья США между Бостоном на севере и Вашингтоном на юге. Это понятие он заимствовал у древних греков (Мегалополис – город в Древней Греции, возникший в результате слияния 35 поселений). В состав этой урбанизированной полосы вошло свыше 40 городских агломераций. С формированием аналогичных территорий в других районах США, а затем и в других странах слово «МЕГАЛОПОЛИС» стало нарицательным, а первый по времени мегалополис по имени крайних агломераций получил название Босваша или Северо – Восточного.

В настоящее время наиболее крупные мегалополисы кроме Босваша:

В районе Великих озер между Чикаго и Питтсбургом (Чипиттс).

В Калифорнии между Сан – Диего и Сан – Франциско (Сансан).

В Западной Европе в Великобритании (Лондон – Ливерпуль), и вдоль Рейна (Рейн – Рур – Рейн – Майн), вдоль восточного побережья Японии между Токио и Осакой (Токайдо) и др.

В ряде исследований признается формирование в Западной Европе «ДЕЛЬТОПОЛИСА» с население 80 миллионов человек на сопредельных территориях Англии, ФРГ, Бельгии, Голландии и Франции общей площадью 230 тысяч км/2.

Интенсивно формируются мегалополисы Сан – Рио (Сан – Пауло – Рио – де – Жанейро), Визагмаханагар (дельты Ганга и Брахмапутры), Джабан (Джакарта – Бандунг), Пектян (Пекин – Тяньцзинь) и ряд других.

 

 

КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИИ ГОРОДОВ

 

В нашей и зарубежной географической литературе существует несколько классификаций и типологий городов и их систем. Рассмотрим лишь основные из них.

1. Классификация городов по численности населения. В зависимости от численности населения в официальных статистических источниках и градостроительной практике выделяются следующие группы городов:

- малые – до 20 тысяч человек;

- средние – 20 – 100;

- крупные – 100 -500;

- крупнейшие – 500 – 1млн. человек;

- города – миллионеры.

2. Типология городов по их экономико-географическому положению. В зависимости от географического положения могут быть выделены различные типы городов, например:

- расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Новосибирск, Красноярск, Новгород);

- расположенные в крупных горнодобывающих районах (Донецк, Макеевка, Кривой Рог);

- расположенные в районах крупной обрабатывающей промышленности (Ярославль, Иваново, Серпухов);

- расположенные в районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь).

3. Классификации и типологии городов по хозяйственным функциям. По функциональному признаку можно выделить пять типов городов:

- многофункциональные, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции, имеющие развитую промышленность и транспорт;

- города с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. По характеру преобладающих функций все города этого типа схематично можно разделить на:

- промышленные,

- транспортные,

- промышленно – транспортные.

- города с преобладанием других функций (кроме промышленных и транспортных) – главным образом небольшие поселения городского типа, выполняющие функции местных центров – административные и организационные центры низовых районов, национальных округов.

- города – курорты.

- города – научно - экспериментальные центры.

4. Типология городов по степени их участия в территориальном разделении общественного труда.

5. Типология городов по типам перспективного развития.

Наконец возможна классификация городов на основе материальных форм, проявляющихся в планировке, под которой понимают размещение материальных элементов города, сложившихся на определенном этапе его развития, а также соотношения различных функциональных частей: селитебной, производственной, санитарно- оздоровительной. На основе главнейших особенностей в планировочной структуре и внешним облике среди городов зарубежных стран выделено шесть основных типов.

Европейский тип имеет компактную застройку, представленную старыми зданиями в центре и более современными на окраинах, сложную, как правило планировку, сложившуюся в процессе длительного исторического развития.

Американские города, напротив застроены более экстенсивно, главным образом коттеджами, и лишь деловая часть больших городов выделяется скоплением больших домов. Около трети всей городской территории занято автодорогами и площадками для стоянки автомашин.

В развивающихся странах Азии сложился тип города, отличающийся необычно уплотненной, преимущественно малоэтажной застройкой со зданиями облегченного типа, с низким уровнем благоустройства. Слабое развитие механического транспорта позволяло экономить территорию за счет улиц и площадей.

Города Центральной и Южной Африки представляют собой настоящие деревни с хижинами, огородами, с крайне низким уровнем благоустройства.

Города арабских стран (Северная Африка и Ближний Восток) имеют старое ядро с очень плотной застройкой, европейские кварталы, построенные в последние десятилетия, и периферийную зону, состоящую из трущоб (законы шариата).

Несколько отличны города Латинской Америки, где старые части городов, выстроенные во времена колониального господства, соседствуют с вполне современными кварталами. Окраины латиноамериканских городов, как и арабских, заняты трущобами (правда там с ними борются).

 


Лекция №

ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

 

Как уже отмечалось, не совсем понятно какая часть населения живет вне городов, образуя огромное количество сельских поселений, отличающихся громадным разнообразием. И вообще к сельским поселениям отнесены все поселения, не отвечающие критериям городов, установленным в каждой стране. Таким образом, в сельской местности проживает как сельскохозяйственное население, так и не занятое в сельском хозяйстве население.

В этой категории сельского населения можно выделить три группы жителей:

а) занятых в отраслях, обслуживающих сельское население (торговля, просвещение, здравоохранение и тд.).

б) на предприятиях и в учреждениях расположенных в ближайших городах.

в) на промышленных и других предприятиях, размещенных в сельской местности.

Соотношение между этими категориями население в разных странах сильно колеблется. Наиболее высок удельный вес с/х населения в развивающихся странах. В Индии в сельской местности проживает 77 % всех жителей, а в сельском и лесном хозяйстве занято около 70 % всего активного населения страны.

В индустриально развитых странах в сельской местности преобладает несельскохозяйственное население. Так в США в сельской местности проживает 27 % всего населения, в Великобритании – 9 %, а в сельском хозяйстве было занято соответственно 3,4 % и 2,9 % экономически активного населения этих стран.

Все сельские населенные пункты по выполняемым функциям можно отнести к трем основным группам:

- сельскохозяйственным;

- несельскохозяйственным;

- смешанным.

Основная часть сельского населения Земли непосредственно связана с сельским хозяйством. Поэтому преобладающим типом сельских поселений являются сельскохозяйственные.

Удельный вес сельскохозяйственных поселений в общем числе сельских населенных пунктов колеблется от 30 – 70 % в развитых странах до 100 % в развивающихся (в нашей стране 80 %).

Среди несельскохозяйственных населенных пунктов выделяются:

- поселки промышленных предприятий;

- транспортные;

- лесопромышленные;

- рыбопромысловые;

- дачные;

- служебные (к которым можно отнести поселки при научных станциях, санаториях и т.д.).

Сельские населенные пункты, в которых наряду с населением, занятом в сельском хозяйстве, значительная часть жителей работает в промышленности, на транспорте, строительстве и т.д. относятся к смешанным.

Среди поселений этого типа наиболее распространены аграрно - индустриальные.

Сочетание промышленной и сельскохозяйственной деятельности в сельских населенных пунктах возникло на основе сезонного использования труда одного и того же населения, в связи с целесообразностью приближения обрабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий к местам производства этого сырья, а также переводом некоторых отраслей сельского хозяйства (птицеводство, свиноводство) на промышленную базу.

В классификации сельских населенных пунктов можно использовать показатель людности. Однако между величиной сельских поселений и выполняемыми функциями не прослеживается столь четкая зависимость, как в городах.

В отличие от городов в классификации сельских поселений применяют критерий положения их на местности: по отношению к отдельным элементам рельефа, речной сети, лесным массивам и т.д.

Как и людность, топографическое положение сельских населенных пунктов связано с различным использованием природной среды для хозяйства и расселения в разных районах страны. Поэтому в размещении населенных пунктов на местности прослеживаются порайонные закономерности.

На севере европейской части России преобладают приречные сельские населенные пункты. Реки издавна служили путями сообщения для местных жителей. В речных долинах расположены наиболее пригодные для использования в сельском хозяйстве земли.

Южнее, в лесной зоне, более распространен водораздельный тип селений.

Водоразделы сложенные моренами последнего оледенения, меньше заболочены, а южные склоны их лучше прогреваются, имеют суглинистые, более плодородные почвы. На склонах водоразделов оказалось поэтому большинство сельских поселений этой зоны.

В лесостепных и степных районах европейской части России отчетливо наблюдается тяготение сельских населенных пунктов к речным долинам и балкам, где оказалось легче получить воду для хозяйственных нужд.

В этих районах преобладают овражно-балочный и приречный типы поселений.

В горных районах лучшими условиями для размещения сельских населенных пунктов обладают долины и большинство горных поселений относится к долинному типу.

В каждом из указанных типов в зависимости от местных условий можно наметить несколько разновидностей.

Многие водораздельные селения в западных районах лесной зоны размещены по склонам морен последнего оледенения, и их относят к моренному подтипу.

В восточных районах лесной зоны моренных отложений нет. Водоразделы здесь имеют форму увалов, и селения относят к увалистому подтипу.

Горно – долинный тип поселений также неоднороден. Большинство горных селений размещается обычно на речных трассах (террасный подтип). В Дагестане и Чечено – Ингушетии местные жители в целях безопасности строили свои жилища на гребнях горных отрогов (гребневой подтип) или на карнизах (карнизный подтип).

Приречные селения, расположенные в пойме реки, называются припойменными, около стариц – приильменными.

Сельские населенные пункты можно классифицировать, как и города, по их происхождению.

Одни населенные пункты выросли как выселки (на Русском Севере они назывались починками, в Сибири – заимками, на северо-западе – хуторами), другие как крупные населенные пункты, например казачьи станицы вдоль укрепленных линий на юге России.

Некоторые особенности происхождения сельских населенных пунктов подчеркивают их нарицательные названия.

Так, селами на Руси назывались княжеские загородные имения, позже – крупные сельские населенные пункты с церковью.

Погостами раньше называли небольшие селения с церковью и кладбищем.

Один из распространенных признаков в классификации сельских населенных пунктов это планировочные формы селений. В основу этой классификации обычно кладут общую конфигурацию и структуру плана населенных пунктов.

Планировочные ф ормы селений можно свести к нескольким типам:

Линейные (односторонние, двусторонние, многорядовые, подковообразные, радиальные, кольцевые).

Кучевая или беспорядочная (роевая, селитная и групповая).

Квартальная.

Иногда выделяют как самостоятельный тип селения со свободной планировкой.

 

Лекция №

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

 

В производстве не может быть занято все население. Часть его не достигло рабочего возраста (дети, подростки) или выбыла за пределы этого возраста.

С точки зрения отношения к трудовой деятельности население делится на три группы:

В дорабочем

Рабочем и

Послерабочем возрасте.

Границы рабочего возраста во всех странах установлены законодательно. При определении этих границ учитывается прежде всего физиологические особенности организма человека, от которых зависит его трудоспособность. Нижней границей трудоспособного возраста в большинстве стран принят возраст в 14 – 16 лет.

Однако физиологических данных для определения границ рабочего возраста недостаточно. В установлении нижней границы большую роль играет минимум общеобразовательной подготовки, который необходим для современного производства. Поэтому там, где экономика развита слабо и низок жизненный уровень, где преобладает ручной труд не требующей высокой квалификации рабочего, нижняя граница устанавливается в более раннем возрасте, и наоборот, чем выше развита экономика и промышленность, тем выше должна быть квалификация рабочих и тем больше требуется времени на его подготовку.

Если в определении нижней границы рабочего возраста между странами существенных различий нет, то верхняя граница рабочего возраста имеет большие колебания и достигает 20 лет. Столь большая разница верхней границы рабочего возраста определяется разной средней продолжительностью жизни и материальными возможностями общества по обеспечению пенсиями пожилых людей.

Если в большинстве стран мира верхняя граница рабочего возраста установлена в 60 – 65 лет, то в ряде стран Азии и Африки возраст выхода на пенсию определен в 50 лет, а в развитых странах с высокой продолжительностью жизни с 67 (Дания, Швеция) и даже 70 лет (Норвегия).

Около 50 % стран мира не делают различий в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин. В странах другой половины женщины имеют право выхода на пенсию на 3 (США, Швеция) или на 5 лет раньше мужчин (Россия, Швейцария, Финляндия).

 

 

Таблица №

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическую | Возраст выхода на пенсию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.271 сек.