КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы конституционного строя, народовластие в РФПраво В юриспруденции выделяют два понимания права: объективное и субъективное. Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется. Субъективное право определяется как право конкретного лица в реальных конкретных условиях. Его составляющими являются конкретные права данного человека. Сложилось также деление права на частное и публичное. Частное право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения между отдельными гражданами, фирмами, общественными объединениями и т.д. Публичное – учреждает структуру и порядок функционирования государственных органов, взаимоотношения между ними, а также их отношения с гражданами, негосударственными органами и организациями.
Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм: нормы морали, религии, права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения. Норма права — общеобязательное правило поведения, устанавливаемое или санкционируемое государством им охраняемое и обеспечиваемое его принудительной силой. Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Правовые нормы регулируют определенные виды и разновидности общественных отношений. Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государством, закрепляясь в официальных государственных актах. Нормой права устанавливается свобода действий и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо поступков. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю. Исходя из нормативистской концепции, право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Это строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трех-звенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза представляет собой условие действия нормы, то есть устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста. Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей. Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Регулятивная роль нормы права может быть осуществлена только при наличии всех ее структурных элементов. Поскольку существуют различные способы изложения правовых норм (прямой, отсылочный, бланкетный), то не всегда названные структурные элементы нормы права присутствуют в одной статье нормативного правового акта. Нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т. д. Так, по методу правового регулирования различают: императивные (не предусматривающие вариантов поведения для субъектов (например, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)) и диспозитивные (предусматривающие варианты поведения (например, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ)), поощрительные (характерны для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда; а также встречаются в административном праве, когда устанавливаются порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий) и рекомендательные нормы права (свойственные для земельного права); по форме выражения — управомочивающие (например, граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ)), обязывающие (например, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)), запрещающие нормы права (например, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ)). Можно классифицировать нормы права по субъекту правотворчества: нормы закона и нормы подзаконного акта, а также по сфере действия: нормы права общего действия (например, нормы Конституции РФ), ограниченного действия (например, нормы актов субъектов РФ) и локальные нормы (действующие, например, в рамках организационно-правовой формы предприятия). Нормы права группируются в отдельные части — отрасли, институты. Отрасль права — это объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Институт права представляет собой совокупность норм, регулирующих узко однотипные отношения в рамках отрасли. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права — институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.
Систематизация норм права осуществляется в нормативных правовых актах — одной из многочисленных и наиболее изученных разновидностей форм права. Определения нормативного правового акта за прошедшие сто лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее определение: Нормативно-правовой акт – официальный юридический документ, изданный компетентным государственным органом в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов заключается в их иерархичности, системности. Нормативные правовые акты следует отличать от нормативно-вспомогательных актов (не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а предназначены для введения в действие юридических норм (например, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №137-Ф3 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»)) и актов применения права (содержат индивидуальное государственно-властное веление по применению права (например, требование оплатить штраф, направленное конкретному лицу)). Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые; уголовно-правовые; административно-правовые акты и т. д.; по территории действия — общегосударственные, региональные, местные. Нормативные правовые акты обладают определенной юридической силой, которая характеризует его место в системе законодательства. С этих позиций все нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются парламентом государства, подзаконные акты принимаются органами исполнительной власти. Нормативно-правовой акт является основным источником права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. От иных источников права нормативно-правовой акт отличается тем, что: 1) содержит общеобязательные правила поведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсонифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации; 2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения; 3) содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания и определяет условия их реализации и защиты; 4) издается только компетентными органами с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке; 5) имеет официально-документальную форму, которая подразумевает наличие точного названия, определений структуры, содержания, способов и стиля изложения, символов и реквизитов (даты, подписи, печати и т.п.); 6) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативного акта тактам вышестоящих органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов. По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – это принимаемый в особом прядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый по ключевым вопросам государственной жизни. Законы в РФ принято подразделять: а) по субъектам, их принимающим, - на принятые на референдуме; приятые Федеральным Собранием РФ; принятые представительными органами субъектов Федерации; б) в зависимости от сферы действия – на федеральные и законы субъектов Федерации; в) по юридической силе – на конституционные (принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) и текущие; г) по предмету правового регулирования – на гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные, законы о труде и т.д. Признаки закона: 1) закон принимается только высшим представительным органом государственной власти – парламентом страны; 2) закон принимается в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента; 3) закон регулирует наиболее значимые сферы общественных отношений; 4) закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны; любой правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется установленном порядке; 5) закон имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов, называемых реквизитами: - название органа, принявшего закон (от уровня государственного органа, принявшего закон, зависит его юридическая сила); - название закона (указывает на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят); - номер и дата принятия закона (необходимы для индивидуализации закона); - преамбула (в ней указываются мотивы, цели и задачи принятия закона); - нормативно-правовое содержание закона, разделенное на разделы, главы, статьи (главный элемент любого закона); - указание на вступление закона в силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавшие данные общественные отношения (как правило, в данном указании содержатся реквизиты отмененных законов или их отдельных статей); - подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента РФ). Законы регулируют только основополагающие общественные отношения, хотя в обществе ежедневно возникает масса других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации. Да и сами законы носят наиболее общий характер, требуют своего развития и конкретизации. Этими обстоятельствами обусловливается потребность в издании органами исполнительной власти второго вида нормативно-правовых актов – подзаконных актов. Подзаконный акт – нормативно-правовой акт, издаваемый, как правило органами исполнительной власти, конкретизирующий положения закона и не противоречащий ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны дополнить, развить положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций на практике. Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания можно условно разделить на общие, местные и внутриорганизационные. Действие общих подзаконных актов распространяется на всю территорию страны. Как правило, это акты высших органов власти. Они имеют высшую юридическую силу в том круге отношений, который регулируют, но они ее теряют, если издается закон по этим вопросам. Местные подзаконные акты издаются органами власти на местах. Их действие ограничено подведомственной данному органу территорией. Внутриорганизационные акты – это нормативно-правовые акты, издающиеся различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся только на членов этих организаций. Разновидностью таких актов можно считать специальные ведомственные акты, распространяющиеся лишь на ограниченную сферу общественных отношений (какая-либо отрасль хозяйства, министерство, банки, биржи и т.п.). В РФ верхнюю ступень подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Им не должны противоречить постановления Правительства, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств), а также акты местных органов исполнительной власти. Наряду с ними существуют и внутриорганизационные подзаконные акты.
Нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», либо в «Российской газете»). Нормативные правовые акты прекращают свое действие во времени по истечении срока, заранее установленного в самом акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года); в случае их отмены; при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений. Действие нормативного правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть, что особенно характерно для федеративного государства, где субъекты вправе создавать свою систему законодательства. Действие нормативного правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативный правовой акт, может определяться по другим основаниям, например, по признаку пола (только мужчинам в России адресуется воинская обязанность); по возрастному цензу (несовершеннолетние); по профессиональной принадлежности (государственные служащие, военнослужащие). Таким образом, норма права выступает структурной единицей нормативно-правового акта, который в свою очередь является элементом системы законодательства.
Лекция 2
Конституционный строй - определенная форма или способ организации общества и государства, закрепленные в конституции, который обеспечивает подчинение государства праву и характеризует государство как конституционное. Это очень объемное определение, включающее в себя очень многое, правильнее будет рассматривать основы конституционного строя. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации». Глава 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, закрепляет форму Российской Федерации как государства, устанавливает источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяет пространственные пределы действия суверенитета РФ, определяет правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений, закрепляет принцип разделения властей и устанавливает круг органов, осуществляющих государственную власть в РФ.
Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов РФ. Это означает, что другие главы Конституции РФ содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти РФ, порядок принятия ими властных решений, формулируются права и обязанности граждан, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя. В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена — в Конституции РФ, законах РФ, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Принципы, составляющие конституционный строй РФ, можно подразделить на две группы. 1) Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность а) принцип правового государства (ч. 1 ст. 1); б) принцип социального государства (ч. 1 ст. 7); в) единство экономического пространства и свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); г) равная защита форм собственности (ч. 2 ст. 8); д) идеологический и политический плюрализм (ч. 1, 3 ст. 13); е) гражданство РФ (ст. 6). 2) Принципы, определяющие организацию государственной власти: а) демократия и народный суверенитет (ч. 1 ст. 3); б) государственный суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4); в) федерализм (ч. 1 ст. 1; ч. 3 ст. 5); г) республиканская форма правления (ч. 1 ст. 1); д) разделение властей на законодательную, исполнительную и е) светское государство (ч. 1 ст. 14); ж) разграничение государственной власти и местного само Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности констатируют демократическое правовое социальное государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга. Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, путем пересмотра и принятия новой Конституции РФ (ч. 1 ст. 16 Конституции РФ).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |