Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть и принципы ее реализации




Несмотря на то, что гл.7 Конституции РФ называется «Судебная власть», законодательное определение судебной власти в ней отсутствует. Нет его и в ФКЗ «О судебной системе РФ».

Власть – это система отношений, в которой один из субъектов занимает господствующее положение и в определенных областях управляет поведением иных субъектов, устанавливая обязательные для них модели поведения, контролирует их и воздействует на них средствами принуждения и поощрения в целях обеспечения необходимых ему результатов..

Судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граж­дан в их взаимоотношениях с органами исполнительной вла­сти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний. Необходимо уточ­нить, что судебная власть проявляется не только в случае осуществления судом своих полномочий. Уже своим сущест­вованием и возможностью применения властных полномочий она воздействует на общественные отношения.

Для судебной власти характерны следующие признаки:

1 судебная власть — разновидность единой государственной

власти, источником которой выступает народ;

2 носителями судебной власти выступают судьи и суды как

органы правосудия;

3 независимость судебной власти от других ветвей власти в своем статусном выражении и в воздействии на правоот­ношения посредством правосудия;

4 самостоятельность судебной власти и подчинение ее толь­ко закону;

5 относительная организационная обособленность судебной

власти;

6 осуществление судебной власти посредством судопроиз­водства;

7 подзаконность судебной власти, поскольку суды должны при рассмотрении и разрешении дел руководствоваться только законом.

Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судо­производства.

В основе судопроизводства находятся его принципы — общие руководящие, исходные правовые положения, опреде­ляющие содержание и особенности данной деятельности. Ос­новы судопроизводства заложены в Конституции РФ.

К числу таких принципов относятся:

законность. В соответствии с данным общеправовым принципом суды при осуществлении правосудия должны ру­ководствоваться законами и соответствующими им другими нормативно-правовыми актами, а также общепризнанными нормами и принципами международного права. Суды не впра­ве применять законы, противоречащие Конституции РФ и фе­деральным законам.

единство судебной системы, которое обеспечивается путем:

1 установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным зако­ном «О судебной системе Российской Федерации»;

2 соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

равенство всех перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в про­цессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям;

осуществление правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учре­жденными в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации и Федеральным конституционным законом «О судеб­ной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конститу­ционным законом, не допускается. Присвоение кем-либо вла­стных полномочий суда преследуется по закону;

охрана прав и свобод граждан при осуществлении право­судия. Данный принцип охватывает комплекс норм, направ­ленных на недопущение незаконного ограничения в правах граждан. Гражданин всегда обладает пра­вом на судебную защиту;

самостоятельность судов и независимость судей. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи, присяжные и арбит­ражные заседатели, участвующие в осуществлении правосу­дия, независимы и подчиняются только Конституции Россий­ской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и фе­деральным законом;

обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу постановления судов, являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неис­полнение постановления суда влекут ответственность, предусмотренную феде­ральным законом.

гласность в деятельности судов. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным зако­ном и при строгом соблюдении установленного законом по­рядка судопроизводства. Например, уголовное дело о терро­ризме по определению суда может рассматриваться в закры­том судебном заседании. Судебное решение при закрытом су­дебном заседании провозглашается публично;

участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных засе­дателей, что является для них гражданским долгом.

язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Судо­производство и делопроизводство в судах ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации.

Статус судей в Российской Федерации

Законом установлено правило о единстве правового стату­са судей — федеральных и мировых. Поскольку судебной власти в достижении поставленных целей отводится столь важная роль — разрешать возникаю­щие споры, дела, устранять неопределенности правового характера в порядке конституционного, гражданского, ар­битражного, административного и уголовного судопроизвод­ства, поэтому судьи как носители судебной власти наделяют­ся высоким правовым статусом. Он существенно отличается от правового статуса государственных служащих и призван обеспечивать судьям независимость от кого бы то ни было, под­чиняясь только Конституции РФ. На судей возлагается повышенная правовая и нравственная ответственность в связи с осуществле­нием ими правосудия на профессиональной основе.

Под правовым статусом судьи принято понимать сово­купность прав, обязанностей, ответственность, а также гаран­тии, обеспечивающие реальность предоставляемых прав, в контексте приведенного определения понятия правового статуса понимаются те права и обязанности, которые принадле­жат субъекту как занимающему должность судьи. Кроме того со статусом судьи тесно связаны требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Все судьи в Российской Федерации имеют единый статус. В то же время наряду с общим статусом судьи законом предполагается наличие особенностей правового положе­ния некоторых категорий судей (Конституционного Су­да РФ, военных судов, конституционных (уставных) судов субъектов, мировых судей). Это продиктовано характером деятельности судов, возлагаемыми на них задачами и усло­виями деятельности. Во всяком случае особенности право­вого статуса должны определяться федеральными законами или законами субъектов России. Недопустимым является умаление статуса судей, установленного Законом.

Правовые основы статуса судей составляют конституци­онные нормы, устанавливающие: требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (ст. 119 Конституции РФ установлены минимальные общие требования для кандидатов на должность судьи).

Лицо, претендующее на должность судьи федерального суда, должно отвечать следующим требованиям: обладать гражданством Российской Федерации; иметь высшее юриди­ческое образование; возраст кандидата должен быть не менее 25 лет (для районного суда, арбитражного суда субъекта Рос­сийской Федерации, гарнизонного военного суда); пройти медицинское освидетельствование (отсутствие заболевания, препятствующего назначению на должность, устанавливает­ся по результатам медицинского освидетельствована); иметь стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (для районного суда, арбитражного суда субъекта Рос­сийской Федерации, гарнизонного военного суда); сдать при первичном наделении полномочиями судьи квалификацион­ный экзамен и получить рекомендацию от квалификацион­ной коллегии судей.

Для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда установлены дополнительные требования.

Судья при исполнении своих полномочий и во вне­служебных отношениях обязан избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья, впервые избранный на должность, приносит прися­гу в торжественной обстановке на собраниях судей. Текст присяги изложен в Законе РФ «О статусе судей в Рос­сийской Федерации».

Система судов в Российской Федерации

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Рос­сийской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов феде­рального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, то есть органов, рассматривающих и разре­шающих по существу административные, уголовные и гра­жданские дела;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, феде­ральные арбитражные суды округов, апелляционные арбит­ражные суды и арбитражные суды субъектов Российской Фе­дерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов, рассматривающих хозяйственные споры и административные споры в сфере экономических отношений.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Функция конституционного контроля является необходи­мым видом деятельности многих государств. Осуществляется она в целях проверки соответствия законов и иных норматив­ных актов конституции определенной страны.

Федеральный судебный конституционный контроль нахо­дится в ведении исключительно Конституционного Суда РФ.

Целями деятельности Конституционного Суда РФ являет­ся защита основ конституционного строя Российской Федера­ции, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России. Достигаются указанные цели посред­ством наделения Конституционного Суда РФ и реализацией им значительных полномочий.

При осуществлении судопроизводства Конституционный Суд РФ не разрешает уголовное, гражданское, администра­тивное или арбитражные дела по существу. Он не исследует фактические обстоятельства дела. Его задача — разрешить исключительно вопрос права, возникающий при рассмотрении конкретного дела, то есть определить, соответствует ли Кон­ституции РФ федеральный закон, другие нормативные акты. После вынесения Конституционным Судом РФ решения, по­ложительного для обратившегося с заявлением, уголовное или другое дело, рассматриваемое или рассмотренное судом об­щей юрисдикции или арбитражным судом, подлежит пере­смотру с учетом решения Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ на федеральном уровне пред­ставляет в своем лице единственный орган конституционного судопроизводства. Он не входит в подсистему судов общей юрисдикции, арбитражных судов или судебных органов субъектов Российской Федерации, не возглавляет указанные судебные органы и не взаимодействует с ними в процессуаль­ном смысле.

Данный суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от каких-либо органов государства. В состав Конституционного Суда РФ входят девятнадцать судей. К кандидатам в судьи Конституционного Суда РФ предъ­являются высокие требования, что определяется повышенной значимостью выполняемых ими обязанностей. В частности, пре­тендент на должность судьи должен отвечать следующим крите­риям: гражданство Российской Федерации (двойное гражданство исключается, если об этом нет специального указания в Феде­ральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»); возраст — не менее 40 лет ко дню на­значения; репутация — безупречная; образование — высшее юридическое; стаж работы по юридической профессии — не ме­нее 15 лет; квалификация — высокая в области права.

Назначение на должность судьи Конституционного Су­да РФ осуществляется Советом Федерации РФ тайным голо­сованием не позднее 14 дней со дня получения соответствую­щего представления Президента РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ устанавливается нормами ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального кон­ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Инициаторами производства в Конституционном Суде РФ по указанным основаниям могут выступать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая часть членов (депутатов) Совета Федерации и Государственной Ду­мы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбит­ражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетен­ции, которые возникают: между федеральными органами го­сударственной власти; между органами государственной вла­сти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение кон­ституционных прав и свобод граждан и по запросам судов про­веряет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом обращения обла­дают как отдельные граждане, так и объединения граждан.

Конституционный Суд РФ является единственным судеб­ным органом, обладающим правом официального толкования Конституции РФ. Право на обращение по этому поводу в суд имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Ду­ма, Правительство РФ, органы законодательной власти субъ­ектов Российской Федерации.

Исключительной компетенцией Конституционного Суда РФ является дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в го­сударственной измене или совершении иного тяжкого преступ­ления.

Конституционные суды республик и уставные суды дру­гих субъектов Российской Федерации выполняют такие же функции, что и Конституционный Суд РФ, однако в пределах соответствующего субъекта.

Суды общей юрисдикции. Систему судов общей юрисдик­ции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголов­ным, административным и иным делам, подсудным судам об­щей юрисдикции.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматрива­ет дела в качестве суда первой и второй инстанции и осущест­вляет другие полномочия, предусмотренные федеральными законами. Районный суд является непосредственно выше­стоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего су­дебного района.

Мировой судья исходя из своей компетенции относится к судебным органам общей юрисдикции, организационно вы­ступая судебным органом субъекта Российской Федерации. Он рассматривает гражданские, административные и уголов­ные дела в качестве суда первой инстанции. Например, миро­вому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за со­вершение которых возможно назначение наказания на срок до 3 лет лишения свободы, кроме перечня преступлений, содер­жащегося в ст. 31 УПК РФ. Из гражданских дел мировой судья рассматривает, например, споры имущественного харак­тера при цене иска до 500 МРОТ. Порядок организации и дея­тельности мирового судьи предусмотрен Федеральным зако­ном от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»1.

Арбитражные суды рассматривают гражданские дела по спорам, возникающим из предпринимательских и иных эко­номических отношений, когда субъектами такого спора вы­ступают юридические лица, организации, индивидуальные предприниматели, Российская Федерация, субъекты Россий­ской Федерации, государственные органы и другие субъекты.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судеб­ным органом в подсистеме арбитражных судов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.