Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные избирательные стандарты

Развитие институтов избирательного права и законодательства о выборах.

Практика применения федерального законодательства о выборах 2003-

2004 годов выявила некоторые проблемы реализации избирательных прав граж-

дан, обусловленные имеющимися в действующем законодательстве о выборах и референдумах пробелами и юридико-техническим несовершенством его отдельных положений. В связи с чем, разработчиками избирательного законодательства в 2005 году были предприняты соответствующие меры по унификации норм, регулирующих сходные правоотношения, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации». Эти законы приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Проведена работа по совершенствованию федерального законодательства о выборах и референдумах, уточнению и развитию некоторых положений иных отраслей законодательства, а также совершенствованию правоприменительной практики. Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в 13 федеральных законов, регулирующих избирательные правоотношения.

Наиболее объемные и существенные изменения внесены в Федеральный закон «Об основных гарантиях…»:

1) введены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта, и в качестве «дополнительного» - второе воскресенье октября. Не допускается совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель был бы вынужден голосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов;

2) отменен институт избирательных блоков на выборах всех уровней;

3) установлена максимальная величина заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы - он не может превышать 7 процентов;

4) с 25 до 50 процентов увеличено число кандидатов, при выбытии которых без вынуждающих обстоятельств из списка кандидатов, списку кандидатов соответствующей политической партии отказывают в регистрации или же отменяют регистрацию уже зарегистрированного списка;

5) закреплено право местных отделений политических партий выдвигать своих кандидатов на муниципальных выборах;

6) введена возможность применения электронного голосования на ограниченном числе избирательных участков.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие административную ответственность руководителей избирательных комиссий за нарушение порядка подсчета голосов, порядка обработки итогов голосования, выдачу заверенной копии протокола об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола. Также введено два новых состава административных правонарушений: нарушение порядка составления повторного протокола об итогах голосования и нарушение порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов.

В Федеральном законе «О политических партиях» в 10 раз увеличено государственное финансирование партий, доказавших свою состоятельность на выборах в парламент России. При этом изменен порядок финансовой отчетности политических партий, который теперь предусматривает ежегодное предоставление в ЦИК России сводного финансового отчета о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Кроме того, с целью оперативного контроля за финансовой деятельностью политических партий закреплена их обязанность ежеквартально предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств в ЦИК России, а региональных отделений - в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.

ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации получают полномочия осуществлять проверку сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемых партиями в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований от граждан и юридических лиц.

Цель этих изменений: обеспечить реальный контроль за порядком финансирования партий, сделать более прозрачной для общества их финансовую деятельность. Система избирательных комиссий с использованием ГАС «Выборы» должна будет обеспечить решение этой важной задачи.

На международном уровне избирательное право предстает как формирующаяся отрасль международного публичного права, как совокупность международных правовых актов, а также как научная и учебная дисциплина.

Анализ международных правовых и политических актов и практики международного правового регулирования показывает, что в современном мире возрастает роль международных избирательных стандартов - одного из действенных механизмов реализации международного принципа уважения прав человека и основных свобод.

Международные избирательные стандарты следует рассматривать как закрепляемый международным правом нормативный минимум внутригосударственного правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу назначения, подготовки, проведения и установления результатов выборов, а также отношений, касающихся инфраструктуры избирательного процесса, как механизм реализации международных норм-принципов избирательные стандарты позволяют унифицировать национальное законодательство, обеспечить его соответствие общезначимым целям и задачам, подготовить почву для интеграции отдельных государств в демократическое сообщество.

Особенностями правового регулирования избирательных стандартов являются непосредственное применение (прямое действие) соответствующих норм международного права во внутригосударственных отношениях, а также их приоритет над нормами национального права. Так, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соблюдение этой нормы применительно, в частности, к международным избирательным стандартам обеспечивается российским правосудием, в том числе конституционным Судом Российской Федерации.

Нормы избирательного права закреплены, в частности, всеобщей декларацией прав человека 1948 года (п. 3 ст. 21) и международным пактом о гражданских и политических правах человека 1966 года (ст. 25), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 3 Протокола № 1), и рядом других документов.

Важный шаг в развитии международного сотрудничества по созданию избирательных стандартов сделан рядом государств - участников СНГ. В связи с этим особого внимания заслуживает такой документ, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Этот документ, по сути, является одним из первых специализированных международно-правовых актов в области избирательного права и избирательного процесса, имеющим, во-первых, обязательный юридический характер, во-вторых, объединившим воедино и содержательно раскрывшим демократические избирательные стандарты в рамках СНГ и, в-третьих, предусматривающим создание механизма обеспечения гарантий избирательных прав и свобод граждан в государствах СНГ. Так, в соответствии с Конвенцией, стандартами демократических выборов являются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Конвенция вступила в силу 11 ноября 2003 г. и является одним из свидетельств стремления стран Содружества Независимых Государств к дальнейшей демократизации избирательного процесса, к созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов, обеспечению стабильности политического развития, развитию международных избирательных стандартов, подписавших Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ (ратифицирована Россией 2 июля 2003 г.).

За прошедший период Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, подписанная президентами Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины на заседании Совета глав государств - участников Содружества Независимых Государств (7 октября 2002 г. в Кишиневе), первоначально ратифицированная парламентами трех государств СНГ - Киргизии, России и Таджикистана, по состоянию на 11 ноября 2003 г. в соответствии с п. 1 ст. 22 Конвенции вступила в силу, о чем Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств уведомил государства - участники Содружества Независимых Государств Нотой N 03/1524 от 24 ноября 2003 г. В дальнейшем, 23 июня 2004 г. Конвенцию ратифицировала Молдавия, а 28 февраля 2005 г. - Армения. По состоянию на март 2005 г. Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств ратифицировали пять из семи подписавших Конвенцию государств СНГ: Киргизия, Россия, Таджикистан, Молдавия и Армения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды избирательных систем | Тема 3. Субъекты и участники избирательных правоотношений их правовой статус и полномочия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.