Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Источники права

 

В системе социальных норм наряду с нормами права определенное место занимают нормы морали и обычаи.

Слово «мораль» происходит от латинского moralis – нравственность. Она является одной из форм общественного сознания. В морали отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении.

В отличие от права, оперирующего такими терминами, как, например, «правомерное» или «неправомерное» поведение, «юридические права» и «юридические обязанности», «правонарушение» и «юридическая ответственность», в нормах морали отражаются совсем иные оценочные категории и критерии. Например, «добро» и «зло», «честь» и «бесчестие», «гуманное» и «негуманное», «добропорядочное» и «постыдное» и т.д.

Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, как и само государство, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами и отношениями, не могут тем не менее проникать во все сферы жизнедеятельности общества, регулировать межличностные и подобные им отношения. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться только лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права.

Также социальными нормами, регулирующими общественные отношения, являются обычаи. Обычаи – это правила поведения, которые в отличие от права никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей. Обычаи возникают в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами лиц. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия.

Обычаи, санкционированные государством в лице уполномоченных на то органов, называются правовыми. Они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением. Правовые обычаи являются одними из источников права. Они органически сочетают в себе моральные требования, предъявляемые обществом и государством к поведению отдельных лиц и их объединений, с правовыми. Таким образом, правовой обычай – общее правило поведения, имеющее юридическое значение.

Источники права – официальные способы выражения и закрепления принципов, норм, придание им юридического значения. Ими являются: нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент.

Нормативно-правовой акт – документ субъекта правотворческой деятельности, содержащий правила поведения. Признаки: во-первых, это документально оформленный акт, т.е. обязательно должны присутствовать название, дата принятия, дата подписания, регистрационный номер, должностное лицо, подписавшее его. Во-вторых, это акт субъекта правотворческой деятельности: народ выражает свою волю через референдум, управомоченные органы государства и местного самоуправления издают законы или подзаконные акты. Вообще все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида: законы и подзаконные акты. Основанием такой классификации является юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. В зависимости от этих критериев устанавливается строгая иерархия, то есть строгая система расположения, соподчиненности, нормативно-правовых актов. Рассмотрим основные нормативно-правовые акты по их иерархии, начиная с актов, обладающих высшей юридической силой.

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимается всенародным голосованием либо представительным органом государства. Это Конституция – закон, обладающий наивысшей юридической силой, принимаемый референдумом, и федеральные конституционные законы, которые принимаются Советом Федерации и Государственной Думой по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Поскольку для российской правовой системы характерна кодифицированность, постольку основные федеральные законы в целях законодательной экономии составляются в кодексы (например, Гражданский, Налоговый, Уголовный кодексы). Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой по текущим вопросам в области экономики, политики и социальной, духовной жизни общества не должны противоречить, в первую очередь, Конституции, во вторую очередь – кодексам. Взятые вместе законы составляют законодательство. Законы субъектов федерации, в свою очередь, принимаются представительными органами субъектов федерации, регулируют текущие вопросы в области экономики, политики, образования, культуры и иных сфер жизни общества в пределах субъекта федерации. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции и федеральному законодательству.

Подзаконными актами являются нормативные акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они делятся на указы Президента, постановления правительства. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов.

Нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов РФ должны издаваться в соответствии с Конституцией, законами, указами, постановлениями и им не противоречить.

Нормативные акты региональных органов власти (например, решения краевых представительных органов, постановления главы администрации), местного самоуправления (например, решения городских, районных, поселковых представительных органов и постановления соответствующих глав).

Нормативный договор – соглашение двух или больше субъектов права, содержащее правила поведения (международный договор, федеральный договор – соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов федерации).

Коллективный договор – соглашение по трудовым, социально-экономическим и профессиональным вопросам между администрацией и работниками.

Прецедент – судебное решение по конкретному делу, которому придано значение общего правила. Несмотря на то, что в России (и в царской, и в так называемый советский период) основными источниками права являются законы и подзаконные акты, иными словами право не прецедентное, фактически судебный прецедент в последнее время стал иметь силу источника права.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные пределы своего существования и действия, распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы. Говоря о пределах действия нормативных актов во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу. В РФ НПА вступают в силу следующими способами: в результате указания в тексте на дату, с которой документ вступает в силу; в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, с момента подписания, с момента опубликования); в результате применения общих правил. Общие правила: законы, нормативно-правовые акты Государственной Думы – по истечении 10 дней со дня официального опубликования, нормативно-правовые акты Президента и Правительства - по истечении 7 дней со дня официального опубликования. Акты министерств и ведомств - по истечении 10 дней со дня официального опубликования и подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Официально опубликованным нормативно-правовой акт считается в случае его издания в Парламентской газете, Российской газете, Собрании законодательства РФ.

Нормативно-правовой акт прекращает действие в результате: 1) истечения срока, на который был принят данный акт; 2) объявления об утрате им юридической силы; 3) принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; 4) устаревания документа.

Действие нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. 1. нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (исключение – уголовный закон имеет обратную силу, если смягчает или устраняет наказуемость). 2. нормативно-правовой акт может утратить силу, но некоторые положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве: они применяются на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов власти распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов федерации – на территории этих образований, акты муниципальных органов власти действуют на территории соответствующих административных единиц.

По кругу лиц нормативно-правовые акты действуют следующим образом. Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Исключение составляет принцип экстерриториальности (дипломатические посольства, представительства).

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Право и правовая норма. Правовая система общества и система российского права | Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.