Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические модели организации и практики социальной работы в обществе




Историко-философские основы феномена социальной помощи и поддержки.

Исторический контекст

 

 

1. И отечественная, и западная модели социальной помощи и поддержки базируются на идеях альтруизма, т. е. бескорыстного отношения к другим людям. В западной модели социальной помощи альтруизм нашёл своё логическое продолжение и развитие в реализации идей индивидуализма, в рамках которого чувства, мысли и по­требности человека представляют высшую ценность. Неслучайно, выдающийся западноевропейский философ и социолог К. Поппер, подчёркивал: «Этот объединенный с аль­труизмом индивидуализм стал ос­новой нашей западной цивилиза­ции. Это — ядро христианства («возлюби ближнего своего», — сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс».

Что касается философской доктрины отечественной модели социальной помощи, то здесь альтруизм представляет собой воплощение идей «соборности» (коллективизма). Это связано с тем, что Беларусь, за исключением периода XVI – начала XVIII вв., всё остальное время находилась в цивилизационном поле развития российской и советской государственности, форм их социально-экономического и общественного устройства. Данное обстоятельство помогает понять, почему именно общественные, общинные формы социальной помощи получили приоритетное развитие на Беларуси во все периоды её исторического развития, включая и советский период.

В отечественной практике социальной работы, как и в российской, идеологическим фундаментом являются постулаты общинности, коллективизма, а также этическая и нравственная идея народности в качестве безальтернативной идеи истинности и справедливости. В нашем обществе индивидуальность неразрывно связана с массовостью, а коллективизм, коллективность представляют базовый принцип организации практики социальной помощи. Такие векторы развития в истории отечественной социальной работы обусловили её специфику по сравнению с западной моделью.

Западная и отечественная модели социальной помощи базируются на принципах и идеях христианства. Однако, поскольку западное христианство всегда было ориентировано на индивидуальный путь спасения отдельного человека, а общественные отношения и идеалы выступали в качестве нормы, то и практика социальной работы в западном обществе была направлена, прежде всего, на соблюдение личностной свободы.

В отличие от западной церкви, с её различными течениями и ответвлениями, Русская православная церковь (в Беларуси в духовной жизни именно православие, как и в России, всегда занимало доминирующие позиции), в течение тысячелетия «единолично» формировала национальное сознание и менталитет, национальный духовный опыт. Именно специфика православных духовных ценностей обеспечила появление философии «призрения», которая многие сто­летия определяющим подходом в отечественной моде­ли социальной помощи. Призреть — значит приблизить, озаботить­ся нуждами ближнего своего, следовательно — дру­гой вектор предоставления социальной помощи.

Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного обще­ственного движения феминисток и либерально-демо­кратической оппозиции. Сходные тенденции наблю­даются и в Беларуси. Но если в западной модели разви­тие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер (т.е. для западной мо­дели характерен эволюционный путь развития), то в Беларуси, как и России, — дискретный (прерывный характер).

Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе политических, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Прежде всего, психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и психотерапевтической работы легла в основу ее методики.

Понятийное поле социальной помощи в Беларуси складывалось под воздействием иных факторов. Два ее направления — социальное обеспечение и соци­альная работа, как и в западной модели помощи, пред­стают в своем единстве. Их развитие осуществлялась не по линии дифференциации и автономизации этих процессов, а в преобладании социального обеспечения над соци­альной работой.

Другая особенность понятийного поля отечественной социальной работы заключается в том, что общественное призрение как историческая практика помощи вклю­чало в себя просвещение, образование, медицину, по­литику. Отсюда наблюдается фрагментарность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифициру­ют с социальной педагогикой, социальным обеспече­нием, социальной медициной.

2. В истории зарубежной социальной работы в зависимости от хронологических рамок и социокультурной среды можно выделить следующие основные модели организации социальной помощи и поддержки.

· Модель 1. Филантропическая помощь (VII в. до н.э. – V в. н.э.)

Данная модель развивается в период античности, на территории Древней Греции и Древнего Рима. Для нее характерно оказание помощи и поддержки свободным гражданам, развитие гражданских традиций в городах-полисах. К этим традициям можно отнести: бесплатную раздачу зерна, вина, реже — денежные выплаты. В Рим­ской империи существовали аналогичные традиции, ког­да властью жаловалась определенная сумма населению, внесенным в списки гражданам, они могли быть как пе­риодичными, так и в честь каких-либо крупных событий.

· Модель 2. Общественная благотворительность (V – XVI вв. н.э.)

Эта модель развития помощи и поддержки связана с деятельностью западной христианской церкви и развитием местного самоуправ­ления в городах, формированием государственных зако­нов, регламентирующих помощь различным сословиям. Деятельность церкви осуществлялась через монас­тыри, которые выступали в качестве благотворительных учреждений. Можно также отметить деятельность религиозных братств из средних и низших слоев городского и сельского населения, осуществляющих помощь вдовам, сиротам, больным и умирающим. В городах среди ремесленников организуются цеховые фонды взаимоподдержки. Происходит становление государственных подходов в деле рег­ламентации профессионального нищенства, законы о нищих, помощи бедным, введения общенациональных налогов на бедных.

· Модель 3. Социальное обеспечение (XVI – нач. XX вв. н.э.).

В данный период происходит разрушение церковно-монастырской системы благотворительности. Оформляются системы государственных превентив­ных мер в деле локализации профессионального ни­щенства: законы, налоги, полицейские мероприятия, система образования и воспитания.

Начинают оформляться первые школы професси­ональной подготовки добровольных благотворителей. Складываются территориальные модели локализации социальных патологий, такие как Эльберфельдская система в Германии, оформляется закрытая (в специ­альных учреждениях) и открытая (помощь на дому) системы помощи в Англии. Государство начинает ме­роприятия по локализации проблем нищенства, внедряется практика социального страхования.

· Модель 4. Социальные службы (нач. XX в.- наст. время)

В данный период организуется сеть профессиональ­ных заведений, которые охватывают все мировое про­странство. Сегодня имеются не только национальные школы социальной работы, но и национальные модели помощи и защиты. Социальные службы формируют не только определенный сектор права, экономики, но и об­щественных связей. Социальная помощь осуществля­ется в агентствах, школах, армии, церкви. К этой дея­тельности подключены государственные, обществен­ные, благотворительные организации, объединения.

 

Отечественные модели практики социальной рабо­ты возможно рассмотреть в контексте идеологичес­ких концептов «общественного благосостояния», ко­торые вырабатывались в течение нескольких столетий. В историческом плане оно было связано с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся, особенностя­ми способа производства, а также с историческими ин­ститутами власти и «общественным мнением».

· Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечение (X – XV вв).

Для данной модели характерна опека определенных слоев населения, которое законодательно берется под княжеский и церковный патронат. В эту клиентелу вхо­дили не только люди православной церкви, но и изгои, не связанные кровно-родственными отношениями, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «пита­ние», т. е. сохранение образа жизни подопечног о. Фор­ма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов, что находило свое выражение в изменении объема «десятины», ко­торая жертвовалась князьями. Постепенно утвержда­ется остаточный принцип, из остатков, когда поддерж­ка осуществляется из «избытка чего-либо». В связи с неразвитой системой хозяйствования помощь на уров­не власти носила временный и непостоянный харак­тер. Однако, возможно, она была адресной и конкрет­ной, поскольку действия князя были регламентирова­ны определенными традициями и законами. Церкви и монастыри предпринимают первые шаги в организа­ции институтов поддержки, таких как больницы, бога­дельни, а также закладывают основы медицинской помощи и просветительской деятельности.

 

Период XV – XVIII вв. в истории отечественной социальной работы характеризуется отсутствием функционирования какой-либо структурированной, организованной практики социальной помощи и поддержки, аналогичной европейской (социального обеспечения) или российской (государственно-законодательного регламентирования) модели социальной помощи. В этот период времени практика социальной работы носит фрагментарный, незначительный характер. Такое отсутствие отечественной модели социальной работы было обусловлено тем, что Беларусь фактически не имела устойчивой формы своей национальной государственности, а её территория являлась местом постоянных, широкомасштабных и многолетних военных конфликтов.

 

· Модель 2. Общественное призрение (XVIII – первая половина XX вв.)

Модель общественного призрения содержит в себе механизмы государственных законодательных регла­ментации, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территори­альных подходов к помощи и поддержке нуждающих­ся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обяза­тельному минимуму институтов помощи. Для нее ха­рактерен территориальный принцип финансирования и распределения средств на основе представительс­кого участия различных слоев населения. Большая роль в данной модели принадлежит благотворительным об­ществам и организациям, которые, как и приказы, на­ходятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью различным категориям нужда­ющихся, но и включает в себя меры по воспитанию и профессиональному, сословному обучению, интегра­ции женщин в различные сферы деятельности, обра­зованию и профессиональному обучению инвалидов. Для данной модели характерны децентрализация в об­ласти финансовой политики, отсутствие единых под­ходов к социальному обеспечению нуждающихся, во­люнтаризм в вопросах социальной поддержки, пери­одический характер деятельности.

· Модель 4. Общественно-территориальное распре­деление (60-ые годы XIX в. – 1917).

Модель общественно-территориального перерас­пределения возникает в пореформенный период в свя­зи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства, обнищанием насе­ления, нищенством различных общественных слоев. Для данной модели характерно сочетание архаичес­ких форм поддержки, таких как общинная и приход­ская система вспомоществования, наличие приказной системы. В то же время наблюдаются новые виды под­держки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные об­щества, они оказывают не только сословную поддер­жку, но и решают достаточно большой спектр проблем от поисков механизмов борьбы с безработицей до вос­питания малолетних преступников, от борьбы с соци­альными болезнями до создания системы искусствен­ного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирова­ния, децентрализация социальных акций в проведе­нии мероприятий в области социальной политики — характерные черты данной модели.

· Модель 5. Социальное обеспечение (1917 -1991 гг.).

Модель социального обеспечения — модель госу­дарственного патернализма, где приоритеты в систе­ме социальной политики отдаются трудящемуся насе­лению. В основе — социалистическое перераспреде­ление, на первых порах был осуществлен классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Борьба с частной собственностью на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство. Однако переход к все­общей пенсионной реформе в 60-е годы, оформление всеобщего социального обслуживания, с развитием различных типов пособий для инвалидов и малообес­печенных семей, вынуждает государство подключать к данной деятельности предприятия, которые брали на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержания социальной инфраструктуры.

Система государственного патернализма исключа­ла различные формы благотворительности. Монополи­зация и централизация системы социального обеспе­чения приводили к медленному реагированию на ре­шение общественных проблем, порождали различные формы социального иждивенчества, а пособия и сис­тема социальных услуг характеризовались крайне низким уровнем обеспечения.

· Модель 6. Переходный период (1991 - наст. вр.).

Модель переходного периода осуществляется в си­туации переструктурирования социальных, полити­ческих и экономических связей и отношений.

Особенностью концепции государственной соци­альной политики в 90-е годы- начале XXI века является ее направлен­ность на «стабилизацию уровня жизни граждан и последующего его значительного повышения», тог­да как в предшествующие годы она строилась на рас­пределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

В социальной сфере как особой сфере государствен­ного патернализма намечен ряд приоритетов и страте­гий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищ­ной сфере, науке, физической культуре и спорте. В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной за­щиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются диффе­ренцированная поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслужи­вания становятся нестационарные учреждения (территориальные центры социального обслуживания населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т. д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраня­ется только для отдельных групп населения в соответ­ствии с утвержденным перечнем, а основной акцент де­лается на привлечение средств граждан.

В области реформирования социальных выплат предполагается разработка новых единых принципов и кри­териев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учет среднедушевого совокупного семейного дохода и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.