КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические модели организации и практики социальной работы в обществе
Историко-философские основы феномена социальной помощи и поддержки. Исторический контекст
1. И отечественная, и западная модели социальной помощи и поддержки базируются на идеях альтруизма, т. е. бескорыстного отношения к другим людям. В западной модели социальной помощи альтруизм нашёл своё логическое продолжение и развитие в реализации идей индивидуализма, в рамках которого чувства, мысли и потребности человека представляют высшую ценность. Неслучайно, выдающийся западноевропейский философ и социолог К. Поппер, подчёркивал: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства («возлюби ближнего своего», — сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс». Что касается философской доктрины отечественной модели социальной помощи, то здесь альтруизм представляет собой воплощение идей «соборности» (коллективизма). Это связано с тем, что Беларусь, за исключением периода XVI – начала XVIII вв., всё остальное время находилась в цивилизационном поле развития российской и советской государственности, форм их социально-экономического и общественного устройства. Данное обстоятельство помогает понять, почему именно общественные, общинные формы социальной помощи получили приоритетное развитие на Беларуси во все периоды её исторического развития, включая и советский период. В отечественной практике социальной работы, как и в российской, идеологическим фундаментом являются постулаты общинности, коллективизма, а также этическая и нравственная идея народности в качестве безальтернативной идеи истинности и справедливости. В нашем обществе индивидуальность неразрывно связана с массовостью, а коллективизм, коллективность представляют базовый принцип организации практики социальной помощи. Такие векторы развития в истории отечественной социальной работы обусловили её специфику по сравнению с западной моделью.
Западная и отечественная модели социальной помощи базируются на принципах и идеях христианства. Однако, поскольку западное христианство всегда было ориентировано на индивидуальный путь спасения отдельного человека, а общественные отношения и идеалы выступали в качестве нормы, то и практика социальной работы в западном обществе была направлена, прежде всего, на соблюдение личностной свободы. В отличие от западной церкви, с её различными течениями и ответвлениями, Русская православная церковь (в Беларуси в духовной жизни именно православие, как и в России, всегда занимало доминирующие позиции), в течение тысячелетия «единолично» формировала национальное сознание и менталитет, национальный духовный опыт. Именно специфика православных духовных ценностей обеспечила появление философии «призрения», которая многие столетия определяющим подходом в отечественной модели социальной помощи. Призреть — значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего, следовательно — другой вектор предоставления социальной помощи. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Сходные тенденции наблюдаются и в Беларуси. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер (т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития), то в Беларуси, как и России, — дискретный (прерывный характер).
Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе политических, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Прежде всего, психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и психотерапевтической работы легла в основу ее методики. Понятийное поле социальной помощи в Беларуси складывалось под воздействием иных факторов. Два ее направления — социальное обеспечение и социальная работа, как и в западной модели помощи, предстают в своем единстве. Их развитие осуществлялась не по линии дифференциации и автономизации этих процессов, а в преобладании социального обеспечения над социальной работой. Другая особенность понятийного поля отечественной социальной работы заключается в том, что общественное призрение как историческая практика помощи включало в себя просвещение, образование, медицину, политику. Отсюда наблюдается фрагментарность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной. 2. В истории зарубежной социальной работы в зависимости от хронологических рамок и социокультурной среды можно выделить следующие основные модели организации социальной помощи и поддержки. · Модель 1. Филантропическая помощь (VII в. до н.э. – V в. н.э.) Данная модель развивается в период античности, на территории Древней Греции и Древнего Рима. Для нее характерно оказание помощи и поддержки свободным гражданам, развитие гражданских традиций в городах-полисах. К этим традициям можно отнести: бесплатную раздачу зерна, вина, реже — денежные выплаты. В Римской империи существовали аналогичные традиции, когда властью жаловалась определенная сумма населению, внесенным в списки гражданам, они могли быть как периодичными, так и в честь каких-либо крупных событий. · Модель 2. Общественная благотворительность (V – XVI вв. н.э.) Эта модель развития помощи и поддержки связана с деятельностью западной христианской церкви и развитием местного самоуправления в городах, формированием государственных законов, регламентирующих помощь различным сословиям. Деятельность церкви осуществлялась через монастыри, которые выступали в качестве благотворительных учреждений. Можно также отметить деятельность религиозных братств из средних и низших слоев городского и сельского населения, осуществляющих помощь вдовам, сиротам, больным и умирающим. В городах среди ремесленников организуются цеховые фонды взаимоподдержки. Происходит становление государственных подходов в деле регламентации профессионального нищенства, законы о нищих, помощи бедным, введения общенациональных налогов на бедных.
· Модель 3. Социальное обеспечение (XVI – нач. XX вв. н.э.). В данный период происходит разрушение церковно-монастырской системы благотворительности. Оформляются системы государственных превентивных мер в деле локализации профессионального нищенства: законы, налоги, полицейские мероприятия, система образования и воспитания. Начинают оформляться первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Складываются территориальные модели локализации социальных патологий, такие как Эльберфельдская система в Германии, оформляется закрытая (в специальных учреждениях) и открытая (помощь на дому) системы помощи в Англии. Государство начинает мероприятия по локализации проблем нищенства, внедряется практика социального страхования. · Модель 4. Социальные службы (нач. XX в.- наст. время) В данный период организуется сеть профессиональных заведений, которые охватывают все мировое пространство. Сегодня имеются не только национальные школы социальной работы, но и национальные модели помощи и защиты. Социальные службы формируют не только определенный сектор права, экономики, но и общественных связей. Социальная помощь осуществляется в агентствах, школах, армии, церкви. К этой деятельности подключены государственные, общественные, благотворительные организации, объединения.
Отечественные модели практики социальной работы возможно рассмотреть в контексте идеологических концептов «общественного благосостояния», которые вырабатывались в течение нескольких столетий. В историческом плане оно было связано с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся, особенностями способа производства, а также с историческими институтами власти и «общественным мнением».
· Модель 1. Княжеское и церковно-монастырское попечение (X – XV вв). Для данной модели характерна опека определенных слоев населения, которое законодательно берется под княжеский и церковный патронат. В эту клиентелу входили не только люди православной церкви, но и изгои, не связанные кровно-родственными отношениями, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», т. е. сохранение образа жизни подопечног о. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов, что находило свое выражение в изменении объема «десятины», которая жертвовалась князьями. Постепенно утверждается остаточный принцип, из остатков, когда поддержка осуществляется из «избытка чего-либо». В связи с неразвитой системой хозяйствования помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Однако, возможно, она была адресной и конкретной, поскольку действия князя были регламентированы определенными традициями и законами. Церкви и монастыри предпринимают первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, а также закладывают основы медицинской помощи и просветительской деятельности.
Период XV – XVIII вв. в истории отечественной социальной работы характеризуется отсутствием функционирования какой-либо структурированной, организованной практики социальной помощи и поддержки, аналогичной европейской (социального обеспечения) или российской (государственно-законодательного регламентирования) модели социальной помощи. В этот период времени практика социальной работы носит фрагментарный, незначительный характер. Такое отсутствие отечественной модели социальной работы было обусловлено тем, что Беларусь фактически не имела устойчивой формы своей национальной государственности, а её территория являлась местом постоянных, широкомасштабных и многолетних военных конфликтов.
· Модель 2. Общественное призрение (XVIII – первая половина XX вв.) Модель общественного призрения содержит в себе механизмы государственных законодательных регламентации, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Для нее характерен территориальный принцип финансирования и распределения средств на основе представительского участия различных слоев населения. Большая роль в данной модели принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые, как и приказы, находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью различным категориям нуждающихся, но и включает в себя меры по воспитанию и профессиональному, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению инвалидов. Для данной модели характерны децентрализация в области финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, волюнтаризм в вопросах социальной поддержки, периодический характер деятельности. · Модель 4. Общественно-территориальное распределение (60-ые годы XIX в. – 1917). Модель общественно-территориального перераспределения возникает в пореформенный период в связи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства, обнищанием населения, нищенством различных общественных слоев. Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В то же время наблюдаются новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают достаточно большой спектр проблем от поисков механизмов борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация социальных акций в проведении мероприятий в области социальной политики — характерные черты данной модели. · Модель 5. Социальное обеспечение (1917 -1991 гг.). Модель социального обеспечения — модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. В основе — социалистическое перераспределение, на первых порах был осуществлен классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Борьба с частной собственностью на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство. Однако переход к всеобщей пенсионной реформе в 60-е годы, оформление всеобщего социального обслуживания, с развитием различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей, вынуждает государство подключать к данной деятельности предприятия, которые брали на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержания социальной инфраструктуры. Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности. Монополизация и централизация системы социального обеспечения приводили к медленному реагированию на решение общественных проблем, порождали различные формы социального иждивенчества, а пособия и система социальных услуг характеризовались крайне низким уровнем обеспечения. · Модель 6. Переходный период (1991 - наст. вр.). Модель переходного периода осуществляется в ситуации переструктурирования социальных, политических и экономических связей и отношений. Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е годы- начале XXI века является ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан и последующего его значительного повышения», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления. В социальной сфере как особой сфере государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте. В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированная поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслуживания становятся нестационарные учреждения (территориальные центры социального обслуживания населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т. д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечение средств граждан. В области реформирования социальных выплат предполагается разработка новых единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учет среднедушевого совокупного семейного дохода и т. д.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |