Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помощи




Судя по научным данным в ходе человеческой эволюции люди современного типа (неантропы, кроманьонцы) сфор­мировались примерно 40—30 тыс. лет назад. Хотя человеко­образные существа (австралопитеки, питекантропы, синантропы) появились 3 млн. лет назад. Вопрос о прародине человечества и ныне остается дискуссионным. Исходя из находок костных остан­ков человекообразных существ, древнейших и древних лю­дей, одни исследователи считают прародиной человечества Африку, другие — Южную Аз ию, третьи — область Среди­земноморья (северо-восток Африки, юг Европы и Азии). В настоящее время преобладающей является первая из этих трех научных версий.

Первичные виды и формы социальной помощи зарождаются в условиях древнейшего прошлого современного человека, поскольку по данным зоопсихологии, явления зооальтруизма и зооэгоизма присущи уже высокоорганизованным представителям животного мира. Реакции социальной защиты проявляются у гоминид (австралопитеков, – древнейших предков человека. Стадо гоминид было с достаточно хорошо организованной помощью и взаимопомощью, доступностью добычи для всех его членов, занималось обучением детенышей, передачей навыков и опыта, в целом с мирными взаимоотношениями. Они жили сообща, у них формировался социальный инстинкт, который, по мнению В.М. Бехтерева, развился из семьи, и основанием к этому служили взаимная любовь, привычки и взаимопомощь, основанные на органических потребностях.

Параллельно с эволюцией человека, как биологического вида, создаются и его социальная организация, и механизмы осознанной социальной жизнедеятельности, в рамках которых социальная помощь и поддержка играли одну из ведущих ролей.

Начальными формами социальной организации древнего человека являлись институты парной семьи в качестве первичной социальной ячейки и родовой общины (сначала материнской, а затем – отцовской). В состав родовой общины входило несколько родственных между собой парных семей. Минимальная численность общины – 25-30 чел., максимальная – 200-500 чел. В период от 40 до 25 тысяч лет тому назад (средний и верхний палеолит) складывается и первая форма организации производства, в основе которой находились половозрастное разделение труда и простая кооперация труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий охоты. Женщины – собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей. Время от времени община кочевала вслед за движением стад животных, соответственно плотность населении была весьма невелика – 1 чел. на 50-100 кв. км. Родовые коллективы могли временно объединяться между собой лишь для проведения крупной загонной охоты.

В рамках оди­ночных семей и отдельных родовых коллективов без взаимопомощи было невозможно обеспечить выживание отдельного члена коллектива. Более того, родовой коллектив не мог сколько-нибудь продолжительно функцио­нировать и развиваться без заботы трудоспособных его чле­нов о сородичах, которые не могли прокормить себя сами. Определенные формы взаимопомощи существовали не толь­ко внутри родовых коллективов, но и между ними. Например, если у родового коллектива случайно потухал огонь, то его представители шли к соседям за тлеющими угля­ми, так как самим добывать огонь было делом трудным.

Первобытный человеческий коллектив – родовая община – формирует специфические представления и формы помогающей деятельности, которые целиком и полностью были связаны с витальными особенностями и функциями человеческого сообщества на данном этапе своего развития.

Общины управлялись на основе волеизъявления их взрос­лых членов, совета старейшин и существовавших социальных норм, включавших в себя обязательные правила поведения. Они регулировали специфику разделения труда, распреде­ления обязанностей в общине и семье, вопросы взаимоза­щиты и др. Например, разделение труда по возрасту осуще­ствлялось исходя из принципа выполнения молодыми мужчинами более трудной и опасной работы, а пожилыми — более сложной. Старики являлись блюстителями обычаев, ведали культовыми обрядами, хранили традиции, пользова­лись большим влиянием в общине, что объяснялось их зна­ниями и жизненным опытом. Особый статус немногочислен­ных пожилых людей в то далекое время определялся их восприятием в обществе как посредников между умершими и живыми.

В условиях столкновения человека с природой, соседями защитный механизм направлен либо на расширение родового пространства, либо на защиту и поддержку самих членов рода внутри общины.

Почему это происходит именно на этапе родоплеменных отношений? Во-первых, появляются примитивные механизмы и способы защиты человека, во-вторых, благодаря образованию человеческого коллектива, ослабляются индивидуальные механизмы борьбы человека за выживание в природе. Как следствие, удлиняется период жизни человека, что приводит к формированию специфических возрастных групп: детства и старости.

К. Поланьи и Б. Малиновский характеризуют связи в родовой общине как реципрокные, т. е. основанные на взаимопомощи. М. В. Фирсов вводит понятия «реципрокация» – взаимоподдержка и «р едистрибуция» – взаимообмен для определения помощи в древнейшем человеческом сообществе как «реципрокного альтруизма», т. е. помощи, узконаправленной на свое родовое пространство. Эта помощь предполагала взаимные обязательства только по отношению к «своим» членам общины.

На последнем этапе, т.е в эпоху неолита, существования архаического (первобытного) общества родовые коллективы полностью преобразуются из материнских в отцовские. Отцовская семейная община, или большая патриархальная семья, представляла собой хозяйственную группу, состоявшую из трех-четырех поколений ближайших родственников, потом­ков одного отца, с их женами и детьми, иногда с зятьями и иными принятыми в семью родными. Примерная ее числен­ность достигала ста и более человек. Во главе патриархаль­ной семьи стоял «старший» мужчина. Им мог быть старший по возрасту, более опытный человек или по решению общи­ны выбирался мужчина помоложе. Он организовывал и ру­ководил хозяйственной жизнью семьи, а также регулировал вопросы, связанные с обеспечением тех сородичей, которые не в состоянии были сами прокормить себя. Вопросами ухо­да за немощными, больными сородичами занималась и «старшая» женщина семьи, являвшаяся обычно женой «стар­шего» мужчины. Она не только ведала всеми женскими ра­ботами семейного хозяйства, но и обладала значительной властью над молодыми мужчинами дома. Когда патриархаль­ная семья разрасталась, то ведение единого домашнего хо­зяйства оказывалось затруднительным. Семья разделялась на несколько частей согласно решению представителей стар­шего поколения.

Взаимопомощь, забота о неработоспособных сородичах, которые стали проявляться еще в локальных группах охот­ников и собирателей, сохранились и получили традицион­ный характер при общинной форме социальной жизни. На стадии позднепервобытной общины, в условиях роста избы­точного продукта и упрочения личной собственности, полу­чила развитие престижная экономика. Она проявлялась в практике дарообмена. Люди могли дарить разные вещи, при­чем и такие, которые не представляли хозяйственной цен­ности (редкие раковины, особенные птичьи перья и др.) Да­ритель или дарители приобретали общественный престиж, который был тем больше, чем щедрее был дар. При этом дей­ствовал принцип взаимности в дарообмене. Престижная эко­номика стимулировала как внутриобщинную, так и межоб­щинную взаимопомощь.

Посредством дарообмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные и союзнические от­ношения, усиливался авторитет предводителей общин и пле­менной знати. Руководители общин зачастую осуществляли дарообмен с «переплатой» — давали больше, чем получали взамен. В данном случае взаимность переставала быть сба­лансированной и возникало неравенство статусов. А в этом был заинтересован предводитель общины, заботившийся о своем авторитете среди сородичей. Такую практику некото­рые специалисты по истории социальной работы (М.В. Фирсов, К.В. Кузьмин и Б.И. Сутырин) именуют филантропи­ческой помощью со стороны вождей и старейшин рода нижестоящим соплеменникам

Межплеменные отношения в архаическую эпоху порой приобретали конфликтный характер. Иногда возникал и тер­риториальные, а реже — и межличностые споры, переходив­шие в столкновения. Но такие конфликты и противостоя­ния были временными, а им на смену приходили вполне мирные, дружеские отношения. У первобытных людей широ­кое распространение получили обычаи взаимного посещения различных групп, принадлежавших разным племенам. Эти ви­зиты нередко приурочивались ко времени, когда имелась в изо­билии пища, например, к сезону созревания плодов, к периоду завершения сбора урожая, ко времени массового лова рыбы и др. Взаимные посещения, практика дарения и отдаривания между группами разных племен сыграли важную роль в разви­тии культуры и хозяйственных связей в первобытные времена.

Взаимопомощь между людьми соседних племен наблю­далась во время неурожаев, таких стихийных бедствий, как пожар, наводнение и др. Межплеменное взаимодействие отвечало общим интересам людей при создании больших ир­ригационных сооружений, для обеспечения обороны терри­тории от общего противника. Позже все это привело к созда­нию племенами различных объединений, союзов племен.

Дружественные связи и взаимопомощь в первобытном об­ществе имели не только коллективный, межобщинный, меж­племенной, но и индивидуальный характер. Помощь между отдельными лицами в те давние времена развивалась на ос­нове общественного инстинкта взаимоподдержки как сред­ства выживания и инстинкта сострадания как социально-компенсационного средства при увечьях, немощи и других обстоятельствах. Эти общественные инстинкты позже закре­пились на уровне сознания под влиянием накопленного ис­торического опыта и религиозных верований.

Таким образом, основные формы социальной помощи и поддержки в архаических обществах были представлены следующим образом.

1. Культовые формы помощи и поддержки. Они были связаны с мифологическим миром древнего человека и представлены различными сакральными атрибутами. Мифологическое мышление объединено с определенной моделью действий по защите и охране коллектива, отдельного индивида. Особую роль здесь играет феномен тотема как комплекса верований и обрядов. В роли тотема выступало какое-то явление природы, растение или предмет, которое считалось родоначальником племени. Тотем был первой ступенью становления и оказания социальной помощи, так как являлся помощником человека в его взаимодействии с природой. Чаще всего это были определенные знаки, действия, предметы (деревянные куклы), животные. Тотем помогал не только отдельному человеку, но и всему роду. При этом удача зависела от строгого выполнения всех предписаний, табу.

2. Общинно-родовые формы помощи, реализуемые через систему общинного самоуправления. Это позволяло оказывать поддержку крайне нуждающимся, незащищенным категориям общины: старикам, детям, вдовам.

3. Хозяйственные формы помощи, представленные различными видами взаимообмена материальными благами и услугами на основе взаимных обязательств.

Все эти ранние формы помощи могут быть объяснены с помощью теорий дарения и обмена (это способствует более глубокому пониманию современных принципов волонтерства, взаимопомощи и профессиональной социальной работы). Французский социальный антрополог и социолог М. Мосс [4], рассматривая теорию дарения в связи с идеей человеческой солидарности, подчеркивает, что современные системы социальной защиты и здравоохранения, заботы о пожилых и детях имеют истоки в социальном институте дарения, существовавшим еще в архаические времена. Известный антропологам ритуал североамериканских индейцев – потлач – дает пример «тотальной системы дарения», всеобщего и непрекращающегося обмена ценностями и услугами.

Означала ли благотворительность как безвозмездный подарок или добровольное и бескорыстное распределение ресурсов, осуществляемое по воле дарителя? Отношения дарения, как утверждает социальная антропология, подразумевают компонент «отдаривания», благодаря чему восстанавливается необходимое равновесие взаимодействующих сторон. Дар, который ничего общего не имеет с солидарностью, есть противоречие. Теория дарения имеет много общего с теорией социального обмена, варианты которой развивались в социологии, социальной психологии, экономике, социальной антропологии, политологии. Обмен различными социальными благами в широком смысле слова рассматривается здесь как фундамент, на котором построены многочисленные структурные образования, такие как: власть, статус, престиж.

В связи с этим большая роль принадлежит тотему как прародителю племени и помощнику человека, а также колдуну и шаману, наделенными особыми знаниями, полномочиями посредников между человеком и природой. Помощь в этот период скорее внеиндивидуальная, коллективно-родовая; человек, который обращается к шаману, – не единичный субъект, а часть племени, рода. В этих условиях первыми стихийными субъектами помощи становятся служители культа (шаманы, жрецы, волхвы и пр.) и вожди племени. Для шамана или жреца помощь человеку или всему роду в кризисной ситуации (голод, болезнь) заключалась в том, что он, обладая специфическим знанием о свойствах лекарственных растений, минералов, металлов, человеческой психики, поведении животных и т.д., становился посредником между человеком/общиной и проблемой, которую сам человек решить не мог. Шаманы могли влиять через коллективное настроение на личность нуждающегося или больного. Знания шамана были универсальны, так как он контролировал всю жизнь рода, выполнял функции посредника при родах, его деятельность отвечала требованиям социальной группы, рода, племени и отсюда его могущество.

От вождя или главы племени зависело право перераспределения дополнительного продукта, урегулирования запросов своего рода, что наделяло его дополнительными качествами щедрости и справедливости. Он должен был обладать авторитетом и способностью внушать доверие. Вождь должен многое уметь: «…когда один человек или целая группа чувствует в чем-то потребность, и обращаются к вождю. Таким образом, щедрость является главным качеством, которого они ждут от вождя», – отмечает К. Леви-Стросс [5]. За вождем племени в экономике дарообмена закрепляется право распределения дополнительных ресурсов.

Позднее институт шаманства и вождей дополняется системой богов и их иерархией. Они не только покровительствовали всему живому, но и отвечали за конкретные виды помощи, обладая при этом абсолютной властью.

Таким образом, складывающаяся парадигма помощи была стихийной, витальной, она определялась жизненными потребностями человека и ограничивалась его возможностями на неосознаваемом уровне.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.