Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное призрение в средние века




 

Христианство в период средневековья постепенно распро­странилось во всех европейских странах, став государствен­ной религией. После церковного раскола 1054 г. оно раздели­лось на западную (католическую) и восточную (православную) ветви, но при этом сохранялось как единая мировая рели­гия, утверждавшая ценности добра, всепрощения, милосер­дия. Христианство в значительной мере определило культур­ную жизнь европейских народов, воздействуя на систему образования и воспитания, формируя нравственные основы поведения в повседневной жизни. В середине XVI в. движе­ние Реформации разрушило единство католической Евро­пы. Распространение протестантских идей привело к прове­дению в ряде стран церковных реформ. Их следствием стало закрытие монастырей, частичное проведение секуляризации монастырских земель, отмена некоторых церковных празд­ников и др. В ряде стран католиков даже стали облагать спе­циальным налогом. Формировавшееся тогда новое мировоз­зрение основывалось на идеях гуманизма, важнейшей из которых было положение о том, что в центре мира находит­ся личность с ее индивидуальными особенностями. Такой подход в определенной мере противоречил традиционной средневековой идеологии приоритета религиозного начала.

Церкви, монастыри, специальные монашеские ордена проводили большую работу по оказанию помощи бедным и обездоленным. В монастыри уходили люди, которые добро­вольно обрекали себя на безбрачие и отречение от всех благ мира ради служения христианским идеалам самопожертво­вания, посвящая жизнь Богу. Монашеские ордена наряду с религиозно-духовными задачами ставили своей целью и охранно-силовые функции. Например, ордена госпитальеров (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.), действовавшие в Европе в XI—XIII вв., объединяли людей не только для слу­жения Богу через молитвы, обеты, духовное самосовершен­ствование, но и для охраны христиан-паломников, прибы­вавших на Святую землю. Некоторые монашеские ордена выступали за силовое освобождение святых мест, считая возможным военным путем обеспечить защиту и распростра­нение веры. Несмотря на эти, в общем-то, далекие от хрис­тианского учения цели, монашеские ордена традиционно занимались помощью бедствующим, больным, раненым. При орденах действовали больницы, госпитали, приюты.

Монастыри и церкви располагали немалыми средствами для осуществления богоугодных дел. Как уже отмечалось, на заре средневековья правители некоторых стран (Византия) предоставляли церкви право приобретать имущество по за­вещанию, что расширяло возможности церквей и монасты­рей в деле благотворительности и призрения. Позже церкви стали не только освобождаться от различных налогов, но и получать свою долю в сборах, пошлинах. Такие льготы пре­доставляли церкви французские короли, о чем свидетельству­ют документы. Можно сослаться на грамоту от 1036 г., да­рованную французскими королями аббатству св. Ведаста г. Appaсa. В ней говорится, что на всей территории от мо­ста Энарда до храма св. Марии половину рыночной пошли­ны получает аббатство св. Ведаста, а другую половину — епископ. Кроме того, владения, огороженные для св. Марии, освобождались от каких-либо налогов. Во всех других мес­тах, лежавших в черте аббатства, если совершался торг, ры­ночная пошлина целиком шла аббатству св. Ведасту.

Церкви и монастыри освобождались от налогов в период раннего и классического средневековья во многих европей­ских странах. Однако местные власти не всегда следовали этому правилу. Церковь принимала постановления, направ­ленные на недопущение подобной практики. Так, в поста­новлении Лютеранского церковного собора (1215 г.) подчер­кивалось, что те из местных правителей (городов и прочих территорий), кто пытаются обременять церкви и церков­нослужителей налогами, поборами или другими повинно­стями, должны прекратить подобную дерзость под страхом анафемы. Нарушители и их покровители после предупреж­дения могли подвергнуться отлучению от церкви.

В пользу церкви выплачивалась также десятая часть от со­бранного зерна, плодов, приплода животных и от всего дру­гого, что было произведено за год. В средневековой Европе эта церковная десятина была обязательна в соответствии со специальным предписанием Папы Римского. Но предписа­ния главы католической церкви соблюдались тогда не всеми. Поэтому Лондонский церковный собор (1175 г.), рассмотрев данную проблему, призвал верующих под угрозой анафемы выполнять свой христианский долг по уплате церковной де­сятины. В постановлении собора было записано, что все де­сятины с земли, как от злаков, так и от плодов, принадлежат Господу и ему посвящаются. Те люди, которые не желали пла­тить десятин и не исправлялись после трех увещеваний, дол­жны были быть подвергнуты анафеме.

Располагая немалыми средствами и возможностями, цер­кви, монастыри и некоторые монастырские ордена активно занимались благотворительностью и общественным призре­нием. Эта деятельность осуществлялась преимущественно в следующих формах: раздача милостыни, устройство даровых трапез, учреждение и содержание различных богоугодных за­ведений и др.

В эпоху средневековья именно милостыня являлась ос­новным видом помощи нуждавшимся. Она, будучи важным средством, обеспечивающим существование неимущих, была возведена церковью в религиозную обязанность. Нищие, не­мощные, сироты, странствующие и все страждущие вызы­вали чувство сострадания у верующих христиан еще и в свя­зи с тем, что они ассоциировались с образом страдающего Иисуса Христа.

Церкви и монастыри часто сами осуществляли раздачу милостыни. Церковное законодательство регулировало ми­нимальные размеры таких обязательных церковно-монастырских пожертвований. Известно, что в средневековой Ан­глии церковным правом было закреплено требование о затрате на бедных до 1/3 всех церковных доходов. Десятки и сотни тысяч нуждающихся получали в церквях и монасты­рях спасительное для них подаяние.

Церкви и особенно монастыри устраивали даровые тра­пезы для бедных, что приобретало широкий размах в период массовых бедствий (эпидемий, стихий, неурожаев, войн). О страданиях людей во время неурожаев сообщалось во мно­гих средневековых документах. В хронике бургундского мо­наха Рауля Лысого (Глабера), написанной в первой полови­не XI в., говорилось о страшном голоде во Франции 1032 г. Там отмечалось, что некоторые люди выкапывали лесные ко­ренья и собирали водоросли. Обезумевшие от голода люди поедали даже человеческое мясо. В таких условиях монас­тыри с их запасами продовольствия оставались единствен­ным спасением для тысяч людей, ослабленных и измученных голодом. Возле них создавались целые слободы из бедных и голодных людей, получавших хлебную милостыню.

Благодаря устройству монастырями бесплатных трапез и раздачи хлебной милостыни удалось спасти большое коли­чество людей во время эпидемии бубонной чумы — «черной смерти», свирепствовавшей в Европе в середине XIV в. Эта эпидемия, по разным оценкам, унесла жизни от четверти до трети населения Европы. Болезнь передавалась при разго­воре с зараженным, прикосновении или приближении к нему, а также через его одежду и вещи.

В 1347 г. «черная смерть» обрушилась на Сицилию. Бо­лезнь была занесена людьми, прибывшими в сицилийский порт на генуэзских галерах. Монахи таких орденов, как братья францисканцы, доминиканцы, пытались помочь несча­стным сицилийцам, заболевшим чумой. Документальные источники свидетельствуют, что священнослужители захо­дили в дома больных, чтобы исповедовать зараженных лю­дей. При этом монахи рисковали своей жизнью. Значитель­ная их часть заболела и вскоре умерла. Как отмечается в одном из документов, посвященном эпидемии чумы на Си­цилии, лишь немногие из монахов выжили в своих кельях.

В Англии бубонная чума началась в западных портах в ав­густе 1348 г. К сентябрю эпидемия дошла до Лондона, где про­должалась до осени 1349 г. В 1350 г. «черная смерть» переки­нулась в Ирландию и Шотландию. По данным некоторых исследователей, во время чумы в Англии умерло тогда от 1/2 до 2/3 всего населения. Заразная болезнь сопровождалась па­дежом скота и голодом. Раздача хлеба, осуществлявшаяся церковью, позволила несколько ослабить страшные послед­ствия эпидемии.

Во время бубонной чумы монастыри и монастырские братства раздавали хлебную милостыню многим тысячам бедствовавших людей в Германии, Италии, Франции и дру­гих странах. Только в одном немецком городе Любеке в 1355 г. такую монастырскую помощь получили 19 тыс. человек.

В период средневековья церкви и монастыри открывали специальные заведения, где нуждающиеся получали приют, пропитание и уход. В Византии, например, функционировали такие богоугодные заведения, как орфанотрофии (сиротско-воспитательные дома), геронтокомии (дома призрения пре­старелых), новокомии (больницы), брефотрофии (воспита­тельные дома), коеннодохии (странноприимные дома). Все эти учреждения были основаны и содержались церковью.

Во французском городе Лионе в 542 г. по инициативе цер­кви был открыт один из первых в Европе приютов для без­домных, где помощь оказывали преимущественно монахи. Назывался он Домом Господа.

В 600 г. парижским архиепископом в столице Франции был основан госпиталь Отель-Дьё («Божий Дом»). Здесь по­лучали уход и призрение нищие, немощные, а позже — заразнобольные люди и другие лица, нуждавшиеся в помощи.

Монашеские ордена в эпоху средневековья открывали специальные больницы для оказания помощи больным, ка­лекам, немощным. Известно, например, что в конце XIII в. только в ведении одного монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц.

В монастырских госпиталях нищие и странствующие по­лучали приют, необходимую помощь. Центральный монас­тырский госпиталь в итальянском городе Милане в середине XV в. предоставлял приют не только нищим из близлежащих территорий, но и странствующим людям, паломникам. В Ве­неции в 1528 г. монастырями и монастырскими братствами было создано четыре госпиталя для нищих, в которых нахо­дилось до тысячи человек. Они тут получали ночлег, хлеб, суп и вино.

В Испании монастырским орденом Братьев милосердия были устроены богадельни для нищих и немощных. Одним из активных подвижников этих благотворительных деяний в первой половине XVI в. был руководитель ордена испанец Иоанн Готский.

Основатель монастырского ордена Сестер милосердия Винцент де Пауло организовал приюты и богадельни во Франции. В середине XVII в. на основе одного из таких при­ютов было создано особое учреждение — религиозный гос­питаль для содержания заключенных. Их жизнь здесь напо­минала монашескую.

В средневековье начальное развитие получило обществен­ное призрение. Прежде всего была сохранена традиция фун­кционирования различных корпораций, создававшихся на профессиональной основе еще в эпоху древнего мира: объе­динения каменотесов в Древнем Египте, объединение ремес­ленников в античных государствах. В городах, средневековой Европы ремесленники, подмастерья, повара, мелкие торгов­цы и другие создавали товарищеские ассоциации (гильдии, союзы, братства, сообщества). В случае нужды члены това­риществ получали поддержку от своих ассоциаций. Их денежные фонды использовались как для помощи членам профес­сионального сообщества, так и для поддержки немощных, престарелых, детей-сирот. Ассоциации противодействовали распространению нищенства в своей среде. В частности, од­ной из важнейших задач статута рабочих Англии, образован­ного в 1349 г., был контроль за нищенствующими работни­ками, входящими в это профессиональное сообщество.

Наряду с товарищескими ассоциациями субъектами об­щественной помощи были церковные приходы и городские самоуправления. Их роль приобрела особую значимость в пе­риод позднего средневековья, когда под влиянием Реформа­ции (XVI в.) и в связи с секуляризацией церковных земель стали закрываться монастыри. Их функции по поддержке бедных переходили к местным приходам.

Приход, владевший церковно-приходским имуществом, сочетал в себе функции церковного и территориального уп­равления. Собрание прихожан избирало его должностных лиц. Кроме церковных старост выбирались и специальные надзиратели за бедными. Последние в определенной мере выполняли функции современных социальных работников. Непосредственно церковными делами в приходе занимался его настоятель. Староста сочетал в себе церковные и адми­нистративно-управленческие функции. Он, получив полно­мочия прихожан, занимался вопросами сбора и распределе­ния местных налогов, проблемами состояния дорог, мостов, благоустройства улиц и др.

Призрение бедных и нуждающихся осуществлялось при­ходами благодаря наличию церковных касс. Ими заведова­ли казначеи и кассиры, являвшиеся нередко диаконами. На собрании прихожан решался вопрос о том, кому и каким об­разом необходимо оказать помощь. Поддержка нуждающим­ся оказывалась продуктами, одеждой, деньгами. Пособие от прихода раздавалось в церкви после богослужения или же доставлялось бедным на дом диаконами, низшими чинами кассы, другими церковнослужителями. В таком случае осу­ществлялось непосредственное общение с бедными, что по­зволяло лучше узнать их реальную нужду и сделать помощь более действенной. Используя средства церковной кассы, члены приходской общины заблаговременно запасали в большом количестве хлеб, картофель и другие продоволь­ственные продукты, чтобы при необходимости раздать их не­имущим бесплатно или по низкой цене. Приход также про­являл заботу о трудоустройстве бедных и безработных прихожан. В некоторых случаях практиковалась выдача де­нежных ссуд для ремесленного или торгового дела.

В XVI — первой половине XVII в. при церковных прихо­дах стали создаваться благотворительные школы, где дети бедноты могли бесплатно научиться грамоте, письму, счету, а также получить основы знаний о христианской религии. В некоторых таких школах детей обучали и ремеслу (шитью, вязанию, сапожному, гончарному делу и др.). В ряде французских городов, и прежде всего в Париже, благотворительные школы в середине XVII в. функционировали во многих католических приходах.

Преимущественно протестантские церковно-приходские общины создавались в Северной Америке на заре ее евро­пейской колонизации (рубеж XVI—XVII в.). В них была раз­вита система взаимопомощи и общественной поддержки. Она включала в себя такие формы, как помещение бедных в семьи соседей при компенсационных затратах общины, со­кращение до минимума размера приходских пошлин для бед­ных, предоставление им за счет прихода бесплатного меди­цинского обслуживания и др. В приходах здешних колонистов была даже учреждена специальная должность попечителя по призрению бедных. Он занимался не только вопросами при­зрения нуждавшихся в помощи жителей прихода, но и осу­ществлял профилактические меры по предупреждению на­плыва сюда нежелательных переселенцев.

Значительные усилия в сфере общественного призрения предпринимали в средневековье городские самоуправления. Во Франции в XIII в. король мог предоставлять городам са­моуправленческие функции — права коммун. Эта его воля закреплялась в специальной хартии вольностей. Во главе го­родских самоуправлений стояли мэры, обеспечивавшие со­блюдение законности и нормального жизнеобеспечения на вверенной им территории. Одной из обязанностей градона­чальников было оказание помощи бедным путем содействия их трудоустройству. В записи обычного права «Кутюмы Бовези», составленной в 1282 г. королевским юристом Филип­пом де Бомануаром, содержался специальный раздел, посвя­щенный городским коммунам и их правам. Там отмечалось, что в условиях городского самоуправления богатые не долж­ны сомневаться, что если они нарушат закон, то будут нака­заны, и «пусть бедняки указанных городов могут мирно за­рабатывать себе на пропитание». Однако становилось все более очевидным, что одним трудоустройством проблемы бедности и нищеты на муниципальном уровне не решить. Ведь многие бедные не в состоянии были работать и нужда­лись в продолжительной помощи и уходе.

В период классического и позднего средневековья город­ские самоуправления стали учреждать богадельни, лечебни­цы для бедных и неизлечимых больных, приюты для сирот и. другие социальные учреждения. В 1374 г. местные власти ита­льянского города Милана открыли и содержали специаль­ный «чумной дом», где получали уход заразнобольные люди. Городские советы многих германских городов на рубеже XIV—XV вв. надзирали за имевшимися богадельнями и учреждали на свой счет новые. В некоторых городах стали вводиться должности городских попечителей о бедных и над­зирателей за бедными. Городские магистраты брали на себя функции опекунов сирот, слепых, немых, калек, умалишен­ных и другие лиц, нуждавшихся в постоянной помощи и за­боте.

В XV—XVI вв. во многих европейских странах обостряет­ся проблема нищенства. Верховные власти стали возлагать на городские самоуправления функции содействия полицей­скому надзору за нищими и бедными. Для регламентации борьбы с профессиональным нищенством на городском уровне были учреждены специальные уставы о нищих, по которым лица, не желавшие трудиться, изгонялись из горо­дов. Например, по Нюрнбергскому уставу 1478 г. просить ми­лостыню могли лишь те из них, кто получал на это разреше­ние от почтенного городского совета. Кроме того, они должны были носить на одежде опознавательный знак, ко­торый им выдавался городским советом. Те же лица, кото­рые просили милостыню без разрешения и знака, изгонялись из Нюрнберга на целый год и не имели права приближаться к нему на расстояние одной мили. Прежде чем получить разре­шение и знак, каждый нищий должен был рассказать членам городского совета о своем имущественном, физическом со­стоянии и семейном положении. Лишь после этого прини­малось соответственное решение. Жителям Нюрнберга запрещалось без специального разрешения держать у себя нищего более трех дней. По городскому уставу о нищих за нарушение этого требования горожане подвергались штраф­ным санкциям.

В первой половине XVI в. наряду с городскими уставами о нищих стали появляться и городские уставы о призрении бедных. В последних регулировался не только администра­тивно-полицейский надзор за профессиональными нищими, но и определялись некоторые меры их призрения. В числе та­ких уставов, действовавших в германских городах, можно на­звать Аугсбургский (1522 г.), Нюрнбергский (1522 г.), Страсбургский (1523 г.), Магдебургский (1524 г.), Гамбургский (1529 г.) и др. Этими уставами регламентировалась, наряду с прочим, деятельность попечительств (попечений) о бедных. При них учреждались городские «общинные кассы», где сосредото­чивались средства от пожертвований, завещаний, доброволь­ных сборов. Для пополнения кассы практиковались и цер­ковные кружечные сборы. Собранные деньги направлялись на оказание помощи лицам, действительно нуждавшимся в ней. В позднем средневековье между гражданскими и цер­ковными общинами городов не существовало явного разде­ления. А значит, средства «общинной кассы» и «церковной кассы» в реальной жизни могли быть объединены для реше­ния общих нужд призрения.

Разновидностью немецких городских попечительств о бедных были французские муниципальные службы подая­ний, активно функционировавшие в середине XVI в. в Па­риже, Лионе, Руане и других городах. Эти службы организо­вывали раздачу хлеба нетрудоспособным нищим и бедным, подыскивали работу для здоровых нищих, оказывали помощь сиротам и подкидышам, назначали пособие для приданого дочерям бедняков, устраивали детей бедных горожан в шко­лу, содействовали организации общественных работ и др. Наряду с призрением службы подаяний выполняли и адми­нистративно-полицейские функции. Например, городское самоуправление Лиона разместило местную службу подая­ний в одной из башен городских стен, где имелась темница, которая стала использоваться как тюрьма для бродяг и ни­щих, нарушавших законы и предписания местных властей.

Городские муниципалитеты ряда стран средневековой Ев­ропы занимались организацией общественных работ. Такие работы в XVI в. во Франции проводились в Париже, Руане и других городах, В них участвовали сотни и даже тысячи ни­щих и бедных, трудившихся захлеб и небольшую сумму де­нег. Занятые на общественных работах люди благоустраива­ли улицы, площади, сооружали городские укрепления, вы­саживали деревья и др. Однако не следует преувеличивать значение этой формы общественного призрения. Нередко такие работы прерывались из-за недостатка средств на их проведение.

Таким образом, в период средневековья важнейшими на­правлениями социальной помощи были церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение. В церквях и монастырях обездоленные люди получали не толь­ко подаяние, но и находили приют, необходимый уход. Эпо­ха Реформации внесла определенные изменения в эту сис­тему помощи. Стало ослабевать влияние монастырей, многие из которых лишались земельных владений и теряли возмож­ность проводить активную благотворительную деятельность. Их функции по призрению стали переходить к местным цер­ковным приходам и городским общественным управлениям. В сельской местности приходская деятельность в сфере при­зрения по сути дела смыкалась с общинной помощью. Со­хранялась роль различных ассоциаций, профессиональных товариществ в деле социальной помощи. Но потребность общества в поддержке обездоленных была значительно выше, чем она им оказывалось в реальной жизни. При всей своей значимости церковно-монастырская благотворитель­ность и общественное призрение оставались в рассматрива­емую эпоху слабоорганизованными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.