Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Появление социальной работы как профессио­нальной

деятельности в конце XIX — начале XX в.,

проблема ее институционализации

 

Появление социальной работы потребовало определен­ной квалификационной подготовки работников, занятых этой деятельностью, а также обеспечения их материальным вознаграждением за труд по оказанию социальной помощи. Во второй половине XIX в. в странах Запада, где раньше, по сравнению с другими регионами мира, наступила индустри­альная стадия развития, возникли группы специалистов, на­чавшие на профессиональной основе заниматься социаль­ной работой. Тогда уже было понятно, что на добровольных началах и благотворительных устремлениях нельзя постро­ить разветвленную, хорошо организованную и достаточно действенную систему социальной помощи нуждающимся. Профессионализма недоставало сотрудникам не только бла­готворительных организаций, но и органов государственно­го, общественного призрения. В рассматриваемый период по инициативе некоторых государственных, муниципальных органов, учреждений общественной благотворительности стала вводиться практика обеспечения гарантированным за­работком добровольных помощников в сфере социальной помощи. Новая профессия социального работника приоб­ретала общественное признание, будучи востребованной са­мой жизнью.

Наряду с оплатой труда вторым важнейшим компонен­том любой профессиональной деятельности является опре­деленная подготовка кадров для соответствующей сферы де­ятельности. В конце XIX — начале XX в. такая подготовка началась применительно к социальной работе. Именно тогда появились школы и специальные учебные заведения, готовив­шие профессионалов в сфере оказания социальной помощи и поддержки. В середине 70-х гг. XIX в. лидер общества организованной благотворительности Октавия Хилл заявила о необходимости профессиональной подготов­ки специалистов «прикладной филантропии», т. е. соци­альных работников.

Поиск организационных моделей профессионального об­разования по социальной работе активизировался в 90-е гг. XIX в. В Колумбийском университете США заинтересовались подготовкой специалистов для этой сферы профессиональ­ной деятельности, проведя необходимую подготовительную работу по открытию специальности. В 1897 г. на ежегодном собрании Национальной конференции благотворительных учреждений, проводившемся в Соединенных Штатах Аме­рики, известный организатор общественной благотворитель­ности Мэри Ричмонд обосновала востребованность откры­тия школы подготовки социальных работников. Ею была предложена и соответствующая образовательная програм­ма. Спустя год Ричмонд организовала такую школу. Она на­зывалась Нью-Йоркская школа филантропической работы. Позже подобные образовательные заведения появились в Чикаго, Бостоне и других городах США.

В 1899 г. в столице Нидерландов г. Амстердаме открылось специализированное учебное заведение — Институт подготов­ки социальных работников. Программа обучения студентов по этой специальности была рассчитана на два года. На первом году обучения студенты получали необходимую общетеорети­ческую подготовку, а на втором — овладевали знаниями и на­выками по более узкой специализации, проходили практику.

В Германии в 1899 г. была открыта Берлинская социальная школа, где по годичной программе готовили работников для социальной сферы. В начале XX в. к подготовке социальных работников подключилась церковь. В 1905 г. в Германии по­явилась Христианская социальная школа, где обучались жен­щины. К началу 1910 г. в стране появилась еще 13 социальных школ, в которых девушки овладевали профессией попечи­тельницы благотворительного учреждения.

В Великобритании в начале XX в. школы социальной ра­боты функционировали в Лондоне, Ливерпуле, Бирмингеме, Манчестере, Глазго, Бристоле и других городах. В 1912 г. в ре­зультате объединения школы социологии, готовившей кадры для благотворительных организаций, с Лондонской школой экономики было создано крупное по тем временам управленческо-образовательное заведение, называвшееся Департамен­том социальных наук и управления. Оно осуществляло целе­направленную подготовку кадров для социальной сферы, включая социальную работу.

Социальные школы, готовившие специалистов для новой профессиональной деятельности, появились тогда и во Франции. Особую роль в этом деле играла церковь. При непосредственном участии католического духовенства в Париже в 1911 г. была открыта социальная школа. В 1913 г. пастор протестантской церкви Донмегью основал во Фран­ции школу социальной службы.

Профессиональная деятельность в сфере социальной по­мощи на старом и новом континентах называлась в конце XIX — начале XX в. по-разному. В США она чаще всего име­новалась прикладной филантропией и непосредственно со­циальной работой, а в Западной Европе — попечительской деятельностью и социальной медициной. На эти различия вполне справедливо обратил внимание американский иссле­дователь Р. Рамзей. Однако позже понятие «социальная рабо­та» стало общим для обозначения профессиональной деятель­ности в сфере социальной помощи, поддержки и обеспечения социальных прав. И ныне оно остается наиболее универсаль­ным, принятым в большинстве стран мира.

Возникновение социальной работы потребовало не только организации подготовки кадров, обеспечения их материального вознаграждения за труд, но также разработки соответствующей теории и методики. Одной из актуальных проблем теоретичес­кого осмысления особого общественного явления, каким яв­ляется социальная работа, остается вопрос о факторах, способ­ствовавших ее появлению. К числу важнейших из них можно отнести: создание на Западе основ индустриального общества с развитым общественным производством и высоким уровнем оснащенности труда работников; массовая урбанизация; уси­ление социальной дифференциации и безработицы, нараста­ние дестабильности и социального противостояния в обществе; наличие систем государственного и общественного призрения, активизация общественной благотворительности; появление и периодическое обострение таких глобальных проблем, как загрязнение окружающей среды, рост преступности, угроза распада семьи как социального института и др.

Первый опыт разработки методики проведения социаль­ной работы был накоплен в США, Великобритании, Герма­нии. В 1898 г. Мэри Ричмонд опубликовала книгу «Дружеское пребывание среди бедных», описав деятельность волонтеров, специфику их работы. В начале XX в. она приступила к напи­санию второго обобщающего труда по практике социальной работы. Он был опубликован в США под названием «Соци­альный диагноз». В этой книге сделана попытка определить некоторые важнейшие принципы социальной работы и ме­тоды их практического приложения. Сформулированные ею принципы гуманного отношения к подопечным, конфиден­циальности в работе с ними, социальной ответственности друг перед другом и ныне не утратили своей актуальности. Ричмонд предложила и обосновала метод индивидуальной социальной работы. Смысл его заключается в стремлении социального работника, проанализировав совместно с по­допечным особенности проблемы, поставить соответству­ющий диагноз и побудить клиента действовать в меру сил и возможностей по разрешению проблемной ситуации. Ме­тод Ричмонд связан с психоанализом, получившим разви­тие в то время. В данном случае психологический подход к пониманию личности проявляется в использовании возмож­ности воздействия на бессознательное для преодоления со­стояния безысходности, повышенной тревожности. Метод ин­дивидуальной социальной работы и сейчас используется для выхода из стрессового состояния, в приобретении коммуни­кативных навыков, для адаптации лиц к изменившемуся со­циальному статусу, к ограниченным возможностям в жизне­деятельности и др.

Кроме диагностической школы социальной работы, со­зданной Мэри Ричмонд, появилась и функциональная. Ее обычно связывают с именем австрийского психолога Отто Ранка. В отличие от представителей диагностической шко­лы, видевших в социальной работе особый вид социального врачевания, проводимого специалистом на основе поставлен­ного диагноза, Ранк полагал, что воздействие специалиста на клиента тогда окажется эффективным, когда у последнего бу­дет желание и стремление изменить свое положение к луч­шему. Следовательно, функционалисты основное внимание уделяли процессу взаимодействия между социальным работ­ником и его подопечным, а не определению диагноза путем изучения подопечного и его окружения.

Основы методики социальной работы, заложенные в на­чале XX в., остаются востребованными и сегодня. Некоторые прежние подходы и апробированные способы профессиональ­ного воздействия сохранили свою значимость. Они образуют «золотой фонд» традиционных технологий, активно приме­няемых в современной социономической практике.

Проблема институционализации социальной работы и по­ныне остается дискуссионной. Некоторые исследователи во­обще не считают это общественное явление и профессиональ­ную деятельность социальным институтом. Другие полагают, что говорить об институционализации социальной работы при­менительно к рубежу XIX—XX вв. преждевременно. Конечно, тогда социальная работа еще не сложилась в социальный ин­ститут. Однако правомерно говорить о наличии в то время начальньгх проявлений процесса ее институционализации.

Социальным институтом именуется особый способ органи­зации совместной деятельности людей, с помощью которого упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение, обеспечивается устойчивость общественной жиз­ни. Это в полной мере относится к таким традиционным со­циальным институтам, как государство, семья, церковь и др. Но институционализация не есть статичное и априорное яв­ление. Жизнь вносит свои коррективы, видоизменяя одни со­циальные институты и порождая другие. В результате социаль­ной практики процесс институционализации затронул политические партии, трудовые организации, средства массо­вой информации. В их ряд можно включить и социальную ра­боту, служащую делу налаживания отношений между различ­ными людьми, и прежде всего теми, кто, с одной стороны, нуждается в помощи, с другой стороны, должен и может им помочь. Бесспорным фактом является и то, что социальная ра­бота в значительной мере способствует стабильности и устой­чивости в обществе.

Далеко не каждое общественное явление и профессио­нальная деятельность, направленные на упорядочивание и обеспечивающие устойчивость отношений в общественной жизни, могут быть отнесены к социальным институтам. Для этого необходимы такие критерии, как наличие определен­ных традиций, правовых норм и моральных устоев, регули­рующих соответствующую социальную деятельность. Соци­альная работа, зародившаяся в конце XIX— начале XX в., не­сомненно, опиралась на многовековые исторические тради­ции благотворительности и призрения, начав вскоре накапливать и свой профессиональный опыт, формировать соответствующие традиции. То же самое можно сказать о мо­ральных устоях и этике поведения работников новой про­фессии. Правовые нормы функционирования социальной работы стали складываться на государственном и террито­риально-муниципальном уровнях по сути дела с самого на­чала ее профессионального становления. Без таких правовых норм просто бы не смогла оформиться и развиваться соци­альная работа. Иначе она оказалась бы тогда вне закона. Сле­довательно, правомерно полагать, что с момента появления социальной работы как профессиональной деятельности на­чался и процесс ее институционализации, развивающийся по сегодняшний день.

Подводя итог по теме, следует заметить, что социальная по­мощь в зарубежных странах в рассматриваемую эпоху вступи­ла в качественно новый этап развития. В период со второй по­ловины XVII по начало XX в. во многих странах мира, в первую очередь в государствах Запада, сложилась система государ­ственного и общественного призрения. Она основывалась на взаимодействии этих двух компонентов. Социальное законо­дательство целого ряда европейских стран (Германии, Вели­кобритании, Италии и др.) регулировало механизмы надзора государства за социальными учреждениями, обеспечивало ре­ализацию принудительно-исправительных мер в отношении огромных масс нищенствующего населения, вменяя заботу о действительно бедных, сиротах, немощных, инвалидах на орга­ны общественного призрения и прежде всего на сельские, при­ходские общины, городские самоуправления. Дополнительным подспорьем в деле социальной помощи была благотворитель­ность, которая приобретала все более организованный и об­щественный характер. Зарождение в конце XIX — начале XX в. профессиональной социальной работы позволило повысить уровень эффективности помощи людям в решении различных социальных проблем, в обеспечении их социальной защиты. Тогда же было положено начало и процессу институционали­зации социальной работы как общественного явления и осо­бой профессиональной деятельности.

 

Контрольные вопросы к теме V.

1. Складывание и развитие системы государственного при­зрения за рубежом во второй половине XVII — начале XX в.

2. Формирование основ государственного страхования в Ев­ропе в конце XIX — начале XX в.

3. Общественное призрение на Западе в эпоху нового време­ни. Система муниципальной помощи бедным.

4. Частная благотворительность за рубежом в новое время.

5. Деятельность зарубежных благотворительных организа­ций в XIX — начале XX в.

6. Появление социальной работы как профессиональной де­ятельности в конце XIX— начале XX в

7. Проблема институционализации социальной работы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарубежных странах в эпоху Нового времени | Частная и общественная благотворительность,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.