Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие в XVIII — начале XX вв

Общественное призрение в России, его ста­новление и

 

В императорской России вместе с государственным развивалось и общественное призрение. Активизации последнего способствовали Великие реформы I860—1870-х гг. Они дали простор общественной инициативе, позволили сформировать в стране всесословные органы местного управления
(земства, городские думы и управы), на которые были возложены среди прочих и функции призрения. Продолжали оказывать помощь нуждающимся традиционные субъекты общественного призрения (общины, церкви, монастыри и др.). Следовательно, к числу основных направлений общественно-
го призрения применительно к рассматриваемого периоду можно отнести: деятельность сельских общин по оказанию помощи нуждающимся; церковно-приходскую и монастырскую помощь; попечительскую деятельность земских учреждений; работу городских самоуправлений по заведованию
делами призрения и др
.

В России существовала определенная система мер учас­тия сельских обществ в судьбе односельчан, нуждающихся в помощи. Она включала в себя такие меры, как: поочередное кормление неимущих в домах общинников или передача при­зреваемых на полное содержание желающим членам крес­тьянского общества, выдача бедным крестьянам (казакам) пособий от общины, оказание соседской безвозмездной по­мощи погорельцам и другим бедствующим односельчанам, учреждение опеки над малолетними детьми, оставшимися без попечительства, а также строительство и содержание при­ютов для немощных и сирот за счет средств ссудно-сберегательных касс, создаваемых общинами.

Практика поочередного кормления бедных и немощных в домах односельчан осуществлялась с учетом местных тра­диций. В некоторых южнороссийских губерниях призревае­мые проводили сутки на полном содержании домохозяина, переходя на следующий день в другую крестьянскую семью, и т.д. А вот в Вятской, Смоленской и ряде других губерний бедствующие крестьяне кормились у домохозяев понедельно. Редко, но практиковалась и такая форма общинной помощи неимущим, как передача призреваемого на полное содержа­ние одному из членов крестьянского общества. Домохозяин, который решался на это, получал льготы от общества (осво­бождение от уплаты мирских повинностей, отвод дополни­тельной земли, передача в пользование надела земли, принад­лежащей призреваемому).

В крестьянских и казачьих обществах России широкое распространение получила практика выдачи бедным сель­чанам денежных и хлебных пособий. Величина денежного пособия определялась решением сельского схода. Во второй половине XIX в. размер его колебался в европейской части России в пределах от 5 рублей до 1 рубля и менее. Так, в Аст­раханской губернии встречались села, где размер пособия составлял 5 рублей в месяц, в Саратовской губернии — 2 руб., в Пензенской —1,5 рубля, в Калужской до 1 рубля в месяц. Хлебные пособия выдавались нуждающимся крестьянам и казакам из запасных магазинов. В казачьих станицах Дона неимущие и малоимущие станичники получали из обще­ственных магазинов бесплатно хлеб по их письменному хо­датайству с согласия окружных распорядительных комите­тов по земским делам. Архивные документы свидетельству­ют, что в начале XX в. такие разрешения получали многие безродные казаки и казачьи вдовы. Так, в резолюции Облас­тного Войска Донского распорядительного комитета по зем­ским делам от 1 июня 1910 г. сообщалось, что по ходатайству Усть-Медведицкого окружного распорядительного комите­та по земским делам было дано разрешение выдать из обще­ственного хлебного магазина Раздорской станицы вдове ка­зака Марии Романовой ввиду бедственного ее положения одну четверть два четверика ржи в безвозвратное пособие на про­довольствие. Причем в резолюции подчеркивалось, что вы­данное количество хлеба должно быть пополнено станичным обществом из нового урожая. В том же 1910 г. по просьбе нуж­дающихся казаков Сиротинской станицы Второго Донского округа Области Войска Донского и ходатайству станичного сбора Войсковой распорядительный комитет по земским делам дал разрешение на выдачу казакам хлеба из обще­ственного хлебного магазина. Каждый из нуждающихся получал на продовольствие в безвозвратное пособие по од­ной мере ржи.

Распространенной формой оказания поддержки бедству­ющим крестьянам была соседская безвозмездная помощь. Например, в случае пожара община бесплатно выделяла по­горельцу лес для постройки жилья, а при болезни крестья­нина-кормильца общинники выполняли на его земельном участке необходимые сельскохозяйственные работы.

Сельская община учреждала опеку над малолетними деть­ми, отцы которых, находились на военной службе, а матери по какой-либо причине не могли вести хозяйство. Община не только назначала опекунов, но и контролировала их Дея­тельность, отвечала за сохранность имущества опекаемых.

Некоторые общины вносили отчисления на устройство сельских приютов для сирот и богаделен для немощных и одиноких престарелых. Однако крестьянское население не­охотно шло в такие богадельни, предпочитая получать посо­бие от общины или даже просить милостыню.

В целом по России многие крестьянские общества в рас­сматриваемый период не могли оказать действенную помощь бедствующим односельчанам. Основная масса неимущих сельчан кормилась милостыней. Российский исследователь конца XIX — начала XX в. С.В. Сперанский, занимавшийся данной проблемой, справедливо отмечал, что самым обык­новенным являлся тот порядок вещей, «когда сельские об­щества, не имея возможности заботиться о своих неимущих, оставляли им единственный шанс выжить — ходить по миру и питаться Христовым именем». Объяснялось это бедностью самих крестьянских обществ. Ведь обеднение крестьянских масс вело к обнищанию сельских и волостных обществ, ог­раничивая их возможности по оказанию социальной под­держки.

Особым компонентом общественного призрения была церковно- приходская и монастырская помощь. Приход яв­лялся церковным округом населения, имевшим свою церковь (храм) с причтом, т. е. составом лиц, служащих при данной церкви. В приходскую систему было вовлечено подавляющее большинство православного населения России. Во второй по­ловине XVIII в. общее число приходских церквей превыша­ло 20 тыс. Процесс увеличения их численности продолжал­ся и позже. Бедные прихожане получали от прихода пособие деньгами или натурой (продуктами, дровами, одеждой, обу­вью). Медицинская помощь приходским бедным оказывалась путем бесплатного врачебного обслуживания и предоставле­ния необходимого лекарства. При некоторых приходах функ­ционировали богадельни, сиротские приюты. Непосредствен­но этой работой занимались попечительства, действовавшие в приходах. Финансовые средства для нужд призрения они по­лучали из членских взносов, пожертвований, кружечных сбо­ров, процентов с капиталов, имевшихся у некоторых попечительств, а также со специальных подушных сборов, вводимых на отдельных территориях. Принимали попечительства и на­туральные пожертвования (хлебом, картофелем, мясом, хол­стом, лесом), затем раздававшиеся бедным или использовав­шиеся на нужды прихода.

Несмотря на постепенную утрату приходом самостоятель­ности, усиление подконтрольности со стороны епархиаль­ного начальства, система церковно-приходского попечитель­ства продолжала развиваться и в конце XIX — начале XX в. Если в 1888 г. во всех православных епархиях России дей­ствовало чуть более 11,4 тыс. приходских попечительств, то в 1898 г. — около 18 тыс., а в 1901 г. — более 19 тыс.

Сохранялась в императорской России и традиционно важ­ная роль монастырской помощи бедным, обездоленным, си­ротам. В соответствии с петровским указом от 31 января 1724 г. монастырям было поручено устраивать больницы для увеч­ных и престарелых, а также содержать и воспитывать сирот. Одним из известных в России монастырей, активно осуще­ствлявших призрение сирот, был Новодевичий в г. Москве. За каждым ребенком до полугодовалого возраста здесь закреп­ляли кормилицу. За детьми более старших возрастов ухажи­вали сами монахини. Подопечные девочки обучались таким ремеслам, как шитье, прядение, плетение кружев и др.

В середине XVIII в. во многих монастырях стали откры­ваться богадельни для призрения психически больных лю­дей. В 1760-е гг. они функционировали в 26 епархиях.

Пристальное внимание вопросам призрения уделялось в Серафимо- Дивеевском монастыре, возникшем во второй по­ловине XVIII в. в селе Дивеево, расположенном на стыке трех губерний — Тамбовской, Нижегородской и Рязанской. На мо­настырские средства содержалась двухкорпусная больница, где получали уход десятки престарелых женщин. При мона­стыре функционировал и сиротский приют для девочек. Здесь в разное время находилось до 60 сирот от 2 до 14 лет. Начальное образование они получали в четырехклассной школе, где преподавали монахини и монастырское духовен­ство.

Богадельни и приюты учреждались также при небольших монастырях, действовавших на периферии. Например, в Усть-Медведицком женском монастыре Области Войска Донского существовала богадельня, в которой в начале XX в. призрева­лось на постоянной основе более 15 престарелых и немощ­ных женщин.

С созданием в ходе реформы 1864 г. земских учреждений они стали выполнять многие функции общественного при­зрения. Земства прежде всего содержали многочисленные бо­гадельни для престарелых и увечных. В 1890 г. в их ведении находилось 126 богаделен, число которых от года к году рос­ло. Земства содержали ночлежные приюты, лечебницы-бога­дельни для душевнобольных, сиротские приюты. Распрост­ранение получила практика учреждения земских стипендий малоимущим учащимся и студентам. Земские учреждения участвовали в организации общественных работ. По ходатай­ству Смоленского земства в 1868 г. были начаты работы по сооружению Московско-Смоленской железной дороги. В не­урожайном 1873 г. Самарское земство организовало обще­ственные работы по ирригации местных полей и осуществ­лению лесонасаждений. В начале XX в. широкомасштабные общественные работы проводились Саратовским земством. В 1906—1907 гг. им было отпущено на эти цели около 6 млн. 203 тыс. рублей.

В ходе проведения земской реформы появились земские уполномоченные по призрению бедных, слепых, безнадзор­ных. Они по сути дела выполняли функции современных со­циальных работников. Это дало основание авторам учебника «Основы социальной работы» (отв. ред. проф. П.Д. Павленок) отнести появление профессии социального работника в Рос­сии к периоду проведения земской реформы.

Отдельным направлением общественного призрения яв­лялась деятельность городских самоуправлений по оказанию социальной помощи. Еще в эпоху Петра I городские магист­раты организовывали и содержали специальные госпитали по уходу за больными и немощными солдатами. При Екате­рине II за городами стали закреплять некоторые функции по призрению бедных. Указ императрицы 1781 г. вменял в обя­занность магистрату Петербурга определить городского мак­лера, которому поручалось раз в неделю вскрывать кружки общественного призрения, раздавая деньги бедным и особо нуждающимся в помощи.

С принятием Городового положения 1870 г. новые бес­сословные органы самоуправления были введены в 509 горо­дах России. В середине 70-х гг. городская реформа была рас­пространена уже на 621 город страны. Всесословные органы общественного управления стали более активно заниматься различными вопросами городской жизни, включая обще­ственное призрение.

Помощь бедным становилась одним из приоритетных на­правлений работы самоуправлений городов Российской импе­рии. Например, Московская городская дума в середине 90-х гг. XIX в. выделила дело социальной помощи бедным в особый участок управления, создав Комиссию общественного бла­готворения при городском самоуправлении. Эта комиссия организовывала работу городских участковых попечительств, численность которых с 1894 по 1902 г., по данным В.П. Мель­никова и Е.И. Холостовой, возросла с 24 до 29. Система уча­стковых попечительств была создана в 1907—1908 гг. и в Пе­тербурге. Подобные структуры тогда появились в Таганроге и ряде других городов России.

Московские городские участковые попечительства, фун­кционировавшие с декабря 1894 г., были учреждены по пла­ну и проекту профессора Московского университета В.Е. Герье. Каждое участковое попечительство подразделялось на отделы. Например, арбатский участок Москвы состоял в на­чале XX в. из 9 отделов. Во главе их стояли члены участко­вого совета, жившие, как правило, на территории данных от­делов.

Сотрудники участковых попечительств принимались на работу на основе двух рекомендаций и при наличии необхо­димых данных об их личности. В обязанности попечителей входило: посещение бедных, участие в сборах денег и вещей для лиц, нуждающихся в помощи, работа в детских приютах, яслях, богодельнях и других социальных учреждениях, дей­ствующих на соответстующем участке.

Система работы городских самоуправлений по призрению бедных включала в себя: выплаты пособий бедным жителям, семьям мобилизованных воинов; открытие городских склад­ских и торговых учреждений для обеспечения бедных слоев населения по низким ценам; поддержку благотворительных организаций, заботящихся о бедных, и др. Так ростовская городская управа в 1913 — 1916 гг. для выдачи пособий бед­ным жителям ежегодно выделяла денежные средства на сум­му до 3,6 тыс. рублей. По решению городских властей прак­тиковалась бесплатная раздача бедным ростовчанам пищи и топлива для отопления жилищ.

В условиях войн, в которых участвовала Россия в начале XX в., мобилизация жителей городов на фронт ухудшала ма­териальное положение их семей. В связи с этим городские самоуправления проявляли заботу о таких семьях. Частично из городских средств призревались семьи военнослужащих, мобилизованных на русско-японскую войну. Если в 1904 г. го­родской управой Ростова-на-Дону по решению местной думы было израсходовано на эти цели 778 рублей, то в 1905 г. — около 10 000 рублей.

С началом первой мировой войны помощь семьям моби­лизованных воинов вновь выдвинулась на передний план в работе городских дум по заведованию призрением. В 1914 г. Новочеркасская городская дума выделила около 4600 руб­лей на пособие семьям военнослужащих, находившихся на фронте.

Для решения насущных социальных проблем органы го­родских самоуправлений стремились привлечь и частные по­жертвования. Голова Московской городской думы Н.А. Алек­сеев, занимавший эту должность с 1885 по 1893 г., с помощью привлечения благотворительных капиталов открыл городской дом призрения, психиатрическую лечебницу на Канатчиковой даче и другие социальные заведения. Собирая пожерт­вования, первый взнос городской голова делал сам. Для по­лучения необходимых средств на нужды города он не щадил своего самолюбия. Был случай, когда Алексеев, чтобы полу­чить недостающие для строительства психиатрической боль­ницы 300 тыс. руб., поклонился в ноги при большом стече­нии народа бывшему приказчику своего отца.

Признавая значение земских и городских управлений в оказании помощи нуждающимся, следует заметить, что их усилвдл этом деле были далеки от реальных потребностей. Призрение так и не стало приоритетным направлением со­циальной деятельности городов. Так, в начале XX в. расходы городских самоуправлений на общественное призрение со­ставляли в среднем по стране лишь 3,6 % их общих расходов.

В целом же в Российской империи общественное призре­ние играло все возрастающую роль. Оно в определенной мере компенсировало невысокий уровень государственного при­зрения. Более того, Во второй половине XIX — начале XX в. наметилась тенденция передачи некоторых социальных фун­кций от государственного к общественному призрению (от приказов общественного призрения к городским самоуправ­лениям и др.).

 

3. Частная и общественная благотворитель­ность,

деятельность учреждений «на особых основа­ниях

управляемых»

 

Благотворительность, будучи особым общественным яв­лением с многовековыми традициями, получила свое разви­тие в императорской России. Сохранялась и приумножалась тогда практика частной благотворительности, проявлявша­яся в виде индивидуальной помощи и поддержки. Пример для своего окружения в благотворительном деле показывала Екатерина II. Узнав о желании дворянства и купечества со­орудить ей памятник на собранные для этого 52 тыс. рублей, она отозвалась так: «Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных своих, нежели на мраморе». Добавив к собранным средствам свои 150 тыс. рублей, она направила их на организацию училищ, сиротских домов, приютов, боль­ниц и других богоугодных заведений. По ее примеру многие состоятельные люди страны сделали пожертвования. Вско­ре общая сумма благотворительных взносов на эти цели со­ставила 500тыс. рублей.

По инициативе Екатерины II в 1763 г. была объявлена под­писка по сбору средств от частных лиц на постройку в Мос­кве воспитательного дома для призрения и обучения осиро­тевших девочек. Первой жертвовательницей стала сама императрица, внесшая в фонд воспитательного дома из лич­ных сбережений 100 тыс. рублей.

Благотворительностью отличался в период правления Екатерины II богатейший промышленник — горнозаводчик П.А. Демидов. Он передал значительную сумму денег (около 120 тыс. рублей) на строительство воспитательного дома. В 1770 г. им было выделено 205 тыс. рублей на создание первого коммерческого учебного заведения. Это училище, открытое в Москве в 1773 году, до конца XVIII в. содержалось в значи­тельной мере на проценты с капитала Демидова.

На рубеже XVIII—XIX вв. благотворительными делами от­личались: князь Д.В. Голицын, граф Н.П. Шереметьев, про­мышленник Н,Н. Демидов и др. Наличные сбережения князя Голицына в Москве в 1802 г. была построена бесплатная боль­ница для неимущих на 60 человек. На нужды воспитатель­ных домов он завещал 335 тыс. рублей.

Графом Н.П. Шереметьевым в 1803 г. в Москве был открыт странноприимной дом на 100 человек, преобразованный в 1810 г. в Шереметьевскую больницу для бедных. Многим лю­дям, нуждающимся в постоянной поддержке, Шереметьев оп­ределял из личных средств пособия и своеобразные пенсии. Ежегодно на это он тратил до 260 тыс. рублей. Согласно за­вещанию, раздача пособий-пенсий продолжалась и после его смерти до совершеннолетия сына Д.Н. Шереметьева, кото­рый также стал известным благотворителем.

Филантропические семейные традиции продолжил в пер­вой половине XIX в. промышленник Н. Н. Демидов. На стро­ительство и содержание Николаевской детской больницы им было пожертвовано 200 тыс. рублей. После ее открытия в де­кабре 1834 г. императорским распоряжением он был назна­чен потомственным почетным попечителем больницы.

Подлинного расцвета частная благотворительность дос­тигла во второй половине XIX — начале XX в. Этот период отдельные исследователи называют «золотым веком» россий­ской благотворительности. Одним из наиболее щедрых российских филантропов был московский купец и банкир Г.Г. Солодовников. В соответствии с его завещанием, а умер он в 1901 г., на общественные надобности (на больницы, приюты, дома дешевых квартир и др.) передавалось принад­лежавшее ему недвижимое имущество и значительные ка­питалы. Ряд исследователей (Г.Н. Ульянова, А.И. Аксенов) оценивают их в 6,5 млн рублей.

Широкой благотворительной деятельностью были извес­тны в стране московские предприниматели, владельцы коже­венных и суконных, фабрик Александр Алексеевич, Василий Алексеевич, Алексей Александрович и другие Бахрушины. У них был обычай: по итогам каждого года обязательно выде­лять определенные суммы на благотворительные цели. На средства Бахрушиных в 1887 г. в Москве была открыта боль­ница, названная их именем. Они ассигновали 240 тыс. руб­лей на возведение ее здания и еще 210 тыс. рублей передали в неприкосновенный фонд больницы, проценты с которого шли на содержание двухсот больных и на нужды выстроенно­го при больнице храма «Всех скорбящих радости». В 1890 г. при ней открылся дом призрения для неизлечимых больных. На средства Бахрушиных в Москве также были построены и содержались: приют-колония для беспризорных детей, ремес­ленное училище, дом для призрения престарелых артистов, дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек и др. Пожертвования братьев Бахруши­ных за двадцать лет (1892 — 1912 гг.) составили почти 4 млн. рублей. В одной из газет начала XX в. сообщалось, что Мос­ковская городская дума устала благодарить три поколения Бахрушиных-благотворителей.

Филантропической деятельностью занималась семья мос­ковских предпринимателей-кондитеров Абрикосовых. Для всех работников своих предприятий они установили льготу — возможность купить продукты в десять раз дешевле их рыноч­ной стоимости. Особой благотворительностью отличалась Агриппина Александровна Абрикосова. В 1889 г. она пост­роила и содержала в Москве бесплатный родильный приют и женскую лечебницу. По ее инициативе при кондитерской фабрике открылся тогда бесплатный детский сад.

На средства уральских промышленников Демидовых было учреждено несколько учебных и благотворительных заведе­ний, реальных училищ, школ грамотности, больниц и аптек. По данным «Русского биографического словаря», изданно­го в Санкт-Петербурге в 1905 г., общий ежегодный расход П.Л. Демидова на благотворительные цели составлял к кон­цу его жизни 250 тыс. рублей. Только на пособия нуждающим­ся он пожертвовал более 1,2 млн. рублей. За такую филантро­пическую деятельность его назначили почетным попечителем всех Демидовских благотворительных учреждений, основан­ных предками и им самим.

Много было сделано во второй половине XIX в. в облас­ти благотворительности сибирскими промышленниками Е.Н. и В.И. Королевыми. На личные средства они основали детский приют в г. Томске на 25 мальчиков от 6 до 12 лет. Братья внесли в основной капитал приюта 20 тыс. рублей. В 1887 г. Е.Н. Королев пожертвовал приюту каменный трехэтаж­ный дом с флигелем и землей в 2 тыс. квадратных саженей, оцененный в 50 тыс. рублей, а В.И. Королев внес в капитал приюта дополнительно 10 тыс. рублей и столько же в 1881г. Всего же Королевыми с 1874 по 1895 г. было израсходовано на благотворительные нужды более 100 тыс. рублей.

Определенную часть российских состоятельных людей от­личало желание покровительствовать искусству, литературе, науке. Известными меценатами на рубеже XIX—XX вв. были «ситцевые короли» России — фабриканты Савва и Сергей Морозовы. Когда создавался Московский художественный театр, то наиболее крупный взнос внес Савва Морозов. Об­щие его расходы на нужды театра в 1898—1903 гг. составили около 500 тыс. рублей. Сергей Морозов построил и содер­жал в Москве Кустарный музей.

Покровителем изобразительного искусства был владелец российских стекольно-хрустальных заводов Ю.С. Нечаев-Мальцев. Он ассигновал более 2 млн. рублей на создание Му­зея изящных искусств, который был открыт в 1912 г. (ныне музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Одно из почетных мест в истории российского меценат­ства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третья­кову, основавшему знаменитую художественную галерею. Он начал собирать свою коллекцию с приобретения в 1859 г. де­вяти картин на Сухаревском рынке Москвы и тратил на нее огромные по тем временам деньги. В 1892 г. им было переда­но Москве собрание картин русских и иностранных мастеров вместе с построенным для их хранения зданием. Частная его коллекция превратилась в общенациональное достояние. П.М. Третьяков был знаком и дружен со многими деятелями искусства, оказывал им материальную поддержку.

Подвижничеством на ниве российской культуры отличал­ся и крупнейший предприниматель Савва Мамонтов. Как сви­детельствуют современники, он внешне больше напоминал английского лорда, чем русского купца. Мамонтов материаль­но и морально поддерживал многих художников, музыкантов, оперных певцов. С его именем в той или иной мере были свя­заны творческие судьбы И. Репина, М. Врубеля, С. Рахмани­нова, Н. Римского-Корсакова, В. Серова, Ф. Шаляпина и др.

Особенностью развития филантропии в России в XVIII— начале XX в. было усиление роли и масштабов общественной благотворительности. Одним из первых благотворительных обществ в стране было «Общество воспитания благородных девиц под патронатом императрицы», созданное в Санкт-Пе­тербурге в 1764 г. В том же году оно учредило женское сред­нее учебное заведение закрытого типа — Смольный инсти­тут. Сюда принимали девочек с 10—12 лет. Преимуществом при зачислении пользовались дворянки, отцы которых по­гибли в сражениях. После смерти в 1796 г. Екатерины II этим обществом стала ведать супруга императора Павла I Мария Федоровна.

Благотворительные общества различной направленности создавались и в первой половине XIX в. В середине 1840-х гг. было открыто Общество посещения бедных, которое функ­ционировало в Санкт-Петербурге. Им были созданы обще­ственные «семейные квартиры», где бедные семьи могли най­ти приют. На средства данного общества престарелым и особо нуждающимся людям выдавались денежные пособия. Пример­но в те же годы в Москве было создано Дамское попечитель­ство о бедных. Активную деятельность по оказанию помощи нуждающимся развернула создательница этого общества, жена московского генерал-губернатора, княгиня С.С. Щербато­ва. Ей удалось привлечь значительные пожертвования состо­ятельных москвичей, которые направлялись на нужды бед­ных.

Но все же до второй половины XIX в. общественная бла­готворительность в России развивалась медленно. Открытие новых благотворительных обществ тогда ограничивалось, а в отдельные периоды даже запрещалось. Неудивительно, что за все время правления Николая I получили право на законное существование только 25 обществ. Ситуация стала меняться к лучшему под влиянием реформ 60—70-х гг. XIX в., приведших к оживлению экономики, развитию предпринимательства, на­коплению капиталов. Это создавало материальную основу для активизации благотворительности.

Размаху филантропической деятельности способствова­ло и поощрительное законодательство. В 1862 г. был отме­нен прежний порядок открытия благотворительных обществ, требовавший императорского высочайшего соизволения. Те­перь разрешение на их открытие давало Министерство внут­ренних дел, что упрощало процедурные формальности. Кро­ме того, государство устанавливало налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей. За филантропические деяния могли быть сокращены налоги до 10%, а на региональ­ном уровне иногда практиковалось освобождение наиболее активных благотворителей от уплаты местных налогов.

Новый импульс развитию общественной благотворитель­ности был дан принятием в марте 1906 г. Временных правил об обществах и союзах. В соответствии с ними упрощался по­рядок образования и регистрации различных обществ, вклю­чая благотворительные. В результате активизировался про­цесс их создания, особенно на местном уровне. По данным современного исследователя проблем благотворительности Г.Н. Ульяновой, к 1917 г. практически в каждом из губернских и областных центров России действовало по нескольку десят­ков благотворительных заведений и организаций.

Еще одним фактором значительного роста благотвори­тельности в нашей стране во второй половине XIX — начале XX в. явился рост численности состоятельных людей (про­мышленников, банкиров, купцов и др.), осознавших свою личную ответственность перед обществом, считавших, что богатство людям дается Богом в пользование, по которому потребуется отчет. А значит, богатый человек несет мораль­ную ответственность за использование своего состояния и должен обязательно употребить часть средств на помощь бед­ствующим, нуждающимся, на поддержку науки, образова­ния, культуры, здравоохранения. Известный предпринима­тель-меценат П.М. Третьяков в письме к своей дочери в марте 1893 г. писал, что наживать нужно для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо по­лезных учреждениях.

К началу XX века в Российской империи насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения, из которых 7349 — благотворительные общества и 7505 — благотворительные заведения. Если общества в основном помогали просителям по конкретным вопросам, то заведения кроме разовой по­мощи предоставляли приют, уход, пропитание тем, Кто в них нуждался каждодневно. В благотворительных заведениях многие нуждающиеся проживали на постоянной основе.

Известными благотворительными обществами, функци­онировавшими в России во второй половине XIX — начале XX в., были: Общество попечения о бедных и больных детях (Синий Крест), Санкт-Петербургское общество «Детская по­мощь», Общество для пособия нуждающимся студентам Им­ператорского Московского университета и др.

Отдельной категорией благотворительных обществ были учреждения «на особых основаниях управляемые». Их спе­цифика заключалась в том, что они представляли собой сме­шанный вариант благотворительного общества и заведения. Как справедливо заметил еще в начале XX в. исследователь проблем социальной помощи Е.Д. Максимов, эти учрежде­ния не примыкали ни к одной из ярко выраженных систем помощи нуждающимся, занимая между ними среднее, про­межуточное место. К числу таких учреждений следует отне­сти Ведомство учреждений Императрицы Марии и Импера­торское Человеколюбивое общество. Здесь нуждающиеся могли получить не только разовую помощь, но и содержа­ние, воспитание, некоторые профессиональные навыки, присмотр и лечение.

Человеколюбивое общество 16 мая было основано в 1802 г. для оказания помощи бедным по инициативе императора Александра I. Основными направлениями его работы явля­лись: воспитание и обучение сирот и детей из бедных семей; призрение увечных, старых и неспособных к труду; оказа­ние медицинской помощи; временная помощь жильем, пи­щей, одеждой.

За годы царствования Александра I Человеколюбивым обществом было создано 10 богоугодных заведений в Петер­бурге, 6 попечительных комитетов в Москве и других горо­дах. Богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир, воспитательно-образовательные учреждения, действовавшие в рамках данного общества, оказывали помощь на постоян­ной основе, а ночлежные приюты, дешевые столовые, меди­цинские учреждения и другие предоставляли временные ус­луги.

Во второй половине XIX в. деятельность Императорско­го Человеколюбивого общества заметно активизировалась. В него к началу 1882 г. входило более 130 заведений, которые оказывали помощь 1 млн. 358 тыс. человек. В конце 90-х гг. общество получило право устанавливать платные должнос­ти для лиц, профессионально занимавшихся в его заведени­ях благотворительной деятельностью. Причем эти должнос­ти приравнивались к различным чинам государственной службы. Указом от 17 мая 1897 г. предусматривалась возмож­ность продвижения по службе в сфере общественного при­зрения до пятого класса, что соответствовало гражданскому чину коллежского советника, а военному — полковника.

На рубеже XIX—XX вв. продолжался процесс расшире­ния благотворительной деятельности, оказываемой Челове­колюбивым обществом. В 1901 г. в его составе функциони­ровало уже 221 заведение с капиталом до 24 млн рублей. В 20 медицинских учреждениях общества в начале XX в. прохо­дили лечение 175 тыс. больных. Большие суммы направля­лись на выплаты денежных пособий нуждающимся. За один только 1899 г. заведениями общества было выплачено посо­бий более чем на 2 млн. рублей.

Ведомство учреждений Императрицы Марии берет свое начало с Канцелярии Государыни Императрицы Марии Фе­доровны. На первых порах оно объединяло учреждения, за­нимавшиеся преимущественно воспитательно-образователь­ной деятельностью, включая отделения Общества воспитания благородных девиц. Наряду с содержанием воспитательных домов Ведомство заведовало домами призрения, богадель­нями, медицинскими учреждениями.

С годами Ведомство Императрицы Марии разрослось, об­разуя филиалы во многих городах России. Сюда вошли от­дельные попечительства и мелкие благотворительные общества: Московское благотворительное общество, Московское дамское попечительство о бедных и др.

После смерти Марии Федоровны в 1828 г. благотворитель­ные учреждения, находившиеся под ее покровительством, стали именоваться Учреждениями Императрицы Марии. В 1854 г. они были объединены в Ведомство учреждений Им­ператрицы Марии. С целью их лучшей организации и управ­ления они были разделены на 15 групп, во главе которых на­ходились независимые друг от друга высшие коллегии. К таким группам относились: Главный совет женских учебных заведений, Комитет главного попечительства детских при­ютов, Попечительство бедных в Москве и др.

В 1880 г. в Ведомстве учреждений Императрицы Марии состояло 459 учебных и благотворительных учреждений. В 1883 г. в его состав вошло Попечительство для слепых, от­крытое в 1881 г. В 1898 г. в рамках Ведомства было создано Попечительство для глухонемых.

Большая работа проводилась Ведомством по оказанию по­мощи детям. По данным газеты «Трудовая помощь», во всех его приютах к началу 1904 г. призревалось около 19 тыс. бед­ных детей и сирот. Во многих из них мальчики и девочки обу­чались соответственно ремеслам и рукоделию.

В годы первой мировой войны в составе Ведомства уч­реждений Императрицы Марии были созданы лазареты для раненых воинов. Они тогда функционировали при таких за­ведениях, как Мариинская больница, Московский вдовий дом, Петроградское коммерческое училище и др.

Как уже. отмечалось, вторая половина XIX — начало XX в. стали для России периодом взлета благотворительной де­ятельности. Статистика свидетельствует, что за последние 40 лет XIX в. в нашей стране было основано 82% благотво­рительных обществ, действовавших в начале XX в. Только в течение одного 1898 г. возможностями благотворительности воспользовалось более 7 млн. человек. В благотворительных заведениях на постоянной основе получало тогда помощь по­чти полмиллиона нуждающихся. Однако не следует преуве­личивать роль благотворительности, которая не могла изме­нить к лучшему сложную демографическую ситуацию в царской России, существенно уменьшить бедность и нищету.

Не стала массовой частная благотворительность среди тор­гово-промышленного класса России. Как считают специали­сты, нет оснований говорить о преобладании прогрессивных предпринимателей-филантропов в среде российской буржу­азии.

И все же благотворительность помогала сотням тысяч рос­сиян их бедах и страданиях. Многочисленные филантропи­ческие общества и заведения, частная благотворительность в определенной мере компенсировали слабость социальной политики царской власти, сглаживая трудности повседнев­ной жизни малоимущих слоев населения.-

Таким образом, в период XVIII — начала XX вв. определенное развитие в России получила система государственного и общественного призрения. При этом первостепенную роль играло общественное призрение, включавшее в себя деятель­ность сельских общин, церковных приходов, монастырей, земских и городских самоуправлений по оказанию помощи различным категориям нуждающихся. В условиях недоста­точных финансовых затрат государства на нужды социальной помощи и ограниченных возможностей основных субъектов общественного призрения, повышалось значение организо­ванной благотворительности. Благотворительные общества и заведения, частная филантропия способствовали ослаблению страданий бедных, немощных, сирот. Однако масштабы всей этой помощи были неадекватны потребностям общества. В начале XX в, в стране усилилось социальное недовольство, нарастал системный кризис, что в конечном итоге перерос­ло в революционные события 1905—1907 гг. и 1917 г.

 

 

Контрольные вопросы к теме VI.

1. Складывание системы государственного призрения в Рос­сийской империи.

2. Формирование правовых и организационных основ соци­ального страхования в России на рубеже XIX —XX вв.

3. Церковно-приходская и монастырская помощь в импера­торской России.

4. Деятельность сельских общин по оказанию помощи нуж­дающимся в XVIII — начале XX в.

5. Роль общественных управлений (земств, городских дум и
управ) в призрении бедных, немощных, сирот.

6. Роль частной филантропии и меценатства в оказании помощи нуждающимся в XVIII — начале XX в.

7. Деятельность крупных благотворительных обществ и за­ведений в России в XVIII — начале XX в­.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В Российской империи | Предмет социологии труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.