Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 5 9 страница




3. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

Таможенный кодекс в главе 36 (ст. 378—385) регулирует вопросы, свя­занные с экспертизами и исследованиями при осуществлений таможенного контроля.

Согласно статье 378 экспертиза товаров, транспортных средств или до­кументов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, ес­ли при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные знания. Экспертиза проводится экспер­тами таможенных лабораторий, иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. Для проведе­ния экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.

Срок проведения экспертизы в силу статьи 378 не должен превышать сроков временного хранения, т.е. двух месяцев (ст. 103 ТК РФ), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Если экс­пертиза проводится в отношении транспортных средств, то срок экспертизы не должен превышать шести месяцев. Во всех остальных случаях срок экс­пертизы составляет один год.

В статьях 379—382 определены требования к заключению эксперта, установлены права и ответственность эксперта, права декларанта и их

представителей при назначении и проведении экспертизы, определены слу­чаи назначения повторной и дополнительной экспертиз.

В случае, когда таможенным органом при проведении таможенного контроля берутся пробы или образцы товаров, проводятся исследования проб и образцов. О взятии проб и образцов составляется акт. Порядок взя­тия проб и образцов регламентирован статьей 383 ТК РФ. Пробы и образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность иссле­дования. Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируе­мых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установ­ленные сроки.

По окончании исследования пробы и образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подле­жат уничтожению или утилизации в соответствии с российским законода­тельством, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

Практика показывает, что в необходимых случаях для участия в совер­шении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специа­лист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

4. Дополнительные положения,

относящиеся к таможенному контролю

Глава 37 ТК РФ (ст. 386—392) регулирует эти нормы, относящиеся к осуществлению таможенного контроля.

Предметом таможенного контроля может быть любой вид товаров и транспортных средств, перемещаемый через российскую таможенную гра­ницу, однако специфика предмета таможенного контроля в ряде случаев обуславливает существенные особенности в организации самого таможен­ного контроля. Так, многочисленные особенности присущи процедуре тамо­женного контроля за такими важными статьями российского экспорта, как нефть, газ и различные нефтепродукты. Механизм таможенного контроля в этом случае должен учитывать не только особенности самого товара (пред­мет контроля), но и способы его транспортировки.

Использование технических средств таможенного контроля позволяет предотвращать случаи умышленного занижения таможенных платежей пу­тем неверного определения позиции товара в таможенной номенклатуре. Что касается электрической энергии, то таможенный контроль за ее экс­портными поставками пока осуществляется преимущественно по докумен­там. В перспективе предусматривается возможность проведения контроль­ных таможенных измерений на «товарных» электролиниях с помощью техни­ческих средств, монтируемых в пунктах распределения.

Таможенным кодексом, а также международными договорами, в которых участвует Россия, могут быть предусмотрены конкретные случаи выведения от­дельных видов товаров и транспортных средств из сферы действия таможенно­го контроля, чаще всего они касаются освобождения не от всех форм таможен­ного контроля, а прежде всего от досмотра товаров и транспортных средств.

Таможенное законодательство знает случаи обусловленного освобож­дения от отдельных форм таможенного контроля. Так, статья 386 ТК РФ оп­ределяет, что таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президен­та РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи; членов Совета Федерации, депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ, судей, неприкосновенных в соответ­ствии с российским законодательством, если указанные лица пересекают го­сударственную границу России в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные ко­рабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим

ходом.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации осуществ­ляется после ратификации этих договоров.

Вопросы, связанные со сбором информации о лицах, осуществляющих дея­тельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, регулируются статьей 387 ТК РФ, а вопросы использования технических средств при проведении таможенного контроля — статьей 388.

При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно переме­щаемых через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату тамо­женных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установ­ленных в соответствии с законодательством о государственном регулирова­нии ВЭД, у лиц, приобретших товары на таможенной территории России в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение в порядке, предусмотренном статьей 377 ТК РФ применительно к изъятию товаров и наложению ареста на них при проведении таможенной ре­визии. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как нахо­дящиеся под таможенным контролем.

5. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров

Глава 38 ТК РФ (ст. 393—400) определяет меры, принимаемые тамо­женными органами, в отношении отдельных товаров, и в частности по защи­те интеллектуальной собственности, при перемещении товаров через тамо­женную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, на основании заявления обладателя исключи-

тельных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского пра­ва и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (правооб­ладателя) таможенные органы обязаны принять меры, направленные на приостановление выпуска товаров.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяют­ся таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты ин­теллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых от­правлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначе­ны для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлени­ем предпринимательской деятельности нужд.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер в соответствии с главой 38 ТК РФ, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собствен­ности. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, свя­занные с приостановлением выпуска товаров, устанавливаются на основании заявления правообладателя, но не более чем на 5 лет со дня внесения объек­та интеллектуальной собственности в реестр. При этом объект интеллектуаль­ной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства по возмещению возможного имуще­ственного вреда способами, предусмотренными гражданским законодатель­ством РФ (гл. 23 ГК РФ — залог, поручительство, банковская гарантия и др.). Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательст­ва представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу таких лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тыс. руб.

В соответствии со статьей 397 ТК РФ выпуск контрафактных товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством органы за защитой прав правообладателя.

Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостанов­ления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя о приос­тановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту адрес правообладателя, а правообладателю — адрес декларанта.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до ис­течения срока приостановления выпуска товаров, если:

— правообладатель (его представитель) обратился в таможенный ор­ган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

— объект интеллектуальной собственности исключен из реестра. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день,

когда стало известно о наличии одного из вышеуказанных оснований.

ЛЕКЦИЯ 13

1. Информационные системы и информационные -технологии в таможенном деле

Этим вопросам посвящена глава 40 ТК РФ (ст. 423 — 427), положения которой отражают современные тенденции развития общества и государст­ва, возросшую роль информации в деятельности всех органов государствен­ной власти, в том числе таможенных.

Таможенные органы осуществляют разработку, создание и использова­ние информационных систем, информационных технологий и средств их

обеспечения.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Правомо­чия собственника осуществляются ФТС России, которая устанавливает по­рядок формирования и использования информационных ресурсов таможен­ных органов, определяет требования к документированию такой информа­ции.

Согласно статье 427 ТК РФ защита информации и прав субъектов, уча­ствующих в информационных процессах и информатизации, соответствие уровня защиты информации определяемой категории информации и кон­троль за соблюдением требований к защите обеспечиваются таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

ЛЕКЦИЯ 14

1. Понятие, цели и виды таможенной статистикивнешней торговли

Таможенная статистика является одним из элементов таможенного де­ла в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. С ее по­мощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфе­ре и т.д.

Ведение таможенной статистики — одна из функций таможенных орга­нов. Она осуществляется в соответствии с ТК РФ (ст. 26—28) и иными нор­мативно-правовыми актами.

Целями таможенной статистики являются:

— обеспечение высших органов государственной власти, иных государ­ственных органов полной, достоверной и своевременной информацией о со­стоянии внешней торговли Российской Федерации;

— контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных по­шлин, налогов;

— анализ состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и состояния российской экономики в целом.

Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт то­варов в их количественном и стоимостном выражении, а также географиче­ская, направленность экспорта и импорта.

Федеральная таможенная служба определяет объекты статистическо­го наблюдения и учета стран — торговых партнеров по импорту и экспорту и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней тор­говли.

Наиболее полно количественный учет отражает объемы международ­ного товарооборота. Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает стоимостную оценку. Данные таможенной статистики представляются в форме кварталь­ных и годовых публикаций. Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения таможенных органов России.

Специальная таможенная статистика — это совокупность данных, ха­рактеризующих итоги деятельности отдельных таможенных органов как в целом, так и на отдельных направлениях их деятельности по оперативным, экономическим и правоохранительным составляющим, куда входят следую­щие объекты изучения:

— статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;

— статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль та­моженных платежей в формировании доходной части федерального бюд­жета;

— статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении в привязках к срокам поступле­ния и суммам валютной выручки;

— статистика конфискатов, характеризующая количество случаев на­рушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;

— статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных с территории России и, наоборот, пропущенных на нее;

— статистика международных перевозок, отражающая учет транспорт­ных средств, пересекающих границу России как на въезд, так и на выезд;

— статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу России.

Как правило, данные специальной таможенной статистики используют­ся таможенными органами при подготовке справочно-аналитических мате­риалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информацион­но-аналитических материалов для информирования о деятельности тамо­женных органов федеральных, а в необходимых случаях — местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информа­ции.

2. Страны происхождения товара

Таможенная политика любого государства по отношению к различным странам не одинакова. Связано это со многими факторами, в том числе с преференциями и запретами на ввоз (вывоз) товаров из какого-либо госу­дарства, которые установлены в конкретной отдельно взятой стране. Анало­гичная ситуация характерна и для России.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России, производится с учетом таких характеристик товара, как страна его происхождения и классификационный код, присваиваемый това­ру в строгом соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Обязанность четко определять эти два важных свой­ства товара вызвана необходимостью применения мер таможенно-тарифно­го регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соот­ветствии с российским Законодательством о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности, и зависит от страны происхождения товаров.

В главе 6 ТК определен порядок определения этих характеристик. Так, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соот­ветствии с критериями или в порядке, установленными Таможенным кодек­сом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься груп­па стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, ес­ли имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В то же время товарами, полностью произведенными в данной стране, согласно статье 31 ТК РФ считаются:

— полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее терри­ториальном море или на его морском дне;

— продукция растительного происхождения, выращенная или собран­ная в данной стране;

— животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

— продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней живот­ных;

— продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного про­мысла в данной стране;

— продукция морского рыболовного промысла и другая продукция мор­ского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из выше­перечисленной продукции;

— продукция, полученная с морского дна или из морских недр за преде­лами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

— отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производ­ственных или иных операций по переработке в данной стране, а также быв­шие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные толь­ко для переработки в сырье;

— продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является го­сударством регистрации соответствующего космического объекта;

— товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышепе­речисленной продукции.

В отношении определения критериев переработки действуют следую­щие правила: если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осущест­влены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отве­чающие критериям достаточной переработки (ст. 32 ТК РФ).

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны осо­бенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на тамо­женную территорию России, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результа­те осуществления операций по переработке или изготовлению товаров про­изошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Таким образом, законодатель отсылает нас к одному из основополагающих таможенных документов — ТН ВЭД при определении степени переработки товара.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии доста­точной переработки:

— выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

— изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости ис­пользованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро­ванной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Помимо того, Кодекс устанавливает ряд случаев, когда действия, про­изведенные над товаром, не отвечают критериям достаточной переработки.

К ним относятся:

—операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения

или транспортировки;

— операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деле­ние партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

— простые сборочные операции и иные операции, осуществление кото­рых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемо­му Правительством РФ;

— смешивание товаров, происходящих из различных стран, если харак­теристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Установлены некоторые особенности определения страны происхожде­ния товаров (ст. 33 ТК РФ). Так, товары в разобранном или несобранном ви­де, поставляемые несколькими партиями по причине невозможности их от­грузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.

Принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что эти принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Рос­сии, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключе­нием случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от това­ра. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товаров.

По общему правилу, закрепленному в статье 35 ТК РФ, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить деклара­ция о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при ус­ловии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну проис­хождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться ком­мерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изгото­вителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Согласно статье 37 ТК РФ представление документа, подтверждающе­го страну происхождения товаров, не требуется, если:

— ввозимые на таможенную территорию России товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным орга­ном обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров являет­ся страна, товары которой запрещены к ввозу в Россию или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами России или российским законодательством;

— общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через тамо­женную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же спосо­бом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 тыс. руб.;

— товары перемещаются через таможенную границу физическими ли­цами в соответствии с главой 23 ТК РФ и др.

На практике с необходимостью указания страны происхождения товара чаще всего сталкиваются компании, осуществляющие систематические опе­рации по ввозу-вывозу товара на территорию России, в то время как физи­ческие лица, перевозящие товары в сопровождаемом багаже, в большин­стве своем избавлены от этого.

Согласно требованию Таможенного кодекса товары при их деклариро­вании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении то­варов определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД

ТН ВЭД утверждается Правительством РФ исходя из принятых в меж­дународной практике систем классификации товаров. Он представляет со­бой своего рода справочник, в котором содержатся названия всех возмож­ных товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие груп­пы и подгруппы. Каждой группе (подгруппе) соответствует определенный числовой код, которые в совокупности и составляют классификационный код конкретного товара, пересекающего таможенную границу России. В за­висимости от этого классификационного кода лицо, перемещающее товар, обязано уплатить соответствующие налоги и сборы, представить необходи­мые разрешительные документы. Кроме того, наличие классификационного кода облегчает таможенным органам осуществление учета ввозимых (выво­зимых) товаров.

Таким образом, ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможен­но-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной ста­тистики внешней торговли России.

3. Товарная номенклатура

внешнеэкономической деятельности

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утвер­ждается Правительством РФ исходя из принятых в международной прак­тике систем классификации товаров и регулируется Таможенным кодек­сом (ст. 39 — 44).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности —.это классификатор, который применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внеш­ней торговли.

От ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельно­сти, классификации и кодирования товаров зависит обоснованное начисле­ние и взимание таможенных платежей. В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваивают­ся специальные коды. Кодовая система классификатора позволяет давать необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, передачи и по­следующей обработки.

Таможенные органы России осуществляют ведение ТН ВЭД СНГ, а именно:

— обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями междуна­родной основы ТН ВЭД международными пояснениями и другими решения­ми по толкованию этой основы;

— приводят ТН ВЭД СНГ в соответствие с международной основой;

— обеспечивают опубликование ТН ВЭД СНГ;

— разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толко­ванию ТН ВЭД СНГ и обеспечивают их опубликование;

— осуществляют иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.

Итоговая информация по товарной структуре внешней торговли пред­ставляется в ежеквартальных бюллетенях и ежегодных сборниках «Тамо­женная статистика внешней торговли Российской Федерации».

ЛЕКЦИЯ 15

1. Международное правовое и организационное сотрудничество в таможенной сфере

Как уже видно из изложенного выше, специфический характер тамо­женного дела обуславливает широкое использование международных со­глашений для регулирования складывающихся в этой сфере отношений. В связи с этим существенное значение имеет вопрос о соотношении норм на­ционального законодательства в области ^таможенного дела и международ­ных норм в данной сфере. В Таможенном кодексе и Законе РФ «О таможен­ном тарифе» установлен принцип, основанный на конституционной норме, в соответствии с которым если международным договором Российской Феде­рации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможен­ным кодексом и другими законодательными актами России по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Расширение международной экономической интеграции создает объектив­ную необходимость в объединении усилий государств по созданию оптимальных условий для международной торговли, по упрощению таможенных процедур, сближению, унификации и стандартизации таможенно-тарифных правил.

Россия участвует как в двусторонних, так и в многосторонних междуна­родных соглашениях, нормы которых оказывают влияние на регулирование конкретных отношений по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

Регулирование таможенных отношений на международном уровне име­ет три основных направления: унификация и стандартизация процесса тамо­женной оценки товаров для взимания таможенных пошлин; унификация та­моженных процедур и таможенных формальностей; унификация таможен­ной номенклатуры, обеспечение ее сопоставимости с номенклатурой, используемой партнерами по внешней торговле.

Так, в частности, многие государства строят систему тарифов на гармо­низированной системе описания и кодирования товаров, которая была раз­работана Советом таможенного сотрудничества. С1 января 1997 г. Россий­ская Федерация также применяет указанную систему, основными элементами которой являются номенклатура гармонизированной системы и основные правила классификации товаров.

Использование гармонизированной системы описания и кодирования товаров значительным числом стран позволяет единообразно классифици­ровать товары в целях таможенного оформления, что упрощает и ускоряет их перемещение через таможенную границу. Международная конвенция о гармо­низированной системе описания и кодирования товаров содержит условие, в соответствии с которым государства, подписавшие Конвенцию, обязаны при­менять ее в полном объеме без каких бы то ни было изменений и дополнений. Это условие гарантирует единый подход к описанию и классификации това­ров, что не препятствует государствам — участникам Конвенции создавать национальные товарно-таможенные номенклатуры, детализируя междуна­родную классификацию за пределами общепринятого шестизначного кода.

2. Международные организации, конвенции

и многосторонние соглашения в области таможенного дела

В целях координации и сотрудничества в таможенной сфере государства и иные субъекты международного таможенного права создали ряд международ­ных таможенных организаций. Среди них можно выделить международные уни­версальные и международные региональные таможенные организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.