Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные органы и их компетенция

Применительно к государственным органам и органам местного самоуправления не используется понятие правоспособности, дееспособности, в данном случае речь идёт о компетенции.

В законе нет понятия компетенции.

Компетенция подразумевает совокупность полномочий (прав и обязанностей) определённого гос. органа или органа местного самоуправления.

В налоговых отношениях участвуют (основные властные участники налоговых отношений):

Министерство по налогам и сборам – это налоговый орган, который является основным властным участником налоговых отношений

По прежнему законодательству до 1 января 1999 года (01.01.99 года вступил в силу НК РФ) федеральные органы налоговой полиции обладали теми же полномочиями, что и налоговые органы. Законодательство о местном самоуправлении предусматривало возможность формирования на муниципальном уровне своеобразной налоговой службы, которая занималась бы исключительно контролем за взиманием местных налогов. Органы внебюджетных фондов выполняли те же функции в отношении тех отчислений, которые взимались в эти фонды.

С принятием НК РФ законодатель пошёл по пути унификации функций в этой сфере – произошла передача всех полномочий Министерству по налогам и сборам.

При принятии части первой НК РФ законодатель пошёл следующим путём: федеральные органы налоговой полиции (сейчас – органы внутренних дел) не вправе проводить обычные проверки, их функции ограничены правоохранительной ролью.

Различные отчисления во внебюджетные фонды были преобразованы в единый социальный налог. В связи с этим полномочия по взиманию единого социального налога были переданы налоговому органу. А также был предусмотрен контроль налогового органа за уплатой остающихся платежей.

Некоторые полномочия остались у внебюджетных фондов (права по взысканию платежей по пенсионному страхованию – у Пенсионного фонда, уплата платежей по страхованию от несчастных случаев на производстве).

Полномочия Министерства по налогам и сборам очерчены в ст.31, 32 НК РФ (права и обязанности налоговых органов).

Нередко деление на права и обязанности оказывается условным, в сфере публичных органов сложно разделить права и обязанности (например: проведение налоговых проверок одновременно является и правом, и обязанностью налоговых органов).

Статус налоговых органов определяется также ФЗ «О налоговых органах» (раньше был закон «О государственной налоговой службе РФ», потом в связи с административным преобразованием Федеральной налоговой службы в Министерство по налогам и сборам, был изменён и закон).

Права и обязанности налоговых органов – рассматриваются в каждой конкретной сфере.

Некоторые из них:

- право налоговых органов производить взыскание задолженности (а также пени) с организаций в бесспорном порядке

- право налоговых органов обращаться с исковым требованием в суд о применении налоговых санкций

- право налоговых органов приостанавливать операции по счетам, накладывать арест на имущество

- право налоговых органов заключать договоры отсрочки и поручительства.

Некоторые права связаны с осуществлением налогового контроля (гл.14 НК):

- право производить выездные и камеральные налоговые проверки

- право осматривать помещения

- право производить выемку документов

Действует подразделение Министерства по налогам и сборам (ст.30 НК).

Министерство по налогам и сборам обладает сложной структурой:

1) Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам – осуществляет

руководство территориальными подразделениями.

Полномочия, перечисленные в ст.31, 32 НК, реализуют нижестоящие налоговые органы:

- районные инспекции

- инспекции в городах, не имеющих районного деления

- межрайонные инспекции

2) Управления, созданные на уровне области, республики – могут осуществлять налоговые полномочия в порядке перепроверки деятельности нижестоящих органов власти.

Уровень налогового органа не влияет на налоговые полномочия (полномочия органа в отношении налогоплательщика). Полномочия и процедура являются общими для всех налоговых органов. Различия в объёме полномочий проявляется в сфере административного права: нижестоящие органы в полном объёме деятельности подчиняются вышестоящим; это обычные отношения субординации в административном праве, но эти иерархические отношения не регулируются НК РФ.

Ст.30 НК помимо налоговых органов выделяет также органы, которые могут обладать определёнными полномочиями налоговых органов – это таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Таможенные органы

НК не регулирует полномочия таможенных органов, их регулирует Таможенный кодекс. НК указывает, что в тех случаях, когда речь идёт о взимании налогов и сборов, уплачиваемых в связи с пересечением таможенной границы РФ (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.), все права по осуществлению налогового контроля закрепляются за таможенными органами => в гл.14 НК допускается и распространение её положений на контролирующую деятельность таможенных органов.

Органы внебюджетных фондов

При взимании платежей, которые не входят в единый социальный налог, они поступают во внебюджетные фонды:

ü Пенсионный фонд

ü фонды обязательного социального страхования

ü фонды обязательного медицинского страхования.

Проблема: отношения при осуществлении персонифицированного учёта органами Пенсионного фонда (речь идёт о накопительной части пенсии; должны открываться лицевые счета, предоставляться сведения). Насколько эти органы должны подчиняться правилам гл.14 НК? Гл.14 НК предъявляет требования к акту проверки, устанавливает сроки и проч.

Финансовые органы – это отдельная категория властных участников налоговых отношений. Финансовые органы – это

ü федеральные органы (Министерство финансов РФ)

ü органы на уровне субъектов РФ

ü органы на муниципальном уровне.

В настоящее время их полномочия в сфере налоговых отношений значительно ограничивается принятием решений об изменении срока уплаты налога (когда налогоплательщик желает воспользоваться своим правом на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Здесь по существу принимается решение по вопросу о расходах бюджета. Положительное решение вопроса возможно в тех случаях, когда в бюджете имеется необходимый фонд для этих отсрочек (рассрочек).

Есть и другие органы, решающие вопрос об изменении сроков уплаты налогов и сборов, - это таможенные органы, суды.

Правоохранительные органы (отдел в рамках МВД)

Раньше была Федеральная служба налоговой полиции.

В последнее время степень их участия в налоговых отношениях снизилась.

Законодатель пошёл по пути отдельной регламентации деятельности этих органов (ст.36 НК)

Сейчас участие этих органов в налоговых отношениях ограничено: по запросу налогового органа сотрудники МВД могут быть привлечены к проведению выездной налоговой проверки. Это не означает, что правоохранительные органы наделены правами в сфере налогового контроля.

Прежняя редакция ст.36 НК закрепляла право правоохранительных органов проводить проверки, если у них было основание полагать, что в процессе проверки будет обнаружено налоговое правонарушение. Эти проверки не подчиняются общему режиму налоговых проверок (гл.14 НК). Федеральная служба налоговой полиции сама разрабатывала акт. Правоохранительные органы должны подчиняться УИК, закону «Об оперативно-розыскной деятельности».

Законодатель из ст.36 НК исключил указание о том, что органы внутренних дел могут проводить проверку. В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» было внесено изменение: проведение проверки названо как одно из оперативно-розыскных мероприятий.

Проблема: процедура проведения проверки. В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что проверку можно проводить «при наличии достаточных оснований полагать». Т.е. нет процедуры: какой акт составить, как его оформить, какие должны быть сведения. Поскольку нет процедуры, появляется простор возможностей для произвола. Нет чётких инструментов защиты прав налогоплательщика. Проведение проверки не регламентировано.

В гл.14 НК проверка регламентирована: указаны сроки, акты и т.д.

Как правило, за рубежом устанавливается более сложная система. Налоговый орган сам должен прийти к заключению о наличии правонарушения и передать материал правоохранительным органам для проведения проверки либо сами налоговые органы наделяются правоохранительными полномочиями.

Тема: Исполнение налоговой обязанности

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обязанности налогоплательщиков | Объект налогообложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.