Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность валового дохода, источники его образования




ТЕМА V. ВАЛОВОЙ ДОХОД

Предприятие питания за оказываемые им услуги по производ­ству, реализации и организации потребления взимает плату, кото­рую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных сырья и товаров, а также наценка на продукцию общественного питания. Поэтому валовой доход пред­приятия питания можно представить как сумму надбавок и наце­нок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономичес­кая категория представляет собой часть продажной цены на про­дукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия пита­ния и образования прибыли.

Роль и значение валового дохода как экономического показа­теля заключаются в следующем:

валовой доход является источником формирования прибыли;

за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения;

валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;

за счет валового дохода формируются различные бюджетные фонды (республиканский фонд поддержки производителей сель­хозпродукции, целевой бюджетный фонд стабилизации экономи­ки производителей сельхозпродукции и продовольствия, фонд, создаваемый для финансирования расходов, связанных с содержа­нием и ремонтом жилищного фонда);

за счет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.

Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолют­ных и относительных величинах. В абсолютных величинах ва­ловой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах — уровнем. Уровень вало­вого дохода рассчитывается как отношение суммы валового дохо­да к валовому товарообороту, выраженное в процентах:

Увд = ВД:ВТ x 100,

где ВД— сумма валового дохода;

ВТ— валовой товарооборот.

На предприятиях питания рекомендуется исчислять валовой до­ход по продукции собственного производства и покупным товарам.

Расчет уровня валового дохода по продукции собственного производства рекомендуется производить по формуле

Увд х Авд х 100
Увд(псп)=______________,

Дпсп(Авд-1)+100

где Авд — соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покуп­ным товарам, %; Дпсп—доля собственной продукции в товарообороте (базисная), %.

Уровень валового дохода по покупным товарам можно рассчи­тать следующим образом:

Увд(пт) = Увд{псп): Авд.

Как известно, за счет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы, налог на добавленную стоимость, производят отчисления в различные бюджетные фонды. В связи с этим необ­ходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход. Его ве­личину можно определить так:

ЧВД = ВД - ОС-А - БФ,

где ЧВД— чистый валовой доход, млн. руб.;

ОС— отчисления на пополнение оборотных средств, млн. руб.;

А — акцизный налог;

БФ — отчисления в бюджетные фонды.

Чтобы найти уровень чистого валового дохода, следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умножить на 100:

Учвд = ЧВД:ВТ x 100.

Одним из источников валового дохода предприятий питания является торговая надбавка. Ее величина должна покрыть вели­чину издержек обращения предприятий питания. Торговые над­бавки устанавливаются в процентах к оптовой свободно-отпуск­ной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусмат­ривает их регулирование исполнительными органами власти.

Небезынтересно узнать, что в развитых зарубежных странах используется более 20 различных скидок и надбавок. Наиболее распространенные из них — скидки на количество изделий в зака­занной партии, которые могут достигать 30 % цены; бонусные скидки или скидки за оборот, которые предоставляются постоян­ным партнерам; дилерские скидки, предоставляемые производи­телями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту; сезонные скидки; скрытые скидки в виде оказания бесплат­ных услуг, обучения персонала, предоставления бесплатных об­разцов и др.

Предприятия питания самостоятельно рассчитывают торго­вую надбавку (но не выше предельного размера) исходя из издер­жек, установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли.

При определении размера средней торговой надбавки реко­мендуется использовать следующую формулу:

Тн = ИО + К + Р + Н + СО,

где Тн — уровень торговой надбавки, %;

ИО — плановый уровень издержек обращения, кроме процентов

за кредит, %;

Н— налоги и отчисления в % к товарообороту;

СО — отчисления на пополнение собственных оборотных средств

в % к товарообороту;

К — проценты за кредит в % к товарообороту;

Р — рентабельность в % к товарообороту.

Другим важным элементом валового дохода предприятия пи­тания является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары. Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации собственной продукции и покупных товаров. Наценка на продукцию общественного пита­ния предназначена для покрытия издержек производства предпри­ятия. Она устанавливается в % к розничной цене.

По размеру наценок предприятия питания делятся на шесть ка­тегорий: супер-люкс, люкс, высшую, первую, вторую и третью. Самый высокий уровень наценок на предприятиях категории люкс, самый низкий — на предприятиях третьей наценочной кате­гории.

Предприятия питания определяют наценку на продукцию соб­ственного производства и покупные товары самостоятельно, но ее величина не должна превышать предельные размеры, устанавли­ваемые исполкомами. Расчетный уровень наценки может быть оп­ределен на основе себестоимости и нормативного уровня рента­бельности:

Унац = РУи + РУр,

где РУи — расчетный уровень издержек производства и обраще­ния (РУи =И: С x 100); РУр — расчетный уровень рентабельности; И— фактические издержки за период, предшествующий планиру­емому;

С — стоимость сырья в розничных ценах за период, предшествую­щий планируемому:

С=Т-Н,

где Т— товарооборот за период, предшествующий планируемому; Н — наценка за этот же период.

Расчетный уровень рентабельности определяется по формуле

Рур = П: С x 100,

где П — прибыль.

В свою очередь прибыль определяется так:

П = Р х Т: 100,

где Р — рентабельность товарооборота (норматив или рентабель­ность предшествующего периода).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.