Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие. Рыночная цена и ее функции




В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена.

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложение равны (рис. 2.5). Это означает, нет избытка продукции и нет дефицита продукции, что произведено, то и продано. Такая ситуация возникает на пересечении кривых спроса и предложения в точке Е. Только в этой точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца, что называется рыночной равновесной ценой.

 

Р S

Избыток

товара

 

E

Р1

дефицит

D

Q

Q1

Рис. 2.5 – Рыночное равновесие

Ес­ли цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок вернется в состояние покоя.

Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздейст­вием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т. е. пока не на­ступит равновесие.

Современные модели рыночного равновесия на микроуровне включают:

* паутинообразную модель. Эта модель наиболее извест­на. Суть ее состоит в том, что при отклонении цен от равновес­ного состояния происходит колебание цен и изменение количе­ства товара, реализуемого на рынке. В результате этого устанав­ливается рыночное равновесие между спросом и предложением;

* невальрасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равнове­сие может наступать путем изменения цен или количества това­ров, предлагаемых для реализации;

* модель очереди - установление рыночного равновесия с помощью очереди. Очередь означает, что для потребителя за­траты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и по­терь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой;

* модель рыночного равновесия при вмешательстве госу­дарства. При избытке товаров на рынке государство закупает эти избыточные товары. Следовательно, избыток ликвидируется и на­ступает экономическое равновесие. Когда же на рынке дефицит товаров, то государство выступает в качестве дополнительного поставщика товаров и наступает экономическое равновесие.

Таким образом, законы рынка корректируют цены с учетом экономических интересов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становится способом экономического развития. Именно это имел в виду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающей раз­витие общества.

Рыночная цена выполняет следующие функции:

* информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т. д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

* стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управ­ления производством и т. д.;

* распределительную. Ресурсы направляются в эффектив­ные отрасли и производства. Цены могут разорить или обога­тить товаропроизводителей;

* учетно-измерительную. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

* балансирующую. Цена устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.