КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Графики эластичности спроса по цене
1. Edp > 1 – сильное изменение величины спроса по цене. Снижение цены с р1 до р2 вызывает значительное увеличение спроса с Q1 до Q2, а общая выручка РQ возрастает (рис. 2.7 а). 2. Edp < 1 – слабое изменение величины спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, при этом общая выручка РQ падает (рис. 2.7 б). 3. Edp = 1 – единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса. Общая выручка остается неизменной (рис. 2.7 в).
а) б) в) Рис. 2.7 – Эластичность спроса На эластичность спроса по цене влияют следующие основные факторы: 1. Наличие товаров–заменителей. Спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным. 2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном. 3. Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости является малоэластичным. 4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях. Взаимосвязь рынков разных товаров и услуг носит универсальный характер. В самом простом случае, если потребители станут тратить больше денег на каком-либо одном рынке, то, значит, на другие рынки останется меньше денег. Существуют также и более тесные и конкретные взаимосвязи – это зависимость между рынками взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. Взаимодополняющими обычно являются сопутствующие друг другу товары, которые используются совместно. Механизм взаимодействия рынков взаимодополняющих товаров таков, что увеличение цены на один товар при неизменной кривой спроса приводит к падению величины спроса на этот товар и результате этого снижается спрос на взаимодополняющий товар (кривая спроса смещается влево) и, соответственно, снижается его цена.
Взаимозаменяемыми товарами являются такие, которые в той или иной мере удовлетворяют одну и ту же потребность. Снижение цены на один взаимозаменяемый товар при неизменной кривой спроса на него приводит к росту величины спроса на него и соответственно к уменьшению спроса (смещению кривой спроса влево) на товары-заменители. В результате снижается цены товаров-заменителей. Однако возможна и другая ситуация: если цена исходного товара меняется за счет сдвига самой кривой спроса. Если, например, спрос на исходный товар вырос, то цена на него также должна увеличиться. Но в этом случае спрос на взаимодополняющие товары также вырастет, а на взаимозаменяемые снизится. Таким образом, спрос на некоторые товары испытывает влияние динамики цен на другие товары и измерить значимость этого взаимного влияния позволяет расчет перекрестной эластичности спроса. Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара. Она возникает при использовании взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Перекрестная эластичность бывает трех видов: положительная, отрицательная и нулевая. 1. Если Е р (ху) < 0, то товары х и у – взаимодополняющие. С ростом цены одного товара потребление другого падает. 2. Если Е р (ху) > 0, то товары х и у – взаимозаменяемые. Так, повышение цены на кофе вызывает рост спроса на чай или подорожание сливочного масла увеличивает спрос на маргарин. 3. Если Е р (ху) = 0, то товары х и у – независимые. Эластичность спроса по доходу определяется изменением спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя. С ростом дохода товаров приобретается больше.
Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т.е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход–расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля (рис. 2.8).
Рис. 2.8 – Кривые Энгеля: а – нормальные товары; б – предметы роскоши; в – низкокачественные товары.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |