Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование на предприятии

ЛЕКЦИЯ 8. ЦЕНЫ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ИНФЛЯЦИЯ И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

В условиях рыночной экономики цены различают по особенностям купли-продажи товаров:

- "Базисная цена" используется для определения сорта или качества товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом.

- "Фактурная цена" (цена купли-продажи), определяется условиями поставки, согласованными в контракте; различают следующие фактурные цены:

- "Ех works ': когда продавец обязан поставить спортивный товар в распоряжение покупателя на своей фирме (или складе);

- "FОВ", когда товар поставляется продавцом на борт судна в порту, указанном в контракте;

- "CAF', когда продавец обязан оплатить все расходы по фрахту до места назначения товара;

- "CIF': то есть цена CAF, дополняемая обязательством продавца заключить договор страхования от риска гибели или порчи товара при перевозке.

- "Мировая цена ': определяемая в зависимости от вида товара: по одним товарам - уровнем цен стран-экспортеров, по другим - ценами бирж (аукционов), а по готовым изделиям – ценами ведущих фирм мира.

- "Номинальная цена" - денежные цены товаров, публикуемые в прейс- курантах, справочниках и биржевых котировках.

- «Оптовая цена»- цена, по которой спортивный товар поставляется крупными партиями.

- "Договорная цена: которая устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки её поставки, в течение которых цена не должна меняться.

В Российской Федерации переход к рынку предопределил радикальные изменения в механизме ценообразования. Введённая в 1992 г. система ценообразования базируется на ведущей роли и свободных рыночных цен. Основным документом, определяющими порядок ценообразования, является Постановление правительства РФ «О мерах по либерализации цен» и "Временное положение о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товаров на-родного потребления и услугu".

Согласно названному выше "Временному положению: свободные оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются изготовителем по согласованию с потребителями продукции (услуг), с учетом налога на добавленную стоимость. Они используются при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том числе с посредниками (включая снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации).

Структуру "свободной оптовой цены предприятия" на продукцию производственно-технического назначения можно представить в следующем виде: ("СОЦП птн") = С + П + НДС + СH, где: С - себестоимость изделия, П - прибыль от реализации изделий, НДС - налог на добавленную стоимость, СН – специальный налог.

"Специальный налог" предназначен для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики (в первую очередь - сельского хозяйства, угольной промышленности, ФКиС u др.), а общая сумма налoгoв доходит до 45% от СОЦП птн.

Закупочные цены - это цены на продукцию, поставляемую через посредников (торгово-закупочные и снабженческие организации). Они определяются, исходя из СОЦП птн и "снабженческо-сбытовой надбавки", уровень которой устанавливается по согласованию сторон (между посредником и потребителем, в том числе и торгующими организациями), но не более 25% (c НДС) к свободной отпускной цене.

При реализации населению продукции производственно технического назначения формируется «свободная (рыночная) розничная ценa» (СРЦ птн) на основе свободных оптовых цен и торговой надбавки:

 

СРЦ птн = С + П + НДС + СН + Нс + Нт,

 

где: Нт - торговая надбавка, Нс - снабженческо-сбытовая наценка.

Торговая надбавка определяется продавцом, исходя из конъюнктуры рынка (фактически сложившегося соотношения спроса и предложения).

Свободна (отпускная) цена на товары народного потребления (СЦ тнп) устанавливается (с учетом НДС) изготовителями по согласованию с розничными торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению, а также с посредниками.

По товарам народного потребления, облагаемым акцизами, в свободные отпускные цены включаются также суммы акцизов по установленным правительством ставкам (которые дифференцированы по видам продукции, - например, на легковые автомобили - 30%, меховые пальто - 35%, спирт питье-вой - 90%. Свободная (отпускная) цена на товары народного потребления имеет следующую структуру:

 

СЦтнп = С + П + НДС + СН + А,

 

где: А – акцизы по установленной ставке.

Закупочная цена на товары народного потребления (ЗЦ тнп)имеет вид:

 

ЗЦтнп = С+П+НДС+СН+А +Нс.

 

Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию (СОЦ имп) устанавливаются предприятиями и организациями, закупающими продукцию (спортивные moвapы) у иностранных поставщиков, исходя из конъюнктуры рынка, а также качества и потребительских свойств продукции (товара). Структура свободной оптовой цены (отпускной) на импортные товары

 

СОЦ имп = Цф + П + Н имп, где:

 

Цф - фактурная стоимость товара, П - пошлина (таможенный тариф); Н имn- налог на импорт.

Свободные (рыночные) розничные цены на импортные товары народного потребления (СРЦ имn) формируются, исходя из свободной отпускной цены торговой надбавки:

 

СРЦ имп = СОЦ имn + Н т = П + Н имп + Н т

 

Процесс движения к свободным (рыночным) ценам начался в нашей cтpaнe в 1988 г., когда в системе централизованно устанавливаемых цен появились "договорные цены ".

Договорные цены - это такие цены, которые устанавливаются по согласованию сторон (поставщика и потребителя) на определённые объемы продукции и сроки поставки, в течение которых цены не должны меняться. Затем в договорах стали предусматриваться определенные коэффициенты роста цен.

Одновременно стали широко применяться (с 1991г.) "регулируемые" цены, что явилось важным этапом в процессе перехода от административного установления цен к "свободным" ценам. С 1 января 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах либерализации цен" был начат переход на свободные (рыночные) цены.

По ограниченному кругу продукции производственно-технического назначения продолжали применяться государственные регулируемые цены (тарифы). Введение свободных цен без развитой рыночной инфраструктуры и в условиях монополизма предприятий-изготовителей продукции обусловило значительный рост цен на все виды продукции и спортивно-оздоровительный рост цен на все виды продукции и спортивно-оздоровительные услуги.

Постановлением Правительства РФ (от 11 августа 1992г.) введено государственное регулирование цен и тарифов на продукцию предпринимателей-монополистов. Однако отсутствие конкурентного ценообразования привело к его отмене (с 1 января 1994г.). Государственное регулирование цен сохранилось только на продукцию естественных монополий (железные дороги, электроэнергетика, связь, газ).

В зависимости от экономической ситуации применяется индексация цен (с учетом роста цен на материально-технические ресурсы). Отказываясь от расширения сферы прямого государственного регулирования цен, тем более необходимо усилить государственное влияние на создание оптимальной системы цен, позволяющей сочетать интересы общества производителя и потребителя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические аспекты организации труда работников физической культуры и спорта | Цены и теория ценообразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.