Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и монополия. Роль монополии в рыночной экономике




Рынок и конкуренция. Виды рынка и рыночной конкуренции.

Продавец или покупатель, попадая на тот или иной рынок, может оказаться в разных ситуациях, которые характеризуются рядом признаков: количеством и размером фирм, работающих на рынке, характером предлагаемого продукта, контролем над ценами и так далее. В зависимости от сочетания рыночных признаков, различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции. В свою очередь, рынок несовершенной конкуренции может быть рынком монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Монополию можно рассматривать двояко.

1) Как тип фирмы в виде крупнейшего предприятия, занимающего господствующее положение в определенной сфере национального хозяйства.

2) Под монополией понимается ситуация на рынке, при которой покупателям противостоит предприятие, продукция которого не имеет близких заменителей. В этом случае монополистом может оказаться небольшое предприятие, а крупная фирма может и не быть монополистом.

В силу различных обстоятельств монополии могут выступать в разных видах, в зависимости от экономических и политических условий. Закрытая монополия защищается юридическими запретами, налагаемыми на конкуренцию. Естественная монополия – это та, к которой относятся отрасли, где долгосрочные средние издержки будут минимальны в том случае, когда одна фирма обслуживает весь рынок. Открытой называется такая монополия, при которой одна фирма на некоторое время становится единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

В зависимости от проводимой ценовой политики каждая из трех видов монополии может выступать в форме простой монополии и монополии ценовой дискриминации. Простая монополия продает свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям. Монополия ценовой дискриминации устанавливает разные цены при одинаковых затратах на одну и ту же продукцию для разных покупателей. Ценовая дискриминация возможна при наличии трех условий:

1. Продавец должен обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование.

2. Продавец должен быть способен разделить покупателей на группы, каждая из которых имеет разную способность платить за одинаковый товар.

3. Первоначальный покупатель не должен иметь возможности перепродажи товаров. Если те, кто может купить дешево, смогут перепродать товар дороже, то они лишают монополию законной прибыли и подрывают политику ценовой дискриминации.

Характерные черты основных моделей рынка.

Модель Признак Чистая конкуренция Монополист. конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много (до 100) Несколько Одна
  Тип продукта   Стандартизированный   Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированн.   Уникальный    
    Контроль над ценами     Отсутствует. Цены определяет рынок   Незначительный. Есть Возможность договориться Ограниченный взаимной зависимостью, но м.б. значительным при тайном сговоре.     Значительный и даже полный
Условия вступления в отрасль Очень легкие препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Значительные препятствия, вызванные значительными затратами.     Блокировано.
    Неценовая конкуренция     Отсутствует Значительное внимание уделяется рекламе, торговым маркам и т.д. Очень типична при дифференцированных продуктах Осуществляется через рекламу и связи с общественными организациями
  Примеры   Сельское хозяйство     Розничная торговля (производство обуви) Производство металлов, автомобилей, с/х машин, бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования и крупные предприятия с уникальными ресурсами.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.