Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение




При анализе предложения различают понятия величина предложения и предложение. Величина предложения – это желание и способность производителей продать определенное количество товара по определенной цене при всех прочих равных условиях. Предложение – это желание и способность производителей продавать товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка, к которым относятся цены других товаров и ресурсов, характер технологий, налоги и субсидии, количество продавцов, политическая ситуация и т.д.

Закон предложения

Прямая зависимость между изменением цены какого-либо товара и величиной изменения предложения этого товара при всех прочих равных условиях называется законом предложения.

QSA = f(PA)

QSA

 

Если меняется цена, то происходит изменение величины предложения по кривой. Если на рынке меняется не только цена товара А, но и все прочие условия, то меняется само состояние предложения, а линия предложения сдвигается от первоначального положения.

Qs = F (PA, Pдр, Рресурсы, налоги, технологии)

S0
S1
Получим график зависимости предложения от совокупности факторов.

 
 


       
 
   
 

 


Равновесная цена.

Приспосабливаемость продавцов и покупателей друг к другу с точки зрения их экономических интересов происходит путем сближения цен спроса и предложения.

Когда цены спроса и предложения совпадают, возникает равновесная цена, которой соответствует и равновесный объем покупок и продаж.

РЕ = Рд = Ps QE = Qд = Qs

D
S
График цены равновесия и отклонения от нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок автоматически формирует равновесные цены лишь в условиях чистой конкуренции.

Цена равновесия образуется не только за счет изменения цен спроса и предложения на данный товар, но и за счет изменения прочих условий, сдвигающих кривые спроса или предложения.

 

График изменения предложения и равновесной цены.(1)   График изменения спроса и равновесной цены. (2)

 

P S1 P S0

S0

 

PE1 PE1

PE0 D1

D0 D0

Q Q

QE1 QE0 QE1 QE0

 

Если по каким-то причинам кривая S на графике 1 перемещается из положения S0 в S1, то с ростом цены равновесия уменьшается объем предложения, а по закону предложения он должен расти. Аналогично, если на графике 2 кривая Д перемещается из положения Д0 в Д1, то с ростом цены равновесия увеличивается объем спроса, а по закону спроса он должен уменьшаться. Обе эти ситуации могут создать видимость того, что законы спроса и предложения действуют не всегда или вообще не действуют. На самом деле эти законы действуют всегда, а точнее, действует единый закон спроса и предложения, на основе которого регулируется изменение цены и величины спроса - предложения на определенный товар или изменение равновесных цен на основе изменения спроса – предложения.

В одном случае происходит движение по кривой спроса и предложения, то есть меняется количество покупок или продаж, в другом случае сдвигается вся кривая спроса или предложения, то есть меняются желания и способности людей покупать или продавать определенный набор товаров.

Ценой устойчивого равновесия может быть признана лишь такая цена, при которой поставщики и потребители намерены продолжать поставки и закупки и при которой отсутствует стремление к повышению или понижению цен.

2. Ценовая эластичность спроса и предложения. Нарушение рыночного равновесия цен.

Розничные товары отличаются один от другого по степени реакции покупателей на их способность и желание увеличивать или уменьшать количество покупок в зависимости от изменения цен. Степень изменения количества покупаемого товара в зависимости от колебания рыночной цены называют эластичностью спроса по цене. Количественно ценовая эластичность измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене.

Качественно эластичность спроса по цене выражается в трех различных вариантах.

1) если снижение цены вызывает такой рост покупок, что общая выручка (Q x P) возрастает, то спрос называют эластичным, а коэффициент эластичности Кэл > 1.

2) если снижение цены в точности совпадает с ростом количества покупок, так что общая выручка остается неизменной, то эластичность спроса называют единичной. Кэл = 1.

3) если снижение цены вызывает настолько незначительный рост покупок, так что общая выручка падает, то спрос называют не эластичным, а Кэл<1.

Абсолютная неэластичность. (графики представляются в виде вертикальной линии) Абсолютная эластичность (горизонтальная линия).

 

 
 

 

 


Однако на одной и той же линии спроса или предложения в разных ее точках эластичность может быть разной.

Количественно и качественно эластичность предложения определяется аналогично ценовой эластичности спроса. Однако эластичность предложения является менее полезной для практики, так как она не показывает, что происходит с общей выручкой. Вместе с тем эластичность предложения помогает установить один очень важный факт: как изменение объема предложения в течение разных по длительности периодов времени влияет на равновесный уровень цен и продаж. В связи с этим в экономике различают три временных периода производства: мгновенный, краткосрочный и длительный, которым соответствуют аналогичные состояния рыночного равновесия.

Мгновенное равновесие устанавливается в столь малый отрезок времени, в течение которого изменить предложение невозможно, поэтому новое равновесие устанавливается за счет изменения цены.

Краткосрочное равновесие соответствует периоду времени, в течение которого объем предложения растет, но количество предприятий не меняется, а используются не задействованные мощности уже имеющихся предприятий; цены при этом растут, но не столь значительно, как в мгновенном периоде.

Длительное равновесие соответствует столь большому периоду времени, в течение которого могут появляться новые фирмы или исчезнут старые, а объем предложения растет не только за счет использования всех имеющихся экономических ресурсов, но и за счет новых. В течение этого периода устанавливается устойчиво равновесная цена.

Временные виды рыночного равновесия.

 

мгновенное равновесие краткосрочное равновесие длительное равновесие

 

 



Нарушение рыночного равновесия.

Нарушение рыночного равновесия возникает, когда в процесс конкурентного ценообразования вмешиваются государство или монополии. Государство может вводить налоги, дотации или субсидии, фиксировать цены, а монополии искусственно сокращать объем производства или повышать цены. Действия и государства и монополии нарушают таким образом сложившееся равновесие на рынке и формируют новый уровень цен и объем купли – продажи.

Иллюстрация нарушения рыночного равновесия.

Задача: Спрос и предложения на рынке товара А заданы уравнениями. Объем спроса Qд=9-Р, Qs=-6+2Р, где Q – объем спроса и предложения в миллионах штук, а Р – цена в рублях. Надо определить равновесный объем спроса и предложения и равновесную цену.

Из условия равновесия имеем:

9 - Р = - 6 + 2Р; 9 + 6 = 2Р + Р; 15 = 3Р; Р = 5 (цена равновесия);

РЕ = 5; QЕ = 4.

1) Допустим, что на данный товар вводится налог (акциз), уплачиваемый продавцом, в размере 1,5 руб. за штуку. Надо определить, как изменится равновесная цена, равновесный объем продаж и кто фактически заплатит налог: продавец или покупатель.

2) Допустим, что за каждую проданную единицу товара А производители получают дотации из бюджета в размере 1,5 руб. за штуку. Определить, как изменится цена, равновесный объем продаж.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.