Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Его набор предпочтений

Анализ выбора труд/досуг

Поскольку мы сочли полезным анализировать мотивацию к труду в контексте спроса на досуг, будет важным кратко описать факторы, определяющие спрос на то или иное благо. В основном спрос на товар шлется функцией трех факторов. К этим факторам относятся:

1) альтернативные издержки на товар (часто равные рыночной це­не);

2) уровень благосостояния индивидуума;

Например, потребление нефтепродуктов, используемых для отопления жилища, будет зависеть от их стоимости; при росте стоимости нефте­продуктов потребление их упадет, если не вмешается один из двух других факторов. С подъемом благосостояния люди предпочитают большее и более теплое жилище, на отопление которого требуется и больше нефтепродуктов. Но даже и в том случае, если цены на нефте­продукты и уровень благосостояния их потребителей остаются посто­янными, спрос энергии может возрасти под влиянием процессов паде­ния рождаемости и удлинения сроков жизни, - в этом случае увеличи­вается доля пожилого населения, нуждающегося в дополнительном тепле.

Эти изменения в структуре населения ведут к сдвигам в системе предпочтений, выражающимся в том числе и в стремлении людей жить в более теплых жилищах, что в свою очередь увеличивает спрос на неф­тепродукты. (Экономисты обычно полагают, что система предпочтений стабильна и не подвержена внезапным изменениям. Для объяснения динамики спроса важнейшее значение имеют такие факторы, как изме­нения цен и уровня благосостояния, которые наиболее всего подверже­ны воздействию со стороны правительства и рынка).

Прежде чем применить эти общие принципы анализа спроса к изучению спроса на досуг, зададим себе вопрос: "А каковы альтерна­тивные издержки досуга?" Стоимость часа, проведенного перед экра­ном телевизора, теоретически равняется сумме, которую человек мог бы за этот час заработать. Таким образом, альтернативные издержки одно­го часа досуга равны ставке заработной платы - дополнительному зара­ботку, который рабочий мог бы принести домой, проведи он этот час на производстве. Данный показатель альтернативных издержек досуга находится под воздействием ставки подоходного налога, что усиливает значение предельных издержек на досуг, ибо принятие решений о пред­ложении труда является производным (т.е. представляет собой приспо­собление к текущему поведению).

Далее необходимо понять сущность такого феномена, как благо­состояние, и научиться его измерять. Естественно, благосостояние семьи включает банковские счета, ценные бумаги и физическое имуще­ство. К "активам" работника и его семьи можно отнести его профес­сиональные навыки и умения, ибо последние могут быть преобразова­ны в заработную плату, получаемую от нанимателя за совершение определенной работы. Чем выше заработная плата человека, тем значительнее его "активы". К сожалению, измерить уровень благосостояния человека совсем не так просто. Гораздо проще измерить прибыль с активов работника - данные о совокупном доходе доступны, и их можно получить в правительственных органах. Поэтому экономисты часто используют данные о совокупном доходе в качестве индикатора благосостояния - эти два феномена находятся в тесной взаимосвязи.

Теория полагает, что в том случае, если наблюдается подъем уровня доходов при постоянном уровне заработной платы и неизмен­ной системе предпочтений, возрастает спрос на досуг. Иными словами, с увеличением совокупного дохода при постоянном уровне зарплаты сни­жается продолжительность желаемого рабочего времени. (И наоборот, при снижении уровня дохода и постоянной ставке заработной платы растет потребность в рабочем времени.) Изменения количества времени на досуг в ответ на изменения дохода (при сохранении постоянного уровня ставки зарплаты) экономисты называют эффектом дохода.

Эф­фект дохода основан на достаточно простой схеме: по мере роста совокупного дохода при постоянных альтернативных издержках на досуг возрастает потребность отводить последнему больше времени, т.е., меньше работать.

Решив, что человек использует имеющееся в его распоряжении время либо на удовлетворение своей потребности в досуге, либо на оплачиваемую работу, мы можем выразить эффект дохода в терминах как предложения рабочего времени, так и спроса на часы досуга. По­скольку главное внимание в данной главе мы уделяем проблематике предложения труда, попытаемся раскрыть смысл данного эффекта в контексте предложения.

Используя алгебраическую символику, определим эффект дохода в виде изменения продолжительности работы ( DH ), вызванного изме­нениями уровня доходов ( DY ) при стабильном уровне заработной платы W* ):

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Теория принятия решений о работе по найму | Графический анализ выбора труд/досуг : базовые категории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.