Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и совокупное предложение




Уровень цен.

 

Уровень цен – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.

Уровень цен выражается в виде индекса, который определяется как соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода (т.е. периода для которого рассчитывается уровень цен) и совокупной ценой идентичной (либо сходной) группы товаров и услуг в базисном периоде (т.е. периоде, который взят для сравнения).

Цена рыночной корзины данного года

I(данный год) = ----------------------------------------------------

Цена рыночной корзины базисного года

 

 

Необходимость измерения уровня цен объясняется важностью динамики этого показателя (инфляционные процессы). Кроме того, стоимостной объем производства разных лет (ВНП) может быть сопоставим только в том случае, если сохраняется устойчивость денежной единицы, что практически трудно достижимо. Исключить же влияние изменения уровня цен на динамику ВНП и помогает индекс цен.

 

 

 

При анализе макроэкономических закономерностей функционирования рынка применяются категории совокупного спроса (АD) и совокупного предложения (АS). АD и АS могут быть представлены как сумма индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны.

 

Р АD AS

 

 

 

PP 3

 

P1

Q

Q1 QP Q2

Пусть уровень цен в экономике представлен величиной Р1 (см. рис.). Кривая совокупного предложения показывает, что при данном уровне цен производство не превысит реальный объем производства национального продукта Q1. Однако уровень совокупного спроса в этом случае составит Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта повысит уровень цен до РР, что заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до QР, а потребителей – уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до QР. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.

Кривая совокупного спроса – кривая, указывающая на реальный объем национального производства, который общество готово приобрести при различных уровнях цен. Нисходящий характер кривой совокупного спроса указывает, чем ниже уровень цен, тем больше объем реального продукта производства, который будет куплен. И, наоборот, при росте индекса цен потребители станут приобретать меньше продукции.

Чтобы понять, что приводит к изменению в объеме национального продукта, следует отличать изменения величины спроса, вызванные изменением в уровне цен, от изменений в уровне спроса, вызванных неценовыми факторами.

Некоторые из неценовых факторов совокупного спроса (под воздействием этих факторов кривая совокупного спроса может перемещаться влево или вправо):

1. Благосостояние потребителя. С ростом доходов при тех же ценах спрос на все товары повышается.

2. Ожидание потребителя. Если люди ожидают рост цен, их спрос повысится.

3. Налоги. Рост налогов снизит спрос.

4. Ожидаемые прибыли от инвестиций.

5. Налоги с предприятий. Уменьшение налогов повысит спрос на инвестиционные ресурсы.

6. Изменения в государственных расходах. Рост государственных заказов ведет к увеличению спроса на товары.

 

Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может быть достигнут при различных уровнях цен.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

«1» - горизонтальный («кенсинианский») – изменяется национальный продукт,

но уровень цен остается постоянным. Т.е. на этом участке реальный объем производства (предложения) не достиг еще своего потенциального уровня, имеются резервы мощностей, запасы сырья, уровень занятости – неполный. На этом отрезке рост производства будет происходить за счет неиспользуемых ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен.

 
 


«2» - вертикальный («классический») – национальный продукт остается

постоянным («полная занятость»), уровень цен может меняться. На этом отрезке производство достигло своего потенциального уровня, когда все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость (подразумевается естественный уровень безработицы). За короткое время невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Если на этом этапе будет происходить рост спроса, то производство не сможет ответить на него увеличением предложения, и следствием будет лишь рост цен.

 
 


«3» - восходящий (промежуточный) – изменяется и реальный объем

производства, и уровень цен. На этом отрезке наблюдается одновременно и рост производства и рост цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню, но полная занятость возникает неравномерно и не одновременно по отраслям промышленности. На этом этапе рост спроса вызывает и рост производства, и некоторый инфляционный рост цен.

Некоторые неценовые факторы, влияющие на предложение:

1. Изменение цен на ресурсы (например, на импортные ресурсы). При удорожании ресурсов предложение уменьшится.

2. Изменение в производительности труда. При увеличении производительности предложение увеличится.

3. Изменение налогов. Снижение налогов с предприятий увеличит предложение.

 

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и реальный равновесный объем национального производства. В точке пересечения количество требуемой и произведенной продукции совпадает при данных ценах.

Любой из неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение, может сдвигать кривые вправо ил влево, в результате чего будет устанавливаться новая точка равновесия, соответствующая новым условиям.

Модель совокупного спроса и совокупного предложения показывает, что последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит:

1) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объема национального производства, но не затрагивает уровня цен;

2) на вертикальном отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем производства не может выйти за пределы достигнутого потенциального уровня;

3) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема национального производства, так и уровня цен.

 

Контрольные вопросы.

1. Назовите функции цены в современной рыночной экономике.

2. Перечислите виды цен.

3. Что такое уровень цен и почему возникает необходимость его исчисления?

4. Чем характеризуются совокупный спрос и совокупное предложение? В чем их отличие от индивидуального спроса и индивидуального предложения?

5. Какие три варианта макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения вам известны?

6. Охарактеризуйте механизм определения точки равновесия в модели совокупного спроса и совокупного предложения.

 

Тема 12: Инфляция и формы ее проявления. Антиинфляционная политика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.